Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающегося основного общего образования

Великов
Андрей
Владимирови
ч

Подписан: Великов Андрей Владимирович
DN: ИНН=662900661900, СНИЛС=00824638137,
E=dkharlov77@mail.ru, C=RU, S=Свердловская область,
L=Новоуральск, O="МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ""ГИМНАЗИЯ
№ 41""", G=Андрей Владимирович, SN=Великов,
OID.1.2.840.113549.1.9.2=1.2.643.3.61.1.1.6.502710.3.4.2.1,
CN=Великов Андрей Владимирович
Основание: я подтверждаю этот документ своей
удостоверяющей подписью
Местоположение: г. Новоуральск, Свердловская область
Дата: 2021-07-08 13:42:59
Foxit Reader Версия: 9.0.1

2

Итоговый
индивидуальный
проект
представляет
собой
самостоятельную работу, осуществляемую обучающимся на протяжении
длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. В ходе такой
работы обучающийся (автор проекта) самостоятельно или с небольшой
помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать
по плану – это один из важнейших не только учебных, но и социальных
навыков, которым должен овладеть школьник.
Итоговый индивидуальный проект является учебным проектом,
выполняемым обучающимся в рамках одного или нескольких учебных
предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов
деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную
и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,
социальную, художественно-творческую, иную).
Итоговый индивидуальный проект является основным средством
оценки метапредметных результатов, полученных обучающимися в ходе
освоения Основной образовательной программы основного общего
образования МАОУ «Гимназия № 41». Основной процедурой итоговой
оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового
индивидуального проекта.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с требованиями
федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
основного общего образования, Основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41».
2. Данное Положение регламентирует деятельность гимназии по
организации работы над итоговым индивидуальным проектом (далее ИИП)
в связи с реализацией ФГОС ООО.
3. Проектная деятельность является одной из форм организации
учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение
качества образования, способствует демократизации стиля общения
педагогов и учащихся.
4. Руководителем ИИП и консультантом ИИП может являться
учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, другой
участник образовательных отношений.
5. Итоговый индивидуальный проект выполняется обучающимся
самостоятельно в течение длительного периода (не менее одного полугодия

3

учебного года), в том числе в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом, по выбранной учащимся теме.
6. Проект
может
носить
предметную,
метапредметную,
межпредметную направленность.
Для формирования поля проектной деятельности и её организации
учителя каждой предметной кафедры ежегодно определяют тематику
проектов по своему направлению с указанием предполагаемого продукта
проекта по каждой теме.
7. Выбор темы итогового индивидуального проекта осуществляется
учащимися 8 классов в декабре текущего учебного года, 9 классов в сентябре
текущего учебного года из предложенного списка (при необходимости).
8. Ученики вправе самостоятельно определять тему проекта и
предполагаемый продукт с учетом согласования ее с руководителем проекта
или с классным руководителем.
9. Выполнение итогового индивидуального проекта обязательно для
каждого обучающегося 8-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС
ООО. Невыполнение итогового индивидуального проекта является
академической задолженностью в рамках промежуточной или итоговой
аттестации, академическая задолженность подлежит обязательной пересдаче
в установленные сроки.
10. Итоговый индивидуальный проект является основным средством
оценки метапредметных результатов, разрабатывается учащимися в рамках
элективного курса «Проектная деятельность», либо в рамках внеурочной
деятельности и самостоятельной работы, либо в рамках индивидуального
учебного плана.
11. Оценка результатов выполнения и защиты итогового
индивидуального проекта является составляющей внутреннего мониторинга
метапредметных результатов обучающихся, оценивание носит уровневый
характер: «выше достаточного», «достаточный», «ниже достаточного».
12. Итоговый индивидуальный проект может быть информационным,
творческим, социальным, прикладным, инновационным, конструкторским,
инженерным, иным.
13. Оценка выполнения и защиты итогового индивидуального
проекта в 8 классе оформляется в письменном виде и доводится до сведения
учащихся и их родителей. В журнале по элективному курсу выставляется
отметка «зачет». Запись о выполнении итогового индивидуального проекта
выставляется в личном деле, а также в аттестате об основном общем
образовании.

