Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «31»августа 2023 г. № 83 Рассмотрена на Методическом совете от «29» августа 2023 г. Протокол № 4 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Скотников О.А., педагог дополнительного образования г. Новоуральск, 2023 г. 2 Оглавление Название раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание программы Методическое обеспечение Список литературы Календарный учебный график страницы 3 8 8 9 9-10 10 3 1. Пояснительная записка Социально-экономические преобразования, произошедшие в Российской Федерации, привели к серьёзным изменениям в системе образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Проблема разной подготовленности детей при переходе в школу существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям. Программа разработана для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, не зависимо от того посещают они детский сад или не посещают. Направленность программы: предшкольное развитие. Программа «Подготовка к школе» предназначена для развития и обучения детей 6-7 лет в условиях групп предшкольной подготовки. Работа с детьми по данной программе обеспечивает их общее психическое развитие, формирование предпосылок к учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к успешному обучению. Концепции готовности к школьному обучению как комплексу качеств, образующих умение учиться, придерживались А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, АА. Люблинская. Они включают в понятие готовности к обучению понимание ребенком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознание способов выполнения действия, навыки самоконтроля и самооценки, развитие волевых качеств, умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач. Выделяют три основные линии подготовки к школе: 1) общее развитие К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме; 2) умение произвольно управлять собой У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно, не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется; 3) мотивы, побуждающие к учению Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, для успешного обучения ребенка в школе. Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). 4 Однако, эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках. Запас заученных знаний кончается очень быстро, а несформированность собственного умения продуктивно мыслить, т.е. самостоятельно выполнять мыслительные действия очень быстро приводит к появлению проблем в обучении, т.к. уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба - решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями до школы, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Одним из условий формирования логических приёмов у 5-6 летних детей является учёт особенностей психического развития детей данного возраста. Шестилетний возраст характеризуется в психолого-педагогической литературе как переходный от дошкольного к младшему школьному возрасту. Все психологические новообразования детей данного возраста отличает незавершённость. Отсюда вытекают особенности их обучения: обучение с использованием таких форм деятельности, которые сочетают черты игры и направленного учения, ориентировка на сложившиеся формы мышления – наглядно-действенное и нагляднообразное – и развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления. Известные советские психологи Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляясь в форме внешней речи, и лишь на этой основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Таким образом, формирование у детей логических приемов мышления возможно только поэтапно, в материальном и материализованном плане. На материальном этапе дети должны быть включены в практическую деятельность с предметами. Эта деятельность обеспечивается многообразием демонстрационного и дидактического материала. В материализованном плане дети работают уже не с предметами, а с их заместителями моделями. На этом этапе дети знакомятся с деятельностью моделирования, включающей кодирование (обозначение) признаков, отношений предметов, выполнение нового действия с моделью и декодирование информации - перенос её на реальные предметы. Такая деятельность позволяет отделить в сознании детей признаки предметов друг от друга, сравнивать предметы только по одному выделенному признаку, помогает материализовать алгоритм действия сравнения, что способствует формированию у детей основ логического мышления, необходимого для успешного обучения в школе. Геометрические фигуры являются наиболее удобным материалом для развития логических приемов мышления у старших дошкольников. Знакомство с основными геометрическими понятиями происходит в виде 5 сказочного путешествия по стране Геометрия в сопровождении главной фигуры – точки. Это путешествие насыщено сказочными историями, играми, творческими и практическими заданиями, проблемными ситуациями, которые учат детей приемам самостоятельного поиска решения задач. Трудно переоценить и значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве. Исследования ученых показали, что, если пространственные представления сформированы у ребенка недостаточно или неточно, это напрямую влияет на уровень его интеллектуального развития: при конструировании малышу бывает трудно составить целое из частей, воспроизвести заданную форму, у него нарушается графическая деятельность. Часто малышу трудно различить, как располагаются в пространстве отдельные элементы букв, запомнить их конфигурацию, он может писать некоторые буквы в зеркальном отображении: З вместо Е, R вместо Я. При письме нарушается высота, ширина и наклон буквы, что, конечно же, сказывается и на качестве, и скорости письма. Кроме того, у ребенка нередко возникают трудности при овладении чтением и счетом. Нередко родители надеются, что с возрастом ребенок «выровняется», «подтянется», «станет стараться» и учеба пойдет на лад. Увы, это очень опасное заблуждение. С возрастом данные трудности сами по себе не проходят, а только усугубляются и способствуют возникновению новых проблем в обучении ребенка (появлению специфических ошибок на письме). Поэтому, чтобы в школе у малыша не было подобных проблем, в программу включены игры и игровые задания, которые помогут ему сформировать и развить пространственные представления и ориентировку на листе, а именно: авторская игра «Теремок», «Возвращение Колобка», копирование образцов по точкам, клеткам, графические диктанты и т.