Войти в IT

Управление образования администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
МАОУ «Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическим совете

Утверждена приказом

от «29» августа 2023 г. протокол № 4

директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «31»августа 2023 г. № 83

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«ВОЙТИ В IT»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Объем реализации: 36 часов

Составитель: Тюкина А.Н.,
педагог дополнительного
образования

г. Новоуральск
2023 г.

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка

1.1 Актуальность
Рабочая программа кружка «Войти в IT» составлена в соответствии с
основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения
основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий
(УУД) для основного общего образования, Примерной основной образовательной
программы ОУ и на основании приказа № 1577 от 31 декабря 2015 г. Минобрнауки
России «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897».
Одним из важнейших направлений является разработка и внедрение новых
образовательных стандартов. В структуре основных общеобразовательных программ и
результатах их освоения проект концепции федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования выделяет четыре компонента:
фундаментальное ядро (определяет содержание учебных программ и организацию
образовательной деятельности по отдельным учебным предметам), базисный учебный
план (регулирует педагогический процесс через инвариантную, вариативную части и
внеурочную деятельность учащихся), примерные (базисные) учебные программы по
предметам (дополняются программами развития универсальных учебных действий),
систему оценки достижения требований стандарта.
Значимым является введение в стандарт обязательной внеучебной деятельности
учащихся, которая, по замыслу разработчиков, призвана в полной мере реализовать
требования стандартов общего образования. Предполагается, что часы, отводимые на
внеучебную деятельность, будут использоваться по желанию учащихся и, в то же
время, будут являться неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Анализ данных, презентации, видеотехнологии, разработка сайтов и мобильных
приложений— вот неполный перечень того, где можно использовать информационные
технологии.
Проектная научно-познавательная деятельность не является самоцелью, но
рассматривается как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается
личностный потенциал школьника.
В этой связи целями проектной научно-познавательной деятельности школьника
является:
1. развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей
школьника;
2.
развитие
метапредметных
умений
(личностных, познавательных,
коммуникативных, регулятивных);
3. развитие способов мыслительной деятельности;
4. формирование целостной картины мира и системного мышления на основе
межпредметных связей.
Следует иметь в виду, что возрастные особенности младшего школьника не
позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных
исследований. В то же время раннее включение в организованную специальным
образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у
школьника познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем
возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов.

1.2 Отличительная особенность программы
Организация научно-познавательной деятельности школьника требует
использования инструмента (средства) для выполнения как исследовательских, так и
творческих проектов. В качестве такого инструмента в четвертых классах мы
предлагаем ИТ - сервисы: электронные таблицы, презентации, программы дизайна и
вёрстки, обработки фото, видеомонтажа, сервисы для создания сайтов и мобильных
приложений.
В соответствии с выбранными сервисами программа разбита на модули, что
позволяет детям охватить широкий спектр ИТ - направлений.
Методологически программа построена так, что обучение происходит от
простого к сложному, от основополагающих принципов работы до развития
творческого потенциала учащихся.
Выбор данных сервисов обусловлен следующими соображениями:
Во-первых, сервисы должны быть легки в освоении и понятны ученику
начальной школы. Это позволяет объединять предметы образовательной области и
постепенно направлять деятельность школьника в русло научно-познавательного
исследования.
Во-вторых, данные сервисы позволяют познакомиться как с техническими, так и
творческими профессиями, и смежными областями. Это позволит вовлечь во
внеучебную деятельность ребят не только с абстрактно-логическим, но и с
преобладающим наглядно-образным мышлением.
Информационные технологии (ИТ) - это использование компьютеров для
создания, обработки, хранения и обмена всеми видами электронных данных и
информации. Он, как правило, используется в контексте деловых операций в отличие
от персональных или развлекательных технологий.
IT-специалист — это представитель одной из более чем 500 цифровых
профессий, связанных с разработкой программ и использованием компьютерной
техники. Глобализация сделала сферу IT одной из самых востребованных и
высокооплачиваемых: компаниям приходится конкурировать с зарубежными за
хороших специалистов. Экономика и повседневная жизнь все больше переходит в
«цифру», поэтому наша задача – подготовить детей к жизни в высокотехнологичном
обществе.
В программе представлены активные формы организации обучения:
практические работы, проектная деятельность, как единоличная, так и групповая,
защита проектов, презентации, апробация проектов на предметных уроках, что
позволит учащимся рассматривать компьютер как инструмент в их школьной
деятельности.
Реализация программы «Войти в IT» позволяет развивать личностные качества
учеников. К наиболее значимым новообразованиям относятся: ответственность и
адаптивность; коммуникативные умения; творчество и любознательность; критическое
и системное мышление; умения работать с информацией и медиа средствами;
межличностное взаимодействие и сотрудничество; умения ставить и решать проблемы;
направленность на саморазвитие; социальная ответственность.
Таким образом, педагогический потенциал программы позволяет рассматривать
его, как перспективный инструмент (способ) организации междисциплинарной
внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника, направленной
на его личностное и творческое развитие.
К наиболее существенным особенностям предлагаемой модели внеучебной
деятельности относится:
1. возможность как индивидуальной, так и групповой работы;
2. безотметочная система оценивания;
3. свободный выбор тематики творческой работы;

4. доведение проекта до защиты;
5. возможность свободно обмениваться мнениями, как внутри своей
группы, так и с коллегами;
6. равноправие «научных» и «творческих» проектов.
1.3 Адресат
Дети 10-11 лет (учащиеся 4 классов)
1.3.1 Психологические особенности детей 10-11 лет
Десятилетний возраст характеризуется проявлением большей независимости и
не желанием опеки и заботы со стороны родителей. 10 лет –это «золотой возраст». Всё
чаще детей данного возраста начинает беспокоить их социальный статус, достаточно
ли модна их одежда или являются ли их гаджеты современными и достаточно
дорогими. Отмечается потеря интереса к таким семейным видам деятельности, как
праздники или экскурсии, пикники, которые они так любили несколько лет назад.
Когнитивное развитие детей начинается с развития собственных представлений
о мире. Это время перемен, ответственности за свои действия. Дети чувствуют, что они
уже взрослые и пытаются решать большинство вещей самостоятельно. Многие дети
серьезно обсуждают со взрослыми свое будущее и начинают думать о том, какие
предметы лучше изучать, и какую школу им лучше выбрать.
Физические и эмоциональные изменения, особенно у мальчиков, не так важны,
как для девочек. Это связано с тем, что мальчики, как правило, физически созревают
чуть позже. В 10 лет мальчики пытаются добиться успеха в различных видах
деятельности, например, спорте, чтобы доказать свою конкурентоспособность.
Если говорить о развитии ребёнка данного возраста, то в 10 лет ребёнок
прекрасно ориентируется во времени, читает с удовольствием и для удовольствия,
имеет чувство юмора, позитивно относится к правилам и следит за тем, чтобы все их
соблюдали, обладает обостренным чувством справедливости, имеет развитые навыки
самообслуживания и способен следить за порядком в своей комнате. Может взять на
себя ответственность за определенные дела по дому. Имеет развитую мелкую
моторику. Достаточно чисто пишет и рисует. С удовольствием присоединяется к
группе ровесников.
Резюмируя всё вышеизложенное можно сделать вывод, что психологическими
особенностями детей на этапе окончания младшего школьного звена (10 лет) являются:
●
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка,
обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
●
совершенствование головного мозга и нервной системы;
●
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
●
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в
деятельности;
●
развитие нового познавательного отношения к действительности;
●
ориентация на группу сверстников своего возраста;
●
неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
●
нервно-психическая ранимость ребенка;
●
неспособность
к
длительному
сосредоточению,
возбудимость,
эмоциональность;
●
развитие познавательных потребностей;
●
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
●
изменение способности к произвольной регуляции поведения.
Основными задачами для успешного развития ребёнка являются:
●
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей;
●
развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
●
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных
потребностей и интересов;

развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к
себе и окружающим;
●
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских
контактов;
●
усвоение социальных норм, нравственное развитие.
Зная все особенности данного возрастного периода, необходимо быть готовым к их
проявлению со стороны детей и при этом осознавать, что сам ребенок испытывает
сложности в данном возрасте, так как уже почти вступил на новый возрастной этап,
называемый подростковым.
●
●

1.4 Режим занятий
1 академический час в неделю.
Продолжительность академического часа – 40 минут.
1.5 Объем программы и срок освоения
Объем программы – 36 часов. Программа рассчитана на 1 учебный год.
1.6 Особенности организации образовательного процесса
Программа имеет традиционную модель реализации и представляет линейную
последовательность освоения содержания.
1.7 Перечень форм обучения и видов занятий
Очная. В группах по 5-13 человек.
Курс предполагает смешанный формат обучения. Сочетание групповой работы с
учителем в классе, подгрупповой и индивидуальной работы:
● Практические занятия, групповые и индивидуальные проекты и миниигры с вариативным оформлением;
● Групповые и индивидуальные задания, направленные на повторение
материала, развитие soft-skills и рефлексию занятий;
Данные формы обучения позволяют ученикам выработать не только технические
навыки, но и навыки социального взаимодействия при работе над финальным
проектом курса, а главное – научиться самостоятельно выстраивать свое
профессиональное развитие.
1.8 Формы подведения итогов реализации общеразвивающей программы
Аттестация проводится по завершению каждого модуля в форме выполнения
общего или индивидуального проекта, в котором используется пройденный материал.
Контроль в указанной форме осуществляется за счёт наблюдения и саморефлексии
учащихся. Тестовая и отметочная форма контроля отсутствуют.

