биология 5

2

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные результаты освоения курса основного общего образования отражают:
1)сформированность у обучающихся социально значимых понятий, усваиваемых в
единстве урочной и воспитательной деятельности:
- об отношениях человека и природы, о сущности, месте и роли человека в природной
среде, о сохранении биосферы, об адаптации человека к природным условиям и
использовании своих знаний для построения разумных отношений с окружающей средой, о
природе как источнике производственной активности и основе материального труда человека;
- о научной картине мира, о сущности закономерностей развития природы и общества, о
понимании этих закономерностей как условии формирования осознанной жизненной позиции
личности, её социально-политических, нравственных и эстетических взглядов и идеалов;
2) сформированность заинтересованности в расширении знаний об устройстве мира и
общества;
- интереса к самопознанию;
- к творческой деятельности;
- готовности к саморазвитию и самообразованию;
- способность к адаптации в динамично изменяющейся социальной и информационной
среде;
- освоение основ целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки, общественной практики и индивидуальному своеобразию обучающихся
(популяризация научных знаний);
3)сформированность ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ
жизни, исключающей употребление алкоголя, наркотиков, курение, нанесение иного вреда
здоровью и направленный на физическое самосовершенствование на основе подвижного
образа жизни, занятий физической культурой и спортом;
-навыков безопасного и здорового образа жизни, в первую очередь, санитарногигиенических, связанных с правильным питанием; необходимости самозащиты от
информации, причиняющей вред здоровью и психическому развитию, в том числе, в
Интернет-среде (физическое воспитание и формирование культуры здоровья);
4)стремление к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования с учетом многообразия мира профессий, профессиональных
предпочтений и участия в профориентационной деятельности;
-сформированность уважения к людям труда и их трудовым достижениям, к результатам
труда других людей, в том числе, бережного отношения к личному и школьному имуществу,
уважительного отношения к труду на основе опыта заинтересованного участия в социально
значимом труде (трудового воспитание);
5)сформированность основ экологической культуры, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
-формирование нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии
(экологическое воспитание).
Метапредметные
Метапредметные результаты освоения курса основного общего образования отражают:

3

1)
познавательными универсальными учебными действиями:
- переводить практическую задачу в учебную;
-умение формулировать учебно-познавательную задачу, обосновывать ее своими
интересами, мотивами, учебными потребностями, поставленными проблемами;
-способность выбирать способ решения задачи из изученных, оценивать
целесообразность и эффективность выбранного алгоритма;
-умение самостоятельно составлять алгоритм (или его часть) для решения учебной
задачи, учитывать время, необходимое для этого;
-умение выбирать методы познания окружающего мира (наблюдение, исследование,
опыт, проектная деятельность и пр.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение проводить по самостоятельно составленному плану опыт, эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; умение формулировать
обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования,
презентовать полученные результаты;
-умение использовать уместно базовые межпредметные понятия и термины,
отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего
мира;
-умение осуществлять логические операции по установлению родовидовых отношений,
ограничению понятия, группировке понятий по объему и содержанию;
-умение выделять и структурировать признаки объектов (явлений) по заданным
существенным основаниям;
-умение осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому
понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
-умение распознавать ложные и истинные утверждения;
-умение устанавливать существенный признак классификации, основания для сравнения;
критерии проводимого анализа, формулировать выводы по их результатам;
- умение приводить аргументы, подтверждающие собственное обобщение, вывод с
учетом существующих точек зрения;
-умение использовать знаково-символические средства для представления информации и
создания несложных моделей изучаемых объектов;
-умение преобразовывать предложенные модели в текстовый вариант представления
информации, а также предложенную текстовую информацию в модели (таблица, диаграмма,
схема и др.) в соответствии с поставленной учебной задачей;
-умение строить план, схему, алгоритм действия, исправлять (восстанавливать,
дополнять) предложенный алгоритм на основе имеющихся знаний об изучаемом объекте;
-умение делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии;
-умение осуществлять анализ требуемого содержания, различать его фактическую и
оценочную составляющую, представленного в письменном источнике, диалоге, дискуссии.
2) овладение навыками работы с информацией:
-умение работать с информацией (выбор, анализ, ранжирование, систематизация и
интерпретация информации различного вида, оценка ее соответствия цели информационного
поиска);

4

- находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых система
Интернета;
-сопоставлять
информацию,
полученную
из
разных
источников;
характеризовать/оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска;
-самостоятельно формулировать основания для извлечения информации из источника
(текстового, иллюстративного, графического), учитывая характер полученного задания;
-овладение навыками работы с двумя и более источниками (в том числе разных видов),
содержащими прямую и косвенную информацию;
-умение распознавать достоверную и недостоверную информацию;
-реализовывать предложенный учителем способ проверки достоверности информации;
умение определять несложную противоречивую информацию, самостоятельно находить
способы ее проверки;
-умение подбирать иллюстративную, графическую и текстовую информацию в
соответствии с поставленной учебной задачей;
-соблюдение правил информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в сети Интернет;
-участие в коллективном сборе информации (опрос, анкетирование), группировать
полученную информацию в соответствии с предложенными критериями;
3) овладение регулятивными действиями:
-умение самостоятельно планировать деятельность (намечать цель, создавать алгоритм,
отбирая целесообразные способы решения учебной задачи);
-умение оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебнопознавательных задач;
-умение осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень
освоения способа действия) по заданным и/или самостоятельно определенным критериям;
-умение вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-умение предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении данной учебной
задачи;
-объяснять причины успеха (неудач) в деятельности;
-овладение умениями осуществлять совместную деятельность (договариваться,
распределять обязанности, подчиняться, лидировать, контролировать свою работу) в
соответствии с правилами речевого этикета;
-умение оценивать полученный совместный результат, свой вклад в общее дело,
характер деловых отношений, проявлять уважение к партнерам по совместной работе,
самостоятельно разрешать конфликты;
-умение осуществлять взаимоконтроль и коррекцию процесса совместной деятельности;
-умение устранять в рамках общения разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием \ неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
4) овладение коммуникативными и универсальными учебными действиями:
-владение смысловым чтением текстов разного вида, жанра, стиля с целью решения
различных учебных задач, для удовлетворения познавательных запросов и интересов:
определять тему, назначение текста, резюмировать главную идею, мысль текста, цель его
создания; различать основную и дополнительную информацию, устанавливать логические

5

связи и отношения, представленные в тексте; выявлять детали, важные для раскрытия
основной мысли, идеи, содержания текста;
-владение умениями участия в учебном диалоге — следить за соблюдением процедуры
обсуждения, задавать вопросы на уточнение и понимание идей друг друга; сопоставлять свои
суждения с суждениями других участников диалога;
-умение определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание
коммуникации; учитывать особенности аудитории;
-соблюдение нормы публичной речи и регламент; адекватно теме и ситуации общения
использовать средства речевой выразительности для выделения смысловых блоков своего
выступления, а также поддержания его эмоционального характера;
-умение формулировать собственные суждения (монологические высказывания) в форме
устного и письменного текста, целесообразно выбирая его жанр и структуру в соответствии с
поставленной целью коммуникации и адресатом.
Предметные результаты
Учащиеся должны:
 перечислять основные признаки жизни (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и
энергии, раздражимость, размножение, рост, развитие, подвижность);
 по памяти воспроизводить формулировки определений основных признаков жизни;
 по памяти воспроизводить формулировку понятия «биология»;
 перечислять разделы, входящие в состав биологии (не менее 7 разделов);
 называть объекты изучения основных разделов биологии (ботаника, зоология,
анатомия, микология, бактериология, физиология, протистология);
 описывать значение биологии для повседневной жизни;
 перечислять основные методы изучения природы (наблюдение, измерение,
эксперимент);
 приводить примеры использования каждого метода при изучении природы;
 различать приборы и лабораторное оборудование;
 называть и показывать части светового микроскопа;
 описывать принцип работы светового микроскопа;
 настраивать микроскоп для работы;
 соблюдать технику безопасности при работе с микроскопом;
 называть и показывать основные части клетки (оболочку, цитоплазму, ядро);
 приводить примеры клеток;
 указывать, что новые клетки появляются в результате деления;
 называть основные элементы, входящие в состав живых организмов (углерод,
кислород, водород, азот);
 называть основные неорганические вещества клетки (вода и минеральные соли);
 называть основные органические вещества клетки (белки, жиры, углеводы);
 описывать главные функции органических веществ клетки;
 указывать на то, что тело бактерий состоит из одной клетки;
 описывать принцип строения клетки бактерий (отсутствие ядра);
 различать формы клетки бактерий;
 описывать особенности проявления признаков жизни у бактерий;
 приводить примеры бактерий;

6













описывать значение бактерий в природе и жизни человека.
называть принцип строения тела гриба;
приводить примеры одноклеточных и многоклеточных грибов;
описывать особенности проявления признаков жизни у грибов;
приводить примеры грибов;
описывать значение грибов в природе и жизни человека;
описывать особенности строения клетки растений;
по памяти воспроизводить формулировку определения понятия «фотосинтез»;
описывать особенности проявления признаков жизни у растений;
описывать значение растений в природе и жизни человека;
описывать принцип строения тела простейших; приводить примеры простейших;
различать простейших на иллюстрациях;
 описывать особенности проявления признаков жизни у простейших; описывать
значение простейших в природе и жизни человека;
 описывать общий план строения тела позвоночных животных; перечислять основные
группы позвоночных животных;
 называть 2—3 характерные черты каждой группы беспозвоночных животных;
 приводить примеры видов беспозвоночных животных, относящихся к каждой группе;
 различать представителей основных групп беспозвоночных животных;
 описывать особенности проявления признаков жизни у животных.
 описывать общий план строения тела беспозвоночных животных;
 перечислять основные группы беспозвоночных животных;
 называть 2—3 характерные черты каждой группы позвоночных животных;
 приводить примеры видов позвоночных животных, относящихся к каждой группе;
 различать представителей основных групп позвоночных животных;
 описывать особенности проявления признаков жизни у животных;
 описывать значение животных в природе и жизни человека.
 перечислять среды жизни организмов;
 называть особенности условий каждой из сред жизни;
 приводить примеры животных, обитающих в разных средах жизни;
 различать приспособления животных к различным условиям среды;
 перечислять основные природные зоны Земли;
 называть виды растений и животных, характерные для каждой природной зоны;
 описывать воздействие человека на природную среду на различных этапах его
исторического развития;
 называть основные экологические проблемы современности;
 описывать прямое и косвенное воздействие человека на редкие и исчезающие виды;
 приводить примеры видов, уничтоженных человеком;
 приводить примеры видов растений и животных, находящихся под угрозой
исчезновения;
 описывать значение биоразнообразия.
Целевые приоритеты воспитания
Воспитательный потенциала данного учебного предмета обеспечивает реализацию

