Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «02» сентября 2024 г. № 154 оп Приложение к Основной образовательной программе НОО, ООО и СОО МАОУ «Гимназия № 41» ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАОУ «ГИМНАЗИЯ № 41» Новоуральск, 2024 Пояснительная записка Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС является неотъемлемой и обязательной частью основной образовательной программы. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классноурочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы на всех уровнях образования. Особенность внеурочной деятельности в гимназии определяется ее комплексной образовательной стратегией, направленной на формирование как интеллектуального, так и нравственного облика выпускника, способного активно и в полной мере реализовать свой творческий созидательный потенциал в открытом информационном обществе, готового к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества. Также, в гимназии реализуется углубленное изучение предметов гуманитарного профиля: «английский язык» (2-4 классы), «русский язык», «английский язык» (5-9 классы). В соответствии с гуманитарным и социально-экономическими профилями в 10-11 классах углубленно изучаются: «русский язык», «английский язык», «история», «экономика», «право», «математика». Несмотря на значительное количество часов, выделенных на предметы гуманитарного и социально-эконмического цикла, наблюдается потребность учащихся в поддержке специалистов в целях реализации познавательных интересов и способностей через программы внеурочной деятельности. Кроме этого, существует запрос родителей (законных представителей) на организацию внеурочной деятельности как способа удовлетворения интересов обучающихся и форму организации деятельности за пределами уроков в стенах гимназии. Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей обучающихся, развитию у детей и подростков интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать свое свободное время. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к 2 успешной социализации в обществе. Настоящая Программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в системе мировой и отечественной культур. Система внеурочной деятельности гимназии представляет собой ту сферу, условия которой позволяют максимально сформировать и развить познавательные потребности и способности каждого учащегося и предоставляют возможность ощутить свою востребованность и уникальность. Каждый вид внеурочной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия гимназистов в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, формируются исходя из потребностей обучающихся, а также пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) путем анкетирования и кадровых возможностей гимназии. Основной объем курсов внеурочной деятельности реализуется силами педагогов МАОУ «Гимназия № 41», объем программ, реализуемых педагогами учреждений дополнительного образования (в рамках сетевого взаимодействия) не значителен. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования. Программа внеурочной деятельности строится по уровням образования и ориентирована на нормативный срок освоения: НОО – 4 года, ООО – 5 лет, СОО – 2 года. Цель внеурочной деятельности: 1. Создание условий для достижения гимназистами необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учебы время. 2. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, со сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. 3 Задачи внеурочной деятельности: 1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся совместно с общественными организациями, библиотеками, семьями учащихся. 2. Включение гимназистов в разностороннюю деятельность. 3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения. 4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем. 5. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. 6. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, знания, труд, культура), формирование здорового образа жизни. 7. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время. 8. Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в МАОУ «Гимназия № 41». 9. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учебы время. 10.Организация информационной поддержки учащихся. 11.Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся. Принципы программы: включение гимназистов в активную деятельность; доступность и наглядность; связь теории с практикой; учет возрастных особенностей; сочетание индивидуальных и коллективных (групповых) форм деятельности; целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному). Организация внеурочной деятельности В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники гимназии. 