1.9 Цели и задачи реализации программы
Необходимо создать условия для внедрения новых информационных
технологий в учебно-воспитательный процесс школы.
Цель курса — формирование углубленных знаний в области современных
информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); получение
практических умений и навыков по использованию ИТ-сервисов для решения
прикладных задач.
Задачи курса:
Обучающие:
 дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального
мира, о широком использовании информационных технологий и
вычислительной техники в научных исследованиях;
 реализовать возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению
информатики;
 формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе,
технике, обществе;
 формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в
развитии общества и в изменении характера труда человека;
 формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах
передачи информации;
 формирование знаний об основных этапах информационной технологии
решения задач;
 формирование умений моделирования и применения его в разных предметных
областях;
 формирование умений и навыков самостоятельного использования
компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Развивающие:
Формирование:
 алгоритмического стиля мышления;
 коммуникативных умений;
 критического и системного мышления;
 умения работать с информацией и медиа средствами;
 умения ставить перед собой задачи и решать проблемы;
 социальной ответственности.
 Направленность на саморазвитие;
Мотивационные:
 Создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу
доброжелательности и сотрудничества.





Социально-педагогические:
Формирование общественной активности.
Реализация в социуме.
Подготовке учеников к жизни в информационном, технологически развитом
обществе.
1.10 Планируемые результаты обучения
Предметные:
Знания, полученные при изучении модуля, учащиеся могут использовать для
визуализации научных и прикладных исследований в различных областях.
Полученные знания и умения являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области информационных технологий (анализ

данных, графический дизайн, анимации, фото- и видеосъемка, видеомонтаж,
разработка сайтов и мобильных приложений).
Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения учебного плана;
Творческие навыки учащегося (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
По окончании обучения по данной программе, обучающиеся будут знать:
 назначение программ, электронных сервисов и их возможности;
 основные поисковые системы;
 принципы работы с электронной почтой;
 синтаксис
выбранного
языка
программирования,
особенности
программирования на этом языке.
будут уметь:
 грамотно выполнять поиск информации в Интернете;
 пользоваться электронной почтой;
 Использовать среду программирования «MIT App Inventor»; конструкторы
сайтов;
 Применять выбранные языки программирования для написания программного
кода.
Практическим результатом каждого модуля служит индивидуальный или
групповой проект.
Метапредметные
В учебно-познавательной деятельности:
 Умение определять цели и задачи учебной деятельности;
 Умение планировать и контролировать учебные действия.
В информационной деятельности:
● Умение использовать знаково-символических средства представления
информации;
● Умение использовать ИКТ-технологии.
В коммуникативной деятельности:
● Умение работать в группе;
● Умение организовывать учебное сотрудничество.
Личностные результаты
В процессе реализации программы у учащихся будет сформировано сознанное и
ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и
самообразованию: сформированы и развиты организационно-волевые (терпение, воля),
ориентационные (самооценка, интерес к занятиям в объединении) и поведенческие
(конфликтность, сотрудничество) качества личности
Организационно-волевые качества
Терпение:
- способность воспринимать неожиданные ситуации в положительном ключе;
- умение преодолевать напряженность перед новой задачей
Воля:
- проявление желания доводить начатое дело до конца;
- способность активно побуждать себя к практическим действиям
Ориентационные качества
Самооценка:

- способность к самооценке своих действий на основе собственных
(положительных и отрицательных) критериев;
- способность давать адекватную оценку и самооценку своей деятельности и
деятельности других
- лояльно относиться к своим ошибкам;
- способность анализировать свои ошибки и извлекать из них опыт
Интерес к занятиям в объединении:
- проявление положительного отношения к занятиям;
- проявление познавательного интереса к учебному материалу
Поведенческие качества
Конфликтность:
- способность занять определенную позицию в конфликте;
- сформированность уважительного и дружелюбного поведения в конфликтной
ситуации
Сотрудничество:
- умение работать сообща, считаться с мнением своих товарищей;
- готовность оказывать помощь и взаимопомощь товарищам, идти на компромисс
● Понимать область своих интересов;
● Самостоятельно искать ответы, задавать вопросы;
● Презентовать свои идеи.
1.11 Основные формы организации занятий:
Семинары, лекции, разминки в парах, мини-группах, практическая
индивидуальная работа на компьютерах, работа над совместными проектами в минигруппах.
1.12 Форма обучения:
очная. В группах по 10-15 человек.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебный (тематический) план

№

Модуль

п/п

Количество часов
Теория

Практик организации
а

1
Excel
2

Формы

4

занятий

Основные
учебной
деятельности

Лекция, обзор,

Обсуждение.

фронтальная

объяснение

работа

понятий,

индивидуальная практическая

2

Графический дизайн
2

4

работа

работа

Лекция, обзор,

Обсуждение,

фронтальная

Объяснение

работа

понятий.

виды

Групповая

Практическая

работа

работа
Участие

в

творческих
конкурсах.

3

Видеомонтаж

Лекция, обзор,

2

Фронтальная и

Объяснение,

Групповая

обсуждение,

работа

Создание продукта

4

участие

в

творческих
конкурсах.

4

Создание

мобильных

приложений

Лекция, обзор,

Объяснение

Фронтальная

и обсуждение,

Индивидуальная создание проекта
2

4

работа

участие

в

творческих
конкурсах.

5

Создание сайтов

Лекция, обзор,

Объяснение,

Фронтальная и

самостоят.

Индивидуальная работа.
2

4

работа

участие

в

творческих
конкурсах.

6

Web-разработка

Лекция, обзор,

Обсуждение,

Фронтальная и

Объяснение

Индивидуальная понятий.

HTML,JavaScript, CSS.
2

4

работа

Практическая
работа
участие

в

творческих
конкурсах.

Итого:

12

24

2.2. Календарно-тематические планирование
№

Тема занятия

Планируемая
дата занятия

Модуль 1. Excel
1

Знакомство с интерфейсом. Формат ячеек. Создание
таблицы, автозаполнение, форматирование

2

Фильтры и сортировка

3

Формулы и диапазоны, диаграммы и графики

4-5

Функции EXCEL

6

Сводные таблицы
Модуль 2. Графический дизайн

7

Программы

для

верстки

«Scribus»,

«Publisher»

Знакомство с интерфейсом. Виды публикаций.
8

Растровый редактор «GIMP» Обработка фотографий и
изображений.

9

Векторный редактор «Inkscape». Работа с векторной
графикой.

10-12

Творческий проект
Модуль 4. Видеомонтаж

13

Программы для видеомонтажа «Киностудия». Знакомство
с интерфейсом. Эффекты, звуки, титры.
Творческий проект

14-15

Предпроизводство

(Идея,

Сценарий,

хронометраж, планы съемки)
16

Производство (Съемка)

17-18

Постпроизводство (Монтаж, Озвучка)

раскадровка,

Модуль 5. Создание мобильных приложений
19

Знакомство

с

ресурсом

https://appinventor.mit.edu/

Экранный эмулятор.
Приложения «Поговори со мной» «Сделать из мухи
слона»
20

Приложение «ColorList»

21

Приложение «Калькулятор»

22

Приложение «Идеальный вес»

23-24

Творческий проект
Модуль 6. Создание сайтов

25

Знакомство с понятием веб-дизайн. Анализ и сравнение
сайтов. Цвет и шрифт.

Фирменный стиль. Элементы

сайта.
26

Идея сайта. Работа с ресурсами подбора цветовых
сочетаний. Создание одностраничного сайта. Публикация
сайта.

27-28

Концепция сайта. Логотип сайта. Меню, страницы,
подстраницы. Переходы по сайту. Якорные ссылки.

29-30

Работа с контентом, функции, создание кнопок.
Модуль 7. Web- разработка

31-32

Основы HTML(Назначение, возможности, основные теги)

33-34

Знакомство

с

языком

программирования

JavaScript

(синтаксис, использование в Web-разработке)
35-36

Знакомство с языком программирования CSS (синтаксис,
использование в Web-разработке)

2.2 Описание модулей
2.2.1 Microsoft Excel
Программа MS-Excel, являясь лидером на рынке программ обработки
электронных таблиц, определяет тенденции развития в этой области. К значительным
достижениям программы Ms-Excel можно отнести появление трехмерных документов
(блокнотов).

