2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Второй иностранный язык (немецкий язык)» для
5 класса составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной
программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к
результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и
элементов содержания, представленных в Универсальном кодификаторе по иностранному
(немецкому)языку, а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)»
Предмету «Второй иностранный язык» принадлежит особое место в системе среднего
общего образования и воспитания современного школьника в условиях поликультурного и
многоязычного мира. Так же, как и учебный предмет «Иностранный язык», второй иностранный
язык направлен на формирование коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли
языков как инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует их
общему речевому развитию, воспитанию гражданской идентичности, расширению кругозора,
воспитанию чувств и эмоций.
Изучение второго иностранного языка погружает обучающихся в учебную ситуацию
многоязычия и диалога культур. Наряду с этим иностранный язык выступает инструментом
овладения другими предметными областями в сфере гуманитарных, математических,
естественно-научных и других наук и становится важной составляющей базы для общего и
специального образования.
Построение программы по предмету «Второй иностранный язык» имеет нелинейный
характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые элементы
содержания и новые требования. В процессе обучения освоенные на определённом этапе
грамматические формы и конструкции повторяются и закрепляются на новом лексическом
материале и расширяющемся тематическом содержании речи.
В последние десятилетия наблюдается трансформация взглядов на владение иностранным
языком, усиление общественных запросов на квалифицированных и мобильных людей,
способных быстро адаптироваться к изменяющимся потребностям общества, овладевать новыми
компетенциями.
Владение двумя иностранными языка обеспечивает, с одной стороны, быстрый доступ к
передовым международным научным и технологическим достижениям, с другой стороны,
позволяет общаться с представителями других культур не только на английском языке как языке
международного общения, но и на других языках, учитывая особенности соответствующей
культуры и менталитета.
Владение
двумя
иностранными
языками
расширяет
возможности
образования
и
3
самообразования, поскольку даёт доступ к ещё одному пласту достижений национальной
культуры и науки. Кроме того, владение вторым иностранным языком является неотъемлемой
частью многих профессий, связанных со взаимодействием с другими культурами: специалисты по
мировой экономике и международному праву, журналисты, культурологи, историки и
представители других гуманитарных профессий.
Следовательно, второй иностранный язык является универсальным предметом, который
выражают желание изучать современные школьники независимо от выбранных ими профильных
предметов (математика, история, химия, физика и др.). Таким образом, владение иностранным
языком становится одним из важнейших средств социализации и успешной профессиональной
деятельности выпускника школы.Одной из важных особенностей изучения второго иностранного
языка является опора на сформированные в процессе изучения первого иностранного языка
коммуникативные умения и сопоставление осваиваемых языковых явлений с первым
иностранным и русским языками.
Исследователями установлено, что процесс изучения второго иностранного языка может
быть интенсифицирован при следовании следующим принципам:
— принцип комплексности, который актуален не только в отношении взаимосвязанного
обучения всем видам речевой деятельности через интеграцию коммуникативных задач. Данный
принцип обеспечивает формирование единой мультилингвальной коммуникативной компетенции
через учёт уровня развития коммуникативной компетенции в других языках и опору на неё;
— сопоставительный принцип, который проявляется через сравнение и сопоставление
коррелирующих друг с другом языковых явлений родного, первого и второго иностранных
языков. Реализация этого принципа выступает инструментом оптимизации обучения,
формирования металингвистического сознания учащихся;
— принцип интенсификации учебного труда учащихся, который продиктован
необходимостью ускорить учебный процесс и внутренними характеристиками овладения вторым
иностранным языком,позволяющим это сделать;
— принцип межкультурной направленности обучения, который позволяет расширить взгляд
на процесс межкультурной коммуникации. В соответствии с этим принципом обязательными
становятся сопоставительные приёмы с социокультурным материалом, которые помогают, с одной
стороны, избежать дублирования содержания обучения, а с другой — побуждают к анализу
социокультурного содержания, рефлексии своей собственной культуры.
