РП_ВД_К вершинам Олимпа_5_6_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«К ВЕРШИНАМ ОЛИМПА»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Шильков М.И.

г. Новоуральск,
2024 г.
1

Содержание учебного курса внеурочной деятельности
ПЕРВОБЫТНОСТЬ
Происхождение, расселение и эволюция древнейшего человека. Условия жизни и
занятия первобытных людей. Овладение огнем. Появление человека разумного. Охота и
собирательство. Присваивающее хозяйство. Род и родовые отношения.
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.
Появление ремесел. Производящее хозяйство. Развитие обмена и торговли. Переход от
родовой к соседской общине. Появление знати. Представления об окружающем мире,
верования первобытных людей. Искусство первобытных людей.
Разложение первобытнообщинных отношений. На пороге цивилизации.
ДРЕВНИЙ МИР
Понятие и хронологические рамки истории Древнего мира. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Понятие «Древний Восток». Карта Древневосточного мира.
Древний Египет
Природа Египта. Условия жизни и занятия древних египтян. Возникновение
государственной власти. Объединение Египта. Управление государством (фараон,
вельможи, чиновники). Положение и повинности населения. Развитие земледелия,
скотоводства, ремесел. Рабы.
Отношения Египта с соседними народами. Египетское войско. Завоевательные
походы фараонов; Тутмос III. Могущество Египта при Рамсесе II.
Религиозные верования египтян. Боги Древнего Египта. Храмы и жрецы.
Пирамиды и гробницы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян
(астрономия, математика, медицина). Письменность (иероглифы, папирус). Открытие
Ж. Ф. Шампольона. Искусство Древнего Египта (архитектура, рельефы, фрески).
Древние цивилизации Месопотамии
Природные условия Месопотамии (Междуречья). Занятия населения. Древнейшие
города-государства. Создание единого государства. Письменность. Мифы и сказания.
Древний Вавилон. Царь Хаммурапи и его законы.
Ассирия. Завоевания ассирийцев. Создание сильной державы. Культурные
сокровища Ниневии. Гибель империи.
Усиление Нововавилонского царства. Легендарные памятники города Вавилона.
2

Восточное Средиземноморье в древности
Природные условия, их влияние на занятия жителей. Финикия: развитие ремесел,
караванной и морской торговли. Города-государства. Финикийская колонизация.
Финикийский алфавит. Палестина и ее население. Возникновение Израильского
государства. Царь Соломон. Религиозные верования. Ветхозаветные предания.
Персидская держава
Завоевания персов. Государство Ахеменидов. Великие цари: Кир II Великий, Дарий
I. Расширение территории державы. Государственное устройство. Центр и сатрапии,
управление империей. Религия персов.
Древняя Индия
Природные условия Древней Индии. Занятия населения. Древнейшие городагосударства. Приход ариев в Северную Индию. Держава Маурьев. Государство Гуптов.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев. Легенды и
сказания. Возникновение и распространение буддизма. Культурное наследие Древней
Индии (эпос и литература, художественная культура, научное познание).
Древний Китай
Природные условия Древнего Китая. Хозяйственная деятельность и условия жизни
населения. Древнейшие царства. Создание объединенной империи. Цинь Шихуанди.
Возведение Великой Китайской стены. Правление династии Хань. Жизнь в империи:
правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и
торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения. Конфуций. Научные
знания и изобретения древних китайцев. Храмы.
Древняя Греция. Эллинизм
Древнейшая Греция
Природные условия Древней Греции. Занятия населения. Древнейшие государства
на Крите. Расцвет и гибель Минойской цивилизации. Государства Ахейской Греции
(Микены, Тиринф). Троянская война. Вторжение дорийских племен. Поэмы Гомера
«Илиада», «Одиссея».
Греческие полисы
Подъем хозяйственной жизни после «темных веков». Развитие земледелия и
ремесла. Становление полисов, их политическое устройство. Аристократия и демос.
Великая греческая колонизация. Метрополии и колонии.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Реформы Клисфена, их
значение. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Организация
военного дела. Спартанское воспитание.
3

Греко-персидские войны. Причины войн. Походы персов на Грецию. Битва при
Марафоне, ее значение. Усиление афинского могущества; Фемистокл. Битва при
Фермопилах. Захват персами Аттики. Победы греков в Саламинском сражении, при
Платеях и Микале. Итоги греко-персидских войн.
Возвышение Афинского государства. Афины при Перикле. Хозяйственная жизнь.
Развитие рабовладения. Пелопоннесская война: причины, участники, итоги. Упадок
Эллады.
Культура Древней Греции
Религия древних греков; пантеон богов. Храмы и жрецы. Развитие наук. Греческая
философия. Школа и образование. Литература. Греческое искусство: архитектура,
скульптура. Повседневная жизнь и быт древних греков. Досуг (театр, спортивные
состязания). Общегреческие игры в Олимпии.
Македонские завоевания. Эллинизм
Возвышение Македонии. Политика Филиппа II. Главенство Македонии над
греческими полисами. Коринфский союз. Александр Македонский и его завоевания на
Востоке. Распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства
Востока. Культура эллинистического мира. Александрия Египетская.
Древний Рим
Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские городагосударства. Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.
Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско.
Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена.
Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу.
Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война
и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских
войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между
наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима:
завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское
4

гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и
распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в
Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской
империи.
Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие
наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.
Введение
Средние века: понятие, хронологические рамки и периодизация Средневековья.
Народы Европы в раннее Средневековье
Падение Западной Римской империи и образование варварских королевств.
Завоевание франками Галлии. Хлодвиг. Усиление королевской власти. Салическая правда.
Принятие франками христианства.
Франкское государство в VIII–IX вв. Усиление власти майордомов. Карл Мартелл
и его военная реформа. Завоевания Карла Великого. Управление империей.
«Каролингское возрождение». Верденский раздел, его причины и значение.
Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская
империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй,
завоевания. Ранние славянские государства. Возникновение Венгерского королевства.
Христианизация Европы. Светские правители и папы.
Византийская империя в VI–ХI вв.
Территория, население империи ромеев. Византийские императоры; Юстиниан.
Кодификация законов. Внешняя политика Византии. Византия и славяне. Власть
императора и церковь. Церковные соборы. Культура Византии. Образование и книжное
дело. Художественная культура (архитектура, мозаика, фреска, иконопись).
Арабы в VI–ХI вв.
Природные условия Аравийского полуострова. Основные занятия арабов.
Традиционные верования. Пророк Мухаммад и возникновение ислама. Хиджра. Победа
новой веры. Коран. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Культура
исламского мира. Образование и наука. Роль арабского языка. Расцвет литературы и
искусства. Архитектура.
5

Средневековое европейское общество
Аграрное производство. Натуральное хозяйство. Феодальное землевладение. Знать
и рыцарство: социальный статус, образ жизни. Замок сеньора. Куртуазная культура.
Крестьянство: зависимость от сеньора, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города – центры ремесла, торговли, культуры. Население городов. Цехи и гильдии.
Городское управление. Борьба городов за самоуправление. Средневековые городареспублики. Развитие торговли. Ярмарки. Торговые пути в Средиземноморье и на
Балтике. Ганза. Облик средневековых городов. Образ жизни и быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие.
Борьба пап за независимость церкви от светской власти. Крестовые походы: цели,
участники, итоги. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения
и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в ХII–ХV вв.
Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословнопредставительная монархия. Образование централизованных государств в Англии,
Франции. Столетняя война; Ж. Д’Арк. Священная Римская империя в ХII–ХV вв.
Польско-литовское
государство
в XIV–XV
вв.
Реконкиста
и
образование
централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские государства в
XII–XV вв. Развитие экономики в европейских странах в период зрелого Средневековья.
Обострение социальных противоречий в ХIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера).
Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в ХII–ХV вв. Экспансия турокосманов. Османские завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Культура средневековой Европы
Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и
общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры.
Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и
человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения. Изобретение
европейского книгопечатания; И.Гутенберг.
Страны Востока в Средние века
Османская империя: завоевания турок-османов (Балканы, падение Византии),
управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава:
общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков,
управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные,
борьба против завоевателей. Япония в Средние века: образование государства, власть
императоров и управление сегунов. Индия: раздробленность индийских княжеств,
вторжение мусульман, Делийский султанат.
6

Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и
ремесла.
Государства доколумбовой Америки в Средние века
Цивилизации майя, ацтеков и инков: общественный строй, религиозные верования,
культура. Появление европейских завоевателей.
Обобщение
Историческое и культурное наследие Средних веков.
Введение
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской
истории. Источники по истории России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа
в середине I тыс. н. э.
Заселение территории нашей страны человеком. Палеолитическое искусство.
Петроглифы Беломорья и Онежского озера. Особенности перехода от присваивающего
хозяйства к производящему. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление
металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей
металлургии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном
веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний. Появление первого в
мире колесного транспорта.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тыс. до н. э. Скифы и
скифская культура. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское
царство. Пантикапей. Античный Херсонес. Скифское царство в Крыму. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о
славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три
ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их
соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и
политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования.
Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский
каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Русь в IX – начале XII в.
Образование государства Русь. Исторические условия складывания русской
государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в
конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Первые известия о Руси. Проблема образования государства Русь. Скандинавы на Руси.
Начало династии Рюриковичей.
7

