Визуальное программирование

Управление образования администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическим совете

Утверждена приказом

от «29» августа 2023 г. протокол № 4

директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «31»августа 2023 г. № 83

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«ВИЗУАЛЬНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Срок реализации: 2 год
Объем реализации: 72 часов

Составитель: Тюкина А.Н.,
педагог дополнительного
образования

г. Новоуральск
2023 г.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1 Актуальность
Начало 21 века ознаменовано бурным развитием IT-технологий. Становится
понятно, что чем раньше ученик начнет овладевать навыками программирования, тем
больший запас знаний и технологий он получит к моменту выбора основного рода
деятельности. Даже если в будущем карьерный путь ребенка не будет связан с
программированием, умение разбираться в сложных алгоритмических системах и
взаимодействовать с новыми технологиями ему пригодится в любой сфере, ведь
цифровые технологии используются повсеместно.
Сегодня обществу нужны люди самых разных профессий, в том числе учителя,
врачи, конструкторы, нужны художники и философы и т.д. Но, всё чаще мы говорим,
что каждый в своей профессии должен быть творческим работником. Таким образом,
современным социальный заказ школе заключается вовсе не в подготовке
исполнителей, а в подготовке творцов, мыслящих людей.
Рабочая программа курса «Визуальное программирование» составлена в
соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы
(личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и
формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего
образования, Примерной основной образовательной программы ОУ и на
основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки России «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
1.2 Отличительная особенность программы
Внеурочный формат занятий позволяет снять с ребенка давление школьных
оценок и обязательного тематического плана. Во время самостоятельной работы над
микро-проектами ребенок обязательно сделает множество ошибок, но при правильной
поддержке со стороны преподавателя работа над ошибками позволит почувствовать их
ценность.
Ведь именно поиск ошибок и последовательное их исправление позволяет
улучшать мир вокруг нас и настраивать сложные системы.
1.3 Адресат
Дети 8-10 лет (учащиеся 2-3 классов)
1.3.1 Психологические особенности детей 8-10 лет
В этот период в психике ребёнка происходят существенные изменения. К этому
возрасту у него уже сформированы определённые житейские понятия, но
продолжается процесс пристраивания сложившихся ранее представлений на базе
усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Школьное
обучение способствует развитию его теоретического мышления в доступных для этого
возраста формах. Благодаря развитию нового уровня мышления происходит
перестройка всех остальных психических процессов, по словам Д. Б. Эльконина,
"память становится мыслящей, а восприятие думающим".
Новообразованием 10-летнего возраста является рефлексия. Происходит
преобразование не только в познавательной деятельности учащихся, но и в характере
их отношения к окружающим людям и к самим себе. Именно к концу данного возраста

у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: способность к
саморегуляции, произвольность. Ведь, приступая к обучению в средней школе,
несформированность или недостаточный уровень развития этих новообразований
приведёт к сложностям в учебной деятельности.
Новообразования: произвольность, рефлексия, саморегуляция проходят в это
время только начальный этап формирования. С возрастом они только будут
усложняться и закрепляться, а также распространяться не только на ситуации, которые
связаны с выполнением учебной деятельности, но и на другие сферы
жизнедеятельности ребенка.
Учебная деятельность в 9-10 лет продолжает оставаться основной деятельностью
школьника и оказывать влияние на содержание и степень развитости
интеллектуальной и мотивационной сфер личности. Но в то же время учебная
деятельность теряет своё ведущее значение в психическом развитии ребёнка. Её роль и
место в общем развитии ребёнка существенно меняется.
Как только ребёнок поступает в школу, он только приступает, «знакомится» с
учебной деятельностью, овладевает её основными структурными компонентами. Уже к
9-10 годам ученик овладевает самостоятельными формами работы. Данный возраст
характеризуется интеллектуальной и познавательной активностью, которая
стимулируется учебно-познавательной мотивацией. Развитие и успешность ребёнка в
большей степени будет зависеть не только от получения новых разнообразных знаний,
новых сведений, но и от поиска общих закономерностей, и самое главное, от освоения
самостоятельных способов добывания этих новых знаний.
К 9-10 годам сверстник и общение с ним начинают определять многие стороны
личностного развития ребенка. В этом возрасте появляются притязания детей на
определенное положение в системе личных и деловых взаимоотношений в классе,
происходит формирование достаточно устойчивого статуса ученика в этой системе.
Возрастает количество негативных самооценок и при этом равновесие между
негативными и позитивными самооценками нарушается в пользу первых. Дети
наиболее часто проявляют недовольство собой не только в общении с
одноклассниками, но и в процессе учебной деятельности. Критичность отношения к
себе объясняется потребностью ребёнка в общей положительной оценке своей
личности другими людьми и прежде всего взрослыми. Ребёнок ощущает
необходимость в общей положительной оценке себя в целом, при этом оценка не
должна зависеть от конкретных его результатов. Человек, на каком бы возрастном
этапе он не находился, всегда нуждается в принятии его со стороны другими людьми.
Но в возрасте 10-ти лет данная потребность выражена наиболее сильно. И она
становится основой благоприятного личностного развития школьников в дальнейшем.
1.4 Режим занятий
1 академический час в неделю.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
1.5 Объем программы и срок освоения
Объем программы – 72 часа. Программа рассчитана на 2 года обучения (36
академических часов в год)
1.6 Особенности организации образовательного процесса
Программа имеет традиционную модель реализации и представляет линейную
последовательность освоения содержания.

1.7 Перечень форм обучения и видов занятий
Очная. В группах по 5-13 человек.
Курс предполагает смешанный формат обучения. Сочетание групповой работы с
учителем в классе, подгрупповой и индивидуальной работы:
● Практические занятия, групповые и индивидуальные проекты и миниигры с вариативным оформлением;
● Групповые и индивидуальные задания, направленные на повторение
материала, развитие soft-skills и рефлексию занятий;
Данные формы обучения позволяют ученикам выработать не только технические
навыки программирования, но и навыки социального взаимодействия при работе над
финальным проектом курса, а главное – научиться самостоятельно выстраивать свое
профессиональное развитие.
1.8 Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Аттестация проводится в финале 2 и 3 модулей курса в форме выполнения
общего проекта, в котором используется пройденный материал. Контроль в указанной
форме осуществляется за счёт наблюдения и саморефлексии учащихся. Тестовая и
отметочная форма контроля отсутствуют.
По завершению последнего блока курса:
 семинар по теоретической части курса;
 защита индивидуальных или групповых проектов. В финале проходит
презентация проектов и рефлексия результатов.