Контекстные

меню

значительно

расширены,

а

дополнительные

программные инструменты облегчают решение сложных прикладных задач.
Следует отметить, что работа с электронными таблицами привлекает не только
специалистов, но и школьников. Это объясняется тем, что в любом школьном возрасте
существенную роль в общей структуре мышления играют конкретно-образные
(наглядные) компоненты.
Цели и задачи:


подготовить школьников к практической деятельности: уметь использовать
электронные таблицы для решения различных задач;



сформировать прочные знания по предмету с помощью обучающих и
контролирующих программ, серии упражнений и задач;



привить творческий подход и навыки самостоятельного проектирования;
Работа в электронных таблицах подразумевает различные формы. Работа с

электронными таблицами предполагает не только владение общими навыками работы
с компьютером, но и за счет организации межпредметных связей появляется
возможность закреплять и углублять знания, полученные по другим предметам,
которые послужат развитию учащихся, помогут сформировать их системное
мировоззрение

и

позволят

им

овладеть

современными

информационными

технологиями. Сформировать и закрепить начальный интерес к изучению электронных
таблиц Excel; ознакомить с общим содержанием раздела “Электронные таблицы”;
упорядочить интуитивные представления учащихся об электронных таблицах;
формирование понятия о табличном представлении информации и способах ее
обработки; ввести в круг проблем информационных технологий.
Расширить представление о возможностях электронных таблиц, и особенно о
личных возможностях учащихся при компьютеризации их деятельности; обобщить
знания и умения учащихся, полученные на уроках информатики, вооружить учащихся

конкретными знаниями, показать возможность управления файлами и структурами
документов электронных таблиц.
Основы работы в среде Excel
Назначения и основные возможности программы Microsoft Excel. Интерфейс
программы. Понятие электронной таблицы, ячейки, строки, столбца, система
адресации.

Движение

по

табличному

полю.

Ввод

данных.

Типы

данных.

Редактирование содержимого ячейки.
Создание нового документа. Загрузка рабочего документа. Сохранение
документа. Автоматическое сохранение. Создание резервных копий. Защита данных.
Дополнительные сведения о файлах. Управление рабочими листами. Добавление
рабочих листов. Перемещение рабочих листов.
Вставка

элементов

таблицы.

Удаление

элементов

таблицы.

Удаление

содержимого элементов таблицы. Копирование и перемещение данных. Поиск данных.
Замена данных. Маркирование ячеек. Отмена операций.
Панель форматирования. Оформление заголовков. Форматирование чисел.
Установка шрифтов. Форматирование по образцу. Перенос формата. Маски форматов.
Выравнивание содержимого ячеек. Изменение размеров строк и столбцов. Оформление
таблиц. Группирование элементов таблицы.
Освоить приемы форматирования документов в электронных таблицах;
изучение принципов работы с шаблонами - форматирование по образцу, перенос
формата; выявить качество и прочность знаний по основным разделам изученного
материала и умение использования их на практике.
Практическая

подготовка

учащихся

к

выполнению

типичного

метода

использования электронных таблиц - работа с элементами таблиц, данными ячеек,
выработка устойчивых навыков работы.

Работа с формулами
Основные сведения. Ввод формул. Система адресации. Составные формулы.
Редактирование формул. Мастер функций. Вычисление основным математических,
статистических, текстовых, логических функций и функций выбора и поиска.
Комбинирование функций. Сообщения об ошибках.
Создание диаграмм

Мастер диаграмм. Типы диаграмм. Форматирование элементов диаграмм.
Дополнительные объекты. Актуализация диаграмм.
Учащиеся должны знать и уметь:


знать структуру окна Excel;



знать назначение табличного процессора, его команд и режимов;



вводить и редактировать данные в ячейках;



иметь понятие о типах данных и использовать их при решении задач.



уметь вставлять, удалять, перемещать и переименовывать листы.



копировать и перетаскивать содержимое ячеек.



изменять высоту строк и ширину столбцов;



менять ориентацию текста;



оформлять таблицы и рабочие листы;



решать задачи без помощи программирования;



применять относительные и абсолютные адреса в формулах;



владеть рациональным способом применения формул для автоматизации
расчета;



применять и вызывать функции при выполнении расчетов;



применять полученные знания при решении нестандартных задач;



работать с формулами;



иметь понятие о константах и переменных;



уметь использовать абсолютные ссылки;



копировать формулы;



устанавливать связи между ячейками;



уметь преобразовывать данные к табличному виду;



уметь представлять данные в виде диаграммы или графика;



знать основные типы диаграмм;



уметь форматировать диаграммы;



добавлять, удалять и изменять легенду;

2.2.2 Графический дизайн
Работа с компьютерной графикой - одно из самых популярных направлений
использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только
профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени
возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или
просто в выпуске рекламной листовки или буклета. Без компьютерной графики не
обходится ни одна современная мультимедийная программа. Основные трудозатраты в
работе редакций и издательств также составляют художественные и оформительские
работы с графическими программами.
Необходимость широкого использования графических программных средств
стала особенно ощутимой в связи с развитием Интернета и. в первую очередь,
благодаря службе www связавшей в единую «паутину» миллионы отдельных
«домашних страниц». Даже беглого путешествия по этим страницам достаточно,
чтобы понять, что страница, оформленная без компьютерной графики, не имеет
шансов выделиться на фоне широчайшего крута конкурентов и привлечь к себе
массовое внимание.
Задачи:
1. Познакомить с видами печатных изданий, их функциональными, структурными
и технологическими особенностями.
2. Сформировать навыки элементарного проектирования, верстки издания.
3. Развивать навыки компьютерной грамотности.
4. Обучить самостоятельной работе с компьютерной библиотекой.
5. Способствовать развитию научно-технического мировоззрения.
6. Сформировать навыки работы в коллективе при создании комплексного
проекта.
Обучение построено таким образом, что параллельно освещаются основные
стадии технической подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета.
Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации.
Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При
организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог
бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять
участие в работе группы.

Модуль
современной

способствует
информатики,

освоению

учащимися

формирование

у

них

фундаментальных
навыков

понятий

алгоритмического

мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации;
в получении практических навыков работы с компьютером и современными
информационными
определенного

технологиями.

количества

часов

В

каждой

на

изучение

теме

предусмотрено

теории

и

выделение

выполнения

работ

компьютерного практикума, время на творческую работу ребят.
Дифференциация заданий и творческих разработок позволит учесть разный
уровень подготовки членов детского объединения.
В рамках данного модуля учащиеся должны
Знать:


принципы и структуру издательского производства,



формы предоставления и управления информацией в издательском деле.



знать основные принципы дизайна;



все виды изданий, производить анализ и сформулировать собственную позицию по
отношению к их структуре, содержанию, дизайну и функциональности;



основные возможности текстовых редакторов и издательских систем для создания
и редактирования документов, газетных статей и заметок;



основные возможности графического редактора по созданию и редактированию
изображений;



основные принцип работы сканера и принтера.

Учащиеся должны уметь:

•

следовать

требованиям

техники

безопасности,

гигиены,

эргономики

и

ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных
технологий;

•

определять наиболее предпочтительный способ представления графической

информации для решения конкретной задачи.

•

создавать графические документы и задавать их параметры, сохранять документы

в различных форматах, копировать информацию из одного документа в другой;

•

находить нужные палитры в окне программ графических редакторов, открывать и

скрывать палитры;

•

выбирать и использовать основные инструменты графического редактора для

создания и обработки простейших изображений.

•

применять в работе кривые Безье, работать с заливками и обводками;

•

управлять окном просмотра документа, в том числе масштабом просмотра.

•

определять

наиболее

предпочтительные

устройства

ввода-вывода

для

представления изображения;

•

определять физический размер изображения по заданному размеру в пикселях и

разрешению;

•

настраивать яркость и контрастность изображения, цветовой баланс изображения,

осуществлять цветовую коррекцию;

•

изменять размеры изображения, кадрировать изображение.

•

применять различные инструменты выделения, перемещать и изменять границы

выделения, преобразовывать выделенную область;
2.2.3 Основы видеомонтажа
Модуль «Основы видеомонтажа» даёт общее представление о способах и
средствах видеомонтажа на компьютере, о принципах создания видеороликов в
сочетании
обеспечении

с

подвижной
и

графикой,

перспективах

необходимом

использования

программно-техническом

компьютерного

видеомонтажа

в

различных областях деятельности.
Структурно курс представляет собой «Основы видеомонтажа» технологию
создания видеомонтажа.
На практических занятиях обучающиеся освоят программы видеомонтажа
«Киностудия», в которой должны будут приготовить свой проект (видеоролик).
Приобретя навыки и

умения по

съемке и

использованию программ

видеомонтажа, обучаемые смогут применять их на других дисциплинах.
Цель:


научить приемам ведения фото- и видеосъемки



дать понимание принципов построения и хранения изображений



рассмотреть возможности обработки графических файлов



научить учащихся создавать и редактировать собственные изображения,

используя элементы графических программ


научить монтажу видеофильмов программе «Киностудия»



Познакомить с оборудованием для компьютерного монтажа.

