Положение об экскурсионно-образовательной деятельности

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
от «11» апреля 2016 г. № 31

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ЭКСКУРСИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Новоуральский городской округ

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Экскурсионно – образовательная деятельность организуется в соответствии с
нормативными документами:
 письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994
года № 59-М «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной
работы с учащимися»;
 Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г.
 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны
здоровья обучающихся (утверждены приказом Минобрнауки России от 28
декабря 2010 г. № 2106);
 письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации
внеурочной деятельности при введении федерального государственного
образовательного стандарта общего образования";
 постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об
утверждении

СанПиН

2.4.2.2821-10

"Санитарно-эпидемиологические

требования к условиям организации обучения в общеобразовательных
учреждениях"» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10).
 Уставом МАОУ «Гимназия № 41».
1.2. Экскурсионные

дни

являются

формой

организации

образовательной

деятельности в МАОУ «Гимназия № 41» , позволяющей повысить качество
учебно-воспитательной работы и внеурочной деятельности внешкольными
средствами.
1.3. Систему

взаимосвязанных

форм

организации

экскурсионно

–

образовательной деятельности с обучающимися составляют: уроки с
использованием учебного и краеведческого материала по предметам;
элективные курсы и предметные кружки; программные и внепрограммные
экскурсии; туристские прогулки, походы; многодневные путешествия и
экспедиции; туристско-краеведческие кружки, секции, клубы, общества и
др.; туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования,
слеты, конференции, выставки и школьные музеи.

2. ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 популяризация экскурсионной деятельности среди обучающихся;
 социализация обучающихся;
 приобретение новых знаний, расширение кругозора школьников;
 изучение истории, культуры родного края;
 воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине.
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Принципы организации экскурсионно – образовательной деятельности :
 дидактизм:

научность,

связь

с

жизнью,

доступность,

системность,

доходчивость и убедительность;
 содержательность;
 наглядность;
 эмоциональность;
 активность.
3.2.

Выбор объектов для посещения определяется задачами образовательного

процесса, возрастными особенностями, интересами и склонностями учащихся,
материальными и техническими возможностями.
Объектами экскурсий могут быть:
- места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием
общества и государства;
-

здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и

деятельностью выдающихся личностей, церкви, храмы, произведения архитектуры
и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных
предприятий, фортификационные и инженерные сооружения (крепости, мосты,
башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;
-

природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, природные

заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

-

экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей,

постоянных и временных выставок;
-

памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с

захоронениями, земляные валы, дороги, святилища, каналы и др.;
-

памятники

искусства

—

произведения

изобразительного,

декоративно-

прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство;
-

промышленные предприятия и их музеи, производственные и творческие

мастерские, промышленные и научно-технические выставки;
-

органы государственного и местного управления, различные ведомства,

общественные организации;
- научные и образовательные учреждения, лектории, планетарии, библиотеки,
архивы.
3.3. Виды экскурсий:
 вводная экскурсия перед изучением соответствующей темы в классе с целью
подготовки учащихся к восприятию новой темы, возбудить интерес и дать
импульс к последующим занятиям;
 урок-экскурсия, когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с
последующей систематизацией и закреплением экскурсионного материала
на уроке;
 общеобразовательная экскурсия, направленная на расширение общего
культурного кругозора учащихся;
 культурно – познавательная экскурсия;
 экскурсия профессионально ориентирующего характера.
4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ
ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.1. Экскурсионные дни проводится в соответствии с годовым планом работы
гимназии и не зависимо от удаленности места проведения от образовательного
учреждения только при согласовании с администрацией.

4.2. Для проведения экскурсионного дня приказом директора школы для каждой
группы определяются: тема экскурсии, место и сроки проведения экскурсии, состав
группы, ответственный учитель – руководитель группы.
4.3. Учащиеся, не принимающие участие в экскурсиях по уважительной причине,
обязаны посещать занятия в школе по специально составленному расписанию.
4.4. Сопровождающими группу могут быть назначены только учителя гимназии.
Количество сопровождающих должно быть не менее 2-х человек на группу.
Назначение руководителя/сопровождающих подтверждается приказом директора
образовательного учреждения.
4.5.