1.9 Цели и задачи реализации программы
Цель реализации программы – формирование у обучающихся навыков
блочного программирования и создания алгоритмов для решения поставленных
проблем.
1.10 Направленность дополнительной общеобразовательной программы:
техническая.
Задачи реализации программы
Обучающие:
 формировать умения и навыки построения различных видов алгоритмов
в блочной среде программирования;
 формирование знаний о значении информатики и вычислительной
техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
 формирование знаний об основных принципах работы компьютера,
способах передачи информации;
 формирование знаний об основных этапах информационной технологии
решения задач;
 формирование умений моделирования и применения его в разных
предметных областях;
 Научить применять навык алгоритмического мышления и полученные
знания для решения практических задач.

Развивающие:
Формирование:
 алгоритмического стиля мышления;
 коммуникативных умений;
 критического и системного мышления;
 умения работать с информацией и медиа средствами;
 умения ставить перед собой задачи и решать проблемы;
 социальной ответственности;
 направленность на саморазвитие.
Воспитательные:





повысить уровень толерантности к ошибкам в обучении и жизни;
повысить уровень любознательности и самостоятельности в решении
задач.
формирование общественной активности;
реализация в социуме.
1.11 Планируемые результаты обучения

Предметные:
 владение
специальной
терминологией
(алгоритмы,
события,
отрицательные и положительные числа, координаты, циклы, виды циклов,
условные конструкции, переменные, функции, математические и логические
операции, массивы);
● практические умения и навыки программирования в визуально-блочной
среде;
 владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения учебного плана;
 творческие навыки учащегося (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
По окончании курса учащийся сможет самостоятельно реализовывать проекты,
связанные с разработкой игр.
Практическим результатом работы служит финальный проект каждого
ученика: 2D игра или анимированный мультфильм
Метапредметные
В учебно-познавательной деятельности:
 Умение определять цели и задачи учебной деятельности
 Умение планировать и контролировать учебные действия
В информационной деятельности:
● Умение использовать знаково-символических средства представления
информации
● Умение использовать ИКТ-технологии
В коммуникативной деятельности:
● Умение работать в группе
● Умение организовывать учебное сотрудничество

Личностные результаты
В процессе реализации программы у учащихся будет сформировано сознанное и
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию: сформированы и развиты организационно-волевые (терпение, воля),
ориентационные (самооценка, интерес к занятиям в объединении) и поведенческие
(конфликтность, сотрудничество) качества личности
Организационно-волевые качества
Терпение:
- способность воспринимать неожиданные ситуации в положительном ключе;
- умение преодолевать напряженность перед новой задачей
Воля:
- проявление желания доводить начатое дело до конца;
- способность активно побуждать себя к практическим действиям
Ориентационные качества
Самооценка:
- способность к самооценке своих действий на основе собственных
(положительных и отрицательных) критериев;
- способность давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и
деятельности других
- лояльно относиться к своим ошибкам;
- способность анализировать свои ошибки и извлекать из них опыт;
Интерес к занятиям в объединении:
- проявление положительного отношения к занятиям;
- проявление познавательного интереса к учебному материалу
Поведенческие качества
Конфликтность:
- способность занять определенную позицию в конфликте;
- сформированность уважительного и дружелюбного поведения в конфликтной
ситуации
Сотрудничество:
- умение работать сообща, считаться с мнением своих товарищей;
- готовность оказывать помощь и взаимопомощь товарищам, идти на компромисс
● Понимать область своих интересов;
● Самостоятельно искать ответы, задавать вопросы;
● Презентовать свои идеи.

1.12 Основные формы организации занятий:
Чтение сюжетной презентации по ролям, обсуждение, лекции, разминки в парах,
мини-группах, практическая индивидуальная работа на компьютерах, работа над
совместными проектами в мини-группах.
Авторский подход к организации образовательного процесса. Реализация
программы предполагает проведение аудиторных занятий с использованием

специально разработанных инструментов, а именно: проектных заданий для создания
учащимися игр и методологии развития soft-skills;
1.13 Категория обучающихся:
ученики общеобразовательных школ от 8 до 10 лет в рамках внеурочной деятельности и
дополнительного образования.

1.14 Форма обучения:
очная. В группах по 10-15 человек.
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный (тематический) план
№

Название темы

Количеств
о часов

Теоретиче
ские

Практичес
кие

1-2

Знакомство с курсом. Правила занятий

2

1

1

3-4

Интерфейс CodeOrg. Соединение блоков

2

1

1

5-6

Цикл "повторить Х раз". Алгоритм

2

1

1

7-8

Интерфейс редактора PictoBlox

2

1

1

9-10

Условный оператор

2

1

1

11-12

Координаты

2

1

1

13-14

Ввод и вывод данных

2

1

1

15-16

Команда “ждать до”, сравнение
координат

2

1

1

17-18

Движение через изменение координат

2

1

1

19-20

Понятия “истина” и “ложь”

2

1

1

21-22

Цикл с условием. Генерация случайного
числа

2

1

1

23-24

Повторение пройденных тем

2

-

2

25-26

Повторение пройденных тем

2

-

2

27-28

Клонирование спрайтов

2

1

1

29-30

Программы для клонов спрайтов.

2

1

1

Логическая операция ИЛИ
31-32

Анимация спрайтов

2

1

1

33-34

Программирование траекторий движения 2

1

1

35-36

Алгоритм управления мышкой

2

1

1

37-38

Переменные. Логическая операция И

2

1

1

39-40

Управление игрой с помощью ввода
данных от пользователя

2

1

1

41-44

Повторение пройденных тем

4

-

4

45-48

Повторение пройденных тем

4

-

4

49

Подготовка к проекту

1

-

1

50-58

Работа над проектом «Моя игра»

8

-

8

59-60

Работа над проектом «Викторина»

2

-

2

61-68

Работа
над
мультфильм»

«Мой 8

1

7

69-72

Работа над проектом
реальность»

«Дополненная 4

1

3

20

52

Итого

проектом

72

2.2. Рабочая программа

№

Название

Виды учебных занятий,
учебных работ

Краткое описание

Работа над развитием softskills

Знакомство с учениками и
курсом, создание правил
группы, рефлексия.

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Использование курсора и
клавиатуры для
соединения первого
скрипта на платформе
Code.org.

Работа над развитием softskills

Групповая работа на
повторение и закрепление
темы, рефлексия

МОДУЛЬ 1
1-2
Знакомство с
курсом. Правила
занятий

3-4

Интерфейс CodeOrg.
Соединение блоков Изучение
программирования и работа
за компьютером
5-6

Цикл "повторить Х
раз". Алгоритм

7-8

Работа над развитием softskills

Игра Крокодил в группах
на повторение, знакомство
с характерами героев
сюжета, анализ событий
сюжета, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение “цикла” и
понятия “алгоритм”.
Тренировка на платформе
Code.org.

Работа над развитием softskills

Анализ характеров героев
и своего характера,
рефлексия

Изучение
Интерфейс Pictoblox программирования и работа
за компьютером

9-10

Условный оператор

Изучение понятия
алгоритм, тренировка на
платформе Code.org.

