РП_ВД_Театр Ракурс_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ
«Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТЕАТР «РАКУРС»
Возраст обучающихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Сорокина О.Н.

г. Новоуральск,
2024 г.

Пояснительная записка
Программа театрального кружка «Театр – сила»» разработана в соответствии с требованиями
ФГОС, с нормами СанПиНа, на основе учебно-методических пособий Н.Ф. Сорокиной, И.Б.
Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых
рассматриваются вопросы организации театра в общеобразовательной школе.
Программа предназначена для детей 12-14 лет и рассчитана на 1 год обучения (1 час в
неделю, 34 ч в год).
Школьный возраст – наиболее ответственный этап детства. Действенная забота о здоровье и
гармоничном развитии ребят предполагает создание адекватных условий обучения для каждого
переступившего школьный порог ребёнка. Знания, умения и навыки сохраняют свое
исключительное значение, но уже не как цель, а как средство достижения цели – развития
личности учащегося.
Все школьники – творцы, у каждого есть способности и таланты. Одни склонны к
изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а
четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят детский театр.
Театр – искусство синтетическое, оно воздействует на ребят целым комплексом
художественных средств. При показе спектаклей применяются и художественное слово, и
наглядный образ, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное
сопровождение.
Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к
литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания,
побуждает к созданию новых образов, развивает речь. Благодаря занятиям в школьном театре
жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями,
интересными делами, радостью творчества.
Возникшая в XX веке и построенная на принципах коммерциализации, тиражирование,
стандартизации, упрощения, предельной занимательности массовая культура не без успеха
поглощает, перемалывает и выдает за свои высшие образцы культурной деятельности
человека.происходит постоянная подмена смыслов, низкое выдается за высокое, высокое
начинает служить низкому. Чтобы не потеряться в потоке этих трансформаций, от человека
требуется постоянное эстетическое самоопределение.
В основу программы были положены следующие принципы:
-

принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.- принцип
междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (урокилитературы и музыки,
изобразительноеискусство и технология, вокал);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на
развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и
развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя,
режиссера спектакля.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности
возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства,
способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Основные цели:
2

1.Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и
эстетические чувства, научить чувствовать и ценить красоту.
2.Развить творческие способность, их речевую и сценическую культуру, наблюдательность,
воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи:
1. Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного жанра.
2. Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
3. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве.
4. Развивать фантазию, воображение, зрительное и слуховое внимание, память,
наблюдательность средствами театрального искусства.
5. Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные
чувства
6. Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей.
7. Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле,
неравнодушное отношение к окружающему миру.
8. Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
9. Развивать чувство ритма и координацию движения;
10. Развивать речевое дыхание и артикуляцию; развивать дикцию на материале скороговорок
и стихов;
Формы и методы работы
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с
участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения
занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи,
спектакли и праздники.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального
мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в
театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со
зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять
данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над
репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер
персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в
сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и
костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую
активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в
основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную,
теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе,
теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьной сцене с несколькими (планируется
2) спектаклями.
3

1. Планируемые результаты
Личностные результаты
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты






Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей
работы и работы других в соответствии с этими критериями.






Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план,
таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;









Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть
готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.



Предметные результаты
 умение читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительное чтение;
 умение различать произведения по жанру;
 развитие речевого дыхания и правильной артикуляции;
 основыактёрского мастерства;
4



умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение

2. Содержание деятельности
Любительские занятия театром. Роль театра в культуре, основные вехи театрального
искусства.
Театральные миниатюры. Актерский этюд. Наблюдения актера. Лаборатория актера и
режиссера. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах.
Театральные профессии. Просмотр профессионального спектакля. Профессии режиссера,
художника, бутафора, осветителя.
Пьеса- сказка. Просмотр профессионального театрального спектакля.
Драматургический замысел. Репетиции пьесы-сказки. Представление пьесы.
Тематическое планирование
№

№

1
2
3

4

Темы занятий

Количество часов

1.

Беседа об истории театра. Любительский театр.

2

2.

Учебные театральные миниатюры.

10

3.

Просмотр профессиональног оспектакля

2

4.

Беседа. Театральные профессии.

3

5.

Чтение пьес и выбор постановочного материала

1

6.

Просмотр профессионального театрального спектакля

2

7.

Репетиция пьесы.

12

8.

Премьера пьесы.

1

9.

Обсуждение спектакля и подведение итогов

1

Итого

34

Раздел, тема

Коли
честв
о
часов

Из них

Дата

Образовательны
е ресурсы

теор прак.
.

Беседа об истории театра. 1
Читка
пьесы, 1
распределение ролей.

сентябрь
сентябрь

Учебные
театральные 1
миниатюры. Сценическая
речь
Учебные
театральные 1
миниатюры. Сценическая
речь

сентябрь

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/fa
8cbb35

сентябрь

5

5

6
7
8
9

10

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27

Учебные театральные
миниатюры. Сценическое
мастерство
Учебные театральные
миниатюры. Декорации.
Учебные театральные
миниатюры. Грим.
Учебные
театральные
миниатюры. Костюм.

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

Учебные
театральные
миниатюры. Сценические
шумы.
Учебные театральные
миниатюры. Театральная
музыка.
Декорации, бутафория
Постановка
сцены
и
репетиция фрагмента
Постановка
сцены
и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента
Постановка сцены и
репетиция фрагмента

1

ноябрь

1

ноябрь

1
1

ноябрь
ноябрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

январь

1

январь

1

январь

1

февраль

https://m.edsoo.ru/fa
8cbb35

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/97
248b85

Постановка сцены и
репетиция фрагмента

1

Постановка сцены и
репетиция фрагмента

1

Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.

Библиотека ЦОК

февраль

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/97
248b85

февраль

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/97
248b85

1
1
1
1
1

февраль
март
март
март
апрель

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/97
248b85

28
29

Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.

1
1

апрель
апрель

Библиотека ЦОК
6

https://m.edsoo.ru/97
248b85

30
31
32
33

Репетиция пьесы.
Репетиция пьесы.
Репетиция
пьесы.
Программка спектакля.
Премьера пьесы.

1
1
1

апрель
апрель
апрель

1

май

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/97
248b85

34

Обсуждение
спектакля. 1
Разбор полетов, выбор
пьесы
для
будущей
постановки .

май

Литература

1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение». – М.: Просвещение, 1994.
2. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников»
библиотека журнала. Выпуск 14 – М.:Школьная пресса, 2000.
3. Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993 4. Сборник сценариев
для театрального кружка
4. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 200
5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 2000
6. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
8. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
9. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 2003.
10.Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 2000.
11.Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2003.
12.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 2004.
13.Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 2006

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».