Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОДНИКИ УРАЛА» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Кочурова Э.Н. г. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы Программа 1 год обучения предполагает расширить зону познания о г. Новоуральске и его окрестностях, в конце курса проводятся итоговые занятия в игровой форме обязательно в полевых условиях, у костра) каждый обучающийся объединения отчитываются друг перед другом о проделанной работе за год. Программа также включает организационную работу обучающихся в различных направлениях посковой, краеведческой, экологической деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма. Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, поисково краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающий будет включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям, мотивам и интересам игровых должностей (ролей): познавательно краеведческих (топограф, гидрограф, фотограф, геолог, ботаник, летописец, зоолог). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей, коллективизм, пунктуальность, инициативность. Программа предусматривает проведение психолого-педагогической диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля за вливанием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их организм и отслеживания динамики развития функциональных, физических и творческих способностей детей. В ходе освоения программы будут использоваться интегрированные методы обучения: проблемное обучение; частично – поисковое, поисковая деятельность; метод проектов. Формы контроля: промежуточный; итоговый. Форма организации: индивидуальная (1-2 человека); групповая. Результатом прохождения курса является формирование знаний, умений и навыков, а также морально-психологических принципов обучающихся в области туристско-краеведческих исследований. Комплексная методика краеведческих исследований разработана более детально, что позволяет освоить необходимый набор знаний и умений; данная методика соответствует квалификации помощника руководителя группы, а так же участие в конкурсах разного уровня. Подведение итогов реализации программы проводится ежегодно. 2 Итоги подводятся при проведении слетов на лучший экологоэкспедиционный отряд, поездка на областной съезд Родники, научно – практических конференций, в интеллектуальных викторинах, конкурсах. Личностные и метапредметные результаты освоение программы Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений; Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие; Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих УУД. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога; Проговаривать последовательность действий на занятии; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с теоретической литературой; Учиться работать по предложенному педагогам плану; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; Учиться совместно с педагогами и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе; Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, свой жизненный опыт, полученную на занятии; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; Слушать и понимать речь других; 3 Совместно договариваться о правилах общения и поведения в походе, в группе и следовать им; Учиться выполнять различные роли в группе. Содержание программы с указанием форм организации учебных занятий основных видов внеурочной деятельности № Раздел, содержание 1 Введение 2 Экоакция «Чистый берег» Поиск и обследование родников в окрестности города Исследование родниковой воды Конференция юных исследователей 3 4 5 6 7 8 «Чистая вода+чистый воздух=здоровая планета» Подготовка интеллектуальнотворческому практикуму «Загадочный мир воды» Шефство над ветеранами Подготовка отчёта «Программа «Родники» в Количество часов теор практ ия ика 1 - - 3 1 14 - 3 - 10 3 8 Формы Основные виды учебной организа деятельности ции занятий Мини- Знакомство с детьми. группова Сбор данных. я Инструктаж по ТБ. Игра на знакомство. группова Уборка акватории р. я Бунарка группова Изучение родного края. я группова Экскурсия на Водоканал я Индивид Работа исследовательской уальная и проектной работой группова Изучение флоры и фауны. я Определение химического физического анализа воды, определение скорости воды группова Акция «Родниковая вода я – старшему поколению» группова Сбор фото, я картографического, исследовательского материала. 12 2 8 4 9 действии Итоговое занятие праздник итого - 1 7 61 группова «Вода - источник жизни» я внутри объединения. Календарно – тематическое планирование № занятия 1 Тема занятия Введение «Знакомство родниковцев» Планируемая дата занятия Сентябрь 2 Экоакция «Чистый берег» Сентябрь 3 Поиск и обследование родников в окрестности города Исследование родниковой воды Сентябрь, Октябрь, ноябрь Ноябрь, Конференция юных исследователей «Чистая вода+чистый воздух=здоровая планета» Шефство над ветеранами Подготовка интеллектуально-творческому практикуму «Загадочный мир воды» Подготовка отчёта «Программа «Родники» в действии Итоговое занятие праздник Итого Декабрь - январь 4 5 6 7 8 9 5 в течения года Февраль - март Март - апрель май 68 часов Материально- техническое обеспечение. - Медицинская аптечка - 1шт. - Компас жидкостный - 12 шт. - Бинокль - 1 шт. - Лупа -10 шт. - Наборы топографических знаков 20 шт. - Рулетка мерная - 2шт. - Бечевка (репшнур)-50 метров - Гербарная папки, прессы, бланки - 15 шт. - Фотоаппарат -1шт. - Гербарий - Коллекции насекомых - Термометр воздушный - 1 шт. - Термометр водный - 1 шт. - Секундомер - 2 шт. - РН - метр - 1 шт. - Лопатки - 2 шт. 6 Список литературы 1. Альманах «Отечество» №7. М.: 32с. 2. Архипова Н.П. Географические открытия на Урале. Екатеринбург , 2001, 24с. 3. Закон об образовании РФ 4. Конвенция ООН о правах ребенка 5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в туристском путешествии – М.: 2001-72с. 6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник.- М.: Мысль, 1990-657с. 7. Усыскин Т.С. В классе, в парке, в лесу. М.:1996,24с. 8. Уховский Ф.С. Уроки Ориентирования -М.: ЦДЮТ МО РФ, 1995-32с. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. Проблемы и перспективы. М.: Лесная промышленность, 1983, 269с Сайты Интернет. Технические средства обучения: проектор, компьютер, принтер. 7