Программа Подготовка к школе ДО_2023

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «31»августа 2023 г. № 83

Рассмотрена на Методическом совете
от «29» августа 2023 г. Протокол № 4

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Скотников О.А.,
педагог дополнительного
образования

г. Новоуральск,
2023 г.

2
Оглавление
Название раздела
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое обеспечение
Список литературы
Календарный учебный график

страницы
3
8
8
9
9-10
10

3
1. Пояснительная записка
Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации,
привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в
частности. Проблема разной подготовленности детей при переходе в школу существенно
затрудняет их адаптацию к новым условиям.
Программа разработана для выравнивания стартовых возможностей детей из разных
социальных групп и слоев населения, не зависимо от того посещают они детский сад или не
посещают.
Направленность программы: предшкольное развитие.
Программа «Подготовка к школе» предназначена для развития и обучения детей 6-7 лет
в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с детьми по данной программе
обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной
деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению.
Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих
умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА.
Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла
учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия,
навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать,
запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Выделяют три основные линии подготовки к школе:
1)
общее развитие
К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь
определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно
интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и
умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами,
производить некоторые действия в уме;
2)
умение произвольно управлять собой
У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая
память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в
деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся
для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь
длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А
между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу.
Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то,
что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
3) мотивы, побуждающие к учению
Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь
идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать
побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, для
успешного обучения ребенка в школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить
ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно
выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

4
Однако, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний
кончается очень быстро, а несформированность собственного умения продуктивно мыслить,
т.е. самостоятельно выполнять мыслительные действия очень быстро приводит к появлению
проблем в обучении, т.к. уже на первых уроках ребенок должен использовать умения
сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются
примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с
большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Ребенку, не овладевшему приемами
логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение
упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать
здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями до школы, ребенок станет более внимательным,
научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути
проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и
сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Одним из условий формирования логических приёмов у 5-6 летних детей является учёт
особенностей психического развития детей данного возраста. Шестилетний возраст
характеризуется в психолого-педагогической литературе как переходный от дошкольного к
младшему школьному возрасту. Все психологические новообразования детей данного
возраста отличает незавершённость. Отсюда вытекают особенности их обучения: обучение с
использованием таких форм деятельности, которые сочетают черты игры и направленного
учения, ориентировка на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и нагляднообразное – и развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов
логического мышления.
Известные советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин
показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они
формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями,
затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляясь в форме внешней речи, и лишь
на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные
действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Таким образом, формирование у детей
логических приемов мышления возможно только поэтапно, в материальном и
материализованном плане.
На материальном этапе дети должны быть включены в практическую деятельность с
предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и
дидактического материала.
В материализованном плане дети работают уже не с предметами, а с их заместителями моделями. На этом этапе дети знакомятся с деятельностью моделирования, включающей
кодирование (обозначение) признаков, отношений предметов, выполнение нового действия с
моделью и декодирование информации - перенос её на реальные предметы. Такая
деятельность позволяет отделить в сознании детей признаки предметов друг от друга,
сравнивать предметы только по одному выделенному признаку, помогает материализовать
алгоритм действия сравнения, что способствует формированию у детей основ логического
мышления, необходимого для успешного обучения в школе. Геометрические фигуры являются
наиболее удобным материалом для развития логических приемов мышления у старших
дошкольников. Знакомство с основными геометрическими понятиями происходит в виде

5
сказочного путешествия по стране Геометрия в сопровождении главной фигуры – точки. Это
путешествие насыщено сказочными историями, играми, творческими и практическими
заданиями, проблемными ситуациями, которые учат детей приемам самостоятельного поиска
решения задач.
Трудно переоценить и значение развитого пространственного восприятия, умения
ориентироваться в пространстве. Исследования ученых показали, что, если пространственные
представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на
уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно
составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая
деятельность. Часто малышу трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные
элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном
отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон
буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка
нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом.
Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется»,
«станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом
данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют
возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на
письме). Поэтому, чтобы в школе у малыша не было подобных проблем, в программу
включены игры и игровые задания, которые помогут ему сформировать и развить
пространственные представления и ориентировку на листе, а именно: авторская игра
«Теремок», «Возвращение Колобка», копирование образцов по точкам, клеткам, графические
диктанты и т.п.
Как отмечают многие исследователи, зрение является важнейшим анализатором при
восприятии пространства. Поэтому формирование зрительного анализа, как способности
анализировать графические изображения - вычленять составляющие их элементы, соотносить
их друг с другом, синтезировать графический образ, обусловливает и развитие ориентировки
детей в окружающей среде. Активное упражнение и активизация зрительных функций идёт в
процессе занятий конструированием. В процессе такой предметно-практической деятельности
развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным
контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, связь между
глазомером и двигательной памятью. Таким образом, деятельность конструирования - важная
составляющая данной программы.
Кроме того, с целью преодоления гиподинамии и расширения объема внимания в
деятельность детей включены подвижные и малоподвижные игр, которые помимо активной
двигательной деятельности, развивают произвольность и координацию движений, внимание,
память, воображение, учат детей взаимодействовать друг с другом.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми
документами:
1.
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2.
Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. N 1441 «Об утверждении правил
оказания платных образовательных услуг»;
3.
Устав МАОУ «Гимназия № 41».