4 В каждом классе координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом гимназии; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организует социально значимую, творческую деятельность учащихся. Внеурочная деятельность в МАОУ «Гимназия № 41» осуществляется через: часы, отведённые на внеурочные занятия в учебном плане гимназии, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса (программы курсов внеурочной деятельности, школьные научные общества, фестивали и т. д.); реализацию планов работы классных руководителей (экскурсии, классные часы, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики, акции и т. д.); деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога): социальные практики, профессиональные пробы, образовательные события и т.д. Внеурочная деятельность в гимназии реализуется по направлениям: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное; по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество, трудовая деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность и др.; в формах: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, викторины, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, конкурсы, проектная деятельность, соревнования, исследования, общественно-полезные практики (в том числе волонтёрская деятельность) - на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями. 5 Внеурочная деятельность осуществляется по программам курсов внеурочной деятельности, разработанными педагогами и утвержденными методическим советом МАОУ «Гимназия № 41». План внеурочной деятельности не может включать занятия в рамках дополнительного образования. Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным. ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности на уровне начального общего образования до 1350 часов за четыре года обучения, до 1750 часов за пять лет обучения на уровне основного общего образования и до 700 часов за два года обучения на уровне среднего общего образования. Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр. Расписание внеурочной деятельности на год утверждается директором гимназии в начале учебного года. Продолжительность занятий внеурочной деятельности зависит от формы и вида деятельности и устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-4.7. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 для организации внеурочной деятельности могут использоваться общешкольные помещения (читальный, актовый и спортивный залы, библиотека, классные комнаты). Наполняемость группы учащихся при организации внеурочной деятельности может быть различная, но не менее 5 человек. Кроме того, состав групп в течение учебного года может быть не постоянным. Обусловлено это тем, что работа в группах сменного состава на занятиях позволяет активизировать процесс формирования метапредметных навыков (познавательных, регулятивных и коммуникативных), а также повышает мотивацию к обучению и способствует лучшему усвоению материала программ внеурочной деятельности. Состав групп формируется по принципу объединения учащихся разного уровня информированности и потребностей, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. 6 Занятия внеурочной деятельностью осуществляются в соответствии с рабочей программой, оформленной в соответствии с Положением о программе внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС. Программы курсов внеурочной деятельности реализуются в объеме 34 часа по пяти направлениям: духовно-нравственное; общеинтеллектуальное; общекультурное; социальное; спортивно-оздоровительное. Духовно-нравственное направление Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания учащихся и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок. Цель духовно-нравственного направления: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи: формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции – «становиться лучше»; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; формирование у школьников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим. 7 Планируемый результат: сформированность личностных УУД. Критерий сформированности: обучающийся понимает, принимает морально-этические ценности, оценивает в соответствии с ними поступки, планирует на основе ценностей свою дальнейшую жизнь. Общеинтеллектуальное направление Решение проблемы развития творческого потенциала школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития личности школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ученика. Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении, строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал обучающихся. Большое значение в развитии и социализации гимназистов имеет организация внеурочной работы по предмету. Внеурочная деятельность углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика. Цель общеинтеллектуального направления: формирование ценностного отношения к знаниям, процессу познания. Задачи: обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами; формирование мировоззрения, функциональной грамотности. Планируемый результат: готовность продолжать образование на профильном уровне, выбрать профессию. Критерий сформированности: понимает собственные профессиональные склонности, имеет положительный опыт углубленного изучения дисциплин учебного плана по рекомендованному профилю обучения вполняет проекты по профильным предметам. 