4

14. Высокие результаты выполнения итогового индивидуального
проекта являются основанием для получения дополнительных баллов при
конкурсном индивидуальном отборе в 10 класс для профильного обучения в
МАОУ "Гимназия № 41".
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
15. Для формирования набора тем проектной деятельности учителяпредметники в составе предметной кафедры определяют тематику проектов
по своим предметам, помимо этого темы проектной деятельности могут
определять классные руководители, педагоги и другие участники
образовательных отношений.
16. Информация о возможных темах проектов на текущий учебный
год доводится до учащихся и их родителей ежегодно (сентябрь).
17. Для итоговой аттестации учащихся 9-х классов выбор тем
итоговых индивидуальных проектов каждым учащимся рассматривается на
заседании педагогического совета МАОУ «Гимназия № 41» и утверждается
приказом директора. Изменение темы проекта обучающимся 9 классов
допускается по согласованию с заместителем директора, курирующим
проектную деятельность, рассматривается на заседании педагогического
совета МАОУ «Гимназия № 41» и утверждается приказом директора.
18. При защите итогового индивидуального проекта по итогам
изучения курса «Проектная деятельность» в 8 классе каждый ученик
заполняет установленную форму для самооценки уровня сформированности
УУД (приложение № 1). Аналогичную форму заполняют руководитель
проекта (тьютор) и/или учитель-консультант. Защита проекта проводится в
присутствии не менее 2-х педагогов-экспертов в соответствии с критериями
оценивания (приложение № 2). По итогам защиты проекта ученик получает
одну из рекомендаций: «проект рекомендован к итоговой аттестации»,
«проект рекомендован к итоговой аттестации с доработкой», «проект не
рекомендован к итоговой аттестации», а также «зачет» или «незачет» за
курс.
Получение
отметки
«незачет»
является
академической
задолженностью в рамках промежуточной аттестации, которая подлежит
обязательной пересдаче в установленные сроки.
19. В начале учебного года в параллели девятых классов проводится
публичная защита нескольких успешных проектных работ (по итогам
защиты в 8-х классах по рекомендации экспертов) в качестве примера для
остальных учащихся параллели.
20. Защита ИИП учащихся 9-х классов проходит в январе учебного
года в соответствии с критериями защиты в присутствии экспертной

5

комиссии (не менее 3-х человек). За защиту ИИП каждый ученик получает
оценку по уровням: «ниже достаточного», «достаточный», «выше
достаточного». Процедура апелляции не предусмотрена в силу
коллегиальности принятия решения об оценке ИИП. В случае защиты на
уровнях «достаточный», «выше достаточного» ученик получает отметку
«зачет», в случае «ниже достаточного» – «незачет». «Незачет» является
академической задолженностью в рамках итоговой аттестации, которая
подлежит обязательной пересдаче в установленные сроки.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ИИП
21. Проектная работа (ИИП), выполненная обучающимся,
представляется в день защиты проектов в отдельной папке в печатном виде
(при необходимости и на электронном носителе).
22. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке
включаются:
 выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
 подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к
проекту (объёмом не более одной печатной страницы);
 проектная работа с соблюдением структуры и оформления
проектной работы;
 электронная презентация для защиты проектной работы.
ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
23. Обучающийся обязан:
 выбрать тему итогового индивидуального проекта;
 посещать консультации и занятия по подготовке ИИП;
 ответственно относиться к требованиям и рекомендациям
руководителя проекта;
 подготовить продукт проектной деятельности, текст проектной
работы, краткую пояснительную записку, публичный отчет в виде
мультимедийной презентации;
 нести ответственность за качество и своевременность выполнения
итогового индивидуального проекта.
24. Обучающийся имеет право:
 получать
консультации
и
информационную
поддержку
руководителя и учителя-консультанта, родителей, социальных партнеров на
любом этапе выполнения ИИП;