6
Цель курса – развитие познавательных процессов, любознательности, умственной
активности, соответствующей мотивации и умения взаимодействовать в коллективе.
Возраст детей: 6-7 лет
Сроки реализации: программа разработана на 48 часов, с октября по март месяц (6
месяцев).
Формы обучения: игра, творческие и практические задания, проблемные ситуации,
которые учат детей приемам самостоятельного поиска решения задач.
Формы организации: индивидуально, по подгруппам и всем составом.
Продолжительность занятий - 35 минут, 2 раза в неделю. В середине занятия проводится
подвижная или малоподвижная игра (5 минут).
Достижение указанных целей осуществляется с учётом следующих принципов:
1. Принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне
ближайшего развития»), заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие
ребёнка.
2. Принцип полифункционального подхода, предусматривает одновременное решение
нескольких задач в структуре одного занятия.
3. Принцип наглядности, обеспечивает тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие
всех анализаторных систем.
4. Принцип постепенного повышения требований, предполагает постепенный переход от
простых к более сложным заданиям.
5. Принцип сознательности и активности детей, означает, что педагог должен
предусматривать в своей работе приёмы активизации речевой деятельности детей.
Ожидаемые результаты
Дошкольник получит возможность научиться:
- осуществлять самоконтроль и самооценку;
- наблюдать, слушать, запоминать;
- проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам4
- сосредотачиваться, концентрироваться на вопросе, мобилизовать свои умственные усилия
на достижение определённой игровой и учебной задачи;
- проявлять самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в
преодолении трудностей;
- координировать движения;
- развивать внимание, память, воображение;
- распределять и концентрировать внимание при выполнении инструкции;
- взаимодействовать со сверстниками;
- проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
конструировании и др.;
- различать условную и реальную ситуации, подчинять свои желания правилам игры и
социальным нормам.
Дошкольник научится:
- определять взаимное расположение предметов и их местонахождение (сверху, снизу,
справа, слева);
- определять основные геометрические понятия и их существенные признаки;

7
-

правильно ориентироваться на плоскости тетрадного листа, перемещать объект в
указанном направлении;
отсчитывать нужное количество клеток в указанном направлении;
копировать простые образцы (изображения) по точкам и по клеткам;
пользоваться простой и трафаретной линейкой;
находить точки пересечения и фигуры пересечения;
сравнивать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру;
кодировать и декодировать признаки геометрических фигур;
сравнивать предметы между собой, узнавать предметы по их описанию;
находить лишний предмет в группе однородных;
называть группы предметов обобщающим словом;
выполнять обобщение и ограничение понятий;
давать простые определения, используя родо-видовые отношения предметов;
использовать логический приём исключения;
называть противоположные по смыслу слова;
выполнять дихотомическую классификацию, классификацию по одному и двум
выделенным признакам;
выделять признаки для упорядочивания предметов;
решать логические задачи на основе свойств транзитивности и антисимметричности с
помощью моделей;
определять простые закономерности, строить «логические узоры»; определять истинные и
ложные высказывания, строить простые умозаключения;
понимать свойства транзитивности и антисимметричности отношений между величинами;
понимать и правильно использовать термины: «не» (отрицание), «все», «каждый»,
«некоторые».

Способы определения результативности
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
«Подготовка к школе» опирается на педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения
используются с целью оценивания продвижения детей в интеллектуальном и социальном
развитии. Педагог наблюдает за детьми во время различных видов деятельности, фиксирует и
оценивает изменения, происходящих в деталях. В области коммуникативной деятельности
определяет наличие интереса к общению с другими людьми, его предпочтительные формы. В
области социального развития оценивает умение проявлять внимание, положительное
отношение к сверстникам и конкретные факты проявления эмпатии, сочувствия, доброты. В
конце каждого раздела дети выполняю диагностическое задание. Не допускается
использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается
лишь словесная объяснительная оценка.
2. Учебно-тематический план
№№
1
2
3

Название раздела
Ориентировка на плоскости и в пространстве
«Путешествие по стране Геометрия»
Сравнение предметов