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские
князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и
Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле.
Путь «из варяг в греки». Волжский торговый путь. Языческий пантеон.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Русь в конце X – начале XII в. Территория и население государства Русь/Русская
земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы,
колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси, волости.
Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за
власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах.
Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина.
Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения.
Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и
международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак),
странами Центральной, Западной и Северной Европы. Херсонес в культурных контактах
Руси и Византии.
Культурное пространство. Русь в общеевропейском культурном контексте.
Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт.
Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Культура Руси. Формирование единого культурного пространства. Кирилломефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности,
берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление
древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного
жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира
Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства:
Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура.
Ремесло. Военное дело и оружие.
Русь в середине XII – начале XIII в.
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли,
управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская,
Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и
Новгородская. Эволюция общественного строя и права; внешняя политика русских
земель.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники
литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку

8

Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире,
церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Русские земли и их соседи в середине XIII – XIV в.
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков.
Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой Орды. Судьбы русских
земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от
ордынских ханов (так называемое ордынское иго).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и
включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и
Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород и
немецкая Ганза.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси.
Александр Невский. Взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси.
Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление
Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление
первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль Православной церкви в
ордынский период русской истории. Святитель Алексий Московский и преподобный
Сергий Радонежский.
Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII–XV вв. Золотая
орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи.
Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой Орды, образование татарских ханств. Казанское ханство.
Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская Орда. Крымское ханство.
Касимовское ханство. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья
(Каффа, Тана, Солдайя и др.) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с
Западом и Востоком.
Культурное пространство. Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в
связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций.
Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской
культуры и культур народов Евразии). Летописание. Литературные памятники
Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Каменные соборы
Кремля. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Формирование единого Русского государства в XV в.
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами.
Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском
княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.:
политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим
9

княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в
православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода
и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей
Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата
управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая
государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное
строительство. Московский Кремль.
Культурное пространство. Изменения восприятия мира. Сакрализация
великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской
церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели). Ереси. Геннадиевская
Библия. Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и
региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура. Русская икона как феномен мирового искусства. Повседневная жизнь
горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Наш край с древнейших времен до конца XV в. (Материал по истории своего края
привлекается при рассмотрении ключевых событий и процессов отечественной истории).
Выполнение олимпиадных заданий следующих типов: Тестовые вопросы.
Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. Ряды на определение принципа
их построения. «Облако слов». Хронологические последовательности. Задания на
соотнесение двух рядов данных. Текст с пропусками. Задания по работе с
иллюстративными источниками. Задание по работе с иллюстративными источниками.
Задания на анализ карты. Группировка фотографий, плакатов по единому признаку;
Работа с изображениями; Задания на соответствия, соотнесения; Логические задачи;
Анализ диаграмм, таблиц, опросов, где нужно развернутое обоснование тенденций.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Урок-дискуссия (круглый стол), «мозговой штурм», написание мини-сочинений,
групповые формы работы, беседы, творческие задания, игры «Колесо истории»,
«Звездный час», «Умники и умницы», тесты, работа с источниками, просмотр и
обсуждение видеофильмов, фильмов.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Познавательная, игровая деятельность, проблемно-ценностное
художественное творчество, досугово - развлекательная деятельность.
2. Планируемые результаты
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
10

общение,



называть даты важнейших событий Средневековья, определять их принадлежность к
веку, историческому периоду;



называть этапы отечественной и всеобщей истории Средних веков, их хронологические
рамки (периоды Средневековья, этапы становления и развития Русского государства);



устанавливать длительность и синхронность событий истории Руси и всеобщей
истории.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:



указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших
событий отечественной и всеобщей истории эпохи Средневековья;



группировать, систематизировать факты по заданному признаку (составление
систематических таблиц).
3. Работа с исторической картой:



находить и показывать на карте исторические объекты, используя легенду карты;
давать словесное описание их местоположения;



извлекать из карты информацию о территории, экономических и культурных центрах
Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений
людей – походов, завоеваний, колонизаций, о ключевых событиях средневековой
истории.
4. Работа с историческими источниками:



различать основные виды письменных источников Средневековья (летописи, хроники,
законодательные акты, духовная литература, источники личного происхождения);



характеризовать авторство, время, место создания источника;



выделять в тексте письменного источника исторические описания (хода событий,
действий людей) и объяснения (причин, сущности, последствий исторических
событий);



находить в визуальном источнике и вещественном памятнике ключевые символы,
образы;
11



характеризовать позицию автора письменного и визуального исторического источника.
5. Историческое описание (реконструкция):



рассказывать о ключевых событиях отечественной и всеобщей истории в эпоху
Средневековья, их участниках;



составлять краткую характеристику (исторический портрет) известных деятелей
отечественной и всеобщей истории средневековой эпохи (известные биографические
сведения, личные качества, основные деяния);



рассказывать об образе жизни различных групп населения в средневековых обществах
на Руси и в других странах;



представлять описание памятников материальной и художественