Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» УТВЕРЖДЕНО приказом директора от «11» апреля 2016 г. № 31 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСКУРСИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Новоуральский городской округ 1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1.Экскурсионно – образовательная деятельность организуется в соответствии с нормативными документами: письмо Министерства образования Российской Федерации от 9 июня 1994 года № 59-М «Об организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися»; Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273 от 29 декабря 2012 г. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106); письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"; постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10). Уставом МАОУ «Гимназия № 41». 1.2. Экскурсионные дни являются формой организации образовательной деятельности в МАОУ «Гимназия № 41» , позволяющей повысить качество учебно-воспитательной работы и внеурочной деятельности внешкольными средствами. 1.3. Систему взаимосвязанных форм организации экскурсионно – образовательной деятельности с обучающимися составляют: уроки с использованием учебного и краеведческого материала по предметам; элективные курсы и предметные кружки; программные и внепрограммные экскурсии; туристские прогулки, походы; многодневные путешествия и экспедиции; туристско-краеведческие кружки, секции, клубы, общества и др.; туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции, выставки и школьные музеи. 2. ЗАДАЧИ ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ популяризация экскурсионной деятельности среди обучающихся; социализация обучающихся; приобретение новых знаний, расширение кругозора школьников; изучение истории, культуры родного края; воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Принципы организации экскурсионно – образовательной деятельности : дидактизм: научность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность; содержательность; наглядность; эмоциональность; активность. 3.2. Выбор объектов для посещения определяется задачами образовательного процесса, возрастными особенностями, интересами и склонностями учащихся, материальными и техническими возможностями. Объектами экскурсий могут быть: - места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства; - здания и сооружения, мемориалы и памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, церкви, храмы, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, фортификационные и инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки; - природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, природные заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.; - экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок; - памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, святилища, каналы и др.; - памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно- прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. искусство; - промышленные предприятия и их музеи, производственные и творческие мастерские, промышленные и научно-технические выставки; - органы государственного и местного управления, различные ведомства, общественные организации; - научные и образовательные учреждения, лектории, планетарии, библиотеки, архивы. 3.3. Виды экскурсий: вводная экскурсия перед изучением соответствующей темы в классе с целью подготовки учащихся к восприятию новой темы, возбудить интерес и дать импульс к последующим занятиям; урок-экскурсия, когда новый материал раскрывается в ходе экскурсии с последующей систематизацией и закреплением экскурсионного материала на уроке; общеобразовательная экскурсия, направленная на расширение общего культурного кругозора учащихся; культурно – познавательная экскурсия; экскурсия профессионально ориентирующего характера. 4. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1. Экскурсионные дни проводится в соответствии с годовым планом работы гимназии и не зависимо от удаленности места проведения от образовательного учреждения только при согласовании с администрацией. 4.2. Для проведения экскурсионного дня приказом директора школы для каждой группы определяются: тема экскурсии, место и сроки проведения экскурсии, состав группы, ответственный учитель – руководитель группы. 4.3. Учащиеся, не принимающие участие в экскурсиях по уважительной причине, обязаны посещать занятия в школе по специально составленному расписанию. 4.4. Сопровождающими группу могут быть назначены только учителя гимназии. Количество сопровождающих должно быть не менее 2-х человек на группу. Назначение руководителя/сопровождающих подтверждается приказом директора образовательного учреждения. 4.5. Общая подготовка экскурсионного дня предусматривает следующее распределение функций: Администрация школы: - определение перечня объектов посещения; - сбор информации о времени работы и порядке допуска к предполагаемым объектам посещения, маршруте и способе транспортировки учащихся; - установление контактов с ответственными лицами за прием экскурсантов на предполагаемых объектах посещения с целью заключения договоров о проведении экскурсий; - назначение учителей – руководителей групп; Руководитель группы: - сбор информации об учебном потенциале предполагаемых объектов посещения; - подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (накопление знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии); - информирование учащихся и родителей (законных представителей) о предполагаемых экскурсиях порядке и сроках формирование групп; - осуществляет контакты с организацией и учреждениями, содействующими проведению экскурсий; - несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, за безопасность проведения мероприятия, за выполнение всеми членами правил техники безопасности и правил поведения в соответствии с инструкцией по безопасности для обучающихся ИБ. 012-2015 «Для участников туристических походов, экскурсий, прогулок» и ИБ. 027-2015 «При поездках на автомобильном транспорте»; - определяет состав группы и средство передвижения; - проводит инструктаж по ТБ и правилам поведения, обеспечивающим безопасность проведения экскурсии с обязательной записью в журнале инструктажа; - проводит предварительную разъяснительную работу (ввести учащихся в тему экскурсии); - принимает необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников экскурсий; - организовывает в случае необходимости оперативную помощь нуждающимся в ней учащимся. 4.6. Подготовительная работа с группой включает в себя: - учебно-методическую подготовку – вводную беседу, постановку заданий; - информационную подготовку – краткое сообщение о теме и длительности экскурсии, протяженности и продолжительности маршрута, времени и месте отправления и возвращения, санитарных остановках, решение вопросов питания; - организационную подготовку – инструктаж учащихся о правилах поведения и технике безопасности в пути и при посещении экскурсионного объекта. 4.7. Итоги экскурсионного дня (методические и учебные результаты экскурсий, качество их подготовки и проведения, поведение и степень заинтересованности учащихся, целесообразность повторного посещения того или иного объекта) подводятся на совещании учителей школы и/или родительском собрании и классном собрании. 4.8. При организации экскурсионной деятельности с транспортировкой обучающихся к месту проведения экскурсии посредством автотранспортных средств: 4.8.1. запрещается привлекать к перевозкам частный автотранспорт; 4.8.2. перевозчиком может служить только официальная транспортная организация, имеющая лицензию не предоставление услуг по перевозке детей; 4.8.3. транспортное средство, предоставляемое для перевозки детей должно иметь талон о прохождении государственного технического осмотра водитель должен иметь оформленный путевой лист. Транспортное средство должно быть оборудовано аптечкой с полным набором необходимых медикаментов и перевязочных средств, огнетушителями, табличками «Дети», расположенными спереди и сзади; 4.8.4. перед посадкой детей в транспортное средство следует провести дополнительный инструктаж по вопросам поведения при поездке в автотранспортных средствах, правилах посадки и высадки, поведении на проезжей части; 4.8.5. перед посадкой детей транспортное средство должен быть осмотрено сотрудниками ГИБДД, о чем должен быть составлен соответствующий акт; 4.8.6. при несоблюдении хотя бы одного из требований к автотранспортному средству, перевозка детей категорически запрещена. 4.9. Во время подготовки и проведения экскурсии категорически запрещается: организовывать экскурсионно – образовательную деятельность без предварительного уведомления администрации гимназии; заключать договор на экскурсионное обслуживание с организациями, не имеющими государственной лицензии на работу с детьми; осуществлять экскурсии без оснащения мобильной связью сопровождающих; выступать в родительского качестве сопровождающих комитета, родителям группы (законным представителям представителям), родственникам или любым другим лицам (представитель туристической фирмы, представитель туристической стороны при экскурсиях на предприятие, техническим сотрудникам образовательного учреждения и т.п.) 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКСКУРСИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.1. В перечень предлагаемых экскурсий приоритетно должны быть включены объекты, посещение которых не предполагает материальных затрат со стороны учащихся. 5.2. Заключение договора на экскурсионное обслуживание и финансирование экскурсионно – образовательной деятельности регламентируется Положением о порядке и условиях внесения физическими и юридическими лицами добровольных пожертвований и целевых взносов.