п. Как отмечают многие исследователи, зрение является важнейшим анализатором при восприятии пространства. Поэтому формирование зрительного анализа, как способности анализировать графические изображения - вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ, обусловливает и развитие ориентировки детей в окружающей среде. Активное упражнение и активизация зрительных функций идёт в процессе занятий конструированием. В процессе такой предметно-практической деятельности развивается адекватное взаимодействие глаз и руки, точность движения руки под зрительным контролем, то есть формируется зрительная сенсомоторная координация, связь между глазомером и двигательной памятью. Таким образом, деятельность конструирования - важная составляющая данной программы. Кроме того, с целью преодоления гиподинамии и расширения объема внимания в деятельность детей включены подвижные и малоподвижные игр, которые помимо активной двигательной деятельности, развивают произвольность и координацию движений, внимание, память, воображение, учат детей взаимодействовать друг с другом. Программа разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами: 1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. N 1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»; 3. Устав МАОУ «Гимназия № 41». 6 Цель курса – развитие познавательных процессов, любознательности, умственной активности, соответствующей мотивации и умения взаимодействовать в коллективе. Возраст детей: 6-7 лет Сроки реализации: программа разработана на 48 часов, с октября по март месяц (6 месяцев). Формы обучения: игра, творческие и практические задания, проблемные ситуации, которые учат детей приемам самостоятельного поиска решения задач. Формы организации: индивидуально, по подгруппам и всем составом. Продолжительность занятий - 35 минут, 2 раза в неделю. В середине занятия проводится подвижная или малоподвижная игра (5 минут). Достижение указанных целей осуществляется с учётом следующих принципов: 1. Принцип развивающего обучения (основывается на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключается в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка. 2. Принцип полифункционального подхода, предусматривает одновременное решение нескольких задач в структуре одного занятия. 3. Принцип наглядности, обеспечивает тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем. 4. Принцип постепенного повышения требований, предполагает постепенный переход от простых к более сложным заданиям. 5. Принцип сознательности и активности детей, означает, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации речевой деятельности детей. Ожидаемые результаты Дошкольник получит возможность научиться: - осуществлять самоконтроль и самооценку; - наблюдать, слушать, запоминать; - проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам4 - сосредотачиваться, концентрироваться на вопросе, мобилизовать свои умственные усилия на достижение определённой игровой и учебной задачи; - проявлять самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и настойчивости в преодолении трудностей; - координировать движения; - развивать внимание, память, воображение; - распределять и концентрировать внимание при выполнении инструкции; - взаимодействовать со сверстниками; - проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др.; - различать условную и реальную ситуации, подчинять свои желания правилам игры и социальным нормам. Дошкольник научится: - определять взаимное расположение предметов и их местонахождение (сверху, снизу, справа, слева); - определять основные геометрические понятия и их существенные признаки; 7 - правильно ориентироваться на плоскости тетрадного листа, перемещать объект в указанном направлении; отсчитывать нужное количество клеток в указанном направлении; копировать простые образцы (изображения) по точкам и по клеткам; пользоваться простой и трафаретной линейкой; находить точки пересечения и фигуры пересечения; сравнивать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру; кодировать и декодировать признаки геометрических фигур; сравнивать предметы между собой, узнавать предметы по их описанию; находить лишний предмет в группе однородных; называть группы предметов обобщающим словом; выполнять обобщение и ограничение понятий; давать простые определения, используя родо-видовые отношения предметов; использовать логический приём исключения; называть противоположные по смыслу слова; выполнять дихотомическую классификацию, классификацию по одному и двум выделенным признакам; выделять признаки для упорядочивания предметов; решать логические задачи на основе свойств транзитивности и антисимметричности с помощью моделей; определять простые закономерности, строить «логические узоры»; определять истинные и ложные высказывания, строить простые умозаключения; понимать свойства транзитивности и антисимметричности отношений между величинами; понимать и правильно использовать термины: «не» (отрицание), «все», «каждый», «некоторые». Способы определения результативности Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Подготовка к школе» опирается на педагогические наблюдения. Педагогические наблюдения используются с целью оценивания продвижения детей в интеллектуальном и социальном развитии. Педагог наблюдает за детьми во время различных видов деятельности, фиксирует и оценивает изменения, происходящих в деталях. В области коммуникативной деятельности определяет наличие интереса к общению с другими людьми, его предпочтительные формы. В области социального развития оценивает умение проявлять внимание, положительное отношение к сверстникам и конкретные факты проявления эмпатии, сочувствия, доброты. В конце каждого раздела дети выполняю диагностическое задание. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. Допускается лишь словесная объяснительная оценка. 2. Учебно-тематический план №№ 1 2 3 Название раздела Ориентировка на плоскости и в пространстве «Путешествие по стране Геометрия» Сравнение предметов кол-во часов 4 17 6 8 4 5 6 7 8 Обобщение 4 Классификация 4 Сериация 5 Закономерность 4 Формирование умения делать выводы и устанавливать связи между 4 понятиями Итого 48 3. Содержание программы Ориентировка на плоскости и в пространстве (4ч) Пространственные представления, расположение предметов в пространстве (сверху, снизу, справа, слева). Ориентировка на плоскости тетрадного листа. Перемещение предметов в указанном направлении. Графический диктант. Копирование простых образцов (изображений) по точкам и по клеткам. Кодирование информации, схематичное изображение жителей предметов. Программирование. Стрелка. Программа для робота с помощью стрелок. Решение простых одноходовых, двухходовых и трехходовых задач. Дидактическая игра «Теремок», «Машинист экспресса» Речевая инструкция. «Путешествие по стране Геометрия» (17 ч) Геометрические понятия: точка, линия прямая и кривая, замкнутая кривая линия, область ЗКЛ (внутренняя и внешняя), плоскость, круг, центр круга, окружность, точки пересечения, отрезок, луч, ломаная линия, угол (прямой, тупой и острый), треугольник, четырехугольник, квадрат (как частный вид прямоугольника). Существенные признаки геометрических понятий. Вертикальная, горизонтальная и наклонная линия. Точки пересечения и фигуры пересечения. Умение пользоваться простой и трафаретной линейкой. Цвет, форма, размер. Сравнение геометрических фигур по цвету, форме и размеру. Основание для сравнения. Кодирование и декодирование информации. Сравнение предметов (6ч) Описание предметов. Сравнение предметов по описанию. Выделение множества признаков у предметов путём сравнения их с другими предметами. Органы чувств. Основные свойства предмета. Похожие предметы, видимые и невидимые свойства предметов. Загадка. Составление загадок. Абстрагирование, установление связь «реальность – модель». Существенные и несущественные признаки. Обобщение (4ч) Сравнение. Лишний предмет в группе однородных. Обобщение, обобщающее слово, обобщение и ограничение понятий. Определение, родо-видовые отношения предметов. Логический приём исключения. 9 Игра «Да-нет-ка», «Отгадай число». Классификация (4ч) Классификация, дихотомическая классификация, классификацию по одному или двум признакам; Логические связки: «не» (отрицание), «все», «каждый», «некоторые». Окружность, пересекающиеся окружности. Круги Эйлера. Сериация (5ч) Моделирование отношений. Слова противоположные по смыслу, свойства сериации (антисимметричности и транзитивности). Моделирование логических задач (составление схем). решение задач с помощью схем. Упорядочивание предметов, выделение признаков для упорядочивания предметов. Свойства транзитивности и антисимметричности в отношениях между величинами. Закономерность (4ч) Закономерность. Определение закономерностей. Логический узор. Формирование умения делать выводы и устанавливать связи между понятиями (4ч) Истинные и ложные высказывания. Простые умозаключения. Аналогии, отношения по аналогии, установление связи между понятиями, выводы. Суждение, сопоставление суждений. Игра «Кто, где живет» 4. Методическое обеспечение Для освоения программы дошкольнику необходимо иметь: набор цветных геометрических фигур (24 шт.); тетрадь в крупную клетку; альбом; цветные карандаши; линейка простая и с образцами геометрических фигур; наборы плоских геометрических конструкторов («Сказочные «Пифагор», «Треграм», Танграм, «Никитинские кубики»). 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. треугольники», Список литературы Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артёмова Л.В. и др. Игра дошкольника. – М. 1989. Агеева С.И. Обучение с увлечением. М., 1991. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет – форма – количество. М., 1984. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. – М. 2003. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М. 2002. Дошкольное воспитание № 10 - 2000 г. «Пальчиковые игры - упражнения» Г. Моисеева Забрамная С.Д. Боровик О.В. От диагностики к развитию. - М., 2004. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М., 1994. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). – М., 2005. 10 10. Кралина М.В. Логика. Ек., 2002. 11. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Вправо – влево, вверх – вниз: Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М., 2004. 12. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., 1990. 13. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М.: Знание, 1994. 14. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе. – М., 2001. 15. Столяр А.А. Давайте поиграем. – М.: Просвещение, 1991. 16. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М., 1988. 17. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. М., 1999. 6. Календарный учебный график Продолжительность учебного года: 24 учебные недели по 2 занятия в неделю. Продолжительность: 1 занятия 35 минут. Календарные периоды учебного года 1. Дата начала учебного года: 1 октября 2019 г. 2. Дата окончания учебного года: 31 марта 2020 г. Возраст участников: 6-7 лет