7

следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:
В воспитании детей подросткового возраста таким приоритетом является создание
благоприятных условий для:
- становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных
ценностных ориентаций;
- утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру;
- развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных
отношений:

 к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
 к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;

 к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в котором человек
вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно
оберегать;

 к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы,
налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного
микроклимата в своей собственной семье;

 к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

 к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр,
творческое самовыражение;
 к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистичного взгляда на мир;

 к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимно
поддерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать
чувства одиночества;

 к

самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

и

2. Содержание учебного предмета, курса
Понятие о жизни. Сходство и различие живого и неживого. Свойства живых тел
природы. Роль живого в природе. Живая и неживая природа — единое целое. Биология —
система наук о живой природе. Объекты, процессы и явления живой природы. Основные
разделы и задачи биологии. Язык биологии: термины, понятия, символы. Источники
биологических знаний: наблюдение, опыт и теория. Источники биологической информации:
энциклопедии, словари, справочники, определители, карты, фото- и видеоизображения,
компьютерные базы данных, Интернет и др. Кабинет биологии. Лабораторное оборудование
кабинета биологии. Правила поведения и работы в кабинете биологии. Биология и другие

8

естественные науки. Биология и ненаучное познание (религиозное, мифологическое,
художественное). Значение биологических знаний для современного человека. Научный метод
изучения живой природы. Наблюдение в биологии. Живые и фиксированные объекты.
Биологический рисунок. Использование увеличительных приборов для наблюдения. Лупа.
Световой и цифровой микроскопы. Описание в биологии. Научное и художественное
описание живых объектов. Использование таблиц, диаграмм для описания объектов,
процессов и явлений живой природы. Классификация объектов, процессов и явлений живой
природы как прием научного познания. Принцип родства и его использование в
биологических исследованиях. Измерение в биологии. Выбор единиц измерения. Длина,
площадь, объем, масса, время. Измерение размеров биологических объектов. Эксперимент в
биологии. Природный и лабораторный эксперименты. Этапы биологического эксперимента.
Объяснение результатов эксперимента. Понятие об организме. Основные части организма:
клетки, ткани, органы, системы органов. Взаимосвязь частей организма. Организм — единое
целое. Разнообразие организмов. Особенности строения организмов растений, животных,
грибов и человека. Бактерии. Понятие о клетке как наименьшей единице живой природы.
Доядерные и ядерные организмы. Процессы жизнедеятельности организмов: питание,
дыхание, транспорт веществ, выделение, раздражимость, регуляция, размножение, рост,
развитие. Классификация организмов. Основные царства живой природы. Понятие о среде
обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания и их
характеристика. Условия жизни организмов: свет, тепло, воздух, вода, минеральный состав
почвы, пища. Значение условий жизни для организмов. Приспособленность организмов к
среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов. Понятие о природном сообществе.
Состав и структура сообщества. Взаимосвязи организмов в природном сообществе.
Приспособление организмов к совместному существованию в природном сообществе.
Разнообразие сообществ: природные и искусственные. Сообщества, созданные и
поддерживаемые человеком. Значение природных и искусственных сообществ. Природные
зоны Земли. Флора и фауна природных зон. Ландшафты природные и культурные. Человек —
часть природы. Хозяйственная деятельность человека в природе: растениеводство,
животноводство, охота, рыболовство, лесозаготовки, градостроение и др. Охрана живой
природы. Особо охраняемые природные территории. Роль учащихся в охране природы своей
страны и края. Жизнь и ее многообразие — общечеловеческая ценность. Планета Земля —
наш дом.
3. Тематическое планирование
Тема
Количество часов
Введение в биологию
7 часов
Глава 1. Строение и многообразие живых организмов
14 часов
Глава 2. Организм и среда
12 часов
Итоговое повторение
Итого
34 часа
Электронные ресурсы
1. http://festival.1september.ru/index.php?numb_artic=415827
2.. http://www.lift.net
Электронная иллюстрированная энциклопедия "Живые существа"
3.http://www.floranimal.ru/

9

Портал о растениях и животных
4. http://www.plant.geoman.ru/
Занимательно о ботанике. Жизнь растений


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».