В целом интенсификация учебного процесса возможна при использовании следующих
стратегий:
— совершенствование познавательных действий учеников;
— перенос учебных умений;
— перенос лингвистических и социокультурных знаний, речевых умений;
— повышенные по сравнению с первым иностранным языком объёмы нового
грамматического и лексического материала;
— совместная отработка элементов лингвистических явлений;
— использование интегративных упражнений и заданий, требующих проблемного
мышления;
— рациональное распределение классных и домашних видов работ;
4
— большая самостоятельность и автономность учащегося в учении.
Возрастание значимости владения несколькими иностранными языками, а также
особенности организации учебного процесса при изучении второго иностранного языка приводит
к переосмыслению целей и содержания обучения предмету
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК
(НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)»
В свете сказанного выше цели иноязычного образования становятся более сложными по
структуре, формулируются на ценностном когнитивном и прагматическом уровнях и
соответственно воплощаются в личностных, метапредметных/ общеучебных/универсальных и
предметных результатах обучения. Иностранные языки признаются средством общения и ценным
ресурсом личности для самореализации и социальной адаптации; инструментом развития умений
поиска, обработки и использования информации в познавательных целях, одним из средств
воспитания качеств гражданина, патриота; развития национального самосознания, стремления к
взаимопониманию между людьми разных стран. На прагматическом уровне целью иноязычного
образования провозглашено формирование коммуникативной компетенции обучающихся в
единстве таких её составляющих, как речевая, языковая, социокультурная, компенсаторная
компетенции:
— речевая компетенция — развитие коммуникативных умений в четырёх основных видах
речевойдеятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
— языковая компетенция — овладение новыми языковыми средствами (фонетическими,
орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c отобранными темами
общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения
мысли в родном и иностранном языках;
— социокультурная/межкультурная компетенция — приобщение к культуре, традициям,
реалиям стран/страны изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения, отвечающих опыту,
интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах;
формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного
общения;
— компенсаторная компетенция — развитие умений выходить из положения в условиях
дефицитаязыковых средств при получении и передаче информации.
Наряду с иноязычной коммуникативной компетенцией средствами иностранного языка
формируются ключевые универсальные учебные компетенции, включающие образовательную,
ценностно-ориентационную, общекультурную, учебно-познавательную, информационную,
социально-трудовую и компетенцию личностного самосовершенствования.
В соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования основными
подходами к обучению иностранным языкам признаются компетентностный, системнодеятельностный, межкультурный и коммуникативно-когнитивный. Совокупность перечисленных
подходов предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться достижения
планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основной школы,
использования новых педагогических технологий (дифференциация, индивидуализация,
проектная деятельность и др.) ииспользования современных средств обучения.
5
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ «ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ
ЯЗЫК (НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК)»
Учебный предмет «Второй иностранный язык» входит в предметную область «Иностранные
языки» наряду с предметом «Иностранный язык». Изучение второго иностранного языка
происходит при наличии потребности обучающихся и в том случае, что в образовательной
организации имеются условия (кадровая обеспеченность, технические и материальные условия),
позволяющие достигнуть заявленных в ФГОС ООО предметных результатов.
На изучение иностранного языка в 5 классе выделяется 34 учебных часа, по 1 часу внеделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникативные умения
Формирование умения общаться в устной и письменной форме, используя рецептивные и
продуктивные виды речевой деятельности в рамках тематического содержания речи.
Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники: Новый год. Внешность и характер
человека/литературного персонажа.
Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт). Здоровый образ
жизни: режим труда и отдыха, здоровое питание.
Школа, школьная жизнь, школьная форма, изучаемые
принадлежности. Переписка с зарубежными сверстниками.
предметы,
школьные
Каникулы в различное время года. Виды отдыха. Природа: дикие и домашние животные.
Родной город/село. Транспорт.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы,
достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, традиции, обычаи).
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка.