8 Общекультурное направление Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус. Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности. Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях. Задачи: развитие эмоциональной сферы обучающихся, чувства прекрасного, творческих способностей; формирование коммуникативной общекультурной компетенции; овладение гимназистами навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности; овладение навыками межличностного общения; формирование интереса к творческим профессиям. Планируемый результат: готовность и способность к саморазвитию на основе норм морали, национальных традиций и традиций этноса. Критерий сформированности: принимает и понимает нормы морали, традиции этноса, развивает опыт популяризации научных знаний в качестве волонтера или автора учебных исследований, выполняет проекты, тематика которых свидетельствует о патриотических чувствах, интересе к истории, культуре, ценностям семьи и брака, развивает эстетическое сознание, осваивает художественное наследие народов России и мира, соблюдает правила языковой культуры, систематически читает и воспринимает чтение как средство познания. Социальное направление В рамках социального направления гимназисты принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой учащегося, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью. 9 Цель социального направления: создание условий для перевода ученика в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты. Задачи: формирование позитивного отношения к базовым ценностям; формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности; выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах; стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города. Планируемый результат: ценностное отношение к труду, опыт участия в волонтерских практиках и социально ориентированных проектах, сформированность активной гражданской позиции, российская идентичность, социально-культурный опыт учащихся. Критерий сформированности: демонстрирует уважение к труду как способу самореализации, осваивает ручной, физический, общественно-полезный труд, имеет практические достижения, которые зафиксировал в портфолио, владеет общественно-политической терминологией, развивает активную гражданскую позицию на основе опыта деятельности, участвует в ученическом самоуправлении, понимает, что такое российская идентичность, принимает культурно-исторические традиции народов России, не принимает нарушения правовых норм, идеологию экстремизма, дискриминации человека. Спортивно-оздоровительное направление Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях. Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствуют усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования гимназистами освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. 10 Занятия спортивно-оздоровительного направления не только совершенствуют физические качества, но и активно развивают сознание и мышление, творчество и самостоятельность учащихся. Ценностные основы: здоровье – физическое, нравственное и социальнопсихологическое, стремление к здоровому образу жизни. Цель спортивно-оздоровительной деятельности: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры. Задачи: научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; развивать готовность на основе правил личной гигиены самостоятельно поддерживать своё здоровье; сформировать представление: о позитивных факторах, влияющих на здоровье; о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье, о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от Интернета, просмотра телепередач, участия в азартных играх; сформировать навыки эмоциональной разгрузки (релаксации), контроля своего режима дня; формировать навыки позитивного коммуникативного общения, представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни, потребность заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения. Планируемый результат: сформированность культуры здорового образа жизни и основ экологической культуры. Критерий сформированности: демонстрирует культуру здорового образа жизни в среде образования и социальных практиках. Программы курсов внеурочной деятельности разработаны с учётом специфики образовательной деятельности школы. Направление развития личности Спортивнооздоровительное Задачи Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к Наименование внеурочного занятия Спортивные игры – путь к здоровью Основы боевых искусств для начинающих 11 сохранению и укреплению здоровья Общекультурное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Социальное Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа, культуре других народов Обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности. Развитие