6

 использовать для выполнения ИИП ресурсы МАОУ «Гимназия №
41» и иных организаций, учреждений.
25. Руководитель проекта обязан:
 совместно с обучающимся определить тему, цель и задачи работы,
ресурсы (при необходимости) и план работы по итоговому индивидуальному
проекту;
 координировать деятельность участника проекта, обеспечивает
постоянный контроль за ходом и сроками производимых работ;
 контролировать ход работы в соответствии с планом работы,
который составил учащийся для выполнения проекта,
 совместно с учителем-консультантом выявлять затруднения,
оказывать помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
26. Руководитель проекта имеет право:
 требовать от обучающего своевременного и качественного
выполнения работы;
 использовать в своей работе имеющиеся в гимназии
информационные ресурсы;
 обращаться к классному руководителю, администрации гимназии и
родителям обучающегося (законным представителям) в случае непосещения
учебных занятий и систематического несоблюдения сроков реализации
плана индивидуального образовательного проекта.
27. Консультант проекта обязан:
 согласовывать свои действия с руководителем проекта;
 содействовать качественному выполнению плана работы над
индивидуальным образовательным проектом;
 проводить индивидуальные консультации для обучающихся по
предметному содержанию проектных работ;
 оповещать руководителя проекта, администрацию гимназии об
отсутствии обращений учащихся за консультацией (ежемесячно), а также в
случае систематического непосещения консультативных занятий.
28. Консультант проекта имеет право:
 требовать от обучающего своевременного и качественного
выполнения работы;
 использовать в своей работе имеющиеся в гимназии
информационные ресурсы;
 обращаться к классному руководителю, администрации гимназии и
родителям обучающегося (законным представителям) в случае непосещения

7

учебных занятий и систематического несоблюдения сроков реализации
плана итогового индивидуального проекта
КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ИИП
29. Контроль соблюдения сроков осуществляют руководитель
проекта и учитель-консультант.
30. Контроль охвата детей проектной деятельностью осуществляет
классный руководитель.
31. Организация и контроль ликвидации задолженностей по
проектной деятельности осуществляется работниками администрации,
курирующими данное направление.

8
Приложение № 1
Таблица для оценивания универсальных учебных действий по оценке итогового
индивидуального проекта учащегося в рамках итоговой аттестации
Критерии
0 баллов
1 балл
2 балла
3 балла

3 Оценивание
учебных действий

4 Коррекция
учебных действий
в процессе
решения

Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся
Самостоятельно
принимает
анализирует
проблему,
ситуацию, в
сформулированную процессе
учителем, в
обсуждения с
процессе
учителем выявляет
обсуждения с
проблему,
учителем
совместно
определяет задачи
определяет задачи
цель проекта
и формулирует
цель проекта
Принимает и
Определяет
выполняет
последовательност
предложенный
ь действий,
план действий по
планирует время
выполнению
для выполнения
проекта, не
проекта
распределяет время
на выполнение
проекта, требует
постоянного
внимания со
стороны учителя
Высказывает
По заданному
оценочное
алгоритму
суждение о
определяет
результатах
правильность
выполнения
выполнения
проекта и этапов
проекта и этапов
проектной
проектной
деятельности в
деятельности,
рамках проектной
определяет
деятельности,
соответствие
совместно с
результата
учителем
поставленной цели,
устанавливает
высказывает
соответствие
оценочное
результата
суждение
поставленной цели
Под руководством
Самостоятельно
учителя выявляет
выявляет
проблемы в
затруднения в
выполнении
процессе работы
проекта, вносит
над проектом,
коррективы в
совместно с
организацию и
учителем вносит
планирование
коррективы в

отсутствие
проявления
критерия

2 Планирование
проектной
деятельности в
соответствии с
поставленной
целью и задачами

отсутствие проявления критерия

1 Постановка
проблемы,
определение
задач,
целеполагание

Самостоятельно
формулирует
проблему,
анализирует
причины ее
существования,
самостоятельно
определяет задачи
и цель проекта
Определяет
возможные пути
выполнения
проекта,
необходимые при
этом ресурсы и
время, выбирает
эффективный путь
решения