Задачи:



Дать

представление

о

способах

и

средствах

видеомонтажа

на

компьютере.


Рассмотреть принципы создания видеороликов в сочетании с подвижной

графикой.


Сформировать навыки по созданию и монтажу видеороликов.



Познакомить со сферами практического использования компьютерного

видеомонтажа.
В результате освоения курса учащиеся должны знать:


способы фото- и видеосъемки и монтажа сюжетов

должны уметь:


вести фото- и видеосъемку (правильно выбирать точку съемки, строить

композицию кадра, правильно использовать освещение, правильно использовать
возможности съемочной техники)


монтировать

видеофильмы (производить

захват

видеофайлов,

импортировать заготовки видеофильма, редактировать и группировать клипы,
создавать титры, переходы, экспортировать видеофайлы)
Темы модуля
●

Введение в цифровое кино - краткая история кинемотографа, телевидения.

●

Принципы построения изображения в камере, видеостандарты.

●

Обзор программного обеспечения для монтажа.

●

Теория съёмки (планы, композиция, движущиеся картинки, масштабирование,
панорамы).

●

Практические занятия по съемке своего фильма.

●

Интерфейс программы видеомонтажа.

●

Импорт отснятого материала.

●

Монтаж фильма.

●

Переходы, эффекты.

●

Титры.

Ожидаемые результаты:

Знания, полученные при изучении модуля, учащиеся могут использовать для
визуализации научных и прикладных исследований в различных областях. Созданный
продукт может быть использован в докладе, статье, мультимедиа-презентации.
Полученные

знания

совершенствования

и

умения

мастерства

в

являются
области

фундаментом
анимации,

фото-

для

дальнейшего

и

видеосъемки,

видеомонтажа, трехмерного моделирования.

2.2.4 Разработка мобильных приложений
В настоящее время самыми популярными мобильными операционными
системами являются Android и iOS. Система Android популярнее, так как ее можно
использовать практически в любом смартфоне, в то время как iOS предназначена
исключительно для устройств компании Apple. Насчитывается свыше миллиарда
активных Android-устройств и их количество продолжает стремительно расти. Android
– полнофункциональная платформа с открытым кодом, разрабатываемая компанией
Google. Используя открытое программное обеспечение, школьники учатся создавать
программы, которые могут

выполняться практически на любых мобильных

устройствах.
Модуль направлен на получение начальных практических знаний при
осуществлении функций программиста и web-дизайнера.
Педагогическая

целесообразность модуля

объясняется

тем,

что

обучающимся предлагается писать реальные приложения для мобильных устройств,
используя среду разработки с интересным и понятным инструментарием.
Требования к результатам освоения курса:
В результате изучения модуля ребенок должен:
Уметь:
- Использовать среду программирования «MIT App Inventor»;
- Создавать программный код в блочном редакторе.
Знать:
- Особенности выбранной среды программирования.

2.2.5 Создание сайта
Данный модуль позволяет научиться создавать свои собственные Web-страницы и
общий сайт учреждения с помощью конструктора сайтов. Таким образом, данный
модуль направлен на решение задач развития общей культуры личности, адаптации

личности к жизни в современном обществе, создание условий для осознанного выбора
профессии и формирования жизненных планов. Курсы по технологии создания Webсайтов привлекают особое внимание детей. Во-первых, это возможность узнать новое в
области компьютерной графики, дизайна, коммуникационных технологий. Во-вторых,
возможность создать сайт на тему, которая интересна, прежде всего, самому ребёнку, а
так же сайт для родного учреждения. В-третьих, получение знаний, которые являются
востребованными современным рынком труда.
Создание своих сайтов – эффективный инструмент развития творчества детей.
Проблема творчества является одной из основных проблем для психологии личности и
ее развития. Критерием проявления творчества является характер выполнения
учащимся предлагаемых ему мыслительных заданий. Вместе с тем можно выделить
следующие структурные компоненты: доминирующая роль внутренней мотивации;
исследовательская и творческая активность, выражающиеся в постановке и решении
проблем; возможность прогнозировать решения; способность к созданию идеальных
эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные
оценки. Развитие творческого мышления у детей может быть достигнуто путем
специального построения курса, особой организации познавательной деятельности
детей. В основу программы заложены необходимые условия для овладения теми
видами деятельности, которые дают возможность проявить свои исследовательские и
творческие потенциалы.
Целью модуля является формирование у детей целостного представления о
глобальном информационном пространстве и принципах получения информации,
формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с
использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер; а также
формирование умений и способов деятельности для решения практически важных
задач по созданию собственных информационных ресурсов.
Общая характеристика модуля
Обучение происходит на базе создания нескольких страничек своих персональных
сайтов. Изучается использование визуальных программ для создания сайтов и другого
программного обеспечения по Веб-дизайну.
Создание сайтов на хостингах: Tilda, Google сайты и др. Дети подготавливают
проект в виде Web-сайта, тематика которого выбирается ими с учетом личных
интересов и возможностей. Отводится время и для работы с графикой, вставке
подготовленных графических изображений, фоновой графике. Это необходимый
минимум, без которого веб-сайт будет выглядеть скучно и нелепо. Но современные

технологии позволяют создать гораздо больше. Одно из любимых многими клиентами
направлений - анимация: от простых флэш-открыток до цифровых записей
длительностью в несколько минут.
Разработка общего проекта сайта. Сначала рассказывается о видах веб-сайтов, их
роли, об отличительных особенностях проектирования персональных и корпоративных
сайтов и возможной их логической структуре. Рассматриваются этапы создания
сайтов, даются рекомендации по выполнению работ на каждом этапе. Затем
обсуждаются название сайта, цветовая палитра сайта, фон, заголовки сайта, геометрия
обложки, стиль страниц сайта, навигация, стиль программирования. Выбираются
ответственные за странички и организовывается конкурс на лучшее оформление своей
страницы.
Результатом работы должно стать проектирование и создание реальных продуктов –
свои собственные странички, сайты (или сайт групп по интересам, класса и т.п.) и
полноценный сайт учреждения (коллективная работа), размещение их в сети, что
приближает учащихся к «реальной жизни».
Описание ценностных ориентиров содержания курса


сформировать единую систему понятий, связанных с созданием, получением,

обработкой, интерпретацией и хранением информации;


закрепить и углубить знания и умения по информационным технологиям;



систематизировать подходы к изучению коммуникационных технологий;

показать основные приемы эффективного использования информационных ресурсов
Интернет;


обеспечить изучение правил дизайна web-страниц; познакомить учащихся с

традиционными программами создания и просмотра Web-страниц, их возможностями
и особенностями; рассмотреть основы построения Web-страниц и Web-сайтов
сформировать основные навыки проектирования, конструирования и отладки
создаваемых Web-сайтов;


познакомить с различными способами создания графической информации

(сканирование, цифровой фотоаппарат, графический редактор), особенностями
использования графических элементов при построении Web-сайтов;


при создании сайтов формировать логические связи с предметами.

Воспитательные задачи:


сформировать культуру работы в сети Internet (общение, поиск друзей и нужной

информации, соблюдение авторских прав, содержание Web-страницы, согласно целям
ее создания);



сформировать культуру коллективной проектной деятельности при реализации

общих информационных проектов.
Развивающие задачи:


развивать познавательный интерес и познавательные способности на основе

включенности в познавательную деятельность, связанную с работой в сети Internet и
анализе возможностей сети, разработке своей собственной Web-страницы;


развивать профессиональные навыки работы (Web-мастер, Web-дизайнер),

развивать представления учащихся о возможностях информационных технологий.


развивать

творческие

способности

детей

в

процессе

проектно-

исследовательской деятельности.
Одним из способов развития творческой активности детей являются творческие
задания

с

элементами

исследований.

При

решении

этих

задач

кружковцу

предоставляется возможность определять конечные и промежуточные цели своей
деятельности, ставить перед собой задачи. Для этого возникает необходимость
анализа, поиска, сравнения информации. Здесь проявляется умение находить
соответствующие образцы, как в своем запасе знаний, так и во внешних сферах
(справочники, техническая литература, консультации и т.п.).
По окончании обучения по данной программе, кружковцы будут знать:


назначение программ-браузеров;



основные поисковые системы и их возможности;



принципы работы с электронной почтой;



Набор необходимых инструментов для создания Web-страницы.



Этапы проектирования Web-сайта.



Основные этапы тестирования Web-сайта.



Правила создания хорошего сайта.



Правила размещения Web-сайта в Интернет.

будут уметь:


грамотно выполнять поиск информации в Интернете;



пользоваться электронной почтой: корректно создавать и отправлять письма,

получать сообщения;
 Применять

графический редактор для создания и редактирования графических

изображений.
 Готовить

компьютерные графические изображения с помощью сканера и

цифрового фотоаппарата.



