Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «БИЗНЕС - АНГЛИЙСКИЙ» для учащихся 11 класса Составитель: Молдован О.М., учитель английского языка первой квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа «Бизнес- английский» для обучающихся 11 классов расширяет и углубляет знания по учебному предмету «Иностранный язык (английский язык)», представляющие познавательный интерес для учащихся. Эта программа построена на равноценном обучении устным и письменным формам общения и таким образом реализует потребность в межличностной, межкультурной, межнациональной коммуникации. Практическая часть программы позволит развивать коммуникативную и социокультурную компетенцию обучающихся, обогатить речевой запас дополнительной лексикой, совершенствовать умения и навыки необходимые для успешного взаимодействия с деловыми партнерами, а также сформировать умения и навыки работы с деловыми документами. Цель данного курса – развитие у учащихся практических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере бизнеса и экономики, дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха и применить полученные знания и умения на практике. Основной задачей курса является знакомство с терминологией и развитие навыков профессионального речевого и письменного общения. Учитывая тот факт, что любая форма делового сотрудничества предполагает постоянный обмен информацией, у учащихся должны быть сформированы навыки ведения деловой переписки. Переписка с деловым партнером является важной частью любого бизнеса. Необходимость написать письмо возникает постоянно - при заключении выгодной сделки и устройстве на работу или поздравлении с юбилеем компании. В Великобритании и США существуют определенные традиции оформления и написания письма, в том числе делового. Очень важно правильно составить и оформить деловое письмо, так как именно по нему у адресата складывается впечатление о Вас как о деловом партнере. Грамотно составленное письмо является залогом успеха в бизнесе. Современная жизнь немыслима без постоянного использования средств коммуникации, самым доступным из которых является телефон. Мы часто 3 пользуемся телефоном в служебных и личных целях. Разговор по телефону заменяет переписку, требующую больших усилий и времени. Основная цель курса полностью совпадает с целью обучения английскому языку и раскрывается во взаимосвязи четырех ее компонентов: образовательного, развивающего, воспитательного и практического. Обучающие цели: формирование и развитие социолингвистической компетенции, способности использовать и преобразовывать речевые единицы в соответствии с ситуацией делового общения; формирование и развитие социокультурной компетенции, необходимой и достаточной в условиях официального общения в деловых кругах; Развивающие цели: развитие коммуникабельности, культуры общения и межличностного взаимодействия в ходе совместной деятельности; Воспитательные цели: развитие самообразовательного потенциала старшеклассников при изучении курса поликультурными в сочетании дисциплинами; с другими воспитание экономическими уважения и морально- этических норм, специфики поведения представителей иных культур. Конечную цель обучения можно дифференцировать в виде конкретных поэтапных задач, которые решаются частично или полностью на протяжении срока обучения по данной программе: 1.Развитие лингвистической компетенции активное освоение бизнес лексики закрепление разговорных навыков на базе соответствующей деловой тематики восприятие на слух аудиоматериала с деловой тематикой освоение навыков составления деловой документации использование знаний и умений, как рецептивных, так и продуктивных для решения коммуникативных задач делового общения 4 2. Развитие паралингвистической компетенции умение критически мыслить и анализировать полученную информацию способность к самостоятельному решению языковых проблем индивидуально и в сотрудничестве друг с другом умение переносить знания, умения и навыки в новую ситуацию иноязычного общения дедуктивные и индуктивные умения умение работать со справочной литературой и другими источниками информации (интернет, электронные носители) способность к дальнейшему автономному самообразованию Учитывая указанные специфические особенности, курс включает в себя следующие задачи: знакомство учащихся с общими правилами поведения человека на работе, его функциональными обязанностями и правилами поведения во внеслужебных ситуациях (приемы, банкеты, и т.п.) осуществление телефонных разговоров ведение деловой переписки, составление деловых бумаг, составление резюме. Образовательные задачи курса связаны с развитием всех видов коммуникативной деятельности: аудирования, говорения (монологическая и диалогическая речь), чтения и письма. При обучении аудированию необходимо закрепить навыки восприятия на слух английской звуковой речи, ускорить усвоение современной английской бытовой и коммерческой лексики, в том числе речевого этикета. При обучении говорению основной задачей является формирование навыков ведения деловой беседы в ходе встреч, переговоров и приемов, активного запаса фраз-клише, сопутствующих такому диалогу, а также одновременное освоение правил служебного этикета (речевого, поведенческого), развитие и совершенствование умений, которые обеспечивают общение с одним 5 собеседником и целой группой людей, при этом речевая реакция должна носить характер диалогического и монологического высказывания. При обучении тематикой чтению ставится общеупотребительной задача лексики, овладения обучения важнейшей практической грамматики современного английского языка в системном изложении, Для этого могут быть использованы все виды чтения: ознакомительное (чтение текста для ознакомления с его основным содержанием), изучающее (чтение с максимально полным и точным пониманием содержания текста), просмотровое (чтение текста для получения общего представления о его содержании). Наиболее распространенным в повседневной жизни является чтение, охватывающие основное содержание. Необходимость в максимально полном, точном и детальном понимании текстов возникает чаще всего при работе с учебными пособиями, справочниками, документацией, инструкциями и техническим описанием приборов, оборудования и т.