Самостоятельно
делает вывод о
правильности
выполнения и
высказывает
аргументированное
суждение о
соответствии
результата
поставленной цели

Самостоятельно
определяет
возникающие
затруднения и
вносит коррективы
в организацию и
планирование
проектной

9
деятельности

5 Самоконтроль

Совместно с
учителем
анализирует
ошибки, причины
их возникновения,
определяет
действия,
необходимые для
их устранения
Совместно с
учителем выявляет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта

6 Определение
причин
успеха/неуспеха
выполнения
проекта
(рефлексия)

3 Выбор основания
и критериев для
проведения
сравнения,

деятельности

Самостоятельно
определяет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта

Самостоятельно
определяет
причины
успеха/неуспеха
выполнения
проекта,
конструктивно
действует в
ситуации
неопределенности
или неуспеха

Познавательные универсальные учебные действия
Применяет
Совместно с
логические
учителем
действия в
определяет
соответствии с
необходимость и
предложенным
целесообразность
алгоритмом
использования
выполнения
логических
проекта
операций для
выполнения
проекта

отсутствие проявления критерия

1 Использование
логических
действий для
выполнения
проекта
(сравнения,
анализа, синтеза,
обобщения,
индукции и
дедукции,
аналогии)
2 Установление
причинноследственных
связей

организацию и
планирование
проектной
деятельности
Анализирует
допущенные
ошибки, совместно
с учителем
определяет
причины их
возникновения

Под руководством
учителя выявляет
причины
наблюдаемых или
изучаемых явлений

Совместно с
учителем
определяет
причину
наблюдаемых или
изучаемых
явлений,
самостоятельно
устанавливает
причинноследственные
взаимосвязи

Под руководством
учителя проводит
классификацию,
типологию и

Из предложенного
перечня выбирает
основание или
критерии для

Самостоятельно
определяет
причины
затруднений,
анализирует
допущенные
ошибки и причины
их возникновения

Самостоятельно
определяет
необходимость и
целесообразность
проведения
логических
операций в
соответствии с
задачами и целью
проекта
Самостоятельно
устанавливает
причинноследственные
связи,
аргументировано
объясняет
наблюдаемые или
изучаемые
явления, все
возможные
причины их
возникновения
Самостоятельно
определяет
основание или
критерии для

10
типологии,
классификации

4 Создание и
использование
знаков, моделей и
символов для
выполнения
проекта
5 Смысловое
чтение (работа с
информационным
и источниками)

сравнение с
помощью
предложенных
критериев или
оснований
Применяет знаки,
символы и модели
в соответствии с
предложенным
алгоритмом
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею
текста, выстраивает
последовательност
ь описанных
событий

6 Формулирование
выводов
на
основе
полученной
информации

С помощью
учителя делает
выводы на основе
полученной
информации

7 Поиск, сбор и
представление
информации в
соответствии с
учебной задачей

Задает вопросы,
указывающие на
отсутствие
информации,
необходимой для
выполнения
проекта, совместно
с учителем
определяет, что
необходимо для
выполнения
поставленных
задач в рамках
проекта
С помощью
учителя составляет
конспекты, тезисы,
представляет
информацию в
наглядносимвольной форме

8 Представление
информации в
сжатой или
наглядносимвольной
форме (в виде
таблиц, схем,
диаграмм)

проведения
сравнений,
классификаций,
типологии

сравнений,
классификаций,
типологии

Самостоятельно
использует знаки,
символы и
предложенные
модели
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею
текста, выстраивает
последовательност
ь описанных
событий,
использует
информацию из
текста для
выполнения
проекта
Делает вывод
(присоединяется к
выводу) на основе
полученной
информации и
приводит хотя бы
один аргумент

Самостоятельно
использует знаки,
символы, создает и
преобразует
модели для
выполнения
проекта
Выделяет
основную идею и
контекст,
использует и
преобразует
информацию из
предложенного
текста

