Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ» Возраст обучающихся:15-16 лет лет Срок реализации: 1 год Составитель: Шалагинова Т.В., Новоуральск 2024 г. Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Основы здорового питания» разработана на основе обучающей просветительской программы для школьников «Основы здорового питания» предназначенной для обучающихся (1-4-х и 5-11 классов) общеобразовательных организаций, которая разработана в целях реализации федерального проекта «Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек (Укрепление общественного здоровья)» национального проекта «Демография» и в соответствии с Планом мероприятий Роспотребнадзора по реализации мероприятий федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» на 2019 год и перспективный период 2020-2024 годов, утвержденным приказом Роспотребнадзора от 25.01.2019 № 29, для решения задач по формированию среды, способствующей повышению информированности граждан об основных принципах здорового питания. В программе представлена информация об основах здорового питания, значимости витаминов и микроэлементов для гармоничного роста и развития, рационального режима питания, выработки здоровых пищевых стереотипов поведения и пищевых привычек на этапе роста и развития ребенка. Программа «Основы здорового питания» предназначена для обучающихся (1-11 классов) общеобразовательных организаций. Предусматривает входной и итоговый контроль знаний, выполнение самостоятельной работы. В программе представлена информация об основах здорового питания, значимости витаминов и микроэлементов для гармоничного роста и развития, рационального режима питания, выработки здоровых пищевых стереотипов поведения и пищевых привычек на этапе роста и развития ребенка, методах оценки массы тела ребенка и рисках здоровью от избыточной массы тела. В МАОУ «Гимназия № 41» программа реализуется в 9 классах. Цель программы: формирование у обучающихся знаний, обеспечивающих им осознанную потребность в здоровом питании как основном элементе здорового образа жизни. Задачи программы: 1. Освоение обучающимися знаний о роли и значимости пищевого фактора в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактике болезней цивилизации. 2. Формирование базовых знаний об основах физиологии пищеварения и значимости режима питания, основных компонентов пищи и критически значимых нутриентов в профилактике нарушений здоровья, обусловленных пищевым фактором. 3. Формирование у детей необходимых навыков, обеспечивающих им осознанную потребность в здоровом питании как основном элементе образа жизни. Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение занятий с обучающимися 9 класса. Формы и методы работы Программа рассчитана на 34 учебных часа и предполагает различные виды деятельности обучающихся: лекции, беседы, проведение опросов, профилактические мероприятия, выполнение самостоятельной работы. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает знакомство с необходимой информацией по теме. Практическая часть включает в себя выполнение заданий самостоятельно или коллективно, закрепляющих полученные теоретические знания. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний и умений обучающихся проводится на итоговых практических занятиях: индивидуальное итоговое тестирование, самостоятельная работа и обсуждение результатов обучения в группах. Содержание программы Программа включает четыре логически взаимосвязанных темы. На первом этапе проводится входной контроль знаний (тестирование). Далее идёт изучение тем по порядку. Тема № 1 «Роль и значимость пищевого фактора в сохранении и укреплении здоровья населения, профилактике болезней цивилизации» Цель: Рассмотреть роль и значимость пищевого фактора в сохранении и укреплении здоровья, профилактике болезней цивилизации. Контрольные вопросы: 1. От чего зависит потребность ребенка в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах? 2. Что лежит в основе развития индустрии продуктов общего и функционального питания? 3. Какие вы знаете болезни цивилизации, почему их так называют, в чем их причина, основные направления профилактики? 4. Что понимается под здоровым питанием? 5. Назовите основные принципы здорового питания. Тема № 2 «Основы физиологии пищеварения» Цель: Сформировать представление о физиологии пищеварения, роли нормальной микрофлоры кишечника в функционировании организма. Контрольные вопросы: 1. Что изучает наука трофология? 2. Какие Вам известны важнейшие компоненты пищи, необходимые для поддержания обмена веществ, функционирования органов и тканей, гармоничного роста и развития? 3. Какие отделы пищеварительного тракта Вы знаете и какова их роль в пищеварении. 4. Назовите известные Вам типы пищеварения. 5. Какие функции выполняет пищеварительный тракт? 6. Перечислите функции, выполняемые нормальной микрофлорой кишечника. Тема № 3 «Основные компоненты пищи» Цель: Обеспечить наличие необходимых в повседневной жизни знаний о пищевой и биологической ценности продуктов, блюд, меню. Контрольные вопросы: 1. Что понимается под пищевой ценностью продукта? 2. Чем определяется усвояемость пищевых веществ? 3. Влияние витаминов на процессы роста и развития ребенка, источники витаминов. 