Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РОДНИКИ УРАЛА»
Возраст обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Кочурова Э.Н.
г. Новоуральск,
2024 г.
Содержание программы
Программа 1 год обучения предполагает расширить зону познания о г.
Новоуральске и его окрестностях, в конце курса проводятся итоговые
занятия в игровой форме обязательно в полевых условиях, у костра) каждый
обучающийся объединения отчитываются друг перед другом о проделанной
работе за год.
Программа также включает организационную
работу обучающихся в
различных направлениях посковой, краеведческой, экологической
деятельности. Особое внимание уделяется вопросам обеспечения
безопасности и предупреждения травматизма.
Педагогическая эффективность оздоровительно-познавательной, поисково краеведческой деятельности будет выше, если каждый занимающий будет
включаться в эту деятельность посредством выполнения посильных его
возрастным особенностям и индивидуальным творческим способностям,
мотивам и интересам игровых должностей (ролей): познавательно краеведческих (топограф, гидрограф, фотограф, геолог, ботаник, летописец,
зоолог). При этом педагогу необходимо формировать у воспитанников
ответственное отношение к исполнению должностно-ролевых обязанностей,
коллективизм, пунктуальность, инициативность.
Программа
предусматривает
проведение
психолого-педагогической
диагностики и тестирования занимающихся с целью наблюдения и контроля
за вливанием занятий оздоровительно-познавательным туризмом на их
организм и отслеживания динамики
развития
функциональных,
физических и творческих способностей детей.
В ходе освоения программы будут использоваться интегрированные
методы обучения:
проблемное обучение;
частично – поисковое, поисковая деятельность;
метод проектов.
Формы контроля:
промежуточный;
итоговый.
Форма организации:
индивидуальная (1-2 человека);
групповая.
Результатом прохождения курса является формирование знаний,
умений и навыков, а также морально-психологических принципов
обучающихся
в
области
туристско-краеведческих
исследований.
Комплексная методика краеведческих исследований разработана более
детально, что позволяет освоить необходимый набор знаний и умений;
данная методика
соответствует квалификации помощника руководителя
группы, а так же участие в конкурсах разного уровня. Подведение итогов
реализации программы проводится ежегодно.
2
Итоги подводятся при проведении слетов на лучший экологоэкспедиционный отряд, поездка на областной съезд Родники, научно –
практических конференций, в интеллектуальных викторинах, конкурсах.
Личностные и метапредметные результаты освоение программы
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений;
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и
ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,
которые можно оценить как хорошие или плохие;
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей,
почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие;
Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для
всех правила поведения (основы общечеловеческих ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые
правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными
результатами
изучения
курса
является
формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью
педагога;
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с
теоретической литературой;
Учиться работать по предложенному педагогам плану;
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
Учиться совместно с педагогами и другими обучающимися давать
эмоциональную оценку деятельности группы на занятии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного с помощью педагога;
Делать
предварительный
отбор
источников
информации:
ориентироваться в литературе;
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя
информацию, свой жизненный опыт, полученную на занятии;
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы;
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать
предметы и их образы
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи;
Слушать и понимать речь других;
3
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в походе, в
группе и следовать им;
Учиться выполнять различные роли в группе.
Содержание программы
с указанием форм организации учебных занятий
основных видов внеурочной деятельности
№
Раздел,
содержание
1
Введение
2
Экоакция
«Чистый берег»
Поиск и
обследование
родников в
окрестности
города
Исследование
родниковой воды
Конференция
юных
исследователей
3
4
5
6
7
8
«Чистая
вода+чистый
воздух=здоровая
планета»
Подготовка
интеллектуальнотворческому
практикуму
«Загадочный
мир воды»
Шефство над
ветеранами
Подготовка
отчёта
«Программа
«Родники» в
Количество
часов
теор практ
ия
ика
1
-
-
3
1
14
-
3
-
10
3
8
Формы
Основные виды учебной
организа
деятельности
ции
занятий
Мини- Знакомство с
детьми.
группова Сбор
данных.
я
Инструктаж по ТБ.
Игра на знакомство.
группова Уборка акватории р.
я
Бунарка
группова Изучение родного края.
я
группова Экскурсия на Водоканал
я
Индивид Работа исследовательской
уальная и проектной работой
группова Изучение флоры и фауны.
я
Определение
химического физического
анализа
воды,
определение
скорости
воды
группова Акция «Родниковая вода
я
– старшему поколению»
группова Сбор
фото,
я
картографического,
исследовательского
материала.
12
2
8
4
9
действии
Итоговое занятие
праздник
итого
-
1
7
61
группова «Вода - источник жизни»
я
внутри объединения.
Календарно – тематическое планирование
№
занятия
1
Тема занятия
Введение
«Знакомство родниковцев»
Планируемая
дата занятия
Сентябрь
2
Экоакция «Чистый берег»
Сентябрь
3
Поиск и обследование родников в окрестности
города
Исследование родниковой воды
Сентябрь,
Октябрь, ноябрь
Ноябрь,
Конференция юных исследователей
«Чистая вода+чистый воздух=здоровая
планета»
Шефство над ветеранами
Подготовка интеллектуально-творческому
практикуму «Загадочный мир воды»
Подготовка отчёта
«Программа «Родники» в действии
Итоговое занятие праздник
Итого
Декабрь - январь
4
5
6
7
8
9
5
в течения года
Февраль - март
Март - апрель
май
68 часов
Материально- техническое обеспечение.
- Медицинская аптечка - 1шт.
- Компас жидкостный - 12 шт.
- Бинокль - 1 шт.
- Лупа -10 шт.
- Наборы топографических знаков 20 шт.
- Рулетка мерная - 2шт.
- Бечевка (репшнур)-50 метров
- Гербарная папки, прессы, бланки - 15 шт.
- Фотоаппарат -1шт.
- Гербарий
- Коллекции насекомых
- Термометр воздушный - 1 шт.
- Термометр водный - 1 шт.
- Секундомер - 2 шт.
- РН - метр - 1 шт.
- Лопатки - 2 шт.
6
Список литературы
1. Альманах «Отечество» №7. М.: 32с.
2. Архипова Н.П. Географические открытия на Урале. Екатеринбург , 2001,
24с.
3. Закон об образовании РФ
4. Конвенция ООН о правах ребенка
5. Куликов В.М., Константинов Ю.С. Топография и ориентирование в
туристском путешествии – М.: 2001-72с.
6. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь – справочник.- М.: Мысль,
1990-657с.
7. Усыскин Т.С. В классе, в парке, в лесу. М.:1996,24с.
8. Уховский Ф.С. Уроки Ориентирования -М.: ЦДЮТ МО РФ, 1995-32с.
Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. Проблемы и
перспективы. М.: Лесная промышленность, 1983, 269с
Сайты Интернет.
Технические средства обучения: проектор, компьютер, принтер.
7