Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» Возраст обучающихся: 11-12 лет Срок реализации: 2 года Составитель: Хабибуллина Г.И. Новоуральск, 2024г. Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 09.07.2017, авторской программы общеобразовательных учреждений по русскому языку, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. Русский язык 5 – 9 классы» - М.: Просвещение, 2018, пособия «Тайны русского языка» автор: Сундаков Виталий Владимирович, Издательство: АСТ, 2021 г.) Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО) главной задачей в рамках перехода к новым образовательным стандартам является создание в образовательном учреждении условий для вовлечения учащихся в систему внеурочной деятельности. Свободное владение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности может быть достигнуто при комплексном использовании организационных форм учебной работы по русскому языку – различного типа уроков, факультативных занятий, внеурочной деятельности, индивидуальных самостоятельных занятий. Программа внеурочной деятельности должна быть направлена на обеспечение потребностей обучающихся, стимулирование самостоятельности и креативности в решении учебных задач. На внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по темам «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данный курс дает возможность прививать любовь к языку, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде. Цели: осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; использовать возможности для становления навыков следования научным, духовнонравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности «Секреты русского языка» предназначена для учащихся 5 -6 классов и учитывает возрастные особенности школьников 11-12 лет. Она может быть использована как в работе с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов. Срок реализации программы – 2 года. Продолжительность занятия 40 минут. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать: определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст; особенности ударения в русском языке; основные правила орфоэпии; основные способы образования слов; основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов; правила русской орфографии; морфологические признаки частей речи; нормы употребления в речи языковых единиц; виды словосочетаний; виды предложений; основные группы пунктуационных правил; признаки текста. Уметь: адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи; сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства; анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи; рецензировать чужие тексты и редактировать собственные; проводить фонетический и орфоэпический разбор слов; правильно произносить широко употребляемые слова; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; определять способы образования разных частей речи; соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения; толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; различать постоянные и непостоянные признаки частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи; владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме; определять синтаксическую роль всех частей речи; объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций; строить пунктуационные схемы предложений. Система контроля Курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают. На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического, в котором представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Каждый раздел заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга, пресс-конференции. Формы проведения занятий лекции; практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок. анализ и просмотр текстов; самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями; анализ и просмотр проектов; составление проектов. Основные методы и технологии технология развивающего обучения технология обучения в сотрудничестве коммуникативная технология Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника. 1. Планируемые результаты Личностные результаты эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные УУД: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Предметные результаты представление о роли русского языка; освоение базовых понятий культуры речи; представление о нормах русского языка; осознание эстетической функции родного языка. 2. Содержание курса внеурочной деятельности для 5 класса 1 год обучения (34ч) Раздел 1. Секреты устной речи. Фонетика. Интонация. (6ч.) Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. Для чего используют звуковые повторы в речи. Какова роль интонации в устной речи Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает» В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме. Раздел 2. Загадки русского словообразования. Морфемика. Словообразование. Этимология (7ч) О чём рассказывает словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Этимология слов. Работа со словарями Сказочные превращения. Изучаются подробно темы, используя шарады, метаграммы, в завершении этого раздела обучающиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет. Раздел 3. Секреты письменной речи. Графика. Орфография. Пунктуация (5ч) Зачем нужно знать алфавит В чём секрет правописания морфем Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания Не пером пишут – умом. Тайны письма. Бенефис знаний. Проводятся исследования данных тем, обучающиеся используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы. Раздел 4. Тайны русского слова. Лексика. Фразеология (5ч) На какие группы делится словарный состав русского языка В чём особенность употребления слова в художественном тексте. О чём рассказывают фразеологизмы Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа. Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения. Раздел 5. Секреты морфологии и синтаксиса. Морфология. Синтаксис. (6ч) Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи. В чём секрет глагола и его форм. Как отличать грамматические омонимы. Какими бывают предложения. Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний. Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях. Раздел 6. Речевой этикет (3ч) Правила речевого этикета. Формулы речевого этикета. Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм. Раздел 7. Обобщающее занятие (1ч) Защита проектов. Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник. Календарно-тематическое планирование 5 класс Количество часов № п/п 1 Тема урока Введение. Организационное занятие . Практ Дата Контроль ически изучени Всег ные е я о работы работ ы Электронные цифровые образовательные ресурсы Первая неделя сентября 1 Секреты устной речи (Фонетика. Интонация) (7 ч) 2 Почему не всегда совпадает звучание и написание слова 3 Для чего используют звуковые повторы в речи. 4 Какова роль интонации в устной речи 5 Занятие-игра «Кто говорит – сеет, кто слушает –собирает» 1 https://moslingvist.ru/5_kl Вторая ass/fonetika_orfoepiya_gra неделя fika_orfografiya/5_klass_u сентября prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ 1 Третья https://moslingvist.ru/5_kl неделя ass/fonetika_orfoepiya_gra сентября fika_orfografiya/5_klass_u prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ 1 Четверта https://moslingvist.ru/5_kl я неделя ass/fonetika_orfoepiya_gra сентября fika_orfografiya/5_klass_u prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ 1 1 Первая неделя октября https://moslingvist.ru/5_kl ass/fonetika_orfoepiya_gra fika_orfografiya/5_klass_u prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ 6 7 Секреты русского словообразования. Словообразовательная модель слова. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов. Почему меняется морфемный состав слова? Что на это влияет? 1 Вторая неделя октября https://moslingvist.ru/5_kl ass/fonetika_orfoepiya_gra fika_orfografiya/5_klass_u prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ Третья неделя октября https://moslingvist.ru/5_kl ass/fonetika_orfoepiya_gra fika_orfografiya/5_klass_u prazhneniya_po_fonetike_i _orfoepii/ Первая неделя ноября https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfemika/ 1 1 1 Загадки русского словообразования ( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч) 8 9 10 11 12 13 Этимология слова. Работа со словарями. Игра «Сказочные превращения» (изменения слов). Работа со словообразовательным словарём. Презентации творческих работ по теме «Морфемика. Словообразование. Этимология» Секреты письменной речи. Зачем надо знать алфавит? В чём секрет правописания морфем? Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? «Не пером пишут – умом». 1 Вторая неделя ноября 1 1 1 1 Третья неделя ноября https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfemika/ Четверта https://moslingvist.ru/5_kl я неделя ass/morfemika/ ноября 1 Первая неделя декабря 1 1 https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfemika/ 1 Вторая неделя декабря https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfemika/ https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfemika/ Тайны письма. Третья https://moslingvist.ru/5_kl неделя ass/morfemika/ декабря Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5 ч) Зачем нужна Четверта https://moslingvist.ru/5_kl пунктуация? я неделя ass/sintaksis_punktuaciya_ декабря kul_tura_rechi/uprazhneni 15 1 ya_po_sintaksisu_i_punktu acii/ «Бенефис знаний» 14 16 17 1 Секреты знаков препинания в конце предложения. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания? 1 1 Вторая неделя января https://moslingvist.ru/5_kl ass/sintaksis_punktuaciya_ kul_tura_rechi/uprazhneni ya_po_sintaksisu_i_punktu acii/ 1 Третья неделя января https://moslingvist.ru/5_kl ass/sintaksis_punktuaciya_ kul_tura_rechi/uprazhneni ya_po_sintaksisu_i_punktu acii/ 1 Письма без слов – это возможно? 18 1 1 Игра «Умники и умницы» 19 1 Четверта https://moslingvist.ru/5_kl я неделя ass/sintaksis_punktuaciya_ января kul_tura_rechi/uprazhneni ya_po_sintaksisu_i_punktu acii/ Пятая неделя января https://moslingvist.ru/5_kl ass/sintaksis_punktuaciya_ kul_tura_rechi/uprazhneni ya_po_sintaksisu_i_punktu acii/ Первая неделя февраля https://moslingvist.ru/5_kl ass/orfografiya_punktuaciy a_leksika_i_frazeologiya_ obobwenie_i_povtorenie_i zuchennogo/ Вторая неделя февраля https://moslingvist.ru/5_kl ass/orfografiya_punktuaciy a_leksika_i_frazeologiya_ obobwenie_i_povtorenie_i zuchennogo/ 1 Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч) На какие группы делится словарный состав русского языка 20 1 В чём особенность употребления слова в художественном тексте. 21 1 Третья неделя февраля О чём рассказывают фразеологизмы. Словари фразеологизмов 22 1 Фразеология в художественных произведениях. 