Говорение
Развитие коммуникативных умений диалогической речи:
диалог этикетного характера: начинать, поддерживать и заканчивать разговор (в том числе
разговор по телефону); поздравлять с праздником и вежливо реагировать на поздравление;
выражать благодарность; вежливо соглашаться на предложение/отказываться от предложения
собеседника;
диалог-побуждение к действию: обращаться с просьбой, вежливо соглашаться/не
соглашаться выполнить просьбу; приглашать собеседника к совместной деятельности, вежливо
соглашаться/не соглашаться на предложение собеседника;
диалог-расспрос: сообщать фактическую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
запрашивать интересующую информацию.
Вышеперечисленные умения диалогической речи развиваются в стандартных ситуациях
6
неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на речевые
ситуации, ключевые слова и/или иллюстрации, фотографии с соблюдением норм речевого
этикета, принятых встране/странах изучаемого языка.
Объём диалога — до трёх реплик со стороны каждого собеседника. Развитие
коммуникативных умений монологической речи:
— создание устных связных монологических высказываний с использованием основных
коммуникативных типов речи
— описание (предмета, внешности и одежды человека), в том числе характеристика (черты
характера реального человека или литературного персонажа);
— повествование/сообщение;
— изложение (пересказ) основного содержания прочитанного текста;
— краткое изложение результатов выполненной проектной работы.
Данные умения монологической речи развиваются в стандартных ситуациях
неофициального общения в рамках тематического содержания речи с опорой на ключевые слова,
вопросы, план и/илииллюстрации, фотографии.
Объём монологического высказывания — 4 фразы.
Аудирование
Развитие коммуникативных умений аудирования:
— при непосредственном общении: понимание на слух речи учителя и одноклассников и
вербальная/невербальная реакция на услышанное;
— при опосредованном общении: дальнейшее развитие умений восприятия и понимания на
слух несложных адаптированных аутентичных текстов, содержащих отдельные незнакомые слова,
с разной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
информации с опорой и без опоры на иллюстрации.
Аудирование с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в воспринимаемом на слух тексте; игнорировать
незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания.
Аудирование с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение выделять
запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной (явной) форме, в воспринимаемом
наслух тексте.
Тексты для аудирования: диалог (беседа), высказывания собеседников в ситуациях
повседневногообщения, рассказ, сообщение информационного характера.
Время звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты.
Смысловое чтение
Развитие умения читать про себя и понимать учебные и несложные адаптированные
аутентичные тексты разных жанров и стилей, содержащие отдельные незнакомые слова, с
различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной
коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой
7
информации.
Чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умение определять
основную тему и главные факты/события в прочитанном тексте, игнорировать незнакомые слова,
несущественные для понимания основного содержания.
Чтение с пониманием запрашиваемой информации предполагает умение находить в
прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в эксплицитной
(явной) форме.
Чтение несплошных текстов (таблиц) и понимание представленной в них информации.
Тексты для чтения: беседа/диалог, рассказ, сказка, сообщение личного характера,
сообщение информационного характера, стихотворение, несплошной текст (таблица).
Объём текста/текстов для чтения — 150 слов.
Письменная речь
Развитие умений письменной речи:
— списывание текста и выписывание из него слов, словосочетаний, предложений в
соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
— написание коротких поздравлений с праздниками (с Новым годом, Рождеством, днём
рождения); заполнение анкет и формуляров, сообщение о себе основных сведений (имя, фамилия,
пол, возраст,
— адрес) в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого языка;
— написание электронного сообщения личного характера: сообщение кратких сведений о
себе; оформление обращения, завершающей фразы и подписи в соответствии с нормами
неофициального общения, принятыми в стране/странах изучаемого языка. Объём сообщения — до
30 слов.
Фонетическая сторона речи
Различение на слух и адекватное, без ошибок, ведущих к сбою в коммуникации,
произнесение слов с соблюдением правильного ударения и фраз с соблюдением их ритмикоинтонационных особенностей, в том числе отсутствия фразового ударения на служебных словах;
чтение новых слов согласно основным правилам чтения.