Работа над развитием softskills

Изучение интерфейса
редактора кода.
Перемещение спрайтов и
соединение командблоков. Написание
короткой программы с
циклом и шагами.
Развитие навыка
составления вопросов,
подведение итогов

первого вводного модуля.
Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение команды “если
то”. Использование
команды для
программирования
касания объектов.

Работа над развитием softskills

Работа в парах на
разминке, анализ
поведения героев в
трудных ситуациях,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение темы
“координаты”.
Программирование
автоматического
движения по маршруту
через точки (их
рассчитанные
координаты).

Работа над развитием softskills

Работа в парах на
разминке, поиск ошибок в
задании, рефлексия своих
успехов и неудач,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры “вопросответ”, используя
инструменты для ввода и
вывода данных.

МОДУЛЬ 2
1112

1314

1516

17-

Координаты

Ввод и вывод
данных

Работа над развитием softКоманда “ждать до”, skills
сравнение
координат

Движение через

Анализ поведения героев,
составление фраз,
помогающих справиться с
боязнью ошибки,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение понятий
“истина” и “ложь”.
Программирование
траектории персонажа,
используя сравнение
координат (при
достижении координаты
персонаж меняет
траекторию).

Работа над развитием soft-

Работа в группах на

18

1920

2122

2324

skills

разминке, анализ
отношения к ошибкам,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры с
движением персонажа по
диагонали, использование
координат для управления.
Использование касания
цвета объектов игры.

Работа над развитием softskills

Поиск ошибок и их
анализ, разбор алгоритма
поиска ошибок, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры с
управлением персонажем
и проверкой касания
цветов. Редактирование
фона игры.

Работа над развитием softskills

Анализ сюжета и
отношения героев к
ошибкам, поиск причин
определенного поведения
героев, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение темы “генерация
случайных чисел”,
знакомство с работой
“цикла с условием”.
Создание в игре бонуса,
который появляется в
случайных координатах и
двигается до границ поля.

Ветвление “Иначе”
в условном
операторе.

Работа над развитием softskills

Знакомство с инструкцией
по принятию и анализу
ошибки, рефлексия

Повторение
пройденных тем

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры с
перепрыгиванием
препятствий.
Программирование
прыжка персонажа и
появления клоновспрайтов со случайным
выбором костюма.
Создание условия
проверки с
использованием ветки
“иначе”.

изменение
координат

Поиск ошибок в
игре

Цикл с условием.
Генерация
случайного числа

2526

Повторение
пройденных тем

Работа над развитием softskills

Работа в группах на
разминке, разбор ситуаций
с разным отношением к
ошибке, подведение
итогов второго модуля.

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение раздела с
готовыми спрайтами.
Редактирование
внешности спрайта.
Добавление своего
спрайта в программу
(индивидуальное задание).

Работа над развитием softskills

Анализ своих интересов,
выбор из двух вариантов
ответа о себе, обсуждение
интересов в парах,
практика поиска
информации в интернете,
знакомство с различными
источниками информации,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение темы
“клонирование”. Решение
головоломки с помощью
клонов.

Работа над развитием softskills

Развитие креативности и
навыка анализа идей в
группах, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры со сбором
бонусов. Создание клоновбонусов с отдельной
программой. Условие
касания клонов (с
использованием
логического ИЛИ)

Работа над развитием softskills

Поиск информации в
интернете для проверки
ответов, обсуждение
значимости
любознательности,
рефлексия

Изучение
программирования и работа

Изучение темы
“Анимация”. Создание

МОДУЛЬ 3
2728

2930

Клонирование
спрайтов

Программы для
клонов спрайтов.
Логическая
операция ИЛИ

3132
Анимация спрайтов

3334

3536

3738

3940

Программирование
траекторий
движения

за компьютером

проекта с клонамипротивниками, анимация
спрайтов.

Работа над развитием softskills

Игра бинго для изучения
интересов друг друга,
составление списка хобби,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Добавление в проект
“снарядов” - клонов,
которые запускаются при
нажатии клавиши.
Программирование
касаний снарядов и
противников.

Работа над развитием softАлгоритм
управления мышкой skills

Переменные.
Логическая
операция И

Работа в группах на
повторении, обсуждение
героев и подходящих им
хобби, анализ своих
интересов, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Программирование
управления персонажем с
помощью курсора мыши.
Добавление бонусов в
игру (через
клонирование).

Работа над развитием softskills

Составление плана по
разработке компьютерных
игр, анализ своих
интересов в сфере
разработки игр, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Изучение темы
“переменные”.
Добавление в игру
подсчета бонусов.
Настройка работы кнопки
в игре (используя
логическое И).

Работа над развитием softУправление игрой с skills
помощью ввода
данных от
пользователя

Работа в парах на
повторении,
придумывание фактов о
себе, анализ стереотипов и
поиск достоверной
информации в интернете,
рефлексия

4144

4548

Повторение
пройденных тем

Повторение
пройденных тем

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Повторение способов
ввода данных.
Использование ввода
данных для настройки
переменных. Создание
игры с настройкой
скорости.

Работа над развитием softskills

Обсуждение различных
стереотипов, обсуждение
сильных сторон героев,
анализ своих сильных
сторон, рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Создание игры с
настройкой сложности от
игрока, повторение всех
пройденных тем.

Работа над развитием softskills

Анализ изменений,
произошедших в героях за
время приключения,
подведение итогов
третьего модуля

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Завершение работы над
общим проектом.
Добавление в игру
подсчета бонусов, жизней
и настройки скорости
через переменную.

Работа над развитием softskills

Работа в группах на
повторении,
придумывание идей для
проектов, основываясь на
собственных интересах,
рефлексия

Изучение
программирования и работа
за компьютером

Повторение изученных на
курсе механик игр

Работа над развитием softskills

Презентация идеи своей
игры, доработка чужих
идей, составление плана
разработки проекта,
рефлексия

МОДУЛЬ 4
49

5058

Подготовка к
проекту

Работа над
проектом «Моя
игра»

5960

6168

6972

Работа над
проектом
«Викторина»

Работа над
проектом «Мой
мультфильм»

Работа над
проектом
«Дополненная
реальность»

Работа за компьютером

Самостоятельная работа
над проектом

Работа над развитием softskills

Работа в группах на
повторении, выделение
приоритетных задач в
плане, работа по задачам,
анализ итогов работы,
обновление плана,
рефлексия

Работа за компьютером

Самостоятельная работа
над проектом.

Работа над развитием softskills

Работа в группах на
повторении, выделение
приоритетных задач в
плане, работа по задачам,
анализ итогов работы,
обновление плана,
рефлексия

Работа за компьютером

Самостоятельная работа
над проектом.

Работа над развитием softskills

Работа в группах на
повторении, выделение
приоритетных задач в
плане, работа по задачам,
анализ итогов работы,
обновление плана,
рефлексия

Работа за компьютером

Самостоятельная работа
над проектом.

