Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на
Утверждена приказом
Методическом совете
директора МАОУ «Гимназия № 41»
«27» августа 2024 года
от «30» августа 2024 года № 71
протокол № 4
Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«СОВРЕМЕННАЯ ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
для учащихся 11 класса
Составители: Смирнова Н.С.,
Ждановская И.В., Толочко
Н.Г., учителя английского
языка высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»
Новоуральск
2024
2
Пояснительная записка
В последние годы все большее количество обучающихся заинтересовано
в овладении качественными умениями и навыками английского языка, что
связано с компьютеризацией всех областей науки, техники и образования, а
также с широчайшим и повсеместным распространением английского языка.
Овладение языком даже на уровне общения невозможно без знания грамматики
данного языка. Обучение грамматике и правильному оформлению
высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме
происходит посредством формирования грамматических навыков.
Учебный курс по выбору «Современная грамматика английского языка»
предназначен для обучающихся 11 классов, желающих углубить и расширить
свои знания в области грамматики за курс средней школы, улучшить свой
языковой потенциал, а также для тех, кто хочет научиться грамотно строить
свою речь, как устную, так и письменную.
При изучении иностранного языка учащиеся, кроме выполнения
различных тестов по аудированию, чтению, лексике и грамматике, где они
должны показать общие знания, обязаны выполнить письменные задания
(личное письмо творческого характера: в рамках оговоренного задания и
сочинение- рассуждение), где нужны глубокие и прочные знания грамматики и
структуры предложения (порядок слов) и умение этими знаниями пользоваться.
Поэтому есть необходимость помочь учащимся систематизировать свои, уже
имеющиеся знания по грамматике, ликвидировать какие-либо пробелы и
объяснить типичные грамматические явления.
Английская грамматика вызывает, как правило, самые большие
трудности у тех, кто изучает английский язык. Кроме того, в школьной
программе ей уделяется недостаточно внимания. Для тематического
планирования взяты практически все грамматические темы, пройденные
учащимися в рамках школьного курса с 5 по 11 класс. Данный курс помогает
систематизировать знания по грамматике английского языка, полученные ранее
на уроках. Курс рассчитан на 34 часа в 11 классах.
Цель данного курса:
Образовательная систематизация знаний по грамматике,
приобретенных обучающимися за курс средней школы, а также углубление и
расширение отдельных тем базовой программы по английскому языку.
Развивающая - развитие языковой догадки, внимания, памяти,
фонетического слуха. Развитие способностей к анализу, синтезу, сравнению
и сопоставлению речевых и языковых единиц при овладении грамматическим
явлением.
Воспитательная - воспитание самостоятельности, инициативы,
способности к коллективной работе в группе, воспитание чувства
ответственности за совместную работу, а также толерантности и
уважительному отношению к мнению других. Формирование положительного
отношения к фактам иноязычной культуры.
3
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Курс включает в себя комплексы упражнений для формирования и
совершенствования грамматических навыков употребления в речи
видовременных форм глагола, то есть способность выбрать модель,
адекватную речевой задаче и оформить ее соответственно нормам
английского языка. Кроме традиционных форм работы с учащимися:
практические занятия, самостоятельные работы, для изучения курса
предусмотрено использование мультимедийных технологий. При объяснении
грамматических правил активно применяется метод проблемного обучения
для развития самостоятельности учащихся и формирования познавательного
интереса или личностной мотивации учащегося. На занятиях используется
как объяснительно – иллюстративный и репродуктивный, так и частично –
поисковые методы (в зависимости от учебного материала):
1. Времена группы настоящего времени. Сравнительная характеристика
форм настоящего времени.
2. Времена группы прошедшего времени. Сравнительная характеристика
форм прошедшего времени.
3. Будущее время. Порядок слов в предложении.
4. Имя существительное, имя прилагательное.
5. Местоимения личные, притяжательные.
6. Числительные порядковые, количественные.
7. Причастия.
8. Модальные глаголы.
9. Слова-связки.
10. Порядок слов в вопросительном предложении.
4
Планируемые результаты
Настоящая программа обеспечивает
метапредметных и предметных результатов.
достижение
личностных,
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности организации в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
Личностные результаты освоения программы среднего общего
образования отражают готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
активное участие в жизни семьи, организации, местного сообщества,
родного края, страны;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных
отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
представление о способах противодействия коррупции;
готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к
взаимопониманию
и
взаимопомощи,
активное
участие
в
самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство,
помощь людям, нуждающимся в ней).
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России;
5
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа;
уважение
к символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию и памятникам, традициям
разных народов, проживающих в родной стране.
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и
поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и
общественного пространства.
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства;
осознание
важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства.
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни;
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного
поведения в Интернет-среде;
6
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на
ошибку и такого же права другого человека.
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках
семьи,
организации, населенного
пункта,
родного
края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного
знания;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для
успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых
умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный
выбор
и
построение
индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов, и потребностей.
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей
среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное
неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности.
8) ценности научного познания:
7
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира;
овладение основными навыками исследовательской деятельности,
установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного
благополучия.