Чтение вслух небольших адаптированных аутентичных текстов, построенных на изученном
языковом материале, с соблюдением правил чтения и соответствующей интонации,
демонстрирующее понимание текста.
Тексты для чтения вслух: беседа/диалог, рассказ, отрывок из статьи научно-популярного
характера, сообщение информационного характера. Объём текста для чтения вслух — до 70 слов.
Орфография и пунктуация
Правильное написание изученных слов.
Правильное использование знаков препинания: точки, вопросительного и восклицательного
знаков в конце предложения; запятой при перечислении.
Пунктуационно правильное в соответствии с нормами речевого этикета, принятыми в
8
стране/странах изучаемого языка, оформление электронного сообщения личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной
речи лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише), обслуживающих ситуации
общения в рамках тематического содержания речи, с соблюдением существующей в немецком
языке нормы лексической сочетаемости.
Объём изучаемой лексики: 300 лексических единиц для продуктивного использования и 400
лексических единиц для рецептивного усвоения (включая 300 лексических единиц продуктивного
минимума).
Основные способы словообразования:
а) аффиксация:
образование имён существительных при помощи суффиксов -er (der Lehrer), -in (die
Lehrerin);образование имён прилагательных при помощи суффиксов
-ig (sonnig), -lich (freundlich);
образование числительных при помощи суффиксов -zehn, -zig (fünfzehn, fünfzig);
б) словосложение: образование сложных существительных путём соединения
основсуществительных (das Klassenposter).
Синонимы. Интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи
Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной
речи изученных морфологических форм и синтаксических конструкций немецкого языка.
Различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (утвердительные),
вопросительные (общий и специальный вопросы).
Нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым глагольным
сказуемым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и составным глагольным сказуемым (Er kann
kochen.), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в
винительном падеже (Er liest ein Buch.).
Определённый и неопределённый артикли (der / ein Bleistift).
Глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen, sprechen, essen, treffen).
Конструкция предложения с gern (Wir spielen gern.). Глаголы с отделяемыми приставками
(fernsehen, mitkommen, abholen, anfangen).
Единственное и множественное число существительных в именительном и винительном
падежах. Глагол haben + Akkusativ (в Präsens).
Модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и форма глагола möchte. Наречия,
отвечающие на вопрос «где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten, hinten rechts, vorne, vorne rechts).
Личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie). Притяжательные местоимения
(mein, dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в единственном и множественном числе и
9
конструкция Mamas Rucksack.
Вопросительные местоимения (wie, wo, woher). Вопросы с указанием времени (Um wie viel
Uhr beginnt der Unterricht?).
Количественные числительные (до 100).
Предлоги (in, aus — Ich wohne in Deutschland. Ich komme aus Österreich.), предлоги для
обозначениявремени (um, von … bis, am).
Социокультурные знания и умения
Знание и использование социокультурных элементов речевого поведенческого этикета в
стране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания (в ситуациях общения, в
том числе «В семье», «В школе»).
Знание и использование в устной и письменной речи наиболее употребительной
тематической фоновой лексики и реалий в рамках отобранного тематического содержания
(некоторые национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании). Знание
социокультурного портрета родной страны и страны/ стран изучаемого языка: особенностей
образа жизни и культуры страны/стран изучаемого языка (известных достопримечательностях,
выдающихся людях); образцов детской поэзии и прозы на немецком языке.
Формирование умений:
— писать своё имя и фамилию, а также имена и фамилии своих родственников и друзей на
немецком языке;
— правильно оформлять свой адрес на немецком языке (в анкете, формуляре); кратко
представлять Россию и страну/страны изучаемого языка;
— кратко представлять некоторые культурные явления родной страны и страны/стран
изучаемого языка (основные национальные праздники, традиции в проведении досуга и питании).
Компенсаторные умения
Использование при чтении и аудировании языковой, в том числе контекстуальной, догадки.