Общая

подготовка

экскурсионного

дня

предусматривает

следующее

распределение функций:
Администрация школы:
- определение перечня объектов посещения;
- сбор информации о времени работы и порядке допуска к предполагаемым
объектам посещения, маршруте и способе транспортировки учащихся;
- установление контактов с ответственными лицами за прием экскурсантов на
предполагаемых объектах посещения с целью заключения договоров о проведении
экскурсий;
- назначение учителей – руководителей групп;
Руководитель группы:
- сбор информации об учебном потенциале предполагаемых объектов посещения;
- подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (накопление знаний по
данной теме, определение цели и задач экскурсии);
-

информирование учащихся и родителей (законных представителей)

о

предполагаемых экскурсиях порядке и сроках формирование групп;
- осуществляет контакты с организацией и учреждениями, содействующими
проведению экскурсий;
- несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, за безопасность проведения
мероприятия, за выполнение всеми членами правил техники безопасности и правил
поведения в соответствии с инструкцией по безопасности для обучающихся ИБ.
012-2015 «Для участников туристических походов, экскурсий, прогулок» и ИБ.
027-2015 «При поездках на автомобильном транспорте»;

- определяет состав группы и средство передвижения;
- проводит инструктаж по ТБ и правилам поведения, обеспечивающим
безопасность

проведения

экскурсии

с

обязательной

записью

в

журнале

инструктажа;
- проводит предварительную разъяснительную работу (ввести учащихся в тему
экскурсии);
- принимает необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности
участников экскурсий;
- организовывает в случае необходимости оперативную помощь нуждающимся в
ней учащимся.
4.6. Подготовительная работа с группой включает в себя:
- учебно-методическую подготовку – вводную беседу, постановку заданий;
- информационную подготовку – краткое сообщение о теме и длительности
экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени и месте
отправления и возвращения, санитарных остановках, решение вопросов питания;
- организационную подготовку – инструктаж учащихся о правилах поведения и
технике безопасности в пути и при посещении экскурсионного объекта.
4.7. Итоги экскурсионного дня (методические и учебные результаты экскурсий,
качество их подготовки и проведения, поведение и степень заинтересованности
учащихся, целесообразность повторного посещения того или иного объекта)
подводятся на совещании учителей школы и/или родительском собрании и
классном собрании.
4.8.

При

организации

экскурсионной

деятельности

с

транспортировкой

обучающихся к месту проведения экскурсии посредством автотранспортных
средств:
4.8.1. запрещается привлекать к перевозкам частный автотранспорт;
4.8.2.

перевозчиком

может

служить

только

официальная

транспортная

организация, имеющая лицензию не предоставление услуг по перевозке детей;
4.8.3. транспортное средство, предоставляемое для перевозки детей должно иметь
талон о прохождении государственного технического осмотра водитель должен
иметь оформленный путевой лист. Транспортное средство должно быть
оборудовано аптечкой с полным набором необходимых медикаментов

и

перевязочных средств, огнетушителями, табличками «Дети», расположенными
спереди и сзади;
4.8.4. перед посадкой детей в транспортное средство следует провести
дополнительный

инструктаж

по

вопросам

поведения

при

поездке

в

автотранспортных средствах, правилах посадки и высадки, поведении на проезжей
части;
4.8.5. перед посадкой детей транспортное средство должен быть осмотрено
сотрудниками ГИБДД, о чем должен быть составлен соответствующий акт;
4.8.6. при несоблюдении хотя бы одного из требований к автотранспортному
средству, перевозка детей категорически запрещена.
4.9. Во время подготовки и проведения экскурсии категорически запрещается:
 организовывать

экскурсионно

–

образовательную

деятельность

без

предварительного уведомления администрации гимназии;
 заключать договор на экскурсионное обслуживание с организациями, не
имеющими государственной лицензии на работу с детьми;
 осуществлять

экскурсии

без

оснащения

мобильной

связью

сопровождающих;
 выступать

в

родительского

качестве

сопровождающих

комитета,

родителям

группы

(законным

представителям
представителям),

родственникам или любым другим лицам (представитель туристической
фирмы,

представитель

туристической

стороны

при

экскурсиях

на

предприятие, техническим сотрудникам образовательного учреждения и т.п.)
4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. В перечень предлагаемых экскурсий приоритетно должны быть включены
объекты, посещение которых не предполагает материальных затрат со стороны
учащихся.
5.2. Заключение договора на экскурсионное обслуживание и финансирование
экскурсионно – образовательной деятельности регламентируется Положением о
порядке и условиях внесения физическими и юридическими лицами добровольных
пожертвований и целевых взносов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».