Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «КНИЖНОЕ ЦАРСТВО» Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Косолапова Г.Н. Новоуральск 2024 г. I. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности разработан для обучающихся первых классов в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых актов: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561/; Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г. №ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования); Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/; Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20); Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21). Направленность программы: общекультурная. Программа рассчитана на младших школьников и может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов одной возрастной категории. Программа имеет практико-ориентированный, деятельностный и интегрированный характер. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса литературного чтения. Актуальность программы. Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают комиксы, журналы, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача внеурочной деятельности библиотекаря. Эти занятия способствуют развитию личности ребенка, помогают ориентироваться в мире детских книг. Сегодня в стране ведется серьезная работа по привлечению внимания к проблемам чтения. Нечитающий ребёнок – это не только препятствие к становлению личности, но и огромный риск для общества. Самостоятельный процесс чтения дополнительной литературы вызывает у ребёнка трудности в восприятии и понимании текста, особенно это касается научно-познавательных книг. Как следствие, он заменяет книгу другими источниками информации, более доступными для восприятия. Таким образом, происходит снижение роли книги в жизни ребёнка. Важно развивать способность к самостоятельной творческой и читательской активности на занятиях по внеурочной деятельности в библиотеке. Особенности программы. Программа построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того, чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы. Эмоциональная привлекательность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками. Цель: формирование и удовлетворение потребностей детей в интеллектуальном и духовном развитии посредством книги; создание условий для формирования потребности в самостоятельном систематическом чтении; социализация и развитие творческих способностей школьников во внеучебное время. Задачи: знакомство с основными правилами пользования библиотекой и работы с книгой, акцентируя внимание обучающихся на роли книги в истории человеческой цивилизации как основного источника информации; раскрытие значения книги в формировании духовной культуры человека; формирование умений и навыков работы с книгой; формирование основ культуры работы с информацией, что включает умения самостоятельно осуществлять поиск и обработку информации, используя различные виды печатных изданий, справочный аппарат библиотеки; развитие коммуникативной культуры обучающихся через умения передавать информацию в письменной и устной форме; развитие устойчивого интереса к книге и желание преодолеть трудности чтения; развитие творческой и познавательной активности; развитие самостоятельности и инициативы, ответственности за порученное дело; формирование умения работы по проведению массовых мероприятий; воспитание бережного отношения к книге, изучение правил хранения и обращения с книгой. К концу освоения данного курса обучающиеся должны: знать основные правила пользования библиотекой и книгой; понимать значение специальных библиотечных и книжных терминов, определённых программой; уметь самостоятельно осуществлять поиск информации, используя знания о структуре и справочном аппарате книги; вести информационный диалог через умение читать и самостоятельно делать библиографическую запись, используя библиографические пособия, и составлять простые библиографические списки; уметь самостоятельно находить информацию в справочных изданиях, выстраивать алгоритм поиска; обрабатывать информацию через умение самостоятельно делать элементарные записи: выписки, составлять план, тезисы, конспекты; ориентироваться в книжной и информационной среде детской и школьной. Место занятия в учебном плане. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов – 36 часов. Формы организации: -Литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, экскурсии, уроки-спектакли. Формы и средства контроля Эффективность реализации программы отслеживается по результатам следующих показателей: 1. Проверка читательского кругозора. 