д., т.е. в сферах, непосредственно связанных с процессом обучения, профессиональной деятельностью, профессиональным совершенствованием. Не менее важно умение из большего объема второстепенной информации выделять элементы полезной. Сформированность данного навыка экономит учащимся массу времени и сохраняет мотивацию даже при работе с текстами значительных объемов. При обучении письму следует познакомить учащихся с особенностями написания деловых писем на английском языке (структура делового письма, оформления письма и конверта), рассмотреть орфографические, лексические трудности, возникающие при написании писем. На изучение программы курса «Бизнес-английский» в 11 классе отведено 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. 6 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Программа не дублирует содержание ФГОС по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся. Выбраны наиболее актуальные темы, необходимые для работы в реальных условиях современного делового мира. В данном курсе используются аутентичные материалы из разнообразных современных и относящихся к бизнесу источников. Материал курса позволит учащимся создать свой банк деловой лексики и деловой корреспонденции, впоследствии модернизировать его и адаптировать к реальным условиям. 1. Банки. Вклады и депозиты, кредитные и дебетовые карты. Выдача ипотечных кредитов. 2. Биржа. История в России. Функции биржи. Виды сделок и регулирование деятельности. 3. Импорт. Экспорт. Страна импорта и страна экспорта. Основные виды импорта. Федеральная таможенная служба. 4. Реклама продукта и бренда. Как рекламировать запуск нового продукта. Удачная реклама продукта. Использование в рекламе известных героев, участие знаменитостей. 5. Открытие своего бизнеса. Схема открытия своего бизнеса. Проблемы и препятствия. Финансовые, умственные и трудовые затраты. 7 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Данная рабочая программа обеспечивает приобщение к культурному наследию стран изучаемого языка, воспитание ценностного отношения к английскому языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами; осознание тесной связи между овладением английским языком и личностным, социальным и профессиональным ростом; формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной индивидуализации и социализации; обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения английским языком в соответствии с современными требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета. Данная рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса по выбору«Бизнес-английский». 1.1. Личностные результаты. Личностными результатами являются: — воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; — формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; — формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; — формирование мотивации изучения иностранных языков и стремления к самосовершенствованию и дальнейшей самореализации на профессиональном фронте; — осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; — толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира; — готовность и способность обучающихся к саморазвитию; 1.2. Метапредметные результаты. 8 Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения 9 запланированных характеристик продукта/результата; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. Познавательные УУД 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в 10 проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; 8. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов. 9. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД 10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль 11 (владение механизмом эквивалентных замен); договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); 11. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; 12. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. 