эмоционально-личностной сферы детей и формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме. Воспитание Разговор о правильном питании Первые шаги к олимпийским победам Школа фитнеса В здоровом теле – здоровый дух Полезные привычки Линия жизни Домисолька Умелые руки Дизайн-студия «Креатив» Умелочка Умелые руки Хор «Настроение» Театр - сила Книжное царство Моя Вообразилия Юные ураловеды Юные краеведы Родники Урала Родники Урала В гостях у книги Умники и умницы Решение проектных задач Инфознайка Финансовая грамотность Функциональная грамотность Секреты русского языка Занимательный русский язык Занимательная математика Решение нестандартных задач Занимательный французский Занимательный английский Увлекательный мир английского языка В мире английского языка Шаг в будущее Тетрадка Дружбы Книга России Физика вокруг нас За страницами учебника физики Занимательная биология Избранные вопросы биологии Человек и общество Научное общество учащихся Прикладная этика Старинейджер Альтернатива Актуальные вопросы профориентации Школа – территория самоуправления 12 бережного отношения к окружающей среде, выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах, формирование навыков культуры труда, позитивного отношения к трудовой деятельности Организация внеурочной деятельности на уровне начального общего образования (1-4 классы) Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования направлена прежде всего на создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. На уровне начального общего образования учебные часы внеурочной деятельности использованы на реализацию следующих направлений: Направления деятельности 1класс 2класс 3 класс 4 класс неделя учебных неделя учебных неделя учебных неделя учебных недель недель недель недель Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальное Итого 2 1 18 2 7 30 33 33 33 33 33 990 0 2 13 0 6 21 34 34 34 34 34 714 2 3 8 0 8 21 34 34 34 34 34 714 3 3 12 0 9 27 34 34 34 34 34 918 Всего год 236 305 1716 66 1013 3336 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОО 1-е классы Направления внеурочной деятельности Спортивно-оздоровительное «Основы боевых искусств начинающих» Общекультурное «Праздник каждый день» «Мой театр» Общеинтеллектуальное «Умники и умницы» «Занимательный английский» «Функциональная грамотность» Духовно-нравственное «Книжное царство» Классы/часов в неделю 1а 1б 1в для 2* 2* 2* 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1 4*** 1 1 4*** 1 1 4*** 1 1* 1* 1* Всего 2 2 1 0,5** 0,5** 18 3 12 3 2 2 13 Социальное «Я-школьник» «Введение в школьную жизнь» «Разговоры о важном» ИТОГО Примечание: * сборная группа из всех классов классов; *** деление класса на группы 7 1* 1* 1* 1 1 1 1 3 1 1 1 3 13 13 13 30 на параллели; **сборная группа из 1-4 2-е классы Направления внеурочной деятельности 2а Спортивно-оздоровительное Общеинтеллектуальное «Умники и умницы» «Занимательный английский» «Функциональная грамотность» «Финансовая грамотность» Общекультурное «Домисолька» «Праздник каждый день» «Мой театр» Духовно-нравственное Социальное «Мы-Орлята» «Разговоры о важном» Классы 2б 2в 1 2 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1** 1** 1** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1 1 1 1 Всего 0 13 3 6 3 1 2 1 0,5** 0,5** 0 6 3 3 1 1 9 9 9 20 Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 1-4 классов; *** деление класса на группы 3-е классы Направления внеурочной деятельности Классы 3б 3в 3а Спортивно-оздоровительное «Спортивные игры – путь здоровью» «Быстрее! Выше! Сильнее!» Общеинтеллектуальное «Умники и умницы» «Функциональная грамотность» Общекультурное «Домисолька» «Праздник каждый день» «Я люблю театр» «Мой театр» к Всего 3г 1** 1** 1** 1** 1* 1* 1* 1* 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5** 0,5** 0,5** 1* 1* 0,5** 0,5** 1* 0,5** 2 1 1 8 4 4 3 1 0,5** 1* 1 0,5** 14 Духовно-нравственное Социальное «Разговоры о важном» «Мы-Орлята» ИТОГО Примечание: * сборная группа из всех классов классов; *** деление класса на группы 4-е классы Направления внеурочной деятельности 0 1 1 9 на 8 1 1 1 4 1 1 1 4 9 9 9 21 параллели; **сборная группа из 1-4 Классы 4а 4б Всего 4в 4г Спортивно-оздоровительное 3 «Спортивные игры – путь к здоровью» 1** 1** 1** 1** 1 «Быстрее! Выше! Сильнее!» 1* 1* 1* 1* 1 «Здоровое питание» 1* 1* 1* 1* 1 Общекультурное 3 «Домисолька» 1* 1* 1* 1* 1 «Праздник каждый день» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «Я люблю театр» 1* 1* 1* 1* 1 «Мой театр» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Социальное 9 «Разговоры о важном» 1 1 1 1 4 «Мы-Орлята» 1 1 1 1 4 «Самооценка школьника» 1* 1* 1* 1* 1 Духовнонравственное 0 Общеинтеллектуальное 12 «Умники и умницы» 1 1 1 1 4 «К вершинам олимпа» 2* 2* 2* 2* 2 «Функциональная грамотность» 1 1 1 1 4 «Решение нестандартных задач» 2* 2* 2* 2* 2 ИТОГО 15 15 15 15 27 Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 3-4 классов; *** деление класса на группы Организация внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (5-9 классы) Внеурочная деятельность на уровне основного общего образования направлена в первую очередь на достижение обучающимися 5 – 9 классов личностных и метапредметных результатов основного общего образования. Это и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и т.