Оптимизировать графические изображения для Web-страниц.



Готовить, тестировать и размещать Web-сайт в Интернет.



Работать со звуковыми и видео файлами.

2.2.6 Web - разработка
Веб-разработка — это процесс проектирования, разработки и управления
сайтами.
Веб-разработка в наши дни — это общий термин, который охватывает все, от
макета сайта до отладки его бета-версии. Разработка включает в себя не только вебдизайн, но и элементы программирования, кибербезопасности и обслуживания. Это
торговля, которая требует не только здравой логики, но и творческого чутья, чтобы
создать что-то запоминающееся.
Хотя веб-разработка включает в себя множество вещей, она начинается с
понимания того, как работает сеть, как наши творения взаимодействуют с ней и с
конечным

пользователем.

Технологии HTML,

CSS

и

JavaScript

,

являются

строительными блоками.
В этом модуле учащиеся познакомятся с некоторыми направлениями в области
Web- разработки:
HTML, или язык гипертекстовой разметки, является основой вашей вебразработки. HTML позволяет разработчикам создавать структуру сайта с помощью
нескольких фреймворков и тегов. В первую очередь разработчики определяют
статические элементы дизайна.
JavaScript — это интерфейсный язык программирования, который позволяет
разработчикам включать различные компоненты сайта, включая 2D- и 3Dизображения, интерактивные веб-страницы и анимацию. Разработчики JavaScript часто
полагаются на библиотеки, такие как jQuery, для использования уже готовых решений
по общим задачам, которые в противном случае могут потребовать значительных
затрат времени. Эти библиотеки часто содержат предварительно закодированное
программное обеспечение с открытым исходным кодом, которое оптимизирует
рабочий процесс разработчика.
CSS означает каскадные таблицы стилей, используется для определения и
ориентации элементов представления документа, написанного на языке разметки
(например, HTML). Другими словами, CSS делает веб-сайты более привлекательными

и улучшает общее взаимодействие с пользователем. Вместо того, чтобы предоставлять
посетителям простые строки текста, CSS позволяет разработчикам создавать
привлекательные визуальные эффекты. CSS в сочетании с HTML и JavaScript
составляют основу всех веб-приложений в Интернете.

Цель и задачи модуля - сформировать теоретические знания, практические умения и
навыки в области изучения учебной дисциплины «Web-дизайн».
Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
уметь:


создавать и редактировать Интернет страницы;



работать с HTML - кодом



создавать стили (CSS);



работать со скриптами (JavaScript);

знать:


основные понятия HTML - кода;



существующие способы построения Интернет страниц;



основных средства создания и редактирования Интернет страниц с помощью
средств операционной системы или специализированных программ.

Продукт деятельности - Дизайн макет одностраничного сайта

2.3 Планируемые результаты освоения программы
Предметные:
Знания, полученные при изучении модуля, учащиеся могут использовать для
визуализации научных и прикладных исследований в различных областях.
Полученные знания и умения являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области информационных технологий (анализ
данных, графический дизайн, анимации, фото- и видеосъемка, видеомонтаж,
разработка сайтов и мобильных приложений).

Владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения учебного плана;
Творческие навыки учащегося (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).
По окончании обучения по данной программе, обучающиеся будут знать:


назначение программ, электронных сервисов и их возможности;



основные поисковые системы;



принципы работы с электронной почтой;



синтаксис

выбранного

языка

программирования,

особенности

программирования на этом языке.

будут уметь:


грамотно выполнять поиск информации в Интернете;



пользоваться электронной почтой;



Использовать среду программирования «MIT App inventor»; конструкторы
сайтов;



Применять выбранные языки программирования для написания программного
кода.
Метапредметными результатами обучения являются:


самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;



умение проектировать самостоятельную деятельность в соответствии с

предлагаемой учебной задачей;


умение критично оценивать результат своей работы и работы одноклассников

на основе приобретенных знаний по одному предмету при изучении других
общеобразовательных дисциплин;


умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении

отдельных учебно-творческих задач;


участие в тематических обсуждениях и выражение своих суждений;



понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного,

прочитанного.
Личностные результаты обучения:



интерес к программированию и техническому творчеству;



умение формулировать задачу и находить возможные варианты решения;



самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы и

выделение ее этапов;


умение доводить работу до конца;



способность предвидеть результат своей деятельности;



способность работать индивидуально и в малых группах;



готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать

собственное мнение;


адекватная оценка результатов своей деятельности.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Календарный учебный график

Год

Дата

Дата

обучения начала

1 год

Количеств

Количество

Режим занятий

окончания о учебных учебных часов

обучения

обучения

недель

01.09.2023

30.05.2024

36

1 академический час

36

в неделю
Каникулы
25.10.2023 – 01.11.2023
01.01.2024 – 10.01.2024
25.03.2024 – 07.04.2024

3.2 Материально-технические условия реализации программы
.
Для реализации настоящей программы требуется:
●

наличие

компьютерного

класса,

с

оборудованием,

быть

оборудовано

соответствующим

санитарным нормам;
●

13 ученических мест;

●

каждое

учебное

место

должно

1

компьютером

с

установленным программным обеспечением.
●

Microsoft Excel - программа для работы с электронными таблицами;

●

Киностудия Windows - программа для создания и редактирования видео,
входящая в состав пакета «Основные компоненты Windows»;

●

Scribus (Скрибус) - приложение для визуальной вёрстки документов;

●

GIMP - свободно распространяемый растровый графический редактор;

●

Inkscape - инструмент для работы с векторной графикой. Является свободным и
открытым программным обеспечением.

Электронные ресурсы
●

https://stepik.org

●

https://appinventor.mit.edu/ - ресурс для создания мобильных приложений.

●

https://tilda.cc/ru/ - блочный конструктор сайтов

●

https://workspace.google.com - упрощённый бесплатный хостинг

●

https://html-css-js.com/html/ Бесплатные онлайн-HTML-инструменты и ресурсы

●

https://html-css-js.com/css/editor/ Бесплатные онлайн-инструменты и ресурсы для
CSS

●

https://html-css-js.com/js/ Онлайн-инструменты и ресурсы JavaScript

3.3 Формы аттестации и система оценки результативности обучения по
программе
Формы аттестации: опрос, контрольное упражнение, практическое задание,
творческое задание, педагогическое наблюдение, показ, итоговое занятие.
Система оценки.
Для оценивания результативности обучения по программе за основу взята
методика Л.Н. Буйловой.
Регулярной

оценке

подлежат

предметные

знания,

умения

и

навыки

(теоретическая и практическая подготовка), метапредметные результаты, личностное
развитие учащегося в процессе освоения им программы.
Используется трехуровневая оценка результатов обучения по 10-бальной шкале
(минимальный уровень: 1 – 3 балла, средний уровень: 4 – 7 баллов, максимальный
уровень: 8 – 10 баллов).
Периодичность оценивания - 2 раза в год:
 входящая аттестация 1–2 недели обучения;
 аттестация по итогам курса 34–35 недели учебного года;

Результаты обучения каждого учащегося фиксируются в документе «Мониторинг
результативности обучения по программе «Войти в IT». Фиксация осуществляется в
электронном виде.
3.4 Характеристика оценочных материалов
Результаты обучения по программе отслеживаются по трем показателям:
 Предметные результаты обучения. Теоретическая и практическая подготовка
учащихся по основным разделам учебного плана.
 Метапредметные результаты обучения в учебно-познавательной,
информационной и коммуникативной деятельности.
 Личностное развитие учащегося в процессе освоения им программы.
Предметные результаты
Содержание предметных показателей составляют ожидаемые результаты по итогам
учебного года и включают:
 теоретические знания учащегося по учебному плану
 владение специальной терминологией (набором основных понятий,
отражающих специфику изучаемого предмета)
 практические умения и навыки, предусмотренные учебным планом программы;
 владение специальным оборудованием и оснащением, необходимым для
освоения учебного плана;
 творческие навыки учащегося (творческое отношение к делу и умение
воплотить его в готовом продукте).

Степень выраженности оцениваемого качества
Оцениваемые

Критерии

параметры
Низкий

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

Теоретические

Соответствие

Учащийся

Объем

Освоил

знания

теоретических

овладел менее

усвоенных

практически весь

чем ½ объема

знаний

объем знаний,

программным

знаний,

составляет

предусмотренных

требованиям.

предусмотренных более ½.

учащегося

по знаний ребенка

учебному плану

программой за

программой.

конкретный
период.

Владение

Осмысленность Учащийся, как

Учащийся

Учащийся

специальной

и

правило,

сочетает

употребляет

терминологией

правильность

избегает

специальную

специальные

использования

употреблять

терминологию с

термины

специальной

специальные

бытовой.

осознанно и в

терминологии.

термины.

полном
соответствии с
их содержанием.