Использование в качестве опоры при составлении собственных высказываний ключевых слов,
плана.
Игнорирование информации, не являющейся необходимой для понимания основного
содержания прочитанного/прослушанного текста или для нахождения в тексте запрашиваемой
информации.
Сравнение (в том числе установление основания для сравнения) объектов, явлений,
процессов, их элементов и основных функций в рамках изученной тематики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы основного общего образования должны
отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных
ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
10
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества, родного края,
страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных
социальных
— институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном
обществе;
— представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней);
патриотического воспитания:
— осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству,
спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному
наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в
условиях индивидуального и общественного пространства;
эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других
народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной
культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традицийи народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и
отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в
интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
11
— информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять
собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же
права другого человека;
трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на
основе применения изучаемого предметного знания;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам
трудовой деятельности;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наукдля решения задач в
области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и
социальной средой;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения
индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиямсоциальной и природной среды, включают:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
12
другой культурной среды;
— способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость
опыту и знаниям других;
— способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том
числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе
ранее неизвестных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие;
— умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять
операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать
понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее —
оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
— умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение
оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том
числеадаптированной, должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки
объектов(явлений):
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения,критерии проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлятьпричинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений поаналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов
решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);
2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский
инструментпознания:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желаемым состоянием
13
ситуации,объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других,аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей изависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
исследования(эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения,опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности
полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие
процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах;
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации
или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных
видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или
опровергающие одну и ту жеидею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрироватьрешаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и
их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим
работником илисформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и
систематизировать информацию.
Овладение системой универсальных учебных познавательных действий
обеспечиваетсформированность когнитивных навыков у обучающихся.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиямиобщения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
знать ираспознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести
переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в
корректнойформе формулировать свои возражения;
в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказыватьидеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие исходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей
14
аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с
использованиемиллюстративных материалов;
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении
конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм
взаимодействияпри решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению:распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и
возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и
координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта
передгруппой.
Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий
обеспечиваетсформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие
решения в
группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения
учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать
предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте; делать выбор ибрать ответственность за решение;
2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, адаптироватьрешение к меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,
установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели
условиям;
15
3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными
эмоциями иэмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулироватьспособ выражения эмоций;
4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своёправо на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других не
осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает
формированиесмысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных
навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Коммуникативные умения
Говорение
Вести разные виды диалогов (диалог этикетного характера, диалог-побуждение к действию,
диалог- расспрос) в рамках тематического содержания речи для 5 класса в стандартных
ситуациях неофициального общения, с вербальными и/или зрительными опорами, с
соблюдением норм речевогоэтикета, принятого в стране/странах изучаемого языка (до трёх
реплик со стороны каждого собеседника);
создавать разные виды монологических высказываний (описание, в том числе характеристика;
повествование/сообщение) с вербальными и/или зрительными опорами в рамках тематического
содержания речи для 5 класса (объём монологического высказывания — 4 фразы); излагать
основное содержание прочитанного текста с вербальными и/или зрительными опорами (объём —
4 фразы);кратко излагать результаты выполненной проектной работы (объём — 4 фразы).
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты,
содержащиеотдельные незнакомые слова, со зрительными опорами или без опоры с разной
глубиной проникновения в их содержание в зависимости от поставленной коммуникативной
задачи: с пониманием основного содержания, с пониманием запрашиваемой информации (время
звучания текста/текстов для аудирования — до 1 минуты).
Смысловое чтение
Читать про себя и понимать несложные адаптированные аутентичные тексты, содержащие
отдельные незнакомые слова, с различной глубиной проникновения в их содержание в
зависимости отпоставленной коммуникативной задачи: с пониманием основного содержания, с
пониманием запрашиваемой информации (объём текста/текстов для чтения — 150 слов); читать
про себя несплошные тексты (таблицы) и понимать представленную в них информацию.