1.3. Предметные результаты. Предметные результаты освоения обучающимися элективного курса «Бизнес английский» обеспечивают создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения английским языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к 12 использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях. Предметными результатами освоения обучающимися элективного курса «Бизнес английский» являются коммуникативные умения и языковые навыки во всех видах речевой деятельности и аспектах языка. Коммуникативные умения: Говорение. Диалогическая речь – Проводить подготовленное интервью при устройстве на работу; – обмениваться информацией, проверять и подтверждать собранную фактическую информацию в сфере бизнес отношений. Говорение. Монологическая речь – Обобщать информацию на основе прочитанного/прослушанного текста; – формулировать вопрос или проблему, находить пути ее решения. Аудирование – Полно и точно воспринимать информацию в коммуникативных ситуациях делового общения; – детально понимать несложные аудио- и видеотексты монологического и диалогического характера. Чтение – Читать и понимать несложные аутентичные бизнес документы и отвечать на ряд уточняющих вопросов; – использовать изучающее чтение в целях полного понимания информации. Письменная речь — Писать заявление о приеме на работу, электронные деловые письма, составлять резюме, рекламные объявления; Грамматическая сторона речи — Оперировать в процессе устного и письменного общения основными синтаксическими конструкциями и морфологическими формами, употребляемыми в контексте ситуаций делового общения; — распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: повествовательные (в утвердительной и отрицательной форме) вопросительные (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме) и восклицательные; — распознавать и употреблять в речи глаголы в наиболее употребительных временных формах действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present Perfect; 13 — распознавать и употреблять в речи различные грамматические средства для выражения будущего времени: Simple Future, to be going to, Present Continuous; — распознавать и употреблять в речи глаголы в формах страдательного залога Future Simple Passive, Present Perfect Passive; — распознавать и употреблять в речи модальные глаголы need, shall, might, would; — оперировать фразовыми глаголами, обслуживающими разговорные темы. Социокультурные знания и умения — употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; — понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала. Компенсаторные умения Совершенствуются умения: — переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов; — использовать в качестве опоры при собственных высказываниях ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.; — догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике; — использовать синонимы, антонимы, описания явления, объекта при дефиците языковых средств. Общеучебные умения Формируются и совершенствуются умения: — работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц; — работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, Интернет-ресурсами, литературой; Специальные учебные умения Формируются и совершенствуются умения: — находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом; — семантизировать слова на основе языковой догадки; — осуществлять словообразовательный анализ; — выборочно использовать перевод; — пользоваться двуязычным и толковым словарями. 14 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы 1. Банки. Вклады и депозиты, кредитные и дебетовые карты. Выдача ипотечных кредитов. Биржа. История в россии. Функции биржи. Виды сделок и регулирование деятельности. Импорт. Экспорт. Страна импорта и страна экспорта. Основные виды импорта. Федеральная таможенная служба. Реклама продукта и бренда. Как рекламировать запуск нового продукта. Удачная реклама продукта. Использование в рекламе известных героев, участие знаменитостей. Открытие своего бизнеса. Схема открытия своего бизнеса. Проблемы и препятствия. Финансовые, умственные и трудовые затраты. Обобщение и системное повторение ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 2. 3. 4. 5. 6. Количество часов всего Проверо Контроль чная ная работа работа 6 6 7 6 7 2 34 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 15 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Количество часов всего 1. Введение в тему «Банковская система Великобритании» 1 2. Презентации учащихся «Банки России» 1 3. Беседа по тексту «Банк Шотландии». 1 4. Выполнение грамматических упражнений с использованием условных предложений 1 5. Составление таблицы по сокращениям 1 6. Обобщение и повторение по теме 1 7. Введение в тему «Биржа» 1 8. Беседа по статье из газеты об инвестировании 1 Контрольная работа Проверочная работа 16 9. Выполнение лексических упражнений 1 10. Выполнение грамматических упражнений 1 11. Игра «Проверь себя на бирже» 1 12. Выполнение проверочных упражнений по пройденной теме 1 13. Введение в тему «Импорт. Экспорт» 1 14. Чтение и беседа по тексту «Экспорт в Индию». 1 15. Выполнение упражнений с фразовыми глаголами 1 16. Как правильно составить график и описать его 1 17. Введение в тему «Реклама» 1 18. Реклама товаров. Мини-проект «Реклама продукта» 1 19. Корпоративная 1 17 реклама 20. Минипрезентации учащихся 1 21. Инновационные методы рекламы 1 22. Беседа по тексту «Реклама VW» 1 23. Выполнение грамматических упражнений: инфинитив и герундий 1 24. Выполнение упражнений: определенный и неопределенный артикли 1 25. Телевизионная реклама 1 26. Составить сценарий телевизионной рекламы 1 27. Видеопрезентации учащихся 1 28. Введение в тему 1 «Открытие своего бизнеса» 29. Типы компаний 1 30. Основные черты разных форм 1 18 бизнеса 31. Преимущества и недостатки разных форм бизнеса 1 32. Составление бизнес-плана 1 33. Выполнение лексико1 грамматических упражнений на использование приставок для изменения значения слова. Проведение опроса «Твой рейтинг как предпринимателя» 34. Повторение и обобщение 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34