23 24 1 Лабораторная работа (лексический анализ отрывков художественных произведений) 1 Четверта https://moslingvist.ru/5_kl я неделя ass/orfografiya_punktuaciy февраля a_leksika_i_frazeologiya_ obobwenie_i_povtorenie_i zuchennogo/ Первая неделя марта 1 https://moslingvist.ru/5_kl ass/orfografiya_punktuaciy a_leksika_i_frazeologiya_ obobwenie_i_povtorenie_i zuchennogo/ 1 https://moslingvist.ru/5_kl ass/orfografiya_punktuaciy a_leksika_i_frazeologiya_ obobwenie_i_povtorenie_i zuchennogo/ Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис) (6 ч) 25 Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи? 26 Чем отличаются друг от друга несклоняемые части речи? 27 Как отличать грамматические омонимы? Словарь омонимов. 1 Вторая неделя марта https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfologiya_suwestvit el_noe_prilagatel_noe_gla gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ 1 Третья неделя марта https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfologiya_suwestvit el_noe_prilagatel_noe_gla gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ 1 Первая неделя апреля https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfologiya_suwestvit el_noe_prilagatel_noe_gla gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ Вторая неделя апреля https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfologiya_suwestvit el_noe_prilagatel_noe_gla gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ Третья неделя апреля https://moslingvist.ru/5_kl ass/morfologiya_suwestvit el_noe_prilagatel_noe_gla gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ 1 Какими бывают предложения? 28 29 1 «Грамматике учиться всегда пригодится». Сочинение-рассуждение. 1 1 Мониторинг проверки знаний. Тест. 30 1 https://moslingvist.ru/5_kl Четверта ass/morfologiya_suwestvit я неделя el_noe_prilagatel_noe_gla апреля gol/uprazhneniya_po_morf ologii/ 1 Первая неделя мая Речевой этикет (3 ч) 31 Правила речевого этикета. 32 Формулы речевого этикета. 1 1 1 Практическая работа. Вторая неделя мая Третья неделя мая 33 Обобщающее занятие (1 ч) 34 Аукцион знаний. Защита проектов. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 34 0 18 https://obrazovaka.ru/russk iy-yazyk/pravilarechevogo-etiketa.html Четверта я неделя мая https://obrazovaka.ru/test/p ravila-rechevogo-etiketapo-russkomu-yazyku.html Содержание курса внеурочной деятельности для 6 класса 2 год обучения (34ч) Организационное занятие (2ч) Язык мой – друг мой. Рассказ-беседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса Сколько языков на Земле? Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву…» Раздел 1. Лексика. Фразеология (12 ч.) История лексики. Родные слова. Лексика. История Исконная лексика. Слова-«предки». Старославянизмы. Слова-«пришельцы». Заимствованные слова. Работа со словарем иностранных слов, отработка практических навыков нахождения слов иностранного происхождения в русском языке. Диалектизмы… Какие они? Диалектные слова. Лексика профессионалов. Профессиональные (специальные слова). Почему стареют слова? Устаревшие слова. Историзмы. Архаизмы. Какие слова считаются новыми? Новые слова (неологизмы). Окказионализмы. Молодёжный сленг и отношение к нему. Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения Словарь – мой добрый друг и верный помощник. Знакомство со словарями, отработка навыков пользования словарем, знакомство со словарной статьей, обогащение словарного запаса учащихся В мире фразеологии. Знакомство с фразеологическим словарём. Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. Игра «Скажи иначе». Мы говорим его стихами. Афоризмы. Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы». Интеллектуальная игра. Фразеологизмы. Широкое и узкое понимание. Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология». Тестирование Раздел 2. Словообразование. Орфография (9 ч.) Словообразование. Орфография. Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий). Морфемы. Словообразование и формообразование. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими словарями. Определение первоисточников слова. Как в русском языке образуются слова? Способы словообразования. Приставки-труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые. Приставка. Правописание приставок. Приставки- нарушители «главного» правила. Единообразное написание приставок. Самые «трудные» приставки. Правописание приставок на -з, -с; пре-, при-. Корни слов: постоянство и измены. Правописание гласных в корнях слов. Орфография суффиксов. Правописание суффиксов. Занимательная викторина «Строители слова». Повторение навыков правописания морфем. Раздел 3. Морфология. Орфография (11 ч.) Законы написания существительных. Морфология. Орфография. Имя существительное. Правописание имен существительных. Сказка “Приключение в стране «Имя Существительное». Нахождение существительных в тексте. Приключение в стране «Имя Прилагательное». Правописание имён прилагательных. Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные. Как правильно писать числительные? Правописание имен числительных. Местоимения, которые пишутся непросто. Разряды местоимений. Правописание местоимений. Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами. Викторина «Занимательная грамматика» Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «СЕКРЕТЫ РУССКОГО ЯЗЫКА » 6 класс Количество часов № п/п Тема урока 1 Язык мой – друг мой. Рассказбеседа о словарном богатстве русского языка. Понятия, изученные в курсе «Занимательная грамматика» 5 класса Сколько языков на Земле? Игра – соревнование «Кто больше знает слов на букву…» Раздел 1. Лексика. Фразеология (12 ч.) Контро Вс льные его работы 2 Прак Дата тичес изучени кие я работ ы 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы Первая неделя https://foxford.ru/w сентября iki/russkiy-yazyk - вторая неделя сентября История лексики. Родные слова 2 3 Третья https://foxford.ru/w неделя iki/russkiy-yazyk сентября 1 Слова - «предки». Слова «пришельцы» 1 1 1 1 Диалектизмы… Какие они? 4 Лексика профессионалов 5 6 7 1 1 Почему стареют слова? 