Определяет
недостаточность
информации для
выполнения
поставленной
задачи в рамках
проекта,
осуществляет ее
сбор под
руководством
учителя

Самостоятельно
составляет тезисы,
конспекты,
использует
информацию,
представленную в
наглядносимвольной форме

Делает
аргументированны
й вывод на основе
критического
анализа текста,
сопоставления
различных точек
зрения
Определяет, что и
в каком объеме
необходимо для
выполнения
поставленной
задачи в рамках
проекта,
самостоятельно
осуществляет
поиск информации

Самостоятельно
составляет тезисы,
конспекты,
представляет и
использует
информацию в
наглядносимвольной форме

11
1 Организация
учебного
сотрудничества
при выполнении
проекта

Коммуникативные универсальные учебные действия
Необоснован Взаимодействует с Избирательно
но
возможными
взаимодействует с
отказывается консультантами
возможными
/ не умеет
только при полном консультантами
обеспечить
сопровождении
(учитель, родители,
эффективное учителя (по
ученики,
взаимодейств указанию учителя) специалисты),
ие с учителем
исходя из личных
в рамках
симпатий,
выполнения
высказывает свое
проекта
мнение, признает
мнение других

2 Понимает
и Не
принимает идеи высказывает
другого человека собственных
идей, не
понимает и
не принимает
идеи другого
человека

Высказывает идеи
(или свое
отношение к идеям
других), возникшие
непосредственно
при обсуждении

Предлагает и
обосновывает свои
идеи, высказывает
отношение к
мнениям
возможных
консультантов

3 Разрешение
конфликтных
ситуаций

Создает
конфликтные
ситуации, не
идет на их
разрешение

В случае
возникновения
конфликтной
ситуации
нуждаются в
посторонней
помощи

4 Использование
речевых средств в
соответствии с
проектом

Не
выстраивает
монологичес
кую речь
даже с
помощью
учителя,
ограничивает
ся
односложны
ми
высказывани
ями

В случае
возникновения
конфликтной
ситуации в
процессе
выполнения
проекта выходит из
них только с
помощью учителя
Использует
речевые средства
для отображения
своих мыслей,
чувств, с помощью
учителя
выстраивает
монологическую
речь и диалог в
соответствии с
нормами родного
языка

Владеет речевыми
средствами для
отображения своих
мыслей, чувств, с
помощью учителя
выстраивает
монологическую
речь в соответствии
с нормами родного
языка, участвует в
диалоге

Взаимодействует с
различными
консультантами,
исходя из
требований
проектных задач,
делает все
возможное для
эффективного
выполнения
поставленных
задач, отстаивает
свою точку зрения,
обсуждает
предложенные
идеи
Высказывает
собственные идеи,
сопоставляет их с
мнениями других
участников, делает
выводы и
принимает
совместные
решения
Умеет избегать и
самостоятельно
решать
конфликтную
ситуацию

Осознанно
использует
речевые средства в
соответствии с
учебной задачей,
владеет устной и
письменной речью
в соответствии с
нормами родного
языка (адекватно
возрасту)

1

2

3

4

5
0- отсутствие критерия
1 - частично выражен
2 - полностью выражен
итого

Готовность к дискуссии,
доброжелательность, контактность

Представление проекта
Аргументированность ответов

ФИО участника, класс
Свободное владение материалом

Качество презентации

Наличие и качество продукта

Соответствие выводов
поставленным целям и задачам

Объём и глубина знаний по теме,
эрудиция

Содержание проекта

Логичность изложения,
убедительность изложения

Формулировка темы, проблемы
проектной работы

Наличие планирования проектной
деятельности (этапы, сроки, т.д.)

Описание продукта (замысла)

Соответствие и полнота
теоретического материала

Конкретность целей и задач

Соответствие оформления
проектной работы требованиям
Актуальность выбранной темы
проекта. Обоснование проблемы.
Личная позиция автора

12

Приложение № 2
ФИО эксперта ____________________________________________________________________________________________________
Форма для фиксирования результатов оценки публичной защиты индивидуального проекта
Выступление, ответы на
вопросы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».