2.3 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты обучения:


интерес к программированию и техническому творчеству;



умение формулировать задачу и находить возможные варианты решения;



самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и

выделение ее этапов;


умение доводить работу до конца;



способность предвидеть результат своей деятельности;



способность работать индивидуально и в малых группах;



готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать

собственное мнение;


адекватная оценка результатов своей деятельности.

Метапредметными результатами обучения являются:


самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;



умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с

предлагаемой учебной задачей;


умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников

на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других
общеобразовательных дисциплин;


умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении

отдельных учебно-творческих задач;


участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;



понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного,

прочитанного.

Предметными результатами обучения являются:
Школьник, участвующий в проектной научно-познавательной деятельности с
использованием блочной среды программирования, по окончании учебного года
должен знать:
1. Алгоритмы
1.1 Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.
1.2 Исполнитель
1.3 Система команд исполнителя
2. Реализация алгоритмов:
2.1 Свойства объектов
2.2 Основные команды (движение, внешность, звук)
2.3 Сенсоры
2.4 Циклы. Виды циклов
2.5 Условные конструкции
2.6 Переменные
2.7 Функции
3. События
3.1. Виды событий
3.2. Сообщения
3.2.1 Источник
3.2.2 Адресат
3.2.3 Обработчик
4. Графический редактор (Растровая и векторная графика)
4.1 Рисование
4.2 Модификация
4.3 Центрирование
5. Математический базис
5.1 Положительные и отрицательные числа
5.2 Декартова система координат
5.4 Операции отношения
5.5 Логические операции «И», «ИЛИ»
5.6 Случайные числа
5.7 Арифметические операции и функции
5.8 Градусная мера угла

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
обучения

Дата
окончания
обучения

Количеств
о учебных
недель

1 год

01.09.2023

30.05.2024

36

2 год

01.09.2023

30.05.2024

36

Количество
учебных часов

36
36

Режим занятий

1 академический час
в неделю
1 академический час
в неделю

Каникулы
25.10.2023 – 01.11.2023
01.01.2024 – 10.01.2024
25.03.2024 – 07.04.2024

3.2 Материально-технические условия реализации программы
Обязательные
● помещение (предпочтительно, изолированное);
● 10—13 рабочих мест: стол, стул, розетка, компьютеры на каждое рабочее
место;
● проектор;
● Интернет-соединение, скорость загрузки не менее 2 Мбит/сек;
● меловая, магнитно-маркерная доска или флипчарт;
● общие условия в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14
Требования к ПO:
● Операционная система Windows 7 или моложе / MacOS / Unix-based
системы с поддержкой протокола HTML5;
● Браузер последней версии;
● Доступ к сайтам Code.org, PictoBlox.ai , Stepik.org.
Электронные ресурсы
https://stepik.org
https://pictoblox.ai/
https://code.org

3.3 Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Формы аттестации: опрос, контрольное упражнение, практическое задание,
творческое задание, педагогическое наблюдение, показ, итоговое занятие.
Система оценки.
Для оценивания результативности обучения по программе за основу взята
методика Л.Н. Буйловой.
Регулярной оценке подлежат предметные знания, умения и навыки
(теоретическая и практическая подготовка), метапредметные результаты, личностное
развитие учащегося в процессе освоения им программы.
Используется трехуровневая оценка результатов обучения по 10-бальной шкале
(минимальный уровень: 1 – 3 балла, средний уровень: 4 – 7 баллов, максимальный
уровень: 8 – 10 баллов).
Периодичность оценивания - 3 раза в год:
 входящая аттестация 1–2 недели первого года обучения;
 промежуточная аттестация 34–35 недели первого учебного года;
 аттестация по итогам курса 34–35 недели второго учебного года;
Результаты обучения каждого учащегося фиксируются в документе «Мониторинг
результативности обучения по программе «Визуальное программирование». Фиксация
осуществляется в электронном виде.
3.4 Характеристика оценочных материалов
Результаты обучения по программе отслеживаются по трем показателям:
1. Предметные результаты обучения. Теоретическая и практическая подготовка
учащихся по основным разделам учебного плана.
2. Метапредметные
результаты
обучения
в
учебно-познавательной,
информационной и коммуникативной деятельности.
3. Личностное развитие учащегося в процессе освоения им программы.
Предметные результаты
Содержание предметных показателей составляют ожидаемые результаты по
итогам учебного года и включают:
 теоретические знания учащегося по учебному плану
 владение специальной терминологией (набором основных понятий,
отражающих специфику изучаемого предмета)
 практические умения и навыки, предусмотренные учебным планом
программы;
 владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения учебного плана;
 творческие навыки учащегося (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).

Степень выраженности оцениваемого качества
Оцениваемые
параметры

Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла
Учащийся
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой.

Объем
усвоенных
знаний
составляет
более ½.

Высокий
уровень
8-10 баллов

Освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный
период.
Осмысленность Учащийся, как
Учащийся
Учащийся
Владение
и
правило,
сочетает
употребляет
специальной
правильность
избегает
специальную
специальные
терминологией
использования употреблять
терминологию с термины
специальной
специальные
бытовой.
осознанно и в
терминологии. термины.
полном
соответствии с
их содержанием.
Соответствие
Учащийся
Объем
Овладел
Практические
практических
овладел
усвоенных
практически
умения и
умений и
менее чем ½
умений и
всеми умениями
навыки,
навыков
предусмотренных
навыков
и
предусмотренные
программным
умений
и составляет
навыками,
программой
требованиям
навыков.
более ½.
предусмотренным
и программой за
конкретный
период.
Отсутствие
Ребенок
Работает с
Работает с
Владение
затруднений в
испытывает
оборудованием
оборудованием
специальным
с
самостоятельно,
оборудованием и использовании серьезные
специального
затруднения при помощью
не испытывает
оснащением
оборудования и работе с
педагога.
особых
оснащения.
оборудованием.
трудностей.
Креативность в Начальный
Репродуктивный Выполняет
Творческие
выполнении
(элементарный)
уровень – в
практические
навыки
практических
уровень развития основном
задания с
заданий
креативности –
выполняет
элементами
ребенок в
задания на
творчества.
состоянии
основе образца.
выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога
Теоретические
знания
учащегося по
учебному плану

Соответствие
теоретических
знаний ребенка
программным
требованиям.