2. Анкетирование по выявлению мотивации чтения (Приложение 1). Планируемые результаты реализации внеурочной деятельности: Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий; сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; мотивация образовательной деятельности обучающихся на основе личностноориентированного подхода; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к результатам обучения; приобретение положительного эмоционального отношения к отечественной и мировой литературе; приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, конструировать высказывания, доказывать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений. Метапредметные результаты: Познавательные: приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, сообщения и выступления в устной и письменной форме; представлять результаты своей деятельности в различных формах; умение структурировать знания; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели. Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в познавательной и игровой деятельности. Коммуникативные: организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать и аргументировать своё мнение; умение осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий. Предметные результаты: воспитание чувства гордости за литературные достижения своей страны, родного края; сформировать уважительно – ценностное отношения к книге; освоение элементарных правил ухаживания за книгой; освоение доступных способов изучения литературы и истории создания книги; развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. III. Содержание программы: № 1 2 Раздел, содержание «Книжное царство» Знакомство с понятиями «библиотека», «книга», «основные элементы книги». Правила обращения с книгой. Проведение акции «Книжкина больница» Посвящение в читатели. Познавательные книги, журналы для детей «В гостях у сказки» Группы русских народных сказок: бытовая и волшебная, сказки про животных. Выставка книг. Знакомство с творчеством художников В.Васнецова, М.Врубеля, Ю.Васнецова иллюстраторов народных сказок. Количество часов теория практика 6 5 4 4 Формы организации занятий Основные виды учебной деятельности Занятие-экскурсия, занятие-игра, работа в группах, обзор, выставка, театрализованный праздник, акция Даются объяснения понятиям, создание продукта, чтение, высказывание простых выводов Работа в группах, фронтально. Беседа. Литературная информина. Урокпросмотр мультфильмов сказок. Конкурс рисунков. Конкурс минисочинений. Чтение, чтение по ролям. Кукольное представление. Выставка рисунков. Проект создания книги из творческих работ учащихся. 3 4 5 6 7 «Сказки о добре и зле» Чтение книг В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». В. Катаева «Цветиксемицветик». В.Осеева «Волшебное слово» Чтение нанайской сказки «Айога». Книги о животных Г. Скребицкого, В.Бианки, Е. Чарушина. «Народная мудрость в книге». Пословицы и загадки о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности. «Поэтические страницы» Б.Заходер,С.Михалков К.Чуковский, А.Барто Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. Современные детские писатели Книги О. Колпаковой Мастер-класс с художникомиллюстратором М.Богуславской Итоговое занятие Работа фронтально, беседа, викторина-игра. 5 2 1 1 3 1 2 21 Работа в группах, фронтально, беседа, игра-викторина, конкурс чтецов Слушание, чтение, работа над выразительност ью, интонацией Беседа, обзор, Мастер-класс Слушание, чтение, Выполнение творческого задания Работа в группах. Литературная игра. Оценивание результатов своей деятельности и деятельности других 1 1 Итого Чтение и обсуждение книг,найти отличия и сходства с русской народной сказкой, создание продукта словарик «Волшебные слова». Работа в парах, Высказывание фронтально, простых занятие-игра выводов о дружбе, добре. Создание продукта «Сочиняем загадку сами». 15 IV. Календарно-тематическое планирование занятий внеурочной деятельности «Книжное царство» № Тема занятия «Книжное царство» Первое посещение библиотеки. Путешествие в страну 1. «Библиотека». Знакомство с понятиями «библиотека», «книга». Правила обращения с книгой. Мультфильм «Гришкины книжки» 2. С. Маршак. 3. Создание плаката «Чего боится книга» Элементы книги. Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. 4. Сказка «О чём спорила обложка или Кто в книге главный». Подготовка к театрализованному посвящению в читатели Посвящение первоклассников в читатели Книги бывают разные. Познавательные книги для детей: Игра 8 «Суём свой нос в любой вопрос!» 9. Газеты и журналы для детей Проведение акции «Книжкина больница». Обучение умению 10. обернуть книгу и простейшему ремонту книг. «В гостях у сказки». Что за прелесть эти сказки? Группы русских народных сказок. 11. Бытовая и волшебная русская народная сказка. 12. 13. Чтение сказок по ролям. Выставка книг. Сказки про животных. 14. 15. Кукольное представление. Выставка книг. Знакомство с творчеством художников В. Васнецова, М. Врубеля, 16. Ю. Васнецова. Выполнение иллюстраций к народным сказкам на самостоятельно 17. выбранные сюжеты. Выставка работ учащихся. Конкурс мини-сочинений «Моя сказка». Создание книги сказок из 18. работ учащихся. Литературная информина «В мире сказок». Просмотр русских 19. народных сказок. «Сказки о добре и зле» 20. В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Викторина по сказке. В. Катаева «Цветик-семицветик». Игра «Волшебный цветик21. семицветик». В. Осеева «Волшебное слово». Чтение и обсуждение книги. 22. Составление словарика «Волшебные слова». 23. Книги о животных: Г. Скребицкого, В. Бианки Книги о животных: Е. Чарушина. Беседа об авторе и 24. иллюстраторе 25. Книги о животных: В. Бианки «Лесные домишки» 26. Мастер-класс по изготовления книжной закладки Народная мудрость в книге Пословицы и загадки о дружбе, верности данному слову, доброте, 27. благодарности. 28. «Сочиняем загадку сами». Игра –конкурс. 5. 6. 7. дата занятия сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь январь январь январь февраль февраль февраль февраль март март март март «Поэтические страницы» Б. Заходер Громкие чтения. Игра-путешествие. апрель Урок-игра «С.Михалков - детям» апрель «Волшебник Корней Чуковский». Чтение по ролям «Телефон» апрель Урок-путешествие «Свет памяти, сиянье детства» (Знакомство с апрель 32. творчеством А. Барто) 33. Конкурс чтецов стихотворений детских поэтов. май Современные детские писатели 34. «О. Колпаковой – книжная феечка». Обзор книг май 35. Мастер-класс с художником-иллюстратором М.Богуславской май 36. «Путешествие по прочитанным страницам». Итоговое занятие май 29. 30. 31. V. Учебно-методическая литература. 1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. - М. Дет.лит. 1988 г. 2. Библиотечная игра «Что вы знаете о книге» // Школьная библиотека. - №2, 2001 г. 3. Валькова В.Г., Спаль А.Н. Книжкин дом [Текст]. – М.: Книжная палата, 1990. 4. Внеклассное чтение. 1класс. И.Ф. Яценко. - М.: «ВАКО», 2008 5. Гендина Н.И. Е.В. Косолапова Основы информационной культуры школьника. Учебно-методический комплекс для учащихся 1-2 классов. –М.: РШБА, 2014. 6. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. 7. Детская энциклопедия. Познавательный журнал для девочек и мальчиков [Текст]. -№3, 2009. 8. Дорохов А.А. Город твоих друзей. Библиотечный урок. – Москва, Школьная библиотека №8, 2003 9. Дубань Н.Е. Как хорошо уметь читать! – М :Дет. лит. 2000г. 10. ДьячковаГ.Т. Литературное чтение. 1-4 классы. Внеклассные занятия. – М.: «Учитель», 2007 г. 11. Егорова Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. - М. Просвещение, 1991 г. 12. Ершов П.М. Технология актёрского искусства. - М. Слово, 2001 г. 13. Колосова Н.Е. Книги, помогающие жить.- М. Чистые пруды, 2008 г. 14. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]. – М.: Просвещение, 2011. 15. Мазок Н.Н. Искусство переплётного дела. - М. Просвещение, 1991г. 16. Путешествие в Книгоград. Сценарий школьного праздника для учащихся 1-5 классов // Школьная библиотека . - №1, 2001 г.. 17. Русские народные сказки [Текст]. – М.: Детская литература, 1976. 18. Торопыгин В. Стихи и сказки. – Ленинград: Дет. лит., 1999г. 19. Я люблю читать / ред. сост. Л.И. Жук [Текст]. – Мн.: Красико-Принт, 2004. VI. Материально-техническое обеспечение Библиотека, читальный зал, стеллажи, книжный фонд библиотеки, подборки обучающих материалов. Компьютер, сканер, принтер, печатные материалы. VII. Список литературы 7 - 8 лет 1. Айога. Нанайская сказка 2. Бианки В. Мышонок Пик, Тайна ночного леса 3. Заходер Б. Рассказы. Стихи 4. Катаев В. Цветик-семицветик 5. Колпакова Ольга Жил-был Зелененький, Бука сама боится. 6. Маршак С. Гришкины книжки 7. Михалков С. Дядя Степа, Фома, Почта 8. Одоевский В.Ф. Мороз Иванович 9. Осеева В. Волшебное слово 10. Русские народные сказки 11. Скребицкого Г. Лесной голос, Чир-Чирыч, Аистята, Неведомые тропы 12. Чарушина Е. Друзья, рис.Е.Чарушина 13. Чуковский К. Телефон, Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Федорино горе. Приложение 1 Анкета для первоклассников «Читательская активность обучающихся» Цель: выявление читательской активности у детей младшего школьного возраста, а также направленности читательского интереса. Юный друг, прочитай вопрос и подчеркни, выбранный тобой ответ. 1 вопрос. Любишь ли ты читать? Ответ: -да- -нет- 2 вопрос. Почему ты любишь читать? Ответ: -можно многое узнать -интересно - 3 вопрос.Посещаешь ли ты библиотеку? Ответ: -да- -нет- 4 вопрос. Что ты любишь читать? Ответ: -стихи-сказки -смешные рассказы-рассказы о животных 5 вопрос.Что любишь больше всего? Ответ: -читать сам- -слушать чтение взрослых - 6 вопрос. Читают ли в вашей семье книги вслух? Ответ: -читают -не читают 7 вопрос. Как ведут себя родители во время твоего чтения? Ответ: -хвалят-ругают, сердятся8 вопрос.Можешь ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал? Ответ: -могу-не могу-