п. Содержание внеурочной деятельности обучающихся в 5 – 9 классах должно учитывать достижения мировой культуры и соответствовать: 15 российским традициям и национальным ценностям, культурно-национальным особенностям региона; содержанию основного общего образования; современным образовательным технологиям, обеспечивающим системно-деятельностный подход в соответствующих формах и методах обучения (активные методы дистанционного обучения, дифференцированное обучение, конкурсы, соревнования, фестивали, экскурсии, походы и т. п.), в методах контроля и управления образовательным процессом (экспертный анализ продуктов деятельности обучающихся). Быть направленным: на создание условий для развития личности обучающегося; развитие мотивации гимназиста к познанию и творчеству; обеспечение эмоционального благополучия ученика; приобщение обучающегося к общечеловеческим ценностям, национальным ценностям и традициям (включая региональные социально-культурные особенности); профилактику асоциального поведения обучающихся; создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения творческой самореализации учащегося, его интеграции в систему отечественной и мировой культуры; обеспечение целостности процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; укрепление психического и физического здоровья детей; развитие взаимодействия педагогов с семьями обучающихся. На уровне основного общего образования учебные часы внеурочной деятельности использованы на реализацию следующих направлений: Направления деятельности Спортивнооздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальное Итого 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс Всего неделя учебных неделя учебных неделя учебных неделя учебных неделя учебных год недель недель недель недель недель 0 34 0 34 0 34 2,5 34 1,5 34 136 1,5 3,5 2,5 4 11,5 34 34 34 34 391 3 4 0 10,5 17,5 34 34 34 34 595 3,5 5,5 3,5 10,5 23 34 34 34 34 782 2 13 1 12 30,5 34 34 34 34 1037 1 14 0 10 26,5 34 34 34 34 901 374 1360 238 1598 3706 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО 5-е классы Направления внеурочной деятельности 5а Классы 5б 5в Всего 5г 16 Спортивно-оздоровительное 0 Общеинтеллектуальное 3,5 «Занимательная история» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «Секреты русского языка» 1* 1* 1 «Занимательная математика» 1* 1* 1 «К вершинам олимпа» 1** 1** 1** 1** 1 Общекультурное 1,5 «Умелые руки» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «Умелочка» 1* 1* 1* 1* 1 Духовно-нравственное 2,5 Кружок «Юные ураловеды» 1,5* 1,5* 1,5* 1,5* 1,5* Кружок «Родники Урала» 1* 1* 1* 1* 1 Социальное 4 «Разговоры о важном» 1 1 1 1 4 8 7 7 8 11,5 ИТОГО Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 5-6, 5-9 классов 6-е классы Направления внеурочной деятельности 6а Спортивно-оздоровительное Общеинтеллектуальное «Занимательная история» «Секреты русского языка» «К вершинам олимпа» «Сложные вопросы английской грамматики» «КИИС» Общекультурное Хор «Настроение» «Умелые руки» «Умелочка» Классы 6б 6в Всего 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1* 1* 1* 1* 1** 1** 1** 1** 1* 1* 1* 1* 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0 4 0,5** 1 1 1 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 3 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1** 1** 1** 1** 1 «Театральный фургончик» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «Музейное дело» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1 1 1 1 1 1 1 1 1** 1** 1** 1** 1 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 10,5 9,5 9,5 9,5 0 10,5 4 4 1 1 0,5** 17,5 Духовно-нравственное Социальное «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» «Сегодня про счастливое завтра» «Мы - ЮИД» «Стартинейджер» ИТОГО 17 Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 5-6, 6-7, 6-8, 6-9 классов 7-е классы Направления внеурочной деятельности 7а Спортивно-оздоровительное Общеинтеллектуальное «Юный филолог» «Занимательный английский» «Сложные вопросы английской грамматики» «К вершинам олимпа» «Занимательная математика» «КИИС» Общекультурное Дизайн-студия «Креатив» Хор «Настроение» «Умелые руки» «Театральный фургончик» «Театр РАКУРС» Социальное «Разговоры о важном» «Россия – мои горизонты» «Альтернатива» «Сегодня про счастливое завтра» «Стартинейджер» Духовно-нравственное Кружок «Родники Урала» «Юные ураловеды» ИТОГО Классы 7б 7в Всего 7г 1 2* 2* 2* 2* 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1* 1* 1* 1* 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1* 1* 1* 1* 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1** 