Соответствие

Практические
умения

и практических

навыки,

умений и

предусмотренные навыков
программой

Учащийся

Объем

Овладел

овладел

усвоенных

практически

менее чем ½

умений и

всеми

умениями

предусмотренных навыков

и

программным

умений

навыками,

требованиям

навыков.

и составляет
более ½.

предусмотренным
и программой за
конкретный
период.

Владение

Отсутствие

Ребенок

Работает с

Работает с

специальным

затруднений в

испытывает

оборудованием

оборудованием

оборудованием и

использовании

серьезные

с

самостоятельно,

оснащением

специального

затруднения при

помощью

не испытывает

педагога.

особых

оборудования и работе с
оснащения.

оборудованием.

Творческие

Креативность в

Начальный

Репродуктивный Выполняет

навыки

выполнении

(элементарный)

уровень – в

практические

практических

уровень развития

основном

задания с

заданий

креативности –

выполняет

элементами

ребенок в

задания на

творчества.

состоянии

основе образца.

выполнять лишь
простейшие
практические
задания педагога

трудностей.

Метапредметные результаты
Оценке подлежат метапредметные умения и навыки учащихся:
- в учебно-познавательной деятельности (самостоятельность в решении
познавательных задач);
- в информационной деятельности (самостоятельность в использовании
информационных технологий);
- в коммуникативной деятельности (самостоятельность в решении коммуникативных
задач)

Степень
Оцениваемые

Критерии

выраженности

оцениваемого

качества

параметры
Низкий

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

Учебно-

Самостоятельность Учащийся

Учащийся

Учащийся

познавательная

в решении

испытывает

выполняет

выполняет

деятельность

познавательных

серьезные

работу с

работу

задач

затруднения

помощью

самостоятельно,

в

педагога

не испытывает

работе,

или

особых

нуждается в

родителей

затруднений

постоянной
помощи и
контроле
педагога
Информационная

Самостоятельность Учащийся

Учащийся

Учащийся

деятельность

в использовании

испытывает

выполняет

выполняет

информационных

серьезные

работу с

работу

технологий

затруднения

помощью

самостоятельно,

в

педагога

не испытывает

работе,

или

особых

нуждается в

родителей

затруднений

Коммуникативная Самостоятельность Учащийся

Учащийся

Учащийся

в решении

испытывает

выполняет

выполняет

коммуникативных

серьезные

работу с

работу

задач

затруднения

помощью

самостоятельно,

в

педагога

не испытывает

работе,

или

особых

нуждается в

родителей

затруднений

постоянной
помощи и
контроле
педагога
деятельность

постоянной
помощи и
контроле
педагога

Личностные результаты
Личностное развитие учащегося в процессе освоения им программы
Динамика личностного развития учащегося в процессе освоения им программы
ведется по трем направлениям. Каждое направление – это соответствующий блок
личностных качеств:
I блок – организационно-волевые качества, выступающие субъективной основой
образовательной деятельности любой направленности и практическим регулятором
процесса саморазвития учащегося.
II блок – ориентационные свойства личности, непосредственно побуждающие
ребенка к активности.
III блок – поведенческие характеристики, отражающие тип общения со
сверстниками и определяющие статус ребенка в группе

Степень
Оцениваемые

Критерии

выраженности

оцениваемого

качества

параметры

Организационно-

Терпение

волевые качества
Воля
Ориентационные

Самооценка

свойства
личности

Интерес к
занятиям в
объединении

Поведенческие

Конфликтность

качества
Сотрудничество

Низкий

Средний

Высокий

уровень

уровень

уровень

1-3 балла

4-7 баллов

8-10 баллов

3.4 Оценочные материалы
3.4.1 Оценивание предметных результатов обучения по программе
Теоретические знания по основным разделам учебного плана и практическая
подготовка учащихся
Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

1-3 балла
Соответствие

Учащийся

Объем усвоенных

Учащийся освоил

теоретических

овладел менее

знаний

практически весь

знаний

чем ½ объема

составляет

объем знаний,

учащегося

знаний,

более ½

предусмотренных

программным

предусмотренных

программой за

требованиям

программой

конкретный
период

Microsoft Excel

Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

испытывает

испытывает

оперирует

затруднения в

затруднения в

специальными

понимании

понимании

терминами.

специальной

некоторых

терминологии.

терминов.

В

практической В

деятельности

практической В практической

деятельности

деятельности

действует только по использует не все использует различные
инструкции

возможности

педагога.

электронных таблиц таблиц.
(изученные в рамках
учебной
программы)

функции электронных

Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

Графический

испытывает

Владеет

оперирует

дизайн

затруднения в

некоторыми

специальными

понимании

специальными

терминами.

специальной

терминами.

терминологии.
В практической

В

практической В практической

деятельности

деятельности

деятельности

действует только по использует не все использует различные
инструкции

возможности

функции графических

педагога.

графических

редакторов (изученные

редакторов

в рамках учебной

(изученные в рамках программы)
учебной
программы)

Видеомонтаж

Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

испытывает

владеет некоторыми

оперирует

затруднения в

специальными

специальными

понимании

терминами.

терминами.

специальной
терминологии.
В практической

В

практической В практической

деятельности

деятельности

деятельности

действует только по использует не все использует различные
инструкции

возможности видео функции видео

педагога.

редакторов

редакторов (изученные

(изученные в рамках в рамках учебной
учебной

программы)

программы)
Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

Разработка

испытывает

Владеет

оперирует

мобильных

затруднения в

некоторыми

специальными

приложений

понимании

специальными

терминами.

специальной

терминами.

терминологии.
В практической

В

практической

деятельности

деятельности

В практической

действует только по использует не все деятельности

Создание сайтов

инструкции

изученные

творчески использует

педагога.

возможности

различные функции

MitApp Inventor

MitApp Inventor

Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

испытывает

Владеет

оперирует

затруднения в

некоторыми

специальными

понимании

специальными

терминами.

специальной

терминами.

терминологии.
В практической

В

практической В практической

деятельности

деятельности

деятельности

действует только по использует не все творчески использует

Web-разработка

инструкции

изученные

все изученные

педагога.

возможности

функции конструктора

конструктора сайта.

сайта.

Учащийся

Учащийся

Учащийся активно

испытывает

Владеет

оперирует

затруднения в

некоторыми

специальными

понимании

специальными

терминами.

специальной

терминами.

терминологии.
В практической

В

практической В практической

деятельности

деятельности

деятельности

действует только по возникают

творчески использует

инструкции

трудности

с знания для написания

педагога.

реализацией

скриптов, реализуя

замысла.

собственный замысел.

3.4.2 Оценивание метапредметных результатов обучения
В учебно-познавательной деятельности:

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

Самостоятельность Учащийся

Учащийся

Учащийся

в решении

испытывает

выполняет

выполняет работу

познавательных

серьезные

работу с

самостоятельно,

задач

затруднения в

помощью

не испытывает

работе,

педагога

особых

нуждается в

или

затруднений

постоянной

родителей

1-3 балла

помощи и
контроле
педагога
Умение

Учащийся

Учащийся не всегда

Учащийся способен

определять

испытывает

способен

определять и

определить

формулировать цель

цели

и

задачи серьезные

учебной

затруднения в

и сформулировать

деятельности

деятельности

определении и

цель деятельности

(понимает свои

формулировке цели

(понять свои

интересы, видит

деятельности (не

интересы, увидеть

проблему, задачу,

способен

понять проблему, задачу и

может выразить ее

свои

выразить ее

словесно). Проявляет

интересы, увидеть

словесно). Поиск

самостоятельность в

проблему, задачу и

средств достижения

поиске средств

выразить ее

поставленной цели

достижения

словесно). Поиск

осуществляет с

поставленной цели

средств достижения помощью педагога
поставленной цели
осуществляет по
подсказке и под
контролем педагога
Умение

Учащийся

Учащийся

Учащийся умеет

планировать и

испытывает

испытывает

самостоятельно

контролировать

серьезные

некоторые

составлять план

учебные действия

затруднения в

затруднения в

действий по

составлении плана

составлении плана

решению проблемы

действий

по действий

по (задачи).

решению

решению

Самостоятельно

проблемы (задачи).

проблемы (задачи).

осуществляет

Действия по

Действия по

действия по

реализации плана,

реализации плана

реализации плана,

выбор способа

выполняет под

сверяясь с целью и

(технологии)

руководством

планом, поправляя

достижения

педагога. Выбор

себя при

результата

способа

необходимости, если

осуществляет по

(технологии)

результат не

подсказке и под

достижения

достигнут. Умеет

контролем

результата

самостоятельно

педагога.

осуществляет по

определять

подсказке педагога.

(выбирать) наиболее
эффективные
способы
(технологии)
достижения
результата.