кол-во часов
4
17
6

8
4
5
6
7
8

Обобщение
4
Классификация
4
Сериация
5
Закономерность
4
Формирование умения делать выводы и устанавливать связи между 4
понятиями
Итого
48

3. Содержание программы
Ориентировка на плоскости и в пространстве (4ч)
Пространственные представления, расположение предметов в пространстве (сверху, снизу,
справа, слева).
Ориентировка на плоскости тетрадного листа.
Перемещение предметов в указанном направлении. Графический диктант.
Копирование простых образцов (изображений) по точкам и по клеткам.
Кодирование информации, схематичное изображение жителей предметов.
Программирование. Стрелка. Программа для робота с помощью стрелок. Решение простых
одноходовых, двухходовых и трехходовых задач.
Дидактическая игра «Теремок», «Машинист экспресса»
Речевая инструкция.
«Путешествие по стране Геометрия» (17 ч)
Геометрические понятия: точка, линия прямая и кривая, замкнутая кривая линия, область ЗКЛ
(внутренняя и внешняя), плоскость, круг, центр круга, окружность, точки пересечения,
отрезок, луч, ломаная линия, угол (прямой, тупой и острый), треугольник, четырехугольник,
квадрат (как частный вид прямоугольника). Существенные признаки геометрических понятий.
Вертикальная, горизонтальная и наклонная линия.
Точки пересечения и фигуры пересечения.
Умение пользоваться простой и трафаретной линейкой.
Цвет, форма, размер. Сравнение геометрических фигур по цвету, форме и размеру.
Основание для сравнения.
Кодирование и декодирование информации.
Сравнение предметов (6ч)
Описание предметов. Сравнение предметов по описанию.
Выделение множества признаков у предметов путём сравнения их с другими предметами.
Органы чувств. Основные свойства предмета. Похожие предметы, видимые и невидимые
свойства предметов.
Загадка. Составление загадок.
Абстрагирование, установление связь «реальность – модель».
Существенные и несущественные признаки.
Обобщение (4ч)
Сравнение. Лишний предмет в группе однородных.
Обобщение, обобщающее слово, обобщение и ограничение понятий.
Определение, родо-видовые отношения предметов.
Логический приём исключения.

9
Игра «Да-нет-ка», «Отгадай число».
Классификация (4ч)
Классификация, дихотомическая классификация, классификацию по одному или двум
признакам;
Логические связки: «не» (отрицание), «все», «каждый», «некоторые».
Окружность, пересекающиеся окружности. Круги Эйлера.
Сериация (5ч)
Моделирование отношений.
Слова противоположные по смыслу, свойства сериации (антисимметричности и
транзитивности).
Моделирование логических задач (составление схем). решение задач с помощью схем.
Упорядочивание предметов, выделение признаков для упорядочивания предметов.
Свойства транзитивности и антисимметричности в отношениях между величинами.
Закономерность (4ч)
Закономерность. Определение закономерностей. Логический узор.
Формирование умения делать выводы и устанавливать связи между понятиями (4ч)
Истинные и ложные высказывания.
Простые умозаключения.
Аналогии, отношения по аналогии, установление связи между понятиями, выводы.
Суждение, сопоставление суждений.
Игра «Кто, где живет»
4.
Методическое обеспечение
Для освоения программы дошкольнику необходимо иметь:
набор цветных геометрических фигур (24 шт.);
тетрадь в крупную клетку;
альбом;
цветные карандаши;
линейка простая и с образцами геометрических фигур;
наборы плоских геометрических конструкторов («Сказочные
«Пифагор», «Треграм», Танграм, «Никитинские кубики»).
5.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

треугольники»,

Список литературы

Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артёмова Л.В. и др. Игра дошкольника. – М. 1989.
Агеева С.И. Обучение с увлечением. М., 1991.
Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М., 1984.
Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь
психологам и педагогам. – М. 2003.
Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у
детей дошкольного возраста. – М. 2002.
Дошкольное воспитание № 10 - 2000 г. «Пальчиковые игры - упражнения» Г. Моисеева
Забрамная С.Д. Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М., 2004.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки
физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр
(средняя, старшая, подготовительная группы). – М., 2005.

10
10. Кралина М.В. Логика. Ек., 2002.
11. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие
пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004.
12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990.
13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994.
14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к
школе. – М., 2001.
15. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991.
16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М.,
1988.
17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих
речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М., 1999.
6.
Календарный учебный график
Продолжительность учебного года: 24 учебные недели по 2 занятия в неделю.
Продолжительность: 1 занятия 35 минут.
Календарные периоды учебного года
1. Дата начала учебного года: 1 октября 2019 г.
2. Дата окончания учебного года: 31 марта 2020 г.
Возраст участников: 6-7 лет


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».