1** 1** 1** 1** 1** 1** 1** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 2* 1,5* 13 2* 1,5* 13 2* 1,5* 13 2* 1,5* 15 0 5,5 1 2 0,5** 0,5** 1 0,5** 3,5 0,5** 0,5** 1 0,5** 1 10,5 4 4 1 1 0,5** 3,5 2 1,5 23 Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 6-8, 7-8, 6-9 классов 8-е классы Направления внеурочной деятельности 8а Классы 8б 8в Всего 8г Спортивно-оздоровительное Секция «В здоровом теле – здоровый 1 1 дух» Кружок «Полезные привычки» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Общеинтеллектуальное «От проект к результату» 2 2 2 2 «Сложные вопросы английской 1* 1* 1* 1* грамматики» 2,5 2 0,5** 13 8 1 18 «Занимательная биология» 1** 1** 1** 1** 1 «Занимательная математика» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «К вершинам олимпа» 2 2 «КИИС» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Общекультурное 2 Хор «Настроение» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Дизайн-студия «Креатив» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Театр «Ракурс» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** «Музейное дело» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Социальное 12 «Детский форсайт» 1 1 «Стартинейджер» 1* 1* 1* 1* 1 «Разговоры о важном» 1 1 1 1 4 «Россия – мои горизонты» 1 1 1 1 4 «Альтернатива» 1** 1** 1** 1** 1 «Сегодня про счастливое завтра» 1** 1** 1** 1** 1 Духовно-нравственное 1 «Экостарт» 1* 1* 1* 1* 1 15 14 14 13 30,5 ИТОГО Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из 5-9, 6-8, 7-8, 8-9 классов 9-е классы Направления внеурочной деятельности Классы 9б 9в 9а Спортивно-оздоровительное «Полезные привычки» «Основы здорового питания» Общеинтеллектуальное «Комплексный анализ текста» «За страницами учебника биологии» «За страницами учебника химии» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 1 1* 1* 1* «Урал в панораме веков» «Человек и общество» «Решение задач по информатике» «Занимательная биология» «Сложные вопросы английской грамматики» «К вершинам олимпа» «Занимательная математика» «Занимательный английский» «Физика и человек» «Решение задач по математике» «За страницами учебника географии» Социальное Всего 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1 1,5 0,5** 1 14 1 1 1 1 1* 1* 1** 1 1* 1* 1** 1* 1* 1** 1* 1* 1** 1 1 1 1 1** 1* 1 1* 1* 1* 1** 1* 1** 1* 1** 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1* 1 1 1 1 1 1 10 19 «Разговоры о важном» 1 1 1 1 «Россия – мои горизонты» 1 1 1 1 «Сегодня про счастливое завтра» 1** 1** 1** 1** «Тетрадка дружбы» 1 Духовно-нравственное Общекультурное Хор «Настроение» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** Кружок «Театральный фургончик» 0,5** 0,5** 0,5** 0,5** 22 32 22 ИТОГО Примечание: * сборная группа из всех классов на параллели; **сборная группа из классов 4 4 1 1 0 1 0,5** 0,5** 26,5 7-8, 8-9 Организация внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования (10-11 классы) Внеурочная деятельность в 10-11 классах направлена на достижение старшеклассниками личностных и метапредметных результатов среднего общего образования, развитие возможностей личности ребенка, содействие выбору индивидуального образовательного пути, обеспечение каждому ученику «ситуации успеха», содействие самореализации личности старшеклассника и педагога, создание условий для продолжения образования после окончания гимназии. Внеурочная деятельность на уровне среднего общего образования призвана оказывать содействие в обеспечении достижения ожидаемых результатов освоения образовательной программы среднего общего образования и направлена на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся путем предоставления широкого спектра программ, расширяющих содержание учебных предметов и обеспечивающих удовлетворение различных интересов учащихся. На уровне среднего общего образования учебные часы внеурочной деятельности использованы на реализацию следующих направлений: Направления деятельности Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальное Итого 10 класс 11 класс Всего неделя учебных неделя учебных недель недель 1 34 1 34 68 1 34 1 34 68 7 34 8 34 510 1 34 1 34 68 4 34 4 34 272 14 476 15 510 986 УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОО 20 10-е классы Направления внеурочной деятельности 10а Классы 10б Всего Общеинтеллектуальное 7 «От проекта к результату» 1* 1* 4 «Сложные вопросы математики» 1 1 2 «К вершинам олимпа» 1* 1* 1 Общекультурное 1 Кружок «Хор «Настроение» 0,5** 0,5** 0,5 «КИИС» 0,5** 0,5** 0,5 Социальное 4 «Разговоры о важном» 1 1 2 Профминимум «Россия - мои 1 1 2 горизонты» Духовно-нравственное 1 «Экостарт» 1 1 1 Спортивно-оздоровительное 1 «Фитнес для девушек» 1* 1* 1 ИТОГО 8 8 14 Примечание: * сборная группа из классов на параллели; ** сборная группа из параллелей 10 и 11 классов 11-е классы Направления внеурочной деятельности 11а Классы 11б Всего Общеинтеллектуальное 8 «Решение нестандартных задач по 1* 1* 2 информатике» «К вершинам олимпа» 1* 1* 2 «Физика вокруг нас» 1* 1* 1 «За страницами учебника биологии» 1* 1* 1 «За страницами учебника химии» 1* 1* 1 «Интерпретация авторского текста» 1 1 Общекультурное 1 Кружок «Хор «Настроение» 0,5** 0,5** 0,5 «КИИС» 0,5** 0,5** 0,5 Духовно-нравственное 1 «Экостарт» 1 1 1 Социальное 4 «Разговоры о важном» 1 1 2 Профминимум «Россия мои 1 1 2 горизонты» Спортивно-оздоровительное 1 «Фитнес для девушек» 1* 1* 1 ИТОГО 11 10 15 Примечание: * сборная группа из классов на параллели; ** сборная группа из параллелей 10 и 11 классов 21 Результаты внеурочной деятельности Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС. Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы. Во внеурочной деятельности обучающихся осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация. Текущий контроль во внеурочной деятельности – это систематическая проверка достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с программой курсов внеурочной деятельности. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня приобретения универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер. Промежуточная аттестация – процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям ФГОС по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения гимназистами образовательных программ внеурочной деятельности: полноты, прочности, осознанности и системности освоения содержания программ по годам обучения. Формы промежуточной аттестации объединяются понятием контрольно-оценочной процедуры. Контрольно-оценочная процедура предполагает непосредственное участие в ней обучающегося, очное или заочное. Оценке планируемых результатов внеурочной деятельности подлежат результаты, которые запланированы педагогом и зафиксированы в рабочих программах курсов внеурочной деятельности. Оценка достижений результатов внеурочной деятельности может осуществляться как: индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося; представление коллективного результата – группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объединения, системы мероприятий). Периодичность 22 Текущий контроль осуществляется педагогом систематически в ходе осуществления образовательной деятельности по образовательной программе. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года в апреле. Методы и формы оценки Оценивание планируемых результатов может проводиться с применением встроенного педагогического наблюдения или экспертной оценки. Данные, полученные посредством применения вышеуказанных форм, фиксируются способом «зачёт/незачет». Словесная характеристика достижения обучающегося как способ фиксации результата используется только в ходе текущего оценивания. К формам промежуточной аттестации, основанным на встроенном педагогическом наблюдении, относятся: работа в группах по решению проектных, ситуационных задач; выполнение группового или коллективного творческого дела; программируемые учебные занятия; ролевая, интеллектуальная игра; К формам промежуточной аттестации, основанным на экспертной оценке, относятся: защита проекта; творческий отчет, презентация; тест; выступление, доклад, сообщение; разработка изделия, макета, предметов декора и живописи, продуктов словесного творчества. Формы, основанные на встроенном педагогическом наблюдении и экспертной оценке, применяются с использованием шаблонов наблюдений или экспертной оценки. Оценка достижений планируемых результатов по образовательным программам внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ базируется на приоритете динамики индивидуальных достижений. Организация оценочной деятельности Контрольно-оценочную деятельность осуществляет педагог, обеспечивающий реализацию образовательной программы. Педагог подготавливает контрольно-измерительные материалы и (или) методики для оценки достижений результатов по образовательной программе, согласует их с заместителем директора по воспитательной работе. 23 Контрольно-измерительные материалы и (или) методики для оценки достижения результатов являются частью рабочей программы. Педагог, обеспечивающий реализацию образовательной программы, обязан в устной форме знакомить обучающихся с содержанием и методами оценки их индивидуальных достижений по мере реализации соответствующей образовательной программы. График процедур промежуточной аттестации обучающихся по внеурочной деятельности доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на сайте МАОУ «Гимназия № 41» или иным удобным для участников образовательных отношений способом информирования. Результаты промежуточной аттестации отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы. Результаты промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся и родителей (законных представителей) в течение двух недель. Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности, если он освоил не менее 70% содержания программы. Если обучающийся не имел возможности посещать какой-либо курс внеурочной деятельности по причине занятости в организациях дополнительного образования, он имеет возможность осваивать программу самостоятельно и получить зачет по программе, предоставив по итогам года индивидуальный проект, портфолио, творческую работу по направлению данной программы. Промежуточная аттестация внеурочной деятельности проводится по направлениям деятельности в следующих формах: Направления деятельности Спортивно-оздоровительное Общекультурное Общеинтеллектуальное Духовно-нравственное Социальное Формы аттестации Портфолио, соревнования, олимпиады, конференции, турниры, массовые формы организации совместной деятельности учащихся. Концерты, выставки, конференции, олимпиады, творческие и проектные работы. Олимпиады, тесты, презентации, защита исследовательских проектов. Конференции, олимпиады, творческие и проектные работы, публичное выступление, презентация и проектные работы. Участие в делах классного ученического коллектива и в общегимназических Сроки апрель апрель апрель апрель апрель 24 мероприятиях: праздниках, концертах, конкурсах, соревнованиях, волонтерской деятельности. Условия реализации Программы Для успешной реализации Программы необходимо соответствующее ресурсное обеспечение внеурочной деятельности: кадровое, организационное и нормативно-правовое, материально-техническое и информационное, финансовое. Кадровое обеспечение Для реализации нового образовательного запроса современной школе необходим учитель, которого отличает: − инновационный, современный стиль научно-педагогического мышления; − высокий уровень информационно-коммуникационной культуры; − активная научно-методическая деятельность, исследовательская и управленческая культура; − готовность к принятию новаторских решений, нестандартность подходов к принятию изменений в постоянно развивающейся личности учащегося; − адекватная самооценка и объективная оценка личностного потенциала учащихся; − сформированность индивидуального стиля деятельности, наличие собственной педагогической концепции; − готовность к самоанализу, самооценке, самообразованию и самосовершенствованию. В настоящее время гимназия выделяется стабильным профессиональным коллективом учителей, что позволяет обеспечивать высокое качество организации внеурочной деятельности. Педагогов характеризует большой опыт профессиональной деятельности, стабильность обеспечиваемых результатов профессионально-личностного развития и качества образования, высокая степень самостоятельности при проектировании и реализации образовательного процесса, активная вовлеченность в инновационную деятельность. Организационное и нормативно-правовое обеспечение В гимназии разработаны основные нормативные локальные акты в соответствии с действующим законодательством в сфере образования, учитывающие особенности гимназического образования и специфику 25 учреждения (внутренний климат, контингент учащихся и их родителей, сложившуюся систему социального партнерства), введение ФГОС на всех уровнях образования. Организовано сетевое взаимодействие для реализации программ внеурочной деятельности соответствии с ФГОС (при необходимости). Материально-техническое и информационное обеспечение В настоящее время в гимназии происходит совершенствование материально-технических и информационных условий образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС. Однако в рамках реализации Программы необходима дальнейшая модернизация материально-технической, учебно-методической базы и информационной образовательной среды гимназии для достижения полного соответствия современным требованиям оснащения и безопасности образовательного процесса. Основные мероприятия по совершенствованию материально-технической и учебно-методической базы: оснащение и ремонты учебных кабинетов и спортивных залов, мастерских и зон для коммуникации в соответствии с современными требованиями, обновление и увеличение компьютерной техники, увеличение числа интерактивных и проекционных комплексов. Предполагаемые результаты реализации программы Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение гимназистами знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп; о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о международном экологическом движении; о христианском мировоззрении и образе жизни; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о логике и правилах проведения научного исследования; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в природе. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, 26 миру, людям иной этнической или культурной принадлежности, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение гимназистами опыта самостоятельного социального действия): опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с ветеранами Великой Отечественной войны; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей. В процессе реализации Программы произойдет: улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого ребенка; крепление связи между семьей и школ 27