Письменная речь
Писать короткие поздравления с праздниками; заполнять анкеты и формуляры, сообщая о
себе основные сведения, в соответствии с нормами, принятыми в стране/странах изучаемого
языка; писатьэлектронное сообщение личного характера, соблюдая речевой этикет, принятый в
стране/странах изучаемого языка (объём сообщения — до 30 слов).
Языковые знания и умения
16
Фонетическая сторона речи
Различать на слух и адекватно, без ошибок, ведущих к сбою коммуникации, произносить
слова с правильным ударением и фразы с соблюдением их ритмико-интонационных
особенностей, в том числе применять правила отсутствия фразового ударения на служебных
словах; выразительно читатьвслух небольшие адаптированные аутентичные тексты объёмом до
70 слов, построенные на изученном языковом материале, с соблюдением правил чтения и
соответствующей интонацией; читать новые слова согласно основным правилам чтения.
Графика, орфография и пунктуация
Правильно писать изученные слова; использовать точку, вопросительный и восклицательный
знаки в конце предложения, запятую при перечислении; пунктуационно правильно оформлять
электронноесообщение личного характера.
Лексическая сторона речи
Распознавать в звучащем и письменном тексте 400 лексических единиц (слов,
словосочетаний, речевых клише) и правильно употреблять в устной и письменной речи 300
лексических единиц, обслуживающих ситуации общения в рамках отобранного тематического
содержания, с соблюдениемсуществующей нормы лексической сочетаемости; распознавать и
употреблять в устной и письменной речи родственные слова, образованные с использованием
аффиксации: имена существительные с суффиксами -er, -in; имена прилагательные с
суффиксами -ig, -lich; числительные, образованные при помощи суффиксов -zehn, -zig; имена
существительные, образованные путём соединения основ существительных (das
Klassenzimmer), распознавать и употреблять в устной и письменной речи изученные синонимы
и интернациональные слова.
Грамматическая сторона речи
Знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка;
различных коммуникативных типов предложений немецкого языка;
распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи:
— нераспространённые и распространённые простые предложения: с простым глагольным
сказуемым (Ich komme. Du kommst. Sie kommen.) и составным глагольным сказуемым (Er kann
kochen.), с составным именным сказуемым (Der Tisch ist blau.), в том числе с дополнением в
винительном падеже (Er liest ein Buch.).
— определённый и неопределённый артикли (der / ein Bleistift).
— глаголы с изменением корневой гласной (fahren, lesen, sehen, sprechen, essen, treffen).
— конструкция предложения с gern (Wir spielen gern.).
— глаголы с отделяемыми приставками (fernsehen, mitkommen, abholen, anfangen).
— единственное и множественное число существительных в именительном и
винительномпадежах.
— глагол haben + Akkusativ (в Präsens) # модальные глаголы mögen, können (в Präsens) и
формаглагола möchte.
— наречия, отвечающие на вопрос «где?» (links, rechts, in der Mitte, hinten, hinten rechts,
vorne,vorne rechts).
17
— личные местоимения (ich, du, er, sie, es, wir, ihr, Sie/sie). Притяжательные местоимения
(mein,dein, sein, ihr, unser) в именительном падеже в единственном и множественном числе
и конструкция Mamas Rucksack.
— вопросительные местоимения (wie, wo, woher). Вопросы с указанием времени (Um
wie vielUhr beginnt der Unterricht?).
— количественные — числительных (до 100). # предлоги (in, aus — Ich wohne in
Deutschland. Ichkomme aus Österreich.), предлоги для обозначения времени (um, von … bis,
am).
Социокультурные знания и умения
— Использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого
этикета встране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания;
— знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее
употребительную фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рамках
тематического содержанияречи;
— правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и
друзей) нанемецком языке (в анкете, формуляре);
— обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и
страны/странизучаемого языка;
— кратко представлять Россию и страны/страну изучаемого языка.