Средний
уровень
4-7 баллов

Метапредметные результаты
Оценке подлежат метапредметные умения и навыки учащихся:
- в учебно-познавательной деятельности (самостоятельность в решении
познавательных задач);
- в информационной деятельности (самостоятельность в использовании
информационных технологий);
- в коммуникативной деятельности (самостоятельность в решении коммуникативных
задач)

Оцениваемые
параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
уровень
1-3 балла

Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения
в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Информационная Самостоятельность Учащийся
в использовании
испытывает
деятельность
информационных
серьезные
технологий
затруднения
в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Коммуникативная Самостоятельность Учащийся
в решении
испытывает
деятельность
коммуникативных серьезные
задач
затруднения
в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Учебнопознавательная
деятельность

Самостоятельность
в решении
познавательных
задач

Средний
уровень
4-7 баллов

Высокий
уровень
8-10 баллов

Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
выполняет
работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
выполняет
работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
выполняет
работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Личностные результаты
Личностное развитие учащегося в процессе освоения им программы
Динамика личностного развития учащегося в процессе освоения им программы
ведется по трем направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок
личностных качеств:
I блок – организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой
образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором
процесса саморазвития учащегося.
II блок – ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие
ребенка к активности.
III блок – поведенческие характеристики, отражающие тип общения со
сверстниками и определяющие статус ребенка в группе

Оцениваемые
параметры

Критерии

Степень выраженности оцениваемого
качества
Низкий
уровень
1-3 балла

Организационноволевые качества

Терпение
Воля

Ориентационные
свойства
личности

Самооценка

Поведенческие
качества

Конфликтность

Интерес к
занятиям в
объединении

Сотрудничество

Средний
уровень
4-7 баллов

Высокий
уровень
8-10 баллов

3.4 Оценочные материалы
3.4.1 Оценивание предметных результатов обучения по программе
Теоретические знания по основным разделам учебного плана и практическая
подготовка учащихся
Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии

Соответствие
теоретических
знаний
учащегося
программным
требованиям

Низкий
уровень
1-3 балла
Учащийся
овладел менее
чем ½ объема
знаний,
предусмотренных
программой

Средний уровень
4-7 баллов

Высокий уровень
8-10 баллов

Объем усвоенных
знаний
составляет
более ½

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании сути
алгоритмов. Не
может привести
примеры.

Учащийся
понимает
значение алгоритма,
знает какие виды
алгоритмов
существуют,
приводит примеры.

Учащийся освоил
практически весь
объем знаний,
предусмотренных
программой за
конкретный
период
Учащийся
понимает
значение алгоритма,
знает какие виды
алгоритмов
существуют, приводит
примеры.

умеет составлять
алгоритмы для
решения
практических
задач.

В практической
деятельности
использует только
линейные
алгоритмы.

В практической
деятельности
использует
линейные и
циклические
алгоритмы.

В практической
деятельности
использует различные
виды алгоритмов,
обосновывая свой
выбор.

Цикл,
виды циклов

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании работы
циклических
конструкций. Не
может привести
примеры.

Учащийся
понимает
значение циклов в
программировании,
знает какие виды
циклов существуют,
приводит примеры.

Учащийся
понимает
значение циклов в
программировании,
знает какие виды
циклов существуют,
приводит примеры.

Не использует
циклические
конструкции в
практической
деятельности

В практической
деятельности
использует
некоторые виды
циклов.

В практической
деятельности
использует различные
виды циклов,
обосновывая свой
выбор.

Алгоритм,
виды алгоритмов

умеет применять
различные виды
циклов для
решения
практических
задач.

Координаты

Ориентация на
координатной
плоскости

События

умеет применять
различные
события для
решения
практических
задач
Условные
конструкции

умеет составлять
алгоритмы с
ветвлением для
решения
практических
задач.

Учащийся
испытывает
затруднения в
понимании
координат. Не
может найти точку
с заданными
координатами на
плоскости.

Учащийся
понимает
значение координат
в
программировании
и реальном мире,
при ориентировке
на плоскости может
допустить ошибку.

Учащийся
понимает
значение координат в
программировании и
реальном мире,
хорошо ориентируется
на координатной
плоскости.

Не может
осознанно
использовать
координаты в
практической
деятельности
Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании
значения событий в
программе. Не
может привести
примеры.

В практической
деятельности
возможна ошибка
при использовании
координат.

В практической
деятельности
использует
координаты,
обосновывая свой
выбор.

Учащийся
понимает
значение событий в
программировании,
приводит примеры.

Учащийся
понимает
значение событий в
программировании,
приводит примеры.

Не использует
события в
практической
деятельности

В практической
деятельности
использует событие
один вид событий.

В практической
деятельности
использует различные
события, обосновывая
свой выбор.

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании работы
условных
конструкций. Не
может привести
примеры.

Учащийся
понимает
значение условных
конструкций в
программировании,
приводит примеры.

Учащийся
понимает
значение условных
конструкций в
программировании,
приводит примеры.

Не использует
условные
конструкции в
практической
деятельности

В практической
деятельности
использует
условные
конструкции по
рекомендации
педагога.

В практической
деятельности
использует различные
вариации условных
конструкций,
обосновывая свой
выбор.

Переменные

Использование
переменных для
решения
практических
задач.

Функции

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании работы
переменных. Не
может привести
примеры.

Учащийся
понимает
значение
переменных в
программировании,
приводит примеры.

Учащийся
понимает
значение условных
конструкций в
программировании,
приводит примеры.

Не использует
переменные в
практической
деятельности

В практической
деятельности
использует
переменные по
рекомендации
педагога.

В практической
деятельности
использует
переменные,
обосновывая свой
выбор.

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
понимании работы
функций. Не может
привести примеры.

Учащийся
понимает
значение функций в
программировании,
приводит примеры.

Учащийся
понимает
значение функций в
программировании,
приводит примеры.

В практической
деятельности
использует функции
по рекомендации
педагога.

В практической
деятельности
использует функции,
обосновывая свой
выбор.

Учащийся
Не понимает
особенностей
растровой и
векторной графики.

Учащийся
понимает
особенности
растровой и
векторной графики.

Учащийся
понимает
особенности растровой
и векторной графики.

В практической
деятельности не
может
самостоятельно
пользоваться
графическим
редактором.
Учащийся
испытывает
затруднения в
понимании
математических,
логических
операций,
положительных и

В практической
деятельности
использует
некоторые функции
графического
редактора.

Использование
Не использует
функций
для функции в
решения
практической
практических
деятельности
задач.
Графический
редактор

Рисование
Модификация
Центрирование

Математический
базис
Положительные и
отрицательные
числа

Учащийся
понимает
значение
математических,
логических
операций в
программировании,
оперирует

В практической
деятельности
использует набор
различных функции
графического
редактора.
Учащийся
понимает
значение
математических,
логических операций,
положительных и
отрицательных чисел,
понятия случайных

Операции
отношения
Логические
операции

отрицательных
чисел, понятия
случайных чисел,
градусной меры
угла.

понятиями
положительных и
отрицательных
чисел, понятием
случайных чисел,
градусной меры
угла.

чисел, градусной меры
угла,
приводит примеры.

В практической
деятельности часто
возникают
препятствия,
связанные с
пониманием
математического
базиса.