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и
правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая семью, группы, сформированные по
профессиональной деятельности, а также в рамках социального
взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
способность
обучающихся
взаимодействовать
в
условиях
неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
способность действовать в условиях неопределённости, повышать
уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
навык выявления и связывания образов, способность формирования
новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных,
осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей,
планировать своё развитие;
умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным
признакам, выполнять операции в соответствии с определением и
простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие
примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач
(далее – оперировать понятиями), а также оперировать терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития;
умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
8
умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую
среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать
происходящие изменения и их последствия;
воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий
контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия;
формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт,
находить позитивное в произошедшей ситуации;
быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса на уровне среднего общего образования у
обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять
и характеризовать существенные признаки объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации, основания для
обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
с
учётом предложенной задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и
процессов;
проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы
о взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
9
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимости
объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования (эксперимента);
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого
наблюдения,
опыта,
исследования,
владеть
инструментами оценки достоверности полученных выводов и
обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно
выбирать оптимальную форму представления
информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным
педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения;
10
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций
и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи
и поддержание общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично
представлять
результаты
выполненного
опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним
составлять устные и письменные тексты с использованием
иллюстративных материалов.
Регулятивные универсальные учебные действия
Совместная деятельность
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при
решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
обобщать
мнения нескольких человек, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом
предпочтений
и
возможностей
всех
участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды,
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
11
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Самоорганизация
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться
в различных подходах принятия решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений
группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые
варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма
решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
проводить выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать
контекст и предвидеть трудности, которые могут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять
причины достижения (недостижения) результатов
деятельности, давать оценку приобретённому опыту, находить
позитивное в произошедшей ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принимать себя и других
12
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать
своё право на ошибку и такое же право другого;
принимать себя и других, не осуждая;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы,
формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на
предложение собеседника согласием или отказом, используя
соответствующий лексико-грамматический материал;
начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды
диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы
речевого этикета;
использовать предложения различных коммуникативных типов
(утвердительное,
вопросительное,
отрицательное,
повелительное);
применять
правила написания и произношения слов,
изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в
словах и фразах;
знать основные способы словообразования (аффиксации,
словосложения, конверсии);
понимать и использовать явления многозначности слов
иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической
сочетаемости;
уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов,
модальные
глаголы
и
их
эквиваленты,
артикли,
существительные, степени сравнения прилагательных и
наречий, местоимения, числительные, предлоги;
работать с метафорами – понимать переносный смысл
выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным
сближением слов;
сообщать краткие сведения о своем городе, о своей стране и
странах изучаемого языка;
распознавать и употреблять в устной и письменной речи
основные значения изученных лексических единиц (слов,
словосочетаний, реплик-клише речевого этикета);
знать
и употреблять в устной и письменной речи
13
морфологические формы и синтаксические конструкции
английского языка;
cтроить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
выделять основную мысль, главные факты, опуская
второстепенные,
устанавливать
логическую
последовательность основных фактов;
познакомить учеников с социолингвистическими аспектами
формирования тех или иных структур письменной речи в
английском языке (прежде всего, написание письма);
умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в
условиях международного информационного пространства
путем
ознакомления
с
основными
устойчивыми
словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной
речи;
развитие исследовательских учебных действий, включая
навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной
информации, обобщение и фиксация информации;
умение осуществлять контроль по результату и по способу
действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые
коррективы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Наименование
разделов и тем
программы
Грамматические
конструкции со
сложными структурами
Причастия в
английском языке
Условное наклонение
Слова-связки
Местоимения в
английском языке
Придаточные
предложения
Имя прилагательное в
английском языке
всего
5
7
5
7
2
2
2
Количество часов
Контрольна Провер
я работа
очная
работа
Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы
14
8.
Вопросы в английском
языке
ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
4
34
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема
всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
Конструкции used to/would +
инфинитив.
Конструкции с would prefer
Конструкции с would rather.
Безличные
конструкции в
страдательном
залоге.
Повторение времен группы
Present.
Причастие I.
Причастие II
Причастный оборот Present
Participle
Причастный оборот Perfect
Participle
Эквиваленты модальных
глаголов
Перфектный
инфинитив с
модальными
глаголами.
Повторение времен группы
Future
Конструкции I wish/if only.
Conditional 0, 1.
Conditional 2, 3.
Conditional mix.
Употребление всех типов
условного наклонения.
Слова-связки для
Электронные
(цифровые)
Проверочная
образовательные
работа
ресурсы
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрол
ьная
работа
15
перечисления.
19. Слова-связки для
выражения общегомнения
20. Слова-связки для
введения
противоположной
точки зрения
21. Слова-связки для
объединенияразных
точек зрения.
22. Слова-связки для выражения
личногомнения
23. Слова-связки для
выраженияпричины
24. Слова-связки для вывода
25. Количественные
местоимения.
26. Неопределённые
местоимения и их
производные
27. Ограничительные
(рестриктивные)
определительные
придаточные.
28. Определительные
придаточные.
29. Прилагательное,
обозначающееразмер,
возраст, цвет,
материал.
30. Порядок
прилагательных в
предложении.
31. Образование вопросов.
32. Типы вопросов.
33. Вопросительные слова
34. Обобщающее повторение
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34