Великов
Андрей
Владимирови
ч
Подписан: Великов Андрей Владимирович
DN: ИНН=662900661900, СНИЛС=00824638137,
E=dkharlov77@mail.ru, C=RU, S=Свердловская область,
L=Новоуральск, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ГИМНАЗИЯ
№ 41""", G=Андрей Владимирович, SN=Великов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1,
CN=Великов Андрей Владимирович
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: г. Новоуральск, Свердловская область
Дата: 2021-07-08 13:42:59
Foxit Reader Версия: 9.0.1
2
Итоговый
индивидуальный
проект
представляет
собой
самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении
длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой
работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой
помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать
по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник.
Итоговый индивидуальный проект является учебным проектом,
выполняемым обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную
и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, иную).
Итоговый индивидуальный проект является основным средством
оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения Основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ «Гимназия № 41». Основной процедурой итоговой
оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
основного общего образования, Основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41».
2. Данное Положение регламентирует деятельность гимназии по
организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП)
в связи с реализацией ФГОС ООО.
3. Проектная деятельность является одной из форм организации
учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение
качества образования, способствует демократизации стиля общения
педагогов и учащихся.
4. Руководителем ИИП и консультантом ИИП может являться
учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, другой
участник образовательных отношений.
5. Итоговый индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно в течение длительного периода (не менее одного полугодия
3
учебного года), в том числе в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом, по выбранной учащимся теме.
6. Проект
может
носить
предметную,
метапредметную,
межпредметную направленность.
Для формирования поля проектной деятельности и её организации
учителя каждой предметной кафедры ежегодно определяют тематику
проектов по своему направлению с указанием предполагаемого продукта
проекта по каждой теме.
7. Выбор темы итогового индивидуального проекта осуществляется
учащимися 8 классов в декабре текущего учебного года, 9 классов в сентябре
текущего учебного года из предложенного списка (при необходимости).
8. Ученики вправе самостоятельно определять тему проекта и
предполагаемый продукт с учетом согласования ее с руководителем проекта
или с классным руководителем.
9. Выполнение итогового индивидуального проекта обязательно для
каждого обучающегося 8-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС
ООО. Невыполнение итогового индивидуального проекта является
академической задолженностью в рамках промежуточной или итоговой
аттестации, академическая задолженность подлежит обязательной пересдаче
в установленные сроки.
10. Итоговый индивидуальный проект является основным средством
оценки метапредметных результатов, разрабатывается учащимися в рамках
элективного курса «Проектная деятельность», либо в рамках внеурочной
деятельности и самостоятельной работы, либо в рамках индивидуального
учебного плана.
11. Оценка результатов выполнения и защиты итогового
индивидуального проекта является составляющей внутреннего мониторинга
метапредметных результатов обучающихся, оценивание носит уровневый
характер: «выше достаточного», «достаточный», «ниже достаточного».
12. Итоговый индивидуальный проект может быть информационным,
творческим, социальным, прикладным, инновационным, конструкторским,
инженерным, иным.
13. Оценка выполнения и защиты итогового индивидуального
проекта в 8 классе оформляется в письменном виде и доводится до сведения
учащихся и их родителей. В журнале по элективному курсу выставляется
отметка «зачет». Запись о выполнении итогового индивидуального проекта
выставляется в личном деле, а также в аттестате об основном общем
образовании.
4
14. Высокие результаты выполнения итогового индивидуального
проекта являются основанием для получения дополнительных баллов при
конкурсном индивидуальном отборе в 10 класс для профильного обучения в
МАОУ "Гимназия № 41".
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15. Для формирования набора тем проектной деятельности учителяпредметники в составе предметной кафедры определяют тематику проектов
по своим предметам, помимо этого темы проектной деятельности могут
определять классные руководители, педагоги и другие участники
образовательных отношений.
16. Информация о возможных темах проектов на текущий учебный
год доводится до учащихся и их родителей ежегодно (сентябрь).
17. Для итоговой аттестации учащихся 9-х классов выбор тем
итоговых индивидуальных проектов каждым учащимся рассматривается на
заседании педагогического совета МАОУ «Гимназия № 41» и утверждается
приказом директора. Изменение темы проекта обучающимся 9 классов
допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим
проектную деятельность, рассматривается на заседании педагогического
совета МАОУ «Гимназия № 41» и утверждается приказом директора.
18. При защите итогового индивидуального проекта по итогам
изучения курса «Проектная деятельность» в 8 классе каждый ученик
заполняет установленную форму для самооценки уровня сформированности
УУД (приложение № 1). Аналогичную форму заполняют руководитель
проекта (тьютор) и/или учитель-консультант. Защита проекта проводится в
присутствии не менее 2-х педагогов-экспертов в соответствии с критериями
оценивания (приложение № 2). По итогам защиты проекта ученик получает
одну из рекомендаций: «проект рекомендован к итоговой аттестации»,
«проект рекомендован к итоговой аттестации с доработкой», «проект не
рекомендован к итоговой аттестации», а также «зачет» или «незачет» за
курс.