В практической
деятельности
иногда возникают
препятствия,
связанные с
пониманием
математического
базиса.

В практической
деятельности
оперирует данными
блоками, обосновывая
свой выбор.

Случайные числа
Арифметические
операции и
функции
Градусная мера
угла

3.4.2 Оценивание метапредметных результатов обучения
В учебно-познавательной деятельности:

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла
Самостоятельность Учащийся
в решении
испытывает
познавательных
серьезные
задач
затруднения в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Умение
Учащийся
определять
испытывает
цели и задачи
серьезные
учебной
затруднения в
деятельности
определении и
формулировке цели
деятельности (не
способен понять
свои
интересы, увидеть
проблему, задачу и
выразить ее
словесно). Поиск
средств достижения
поставленной цели
осуществляет по
подсказке и под
контролем педагога
Умение
Учащийся
планировать и
испытывает
контролировать
серьезные
учебные действия
затруднения в
составлении плана
действий по
решению
проблемы (задачи).
Действия по
реализации плана,
выбор способа

Средний уровень
4-7 баллов

Высокий уровень
8-10 баллов

Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
выполняет работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Учащийся не всегда
способен
определить
и сформулировать
цель деятельности
(понять свои
интересы, увидеть
проблему, задачу и
выразить ее
словесно). Поиск
средств достижения
поставленной цели
осуществляет с
помощью педагога

Учащийся способен
определять и
формулировать цель
деятельности
(понимает свои
интересы, видит
проблему, задачу,
может выразить ее
словесно). Проявляет
самостоятельность в
поиске средств
достижения
поставленной цели

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
составлении плана
действий по
решению
проблемы (задачи).
Действия по
реализации плана
выполняет под

Учащийся умеет
самостоятельно
составлять план
действий по
решению проблемы
(задачи).
Самостоятельно
осуществляет
действия по
реализации плана,
сверяясь с целью и

Умение оценивать
и
корректировать
учебные действия

Умение решать
проблемы
творческого
и поискового
характера

(технологии)
достижения
результата
осуществляет по
подсказке и под
контролем
педагога.

руководством
педагога. Выбор
способа
(технологии)
достижения
результата
осуществляет по
подсказке педагога.

Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения в
анализе и оценке
результата своей
деятельности,
способен
исправлять
ошибки только по
подсказке и под
руководством
педагога
Учащийся решает
поставленную
проблему на
репродуктивном
уровне, либо по
аналогии

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
анализе и оценке
результата своей
деятельности,
способен выявлять
ошибки и
исправлять
их под
руководством
педагога
Учащийся
самостоятельно
решает
поставленную
проблему,
использует
при этом ранее
усвоенный
материал,
подбирает
возможные
варианты решения
проблемы

планом, поправляя
себя при
необходимости, если
результат не
достигнут. Умеет
самостоятельно
определять
(выбирать) наиболее
эффективные
способы
(технологии)
достижения
результата.
Учащийся
самостоятельно
анализирует учебную
деятельность, делает
выводы, понимает
причины
успеха/неуспеха,
исправляет ошибки

Учащийся
самостоятельно
определяет проблему
в изучаемом учебном
материале,
формулирует ее и
самостоятельно
решает

В информационной деятельности:
Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла
Самостоятельность Учащийся
в использовании
испытывает
информационных
серьезные
технологий
затруднения в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Умение
Учащийся
использовать
испытывает
знаковосерьезные
символических
затруднения в
средства
преобразовании
представления
информации из
информации
одной
формы в другую
(текст, таблица,
схема, график,
иллюстрация,
инфографика);

Умение
использовать
ИКТ-технологии

Умение
использовать
различные
способы

Учащийся
испытывает
серьезные трудности
в использовании
ИКТ-технологий для
решения
поставленных задач,
нуждается в
постоянной помощи
педагога
Предварительный
отбор и
преобразование
полученной

Средний уровень
4-7 баллов

Высокий уровень
8-10 баллов

Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
выполняет работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Учащийся
испытывает
некоторые
затруднения в
преобразовании
информации из
одной
формы в другую
(текст, таблица,
схема,
график,
иллюстрация,
инфографика);
планы
текстов, тезисы,
конспекты
составляет
при
помощи
педагога
Учащийся
испытывает
незначительные
затруднения в
использовании
ИКТ-технологий
для
решения
поставленных
задач
Учащийся умеет
добывать новые
знания
разными способами

Учащийся
самостоятельно
преобразовывает
информацию из
одной формы в
другую (текст,
таблица, схема,
график,
иллюстрация,
инфографика);
умеет передавать
информацию в
сжатом и
развернутом виде
(план текста, тезисы,
конспект)

Учащийся свободно
использует
ИКТ-технологии для
решения
поставленных задач

Учащийся умеет
самостоятельно
преобразовывать
полученную

обработки,
передачи
информации

Умение соблюдать
информационную
этику

информации (анализ,
обобщение,
классификация,
сравнение, причины
и
следствие) учащийся
осуществляет при
помощи и под
контролем педагога.

(наблюдение,
чтение,
слушание).
Преобразовывает
полученную
информацию
(анализ,
обобщение,
классификация,
сравнение, причины
и
следствие) при
помощи педагога.
Учащийся соблюдает Учащийся имеет
нормы
некоторые
информационной
представления о
этики по подсказке
нормах
педагога
информационной
этики и соблюдает
их

информацию
(анализировать,
обобщать,
классифицировать,
сравнивать,
выделять причины и
следствие) для
получения нового
знания.

Учащийся имеет
четкие
представления о
нормах
информационной
этики и соблюдает
их.

В коммуникативной деятельности:
Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии

Самостоятельность
в решении
коммуникативных
задач

Умение работать в
Группе

Умение
организовывать
учебное
сотрудничество

Умение
аргументировать и
отстаивать свое мнение

Низкий
уровень
1-3 балла
Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения в
работе,
нуждается в
постоянной
помощи и
контроле
педагога
Учащийся с
трудом
идет на
компромисс,
неохотно
учитывает
интересы других
сторон
Учащийся
испытывает
серьезные
затруднения в
организации
сотрудничества.
Пассивен в
распределении
функций и ролей
совместной
деятельности.

Учащийся
испытывает
серьезные
трудности
в изложении
подготовленной
информации и
аргументации
своей
позиции

Средний
уровень
4-7 баллов
Учащийся
выполняет
работу с
помощью
педагога
или
родителей

Учащийся
находит
компромисс под
руководством
педагога

Высокий уровень
8-10 баллов
Учащийся
выполняет работу
самостоятельно,
не испытывает
особых
затруднений

Учащийся
самостоятельно
находит
компромиссы в
конфликтной
ситуации, учитывая
при этом интересы
других сторон.
Учащийся
Учащийся может
испытывает
организовать
некоторые
учебное
затруднения в
сотрудничество.
организации
Умеет
сотрудничества. договариваться о
В
распределении
распределении
функций и ролей в
функций и ролей совместной
совместной
деятельности.
деятельности
занимает
ведомую
позицию.
Учащийся
Учащийся свободно
испытывает
ориентируется в
некоторые
материале, легко
затруднения в
излагает его,
изложении
логично
материала
выстраивает
и построении
доказательства для
доказательств
отстаивания своей
для
позиции
отстаивания

Умение осознанно
использовать речевые
средства
коммуникации для
выражения своих
чувств мыслей и
потребностей

Учащийся
испытывает
серьезные
трудности
в применении
речевых средств
для
решения
поставленных
задач,
нуждается в
постоянной
помощи
педагога

своей
позиции
Учащийся
испытывает
незначительные
затруднения в
использовании
речевых средств
для
решения
поставленных
задач

Учащийся свободно
использует речевые
средства и для
решения
поставленных задач

3.4.3 Оценивание личностного развития учащегося в процессе освоения
программы
Организационно-волевые качества (терпение, воля):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла

Средний уровень
4-7 баллов

Высокий уровень
8-10 баллов

Терпение
Способность
воспринимать
неожиданные
ситуации в
положительном
ключе

Учащийся
неожиданные
ситуации
воспринимает
настороженно,
боится что-то
сделать не так

Умение
преодолевать
напряженность
перед
новой
задачей

Учащийся не
всегда
проявляет
выдержку в
работе, для
преодоления
внутреннего
страха перед
работой и
нежелания

Учащийся
неожиданные
ситуации
воспринимает
положительно,
но опасается
неверных
решений
Учащийся
проявляет
выдержку в
работе, но с
трудом
преодолевает
внутренний
страх, лень,
нежелание
работать

Учащийся
неожиданные
ситуации
воспринимает
положительно,
без боязни чтото сделать не
так
Учащийся
проявляет
выдержку в
работе, может
преодолевать
внутренний
страх, лень,
нежелание
работать

Способность
восприятия себя и
своих
возможностей

Проявление
уверенности в себе
и своих силах при
решении учебнотворческих задач

работать
требуется
поддержка
педагога
Учащийся не
осознает своих
возможностей,
не понимает
возникающих
трудностей,
при
выполнении
работы
требуются
объяснения и
поддержка
педагога
Учащийся не
может
самостоятельно
управлять
своими
эмоциями,
поведением, не
решителен в
принятии
решений, для
выполнения
учебнотворческих
задач
требуются
указания,
контроль и
поддержка
педагога

Учащийся
осознает свои
трудности, но
не прилагает
усилий к их
преодолению

Учащийся
осознает свои
трудности и
стремится к их
преодолению

Учащийся
сознательно
управляет
своими
эмоциями,
поведением, но
не всегда
решителен и
продуктивен в
своих
действиях

Учащийся
сознательно
управляет
своими
эмоциями,
поведением,
решителен и
продуктивен в
своих
действиях

Воля
Проявление
желания доводить
начатое дело до
конца

Учащийся не
проявляет
желания
выполнить
работу успешно
и своевременно

Способность
активно
побуждать себя к
практическим
действиям

Учащийся не
проявляет
активности в
работе, волевые
усилия
побуждаются

Учащийся не
всегда
удерживает
стремление
выполнить
работу успешно
и в срок
Учащийся при
выполнении
работы волевые
усилия
прилагает
периодически,

Учащийся
стремится
выполнить
работу успешно
и в срок
Учащийся
самостоятельно
побуждает себя
к активным
действиям,
прилагает

Умение
концентрировать
свои мысли и
действия на
решении
поставленной
задачи

Стремление к
проявлению
творческой
инициативы и
самостоятельности

извне

требуется
поддержка
педагога

Учащийся
способен
концентрировать свои
мысли и
действовать
сосредоточенно
на короткий
промежуток
времени, для
концентрации
внимания
требуется
поддержка
педагога
Учащийся
может
аргументировать свою
позицию, но не
способен предложить
несколько
вариантов
решений
поставленной
задачи, для
дальнейших
действий
требуется
подсказка
педагога

Учащийся не
всегда способен
абстрагироваться от
внешних
раздражителей,
периодически
отвлекается на
действия
окружающих,
теряет контроль
над
собственными
мыслями и
эмоциями
Учащийся
может
предложить
несколько
вариантов
решений
поставленной
задачи,
аргументировать
свою
позицию, но
решения
принимает
только с
одобрения
педагога

волевые усилия
для
выполнения
работы
Учащийся
способен
отгородиться
от
раздражающих
факторов
(мыслей,
эмоций,
действий
окружающих)
ради
выполнения
поставленной
задачи
Учащийся
принимает
решения без
посторонней
помощи, может
предложить
несколько
вариантов
решений
поставленной
задачи,
аргументировать
свою
позицию и
организовать
работу

Ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям в объединении,
допрофильная ориентация):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла

Средний уровень
4-7 баллов

Высокий уровень
8-10 баллов

Самооценка
Способность к
самооценке своих
действий на
основе
собственных
(положительных и
отрицательных)
критериев

Учащийся
может
объяснить
собственные
действия, но
способен
оценить их с
позиции
нравственности

Учащийся может
объяснить, но не
всегда способен
оценить
собственные
действия с
позиции
нравственности

Способность
давать
адекватную
оценку и
самооценку своей
деятельности и
деятельности
других

Учащийся не
способен
адекватно
оценить
результаты
своей
деятельности
и результаты
работы своих
товарищей,
требуется
вмешательств
о и подсказка
педагога

Сформированность
умения
оценивать
действия других
детей и
сравнивать их с
собственными

Учащийся
испытывает
затруднения в
оценке своих
действий, не
всегда
способен сравнить их
с
действиями
других детей
согласно
общеприняты

Учащийся не
всегда способен
сделать
адекватную
оценку
собственной
деятельности и
оценить
результаты
работы других,
т.к.
периодически
идет на поводу
собственных
эмоций,
симпатий/антипатий
Учащийся не
всегда способен
оценивать
действия других
и сравнивать их
со своими
согласно
общепринятым
нормам, т.к.
периодически
идет на поводу
собственных

Учащийся
объясняет и
пытается
оценить свои
действия на
основе
собственных
понятий о
нравственных
качествах
человека
Учащийся
способен
спокойно
воспринимать и
оценивать не
себя и других, а
конкретные
учебные
действия и
результаты
работы

Учащийся
способен
оценивать
действия
других и
сравнивать их
со своими согласно
общепринятым
нормам

Сформированность
умения
оценивать
собственную
учебную
деятельность:
свои достижения,
самостоятельность,
причины
удач/неудач