Компенсаторные умения
Использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе
контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для
понимания основного содержанияпрочитанного/прослушанного текста или для
нахождения в тексте запрашиваемой информации.
Владеть начальными умениями классифицировать лексические единицы по темам в рамках
тематического содержания речи.
Участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на немецком языке
с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в Интернете.
Использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационно-справочные
системы, в электронной форме.
Сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) объекты, явления, процессы,
ихэлементы и основные функции в рамках изученной тематики.
18
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Наименование разделов и тем программы
1.
Количество часов
Дата
изучения
Виды деятельности
Виды, формы
контроля
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
всего
контрольные
работы
практические
работы
Моя семья. Мои друзья. Семейные праздники (Новый год)
3
0
1
01.09.2022
23.09.2022
Аудирование;
Фонетическая
сторона речи;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Диктант;
ЯКласс
2.
Внешность и характер человека/литературного персонажа
3
0
1
24.09.2022
16.10.2022
Диалогическая речь;
Аудирование;
Фонетическая
сторона речи;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
Диктант;
UCHI.RU
3.
Досуг и увлечения/хобби современного подростка (чтение, кино, спорт)
3
0
1
17.10.2022
13.11.2022
Монологическая
речь;
Аудирование;
Фонетическая
сторона речи;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Устный
опрос;
Диктант;
UCHI.RU
4.
Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха. Здоровое питание
3
0
1
14.11.2022
04.12.2022
Монологическая
речь;
Аудирование;
Письменная речь;
Фонетическая
сторона речи;
Лексическая сторона
речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Диктант;
Медиатека Просвещения
19
5.
Покупки: продукты питания
3
0
1
05.12.2022
25.12.2022
Диалогическая речь;
Монологическая
речь;
Аудирование;
Смысловое чтение;
Фонетическая
сторона речи;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Устный
опрос;
Диктант;
ЯКласс
6.
Школа, школьная жизнь, учебные предметы, школьная форма, школьные принадлежности.
Переписка с зарубежными сверстниками
3
0
1
09.01.2023
29.01.2023
Диалогическая речь;
Монологическая
речь;
Аудирование;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Диктант;
Новая школа
7.
Каникулы в различное время года. Виды отдыха
3
0
1
30.01.2023
19.02.2023
Диалогическая речь;
Аудирование;
Смысловое чтение;
Письменная речь;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Устный
опрос;
Письменный
контроль;
Диктант;
UCHI.RU
8.
Природа: дикие и домашние животные
3
0
2
20.02.2023
12.03.2023
Монологическая
речь;
Аудирование;
Лексическая сторона
речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
1C:Урок
9.
Родной город/село. Транспорт
3
0
1
13.03.2023
08.04.2023
Монологическая
речь; Письменная
речь;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
ЯКласс
20
10.
Родная страна и страна/страны изучаемого языка. Их географическое положение, столицы.
Культурные особенности (национальные праздники, традиции)
3
0
1
10.04.2023
29.04.2023
Монологическая
речь;
Орфография и
пунктуация;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
ЯКласс
11.
Выдающиеся люди родной страны и страны/стран изучаемого языка
4
1
0
01.05.2023
28.05.2023
Диалогическая речь;
Аудирование;
Смысловое чтение;
Лексическая сторона
речи;
Грамматическая
сторона речи;
Социокультурные
знания и умения;
Устный
опрос;
Практическая
работа;
UCHI.RU
34
1
11
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
21
22
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Аверин М.М., Джин Ф., Рорман Л. и другие. Немецкий язык. Второй иностранный язык. 5 класс.
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Плакаты, карточки, аутентичные аудио- и видео-материалы, учебное пособие авторов: Anne Buscha,
Szilvia Szita. Begegnungen. Издательство: "Schubert".
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1C:Урок, ЯКласс UCHI.RU, Медиатека Просвещения, Новая школа.
23
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Средства ИКТ, информационные материалы, раздаточный материал.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Средства ИКТ, раздаточный материал.
24