Получение
отметки
«незачет»
является
академической
задолженностью в рамках промежуточной аттестации, которая подлежит
обязательной пересдаче в установленные сроки.
19. В начале учебного года в параллели девятых классов проводится
публичная защита нескольких успешных проектных работ (по итогам
защиты в 8-х классах по рекомендации экспертов) в качестве примера для
остальных учащихся параллели.
20. Защита ИИП учащихся 9-х классов проходит в январе учебного
года в соответствии с критериями защиты в присутствии экспертной
5
комиссии (не менее 3-х человек). За защиту ИИП каждый ученик получает
оценку по уровням: «ниже достаточного», «достаточный», «выше
достаточного». Процедура апелляции не предусмотрена в силу
коллегиальности принятия решения об оценке ИИП. В случае защиты на
уровнях «достаточный», «выше достаточного» ученик получает отметку
«зачет», в случае «ниже достаточного» – «незачет». «Незачет» является
академической задолженностью в рамках итоговой аттестации, которая
подлежит обязательной пересдаче в установленные сроки.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ИИП
21. Проектная работа (ИИП), выполненная обучающимся,
представляется в день защиты проектов в отдельной папке в печатном виде
(при необходимости и на электронном носителе).
22. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке
включаются:
выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к
проекту (объёмом не более одной печатной страницы);
проектная работа с соблюдением структуры и оформления
проектной работы;
электронная презентация для защиты проектной работы.
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
23. Обучающийся обязан:
выбрать тему итогового индивидуального проекта;
посещать консультации и занятия по подготовке ИИП;
ответственно относиться к требованиям и рекомендациям
руководителя проекта;
подготовить продукт проектной деятельности, текст проектной
работы, краткую пояснительную записку, публичный отчет в виде
мультимедийной презентации;
нести ответственность за качество и своевременность выполнения
итогового индивидуального проекта.
24. Обучающийся имеет право:
получать
консультации
и
информационную
поддержку
руководителя и учителя-консультанта, родителей, социальных партнеров на
любом этапе выполнения ИИП;
6
использовать для выполнения ИИП ресурсы МАОУ «Гимназия №
41» и иных организаций, учреждений.
25. Руководитель проекта обязан:
совместно с обучающимся определить тему, цель и задачи работы,
ресурсы (при необходимости) и план работы по итоговому индивидуальному
проекту;
координировать деятельность участника проекта, обеспечивает
постоянный контроль за ходом и сроками производимых работ;
контролировать ход работы в соответствии с планом работы,
который составил учащийся для выполнения проекта,
совместно с учителем-консультантом выявлять затруднения,
оказывать помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
26. Руководитель проекта имеет право:
требовать от обучающего своевременного и качественного
выполнения работы;
использовать в своей работе имеющиеся в гимназии
информационные ресурсы;
обращаться к классному руководителю, администрации гимназии и
родителям обучающегося (законным представителям) в случае непосещения
учебных занятий и систематического несоблюдения сроков реализации
плана индивидуального образовательного проекта.
27. Консультант проекта обязан:
согласовывать свои действия с руководителем проекта;
содействовать качественному выполнению плана работы над
индивидуальным образовательным проектом;
проводить индивидуальные консультации для обучающихся по
предметному содержанию проектных работ;
оповещать руководителя проекта, администрацию гимназии об
отсутствии обращений учащихся за консультацией (ежемесячно), а также в
случае систематического непосещения консультативных занятий.
28. Консультант проекта имеет право:
требовать от обучающего своевременного и качественного
выполнения работы;
использовать в своей работе имеющиеся в гимназии
информационные ресурсы;
обращаться к классному руководителю, администрации гимназии и
родителям обучающегося (законным представителям) в случае непосещения
7
учебных занятий и систематического несоблюдения сроков реализации
плана итогового индивидуального проекта
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИИП
29. Контроль соблюдения сроков осуществляют руководитель
проекта и учитель-консультант.
30. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет
классный руководитель.
31. Организация и контроль ликвидации задолженностей по
проектной деятельности осуществляется работниками администрации,
курирующими данное направление.