Проявление
положительного
отношения к
занятиям

Проявление
познавательного
интереса к
учебному
материалу

Проявление
эмоциональной
отзывчивости к
выполняемому

м нормам,
эмоций,
требуются
симпатий/антипатий
вмешательств
о и наводящие
вопросы
педагога
Учащийся не
Учащийся может
всегда
объективно
объективно
оценивать свои
может
достижения,
оценить свои
уровень
достижения,
самостоятельности в
определить
работе, но не
уровень
способен
самостоятельности, не анализировать
способен
причины
анализировать
удач/неудач
причины
удач/неудач
Интерес к занятиям в объединении
Учащийся
Учащийся
быстро теряет
периодически
интерес к
выбивается из
учебному
учебного
процессу,
процесса,
отвлекается
отвлекается на
на внешние
внешние
факторы, для
раздражители
продолжения
работы
требуется
вмешательств
о педагога
Учащийся не
Учащийся
проявляет
проявляет
интереса к
интерес к новым
новым
знаниям, но
знаниям, не
пользуется лишь
стремится к
тем объемом
их
знаний, который
дальнейшему
получил на
изучению
занятии
Учащийся
периодически
проявляет
эмоциональную
отзывчивость
к отдельным
героям,
но не

Учащийся
проявляет
эмоциональную
отзывчивость к
поступкам
героев,
но не
всегда способен

Учащийся
может
объективно
оценивать свои
достижения,
уровень
самостоятельности
в работе,
анализировать
причины
удач/неудач

Учащийся
работу
выполняет
увлеченно, не
отвлекается на
внешние
раздражители

Учащийся
проявляет
интерес к
новым знаниям,
обращается к
справочной и
энциклопедической
литературе как
источнику
получения
информации
Учащийся
проявляет
эмоциональную
отзывчивость к
поступкам
героев,
может
соотносить

Проявление
творческой
инициативы,
увлеченности,
стремления
качественно
выполнить
задание

способен
сопоставить
их поступки с
реальными
жизненными
ситуациями
Учащийся
проявляет
желание
качественно
выполнить
задание, но
испытывает
затруднения в
инициировании
предложений
- требуются
наводящие
вопросы
педагога

сопоставить
поступки героев
с реальными
жизненными
ситуациями

поступки
героев с
реальными
жизненными
ситуациями

Учащийся
проявляет
стремление
качественно
выполнить
задание –
дополняет и
улучшает уже
предложенные
варианты
решения задания

Учащийся в
предложенную
типовую работу
вносит новые
элементы,
дополняет и
улучшает уже
предложенные
варианты
решения
задания

Поведенческие качества (конфликтность, сотрудничество):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий
уровень
1-3 балла
Способность
занять
определенную
позицию в
конфликте

Средний уровень
4-7 баллов

Конфликтность
Учащийся
Учащийся сам
периодически
в конфликте не
провоцирует
участвует,
конфликты
старается их
избежать

Сформированность
уважительного и
дружелюбного
поведения в
конфликтной
ситуации

Учащийся не
проявляет
уважения и
дружелюбия к
сверстникам

Способность
разрешать
конфликты

Учащийся
старается
решать
спорные
вопросы
мирным путем,

Учащийся
проявляет
уважение и
дружелюбие
лишь к
избранному
кругу
Учащийся идет
на
компромиссы
независимо от
удовлетворения
собственных

Высокий уровень
8-10 баллов

Учащийся
пытается
самостоятельно
уладить
возникшие
конфликты
Учащийся
дружелюбен и
доброжелателе
н со всеми
участниками
конфликта
Учащийся
объективно
оценивает
причины
конфликта,
находит

Способность
предупреждать
конфликты

Умение
работать
сообща,
считаться с
мнением своих
товарищей

Готовность
оказывать
помощь и
взаимопомощь
товарищам,
идти на
компромисс

Проявление
навыков делового
общения

но не готов
идти на
компромисс.

интересов

Учащийся
видит
назревающий
конфликт, но не
способен
распознать
причины
столкновения
противоположных
сторон и
предупредить
конфликт

Учащийся
понимает
причины
столкновения;
противоположных
действий,
мнений,
мотивов двух
или нескольких
человек, но не
всегда находит
способы
предупредить
конфликт

Сотрудничество
Учащийся
Учащийся
старается
прислушивается к
работать
советам
сообща, но не
партнеров,
всегда
старается
прислушивается к
действовать
мнению
согласованно,
партнеров
но ревностно
относится к
чужому успеху
в общем деле
Учащийся
Учащийся
внимателен к
внимателен к
товарищам, но
товарищам,
всегда готов
готов прийти на
прийти на
выручку, ради
выручку, если
интересов
это мешает его
другого
интересам и
человека/коллектива,
личному успеху
но не
всегда готов
идти на
компромисс,
жертвовать
своими
интересами
Учащийся
Учащийся
проявляет
проявляет
интерес к
интерес к
совместной
совместной

нестандартные
пути
разрешения
конфликтных
ситуаций
Учащийся
распознает
конфликтную
ситуацию,
ориентируется
в ней, способен
спокойно
выслушать
противоположные
стороны и
остановить
конфликт

Учащийся
прислушивается к
советам
партнеров,
старается
действовать
согласованно,
радуется
успеху в общем
деле
Учащийся
внимателен к
товарищам,
готов прийти на
выручку, ради
интересов
другого
человека/коллектива,
способен
жертвовать
своими
интересами

Учащийся
проявляет
интерес к
совместной

Активное
проявление своих
индивидуальных
способностей в
работе над
общими делами

деятельности,
готов работать
в паре и группе,
но только, если
это не
противоречит
его личным
интересам,
безразличен к
общим делам
Учащийся не
всегда осознает
полезность
своего
практического
опыта и не
стремиться
применить его
в работе над
общими делами

деятельности,
готов работать
в паре, группе,
но не всегда
воспринимает
общие дела как
свои
собственные

деятельности,
работе в паре,
группе;
воспринимает
общие дела как
свои
собственные

Учащийся
осознает
полезность
своего
практического
опыта, но
всегда готов
применить этот
опыт для
достижения
общего успеха

Учащийся
осознает
полезность
своего
практического
опыта, готов
совместно
добиваться
успеха

Литература
1. Макарова Наталия Владимировна, Учебник, Информатика, Информатика в
школе. Букинистика, 2001
2. Сергей Пархоменко: Логика и программирование. Тетрадь с развивающими
заданиями для детей 7-8 лет. Издательство: Банда умников, 2020 г.
3. Сэнд, Сэнд: Hello World! Программирование для детей и взрослых
Издательство: ДМК-Пресс, 2021 г
4. Наталия Крупенина: Как приготовить пирог из цифр. Издательство: Розовый
жираф, 2022 г
5. Наталья Пионтковская: Как с компьютером дружить. Издательство: Солонпресс, 2015 г.
6. Шон Макманус: Ты можешь создать компьютерную игру!
Издательство: Эксмодетство, 2018 г.
7. Александр Визаулин: В мире высоких технологий Издательство: Проф-Пресс,
2020 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».