1 Какие слова считаются новыми? 1 8 Молодёжный сленг и отношение к нему 1 9 Словарь – мой добрый друг и верный помощник 1 1 В мире фразеологии 10 1 Мы говорим его стихами. Афоризмы 11 1 1 12 Конкурс «Своя игра» по теме «Фразеологизмы » 1 1 13 Итоговое занятие по теме: «Лексика. Фразеология» 1 1 Четверта я неделя сентября Первая неделя октября https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Вторая неделя октября https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Третья неделя октября https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Первая неделя ноября Вторая неделя ноября Третья неделя ноября Четверта я неделя ноября Первая неделя декабря Вторая неделя декабря Третья неделя декабря https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Раздел 2. Словообразование. Орфография (9 ч.) Занимательная морфемика (по следам прошлых занятий) 14 15 1 «Откуда катится каракатица?» О 1 1 Четверта https://foxford.ru/w я неделя iki/russkiy-yazyk декабря Вторая https://foxford.ru/w неделя января словарях, которые рассказывают об истории слов 16 Как в русском языке образуются слова? 1 17 Приставки - труженицы. Приставки, которые всегда одинаковые 1 18 Приставки - нарушители «главного» правила. 1 1 Самые «трудные» приставки 19 1 Корни слов: постоянство и измены 20 1 1 1 1 1 1 Орфография суффиксов 21 22 Занимательная викторина «Строители слова» Третья неделя января Четверта я неделя января Пятая неделя января Первая неделя февраля Вторая неделя февраля Третья неделя февраля Четверта я неделя февраля iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Раздел 3. Морфология. Орфография (11 ч.) Законы написания существительных 23 24 1 Правописание имен существительных. Нахождение существительных в тексте. 1 1 Правописание имён прилагательных. 25 26 1 Нахождение прилагательных в тексте, отработка умения образовывать прилагательные. 1 1 Как правильно писать числительные? 27 1 Правописание имен числительных. 28 1 1 Первая неделя марта Вторая неделя марта https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Третья неделя марта https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Первая неделя апреля https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Вторая неделя апреля https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk Третья неделя апреля https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk 29 Местоимения, которые пишутся непросто. Четверта https://foxford.ru/w я неделя iki/russkiy-yazyk апреля 1 Разряды местоимений. 30 31 32 33 1 Правописание местоимений по русскому языку. Игра «Я знаю части речи». Определение смысловых и грамматических связей между словами. Викторина «Занимательная грамматика». Командное соревнование на проверку знаний ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 1 1 Первая неделя мая https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk 1 Вторая неделя мая https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk 1 Третья неделя мая https://foxford.ru/w iki/russkiy-yazyk 1 1 34 1 0 20 Четверта https://foxford.ru/w я неделя iki/russkiy-yazyk мая Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Список литературы 1. Новые технологии в обучении русскому языку. Языковой портфель школьника. Методическое пособие./ Черепанова Л.Ю.-М.; Мнемозина, 2013. 2. Криволапова Н.А.Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5-8 кл.- М.: Просвещение, 2012. 3. Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Русский язык для весёлых девочек и мальчиков. Новосибирск: НГПУ, 1995. 4.Волина В.В. Весёлая грамматика.- М.: Знание, 1995. 5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. -М.: Просвещение, 1991. 6. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности.2005. 7. Иванова В. А., Потиха Э. А, Розенталь Д. Э. Занимательно о русском языке.- М.: Просвещение, 1990. 8. Козлова Р.П., Чеснокова Н.В. Тесты по русскому языку: 5-7 классы.-М.: ВАКО, 2009. 9. Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка: 5 класс.- М.: ВАКО, 2011. 10.Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д.Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание.- Дрофа, 2007. 11.Парфёнова И.И. Словесные игры / И.И. Парфёнова. – М.: Эскмо, 2014. 12.Козак О.Н. Простые словесные игры. Санкт-Петербург: «Союз», 1998. 13.Играя узнавать: сборник викторин. Вып. 3 / сост.: Е. А. Козырина, Е. С. Колосов; Свердл. обл. межнац. библиотека.—Екатеринбург: СОМБ, 2009. 14. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку.- Москва, Просвещение, 2000г 15. Волина В.В. Весёлая грамматика. - Москва, Знание, 2005г Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка. - Москва, Мнемозина, 2007г 16. Павлова Т.И., Чигвинцева О.Н. Практические материалы к уроку русского языка. Опыт работы по УМК С.И.Львовой, В.В.Львова. - Ростов –на – Дону, 2007г 17. Чачина Т.М. Денисова А.А. Гарцов А.Д. Учебное пособие по русскому речевому этикету, русской фразеологии и этимологии. Электронное учебное издание. - Дрофа. 2007 Шанский Н.М. Лингвистические детективы. - Москва. Дрофа.2007 18. Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…» или Речевой этикет. - Москва. Дрофа.2007 19. Панов М.В. Занимательная орфография.- Москва Просвещение. 1981 20. Тумина Л.Е. Сочини сказку. - Москва. Дрофа.2006.