4. Влияние микро- и макроэлементов на процессы роста и развития ребенка, источники микро- и макроэлементов. Тема № 4 «Критически значимые нутриенты в различных группах продуктов» Цель: Ознакомиться с вредными для здоровья компонентами питания для мотивированного сокращения их количества в ежедневном употреблении. Контрольные вопросы: Контрольные вопросы: 1. Что понимается под критически значимыми продуктами? 2. Основные источники поступления скрытой соли в организм, какие заболевания могут быть спровоцированы повышенным содержанием соли, потребляемой с пищевыми продуктами и блюдами? 3. Основные источники поступления скрытого сахара в организм, какие заболевания могут быть спровоцированы повышенным содержанием сахара, потребляемого с пищевыми продуктами и блюдами? 4. Основные источники поступления в организм насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, какие заболевания могут быть спровоцированы повышенным содержанием насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, потребляемых с пищевыми продуктами и блюдами? 5. Какие мероприятия могут повлиять на снижение в меню содержания критически значимых нутриентов? На последнем этапе проводится итоговый контроль знаний (тестирование), самостоятельная работа и обсуждение результатов обучения в группах. Тематическое планирование № занятия Количество часов Тема занятия 1 Знакомство с (тестирование) программой. Входной контроль знаний 1 2 Потребность организма в основных пищевых веществах, витаминах и микроэлементах. 1 3 Состав продуктов питания 1 4 Что лежит в основе развития индустрии продуктов общего и функционального питания 1 5 Питание и климат, просмотр видео мультфильма 1 6 Болезни цивилизация, почему их так называют, в чем их причина, основные направления профилактики 1 7 Что понимается под здоровым питанием. Просмотр видео мультфильма «Здоровое питание» 1 8 Основные принципы здорового питания 1 9 Наука трофология, понятие, предмет изучения 1 10 1 11 Важнейшие компоненты пищи, необходимые для поддержания обмена веществ, функционирования органов и тканей, гармоничного роста и развития Режим питания и порции 12 Вода и напитки в питании. Просмотр видео мультфильма. 1 13 14 Отделы пищеварительного пищеварении Типы пищеварения 15 Функции пищеварительного тракта 1 16 1 17 Функции, выполняемые нормальной микрофлорой кишечника. Просмотр видео мультфильма «Здоровья кишечника» Пищевая ценность продукта 18 Усвояемость пищевых веществ 1 19 Влияние витаминов на процессы роста и развития ребенка, источники витаминов 1 20 Влияние микро- и макроэлементов на процессы роста и развития ребенка, источники микро- и макроэлементов 1 21 Что понимается под критически значимыми продуктами 1 22 Основные источники поступления скрытой соли в организм, какие заболевания могут быть спровоцированы повышенным содержанием соли, потребляемой с пищевыми продуктами и блюдами 1 23 Основные источники поступления в организм насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, какие заболевания могут быть спровоцированы повышенным содержанием насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот, потребляемых с пищевыми продуктами и блюдами 1 24 Мероприятия, которые могут повлиять на снижение в меню содержания критически значимых нутриентов 1 25 Питание вне дома. Просмотр видео мультфильма 1 тракта, какова их роль в 1 1 1 1 26 Вредные привычки в еде. Просмотр видео мультфильма 1 27 Модные диеты. Просмотр видео мультфильма 1 28 Алиментарно-зависимые заболевания. Профилактика 1 29 Подготовка выступлений о правильном питании на классных часах для учащихся 5-6 классов 1 30 Подготовка выступлений о правильном питании на классных часах для учащихся 7-8 классов. 1 31 Анализ информации о ежедневных нагрузках, о съеденной за день пище, составление меню на день с учетом полученных знаний 1 32 Составление меню на неделю с учетом полученных знаний 1 33 Выполнение самостоятельной работы 1 34 Итоговый контроль знаний (тестирование), результатов обучения в группах. обсуждение Всего часов 1 34 Ожидаемые конечные результаты реализации программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные результаты: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности; реализация творческого потенциала в процессе коллективной деятельности. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. формирование ценности здорового образа жизни. позитивно оценивать свои способности и навыки. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности. . коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли; применять знаково-символические и речевые средства для коммуникативных задач. умение давать определение понятиям, делать умозаключения и выводы. решения познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: повышение образовательного уровня детей по вопросам здорового образа жизни. повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт профилактической деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении учебных и творческих задач. В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы необходимые навыки и умения, обеспечивающие детям осознанную потребность в здоровом питании, как основном элементе здорового образа жизни, составления рационального режима дня и рациона здорового питания. Список информационных источников 1. Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для детей школьного возраста/https://apschool33.ru/wp-content/uploads/2023/11/Obuchayushhayaprogramma-po-voprosam-zdorovogo-pitaniya-dlya-shkolnikov.pdf 2. Обучение по программе по вопросам здорового питания для детей школьного возраста/https://edu.demography.site/