Умение оценивать Учащийся

Учащийся

Учащийся

и

испытывает

испытывает

самостоятельно

корректировать

серьезные

некоторые

анализирует учебную

учебные действия

затруднения в

затруднения в

деятельность, делает

анализе и оценке

анализе и оценке

выводы, понимает

результата своей

результата своей

причины

деятельности,

деятельности,

успеха/неуспеха,

способен

способен выявлять

исправляет ошибки

исправлять

ошибки

ошибки только по

исправлять

подсказке и под

их

руководством

руководством

педагога

педагога

Умение решать

Учащийся решает

Учащийся

Учащийся

проблемы

поставленную

самостоятельно

самостоятельно

творческого

проблему на

решает

определяет проблему

поставленную

в изучаемом учебном

уровне, либо по

проблему,

материале,

аналогии

использует

формулирует ее и

при этом ранее

самостоятельно

усвоенный

решает

и

поискового репродуктивном

характера

и
под

материал,
подбирает
возможные
варианты решения
проблемы

В информационной деятельности:

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

Самостоятельность Учащийся

Учащийся

Учащийся

в использовании

испытывает

выполняет

выполняет работу

информационных

серьезные

работу с

самостоятельно,

технологий

затруднения в

помощью

не испытывает

работе,

педагога

особых

нуждается в

или

затруднений

постоянной

родителей

1-3 балла

помощи и
контроле
педагога
Умение

Учащийся

Учащийся

Учащийся

использовать

испытывает

испытывает

самостоятельно

знаково-

серьезные

некоторые

преобразовывает

символических

затруднения в

затруднения в

информацию из

средства

преобразовании

преобразовании

одной формы в

представления

информации

информации

одной

одной

таблица, схема,

формы в другую

формы в другую

график,

(текст, таблица,

(текст,

схема, график,

схема,

инфографика);

иллюстрация,

график,

умеет передавать

инфографика);

иллюстрация,

информацию в

инфографика);

сжатом и

планы

развернутом виде

текстов, тезисы,

(план текста, тезисы,

конспекты

конспект)

из информации

из другую (текст,

таблица, иллюстрация,

составляет
при

помощи

педагога
Умение

Учащийся

Учащийся

Учащийся свободно

использовать

испытывает

испытывает

использует

ИКТ-технологии

серьезные трудности

незначительные

ИКТ-технологии для

в использовании

затруднения в

решения

ИКТ-технологий для

использовании

поставленных задач

решения

ИКТ-технологий

поставленных задач,

для

нуждается в

решения

постоянной помощи

поставленных

педагога

задач

Умение

Предварительный

Учащийся умеет

использовать

отбор и

добывать

различные

преобразование

знания

преобразовывать

способы

полученной

разными способами

полученную

обработки,

информации (анализ,

(наблюдение,

информацию

передачи

обобщение,

чтение,

(анализировать,

информации

классификация,

слушание).

обобщать,

Учащийся умеет

новые самостоятельно

сравнение, причины Преобразовывает

классифицировать,

и

полученную

сравнивать,

следствие) учащийся

информацию

выделять причины и

осуществляет при

(анализ,

следствие) для

помощи и под

обобщение,

получения нового

контролем педагога.

классификация,

знания.

сравнение, причины
и
следствие) при
помощи педагога.
Умение соблюдать

Учащийся соблюдает Учащийся имеет

Учащийся имеет

информационную

нормы

некоторые

четкие

этику

информационной

представления о

представления о

этики по подсказке

нормах

нормах

педагога

информационной

информационной

этики и соблюдает этики и соблюдает
их

их.

В коммуникативной деятельности:

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний

Высокий уровень

уровень

уровень

8-10 баллов

1-3 балла

4-7 баллов

Самостоятельность

Учащийся

Учащийся

Учащийся

в решении

испытывает

выполняет

выполняет работу

коммуникативных

серьезные

работу с

самостоятельно,

задач

затруднения в

помощью

не испытывает

работе,

педагога

особых

нуждается в

или

затруднений

постоянной

родителей

помощи и
контроле
педагога
Умение работать в

Учащийся

Группе

трудом
идет

с Учащийся
находит
на компромисс под

Учащийся
самостоятельно
находит

компромисс,

руководством

компромиссы в

неохотно

педагога

конфликтной

учитывает

ситуации, учитывая

интересы других

при этом интересы

сторон

других сторон.

Умение

Учащийся

Учащийся

Учащийся может

организовывать

испытывает

испытывает

организовать

учебное

серьезные

некоторые

учебное

сотрудничество

затруднения в

затруднения в

сотрудничество.

организации

организации

Умеет

сотрудничества.

сотрудничества.

договариваться о

Пассивен в

В

распределении

распределении

распределении

функций и ролей в

функций и ролей функций и ролей совместной
совместной

совместной

деятельности.

деятельности

деятельности.

занимает
ведомую
позицию.
Умение

Учащийся

Учащийся

Учащийся свободно

аргументировать и

испытывает

испытывает

ориентируется в

отстаивать свое мнение

серьезные

некоторые

материале, легко

трудности

затруднения в

излагает его,

в изложении

изложении

логично

подготовленной

материала

выстраивает

информации и

и построении

доказательства для

аргументации

доказательств

отстаивания своей

своей

для

позиции

позиции

отстаивания
своей
позиции

Умение осознанно

Учащийся

Учащийся

Учащийся свободно

использовать речевые

испытывает

испытывает

использует речевые

средства

серьезные

незначительные

средства и для

коммуникации для

трудности

затруднения в

решения

выражения своих

в применении

использовании

поставленных задач

чувств мыслей и

речевых средств речевых средств

потребностей

для

для

решения

решения

поставленных

поставленных

задач,

задач

нуждается в
постоянной
помощи

педагога

3.4.3 Оценивание личностного развития учащегося в процессе освоения
программы
Организационно-волевые качества (терпение, воля):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

1-3 балла
Терпение
Способность

Учащийся

Учащийся

Учащийся

воспринимать

неожиданные

неожиданные

неожиданные

неожиданные

ситуации

ситуации

ситуации

ситуации в

воспринимает

воспринимает

воспринимает

положительном

настороженно,

положительно,

положительно,

ключе

боится что-то

но опасается

без боязни что-

сделать не так

неверных

то сделать не

решений

так

Умение

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

преодолевать

всегда

проявляет

проявляет

напряженность

проявляет

выдержку в

выдержку в

работе, но с

работе, может

работе, для

трудом

преодолевать

преодоления

преодолевает

внутренний

внутреннего

внутренний

страх, лень,

страха перед

страх, лень,

нежелание

работой и

нежелание

работать

перед
задачей

новой выдержку в

нежелания

работать

работать
требуется
поддержка
педагога
Способность

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

восприятия себя и

осознает своих

осознает свои

осознает свои

своих

возможностей,

трудности, но

трудности и

возможностей

не понимает

не прилагает

стремится к их

возникающих

усилий к их

преодолению

трудностей,

преодолению

при
выполнении
работы
требуются
объяснения и
поддержка
педагога
Проявление

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

уверенности в себе

может

сознательно

сознательно

и своих силах при

самостоятельно

управляет

управляет

решении учебно-

управлять

своими

своими

творческих задач

своими

эмоциями,

эмоциями,

эмоциями,

поведением, но

поведением,

поведением, не

не всегда

решителен и

решителен в

решителен и

продуктивен в

принятии

продуктивен в

своих

решений, для

своих

действиях

выполнения

действиях

учебнотворческих
задач
требуются
указания,
контроль и

поддержка
педагога
Воля
Проявление

Учащийся не

Учащийся не

Учащийся

желания доводить

проявляет

всегда

стремится

начатое дело до

желания

удерживает

выполнить

конца

выполнить

стремление

работу успешно

работу успешно

выполнить

и в срок

и своевременно

работу успешно
и в срок

Способность

Учащийся не

Учащийся при

Учащийся

активно

проявляет

выполнении

самостоятельно

побуждать себя к

активности в

работы волевые

побуждает себя

практическим

работе, волевые

усилия

к активным

действиям

усилия

прилагает

действиям,

побуждаются

периодически,

прилагает

извне

требуется

волевые усилия

поддержка

для

педагога

выполнения
работы

Умение

Учащийся

Учащийся не

Учащийся

концентрировать

способен

всегда способен

способен

свои мысли и

концентрировать свои абстрагироваться от отгородиться

действия на

мысли и

внешних

от

решении

действовать

раздражителей,

раздражающих

поставленной

сосредоточенно

периодически

факторов

задачи

на короткий

отвлекается на

(мыслей,

промежуток

действия

эмоций,

времени, для

окружающих,

действий

концентрации

теряет контроль

окружающих)

внимания

над

ради

требуется

собственными

выполнения

поддержка

мыслями и

поставленной

педагога

эмоциями

задачи

Стремление к

Учащийся

Учащийся

Учащийся

проявлению

может

может

принимает

творческой

аргументировать свою предложить

решения без

инициативы и

позицию, но не

несколько

посторонней

самостоятельности

способен предложить

вариантов

помощи, может

несколько

решений

предложить

вариантов

поставленной

несколько

решений

задачи,

вариантов

поставленной

аргументировать

решений

задачи, для

свою

поставленной

дальнейших

позицию, но

задачи,

действий

решения

аргументировать

требуется

принимает

свою

подсказка

только с

позицию и

педагога

одобрения

организовать

педагога

работу

Ориентационные качества (самооценка, интерес к занятиям в объединении,
допрофильная ориентация):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

1-3 балла
Самооценка
Способность к

Учащийся

Учащийся может

Учащийся

самооценке своих

может

объяснить, но не

объясняет и

действий на

объяснить

всегда способен

пытается

основе

собственные

оценить

оценить свои

собственных

действия, но

собственные

действия на

(положительных и

способен

действия с

основе

отрицательных)

оценить их с

позиции

собственных

критериев

позиции

нравственности

понятий о

нравственности

нравственных
качествах
человека

Способность

Учащийся не

Учащийся не

Учащийся

давать

способен

всегда способен

способен

адекватную

адекватно

сделать

спокойно

оценку и

оценить

адекватную

воспринимать и

самооценку своей

результаты

оценку

оценивать не

деятельности и

своей

собственной

себя и других, а

деятельности

деятельности

деятельности и

конкретные

других

и результаты

оценить

учебные

работы своих

результаты

действия и

товарищей,

работы других,

результаты

требуется

т.к.