8
Приложение № 1
Таблица для оценивания универсальных учебных действий по оценке итогового
индивидуального проекта учащегося в рамках итоговой аттестации
Критерии
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла
3 Оценивание
учебных действий
4 Коррекция
учебных действий
в процессе
решения
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся
Самостоятельно
принимает
анализирует
проблему,
ситуацию, в
сформулированную процессе
учителем, в
обсуждения с
процессе
учителем выявляет
обсуждения с
проблему,
учителем
совместно
определяет задачи
определяет задачи
цель проекта
и формулирует
цель проекта
Принимает и
Определяет
выполняет
последовательност
предложенный
ь действий,
план действий по
планирует время
выполнению
для выполнения
проекта, не
проекта
распределяет время
на выполнение
проекта, требует
постоянного
внимания со
стороны учителя
Высказывает
По заданному
оценочное
алгоритму
суждение о
определяет
результатах
правильность
выполнения
выполнения
проекта и этапов
проекта и этапов
проектной
проектной
деятельности в
деятельности,
рамках проектной
определяет
деятельности,
соответствие
совместно с
результата
учителем
поставленной цели,
устанавливает
высказывает
соответствие
оценочное
результата
суждение
поставленной цели
Под руководством
Самостоятельно
учителя выявляет
выявляет
проблемы в
затруднения в
выполнении
процессе работы
проекта, вносит
над проектом,
коррективы в
совместно с
организацию и
учителем вносит
планирование
коррективы в
отсутствие
проявления
критерия
2 Планирование
проектной
деятельности в
соответствии с
поставленной
целью и задачами
отсутствие проявления критерия
1 Постановка
проблемы,
определение
задач,
целеполагание
Самостоятельно
формулирует
проблему,
анализирует
причины ее
существования,
самостоятельно
определяет задачи
и цель проекта
Определяет
возможные пути
выполнения
проекта,
необходимые при
этом ресурсы и
время, выбирает
эффективный путь
решения
Самостоятельно
делает вывод о
правильности
выполнения и
высказывает
аргументированное
суждение о
соответствии
результата
поставленной цели
Самостоятельно
определяет
возникающие
затруднения и
вносит коррективы
в организацию и
планирование
проектной
9
деятельности
5 Самоконтроль
Совместно с
учителем
анализирует
ошибки, причины
их возникновения,
определяет
действия,
необходимые для
их устранения
Совместно с
учителем выявляет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта
6 Определение
причин
успеха/неуспеха
выполнения
проекта
(рефлексия)
3 Выбор основания
и критериев для
проведения
сравнения,
деятельности
Самостоятельно
определяет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта
Самостоятельно
определяет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта,
конструктивно
действует в
ситуации
неопределенности
или неуспеха
Познавательные универсальные учебные действия
Применяет
Совместно с
логические
учителем
действия в
определяет
соответствии с
необходимость и
предложенным
целесообразность
алгоритмом
использования
выполнения
логических
проекта
операций для
выполнения
проекта
отсутствие проявления критерия
1 Использование
логических
действий для
выполнения
проекта
(сравнения,
анализа, синтеза,
обобщения,
индукции и
дедукции,
аналогии)
2 Установление
причинноследственных
связей
организацию и
планирование
проектной
деятельности
Анализирует
допущенные
ошибки, совместно
с учителем
определяет
причины их
возникновения
Под руководством
учителя выявляет
причины
наблюдаемых или
изучаемых явлений
Совместно с
учителем
определяет
причину
наблюдаемых или
изучаемых
явлений,
самостоятельно
устанавливает
причинноследственные
взаимосвязи
Под руководством
учителя проводит
классификацию,
типологию и
Из предложенного
перечня выбирает
основание или
критерии для
Самостоятельно
определяет
причины
затруднений,
анализирует
допущенные
ошибки и причины
их возникновения
Самостоятельно
определяет
необходимость и
целесообразность
проведения
логических
операций в
соответствии с
задачами и целью
проекта
Самостоятельно
устанавливает
причинноследственные
связи,
аргументировано
объясняет
наблюдаемые или
изучаемые
явления, все
возможные
причины их
возникновения
Самостоятельно
определяет
основание или
критерии для
10
типологии,
классификации
4 Создание и
использование
знаков, моделей и
символов для
выполнения
проекта
5 Смысловое
чтение (работа с
информационным
и источниками)
сравнение с
помощью
предложенных
критериев или
оснований
Применяет знаки,
символы и модели
в соответствии с
предложенным
алгоритмом
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею
текста, выстраивает
последовательност
ь описанных
событий
6 Формулирование
выводов
на
основе
полученной
информации
С помощью
учителя делает
выводы на основе
полученной
информации
7 Поиск, сбор и
представление
информации в
соответствии с
учебной задачей
Задает вопросы,
указывающие на
отсутствие
информации,
необходимой для
выполнения
проекта, совместно
с учителем
определяет, что
необходимо для
выполнения
поставленных
задач в рамках
проекта
С помощью
учителя составляет
конспекты, тезисы,
представляет
информацию в
наглядносимвольной форме
8 Представление
информации в
сжатой или
наглядносимвольной
форме (в виде
таблиц, схем,
диаграмм)
проведения
сравнений,
классификаций,
типологии
сравнений,
классификаций,
типологии
Самостоятельно
использует знаки,
символы и
предложенные
модели
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею
текста, выстраивает
последовательност
ь описанных
событий,
использует
информацию из
текста для
выполнения
проекта
Делает вывод
(присоединяется к
выводу) на основе
полученной
информации и
приводит хотя бы
один аргумент
Самостоятельно
использует знаки,
символы, создает и
преобразует
модели для
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею и
контекст,
использует и
преобразует
информацию из
предложенного
текста
Определяет
недостаточность
информации для
выполнения
поставленной
задачи в рамках
проекта,
осуществляет ее
сбор под
руководством
учителя
Самостоятельно
составляет тезисы,
конспекты,
использует
информацию,
представленную в
наглядносимвольной форме
Делает
аргументированны
й вывод на основе
критического
анализа текста,
сопоставления
различных точек
зрения
Определяет, что и
в каком объеме
необходимо для
выполнения
поставленной
задачи в рамках
проекта,
самостоятельно
осуществляет
поиск информации
Самостоятельно
составляет тезисы,
конспекты,
представляет и
использует
информацию в
наглядносимвольной форме
11
1 Организация
учебного
сотрудничества
при выполнении
проекта
Коммуникативные универсальные учебные действия
Необоснован Взаимодействует с Избирательно
но
возможными
взаимодействует с
отказывается консультантами
возможными
/ не умеет
только при полном консультантами
обеспечить
сопровождении
(учитель, родители,
эффективное учителя (по
ученики,
взаимодейств указанию учителя) специалисты),
ие с учителем
исходя из личных
в рамках
симпатий,
выполнения
высказывает свое
проекта
мнение, признает
мнение других
2 Понимает
и Не
принимает идеи высказывает
другого человека собственных
идей, не
понимает и
не принимает
идеи другого
человека
Высказывает идеи
(или свое
отношение к идеям
других), возникшие
непосредственно
при обсуждении
Предлагает и
обосновывает свои
идеи, высказывает
отношение к
мнениям
возможных
консультантов
3 Разрешение
конфликтных
ситуаций
Создает
конфликтные
ситуации, не
идет на их
разрешение
В случае
возникновения
конфликтной
ситуации
нуждаются в
посторонней
помощи
4 Использование
речевых средств в
соответствии с
проектом
Не
выстраивает
монологичес
кую речь
даже с
помощью
учителя,
ограничивает
ся
односложны
ми
высказывани
ями
В случае
возникновения
конфликтной
ситуации в
процессе
выполнения
проекта выходит из
них только с
помощью учителя
Использует
речевые средства
для отображения
своих мыслей,
чувств, с помощью
учителя
выстраивает
монологическую
речь и диалог в
соответствии с
нормами родного
языка
Владеет речевыми
средствами для
отображения своих
мыслей, чувств, с
помощью учителя
выстраивает
монологическую
речь в соответствии
с нормами родного
языка, участвует в
диалоге
Взаимодействует с
различными
консультантами,
исходя из
требований
проектных задач,
делает все
возможное для
эффективного
выполнения
поставленных
задач, отстаивает
свою точку зрения,
обсуждает
предложенные
идеи
Высказывает
собственные идеи,
сопоставляет их с
мнениями других
участников, делает
выводы и
принимает
совместные
решения
Умеет избегать и
самостоятельно
решать
конфликтную
ситуацию
Осознанно
использует
речевые средства в
соответствии с
учебной задачей,
владеет устной и
письменной речью
в соответствии с
нормами родного
языка (адекватно
возрасту)
1
2
3
4
5
0- отсутствие критерия
1 - частично выражен
2 - полностью выражен
итого
Готовность к дискуссии,
доброжелательность, контактность
Представление проекта
Аргументированность ответов
ФИО участника, класс
Свободное владение материалом
Качество презентации
Наличие и качество продукта
Соответствие выводов
поставленным целям и задачам
Объём и глубина знаний по теме,
эрудиция
Содержание проекта
Логичность изложения,
убедительность изложения
Формулировка темы, проблемы
проектной работы
Наличие планирования проектной
деятельности (этапы, сроки, т.д.)
Описание продукта (замысла)
Соответствие и полнота
теоретического материала
Конкретность целей и задач
Соответствие оформления
проектной работы требованиям
Актуальность выбранной темы
проекта. Обоснование проблемы.
Личная позиция автора
12
Приложение № 2
ФИО эксперта ____________________________________________________________________________________________________
Форма для фиксирования результатов оценки публичной защиты индивидуального проекта
Выступление, ответы на
вопросы