работы

вмешательств

периодически

о и подсказка

идет на поводу

педагога

собственных
эмоций,
симпатий/антипатий

Сформированность

Учащийся

Учащийся не

Учащийся

умения

испытывает

всегда способен

способен

оценивать

затруднения в

оценивать

оценивать

действия других

оценке своих

действия других

действия

детей и

действий, не

и сравнивать их

других и

сравнивать их с

всегда

со своими

сравнивать их

собственными

способен сравнить их согласно

со своими согласно

с

общепринятым

общепринятым

действиями

нормам, т.к.

нормам

других детей

периодически

согласно

идет на поводу

общеприняты

собственных

м нормам,

эмоций,

требуются

симпатий/антипатий

вмешательств
о и наводящие
вопросы
педагога
Сформированность

Учащийся не

Учащийся может

Учащийся

умения

всегда

объективно

может

оценивать

объективно

оценивать свои

объективно

собственную

может

достижения,

оценивать свои

учебную

оценить свои

уровень

достижения,

деятельность:

достижения,

самостоятельности в уровень

свои достижения,

определить

работе, но не

самостоятельности

самостоятельность,

уровень

способен

в работе,

причины

самостоятельности, не

анализировать

анализировать

удач/неудач

способен

причины

причины

анализировать

удач/неудач

удач/неудач

причины

удач/неудач
Интерес к занятиям в объединении
Проявление

Учащийся

Учащийся

Учащийся

положительного

быстро теряет

периодически

работу

отношения к

интерес к

выбивается из

выполняет

занятиям

учебному

учебного

увлеченно, не

процессу,

процесса,

отвлекается на

отвлекается

отвлекается на

внешние

на внешние

внешние

раздражители

факторы, для

раздражители

продолжения
работы
требуется
вмешательств
о педагога
Проявление

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

познавательного

проявляет

проявляет

проявляет

интереса к

интереса к

интерес к новым

интерес к

учебному

новым

знаниям, но

новым знаниям,

материалу

знаниям, не

пользуется лишь

обращается к

стремится к

тем объемом

справочной и

их

знаний, который

энциклопедической

дальнейшему

получил на

литературе как

изучению

занятии

источнику
получения
информации

Проявление

Учащийся

Учащийся

Учащийся

эмоциональной

периодически

проявляет

проявляет

отзывчивости к

проявляет

эмоциональную

эмоциональную

выполняемому

эмоциональную

отзывчивость

отзывчивость

поступкам

поступкам

к отдельным

героев,

героев,

героям,

но не

может

но не

всегда способен

соотносить

способен

сопоставить

поступки

к отзывчивость

к

сопоставить

поступки героев

героев с

их поступки с

с реальными

реальными

реальными

жизненными

жизненными

жизненными

ситуациями

ситуациями

ситуациями
Проявление

Учащийся

Учащийся

Учащийся в

творческой

проявляет

проявляет

предложенную

инициативы,

желание

стремление

типовую работу

увлеченности,

качественно

качественно

вносит новые

стремления

выполнить

выполнить

элементы,

качественно

задание, но

задание –

дополняет и

выполнить

испытывает

дополняет и

улучшает уже

задание

затруднения в

улучшает уже

предложенные

инициировании

предложенные

варианты

предложений

варианты

решения

- требуются

решения задания

задания

наводящие
вопросы
педагога
Поведенческие качества (конфликтность, сотрудничество):

Степень выраженности оцениваемого качества
Критерии
Низкий

Средний уровень

Высокий уровень

уровень

4-7 баллов

8-10 баллов

1-3 балла
Конфликтность
Способность

Учащийся

Учащийся сам

Учащийся

занять

периодически

в конфликте не

пытается

определенную

провоцирует

участвует,

самостоятельно

позицию в

конфликты

конфликте

старается их

уладить

избежать

возникшие
конфликты

Сформированность

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

уважительного и

проявляет

проявляет

дружелюбен и

дружелюбного

уважения и

уважение и

доброжелателе

поведения в

дружелюбия к

дружелюбие

н со всеми

конфликтной

сверстникам

лишь к

участниками

избранному

конфликта

ситуации

кругу
Способность

Учащийся

Учащийся идет

Учащийся

разрешать

старается

на

объективно

конфликты

решать

компромиссы

оценивает

спорные

независимо от

причины

вопросы

удовлетворения

конфликта,

мирным путем,

собственных

находит

но не готов

интересов

нестандартные

идти на

пути

компромисс.

разрешения
конфликтных
ситуаций

Способность

Учащийся

Учащийся

Учащийся

предупреждать

видит

понимает

распознает

конфликты

назревающий

причины

конфликтную

конфликт, но не

столкновения;

ситуацию,

способен

противоположных

ориентируется

распознать

действий,

в ней, способен

причины

мнений,

спокойно

столкновения

мотивов двух

выслушать

противоположных

или нескольких

противоположные

сторон и

человек, но не

стороны и

предупредить

всегда находит

остановить

конфликт

способы

конфликт

предупредить
конфликт

Сотрудничество
Умение

Учащийся

Учащийся

работать

старается

прислушивается

сообща,

работать

советам

советам

считаться с

сообща, но не

партнеров,

партнеров,

мнением своих

всегда

старается

старается

товарищей

прислушивается

к действовать

Учащийся
к прислушивается

к

действовать

мнению

согласованно,

согласованно,

партнеров

но ревностно

радуется

относится к

успеху в общем

чужому успеху

деле

в общем деле
Готовность

Учащийся

Учащийся

Учащийся

оказывать

внимателен к

внимателен к

внимателен к

помощь и

товарищам, но

товарищам,

товарищам,

взаимопомощь

всегда готов

готов прийти на

готов прийти на

товарищам,

прийти на

выручку, ради

выручку, ради

идти на

выручку, если

интересов

интересов

компромисс

это мешает его

другого

другого

интересам и

человека/коллектива, человека/коллектива,

личному успеху

но не

способен

всегда готов

жертвовать

идти на

своими

компромисс,

интересами

жертвовать
своими
интересами
Проявление

Учащийся

Учащийся

Учащийся

навыков делового

проявляет

проявляет

проявляет

общения

интерес к

интерес к

интерес к

совместной

совместной

совместной

деятельности,

деятельности,

деятельности,

готов работать

готов работать

работе в паре,

в паре и группе,

в паре, группе,

группе;

но только, если

но не всегда

воспринимает

это не

воспринимает

общие дела как

противоречит

общие дела как

свои

его личным

свои

собственные

интересам,

собственные

безразличен к
общим делам
Активное

Учащийся не

Учащийся

Учащийся

проявление своих

всегда осознает

осознает

осознает

индивидуальных

полезность

полезность

полезность

способностей в

своего

своего

своего

работе над

практического

практического

практического

общими делами

опыта и не

опыта, но

опыта, готов

стремиться

всегда готов

совместно

применить его

применить этот

добиваться

в работе над

опыт для

успеха

общими делами

достижения
общего успеха

Литература
1. Макарова Наталия Владимировна, Учебник, Информатика, Информатика в
школе. Букинистика, 2001
2. Александр Визаулин: В мире высоких технологий. Издательство: Проф-Пресс,
2020 г.
3. Глушаков С.В. Microsoft Office 2007, 624 стр.2008
4. Марейн

Хавербеке

«Выразительный

JavaScript.

Современное

веб-

программирование». 2019 год, 480 страниц.
5. Дакетт Джон HTML и CSS. Разработка и дизайн веб-сайтов 6 рец. 13 фото
Эксмо: Мировой компьютерный бестселлер.
6. http://code.mu/ru/javascript/book/prime/?yclid=12925625961633021951


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».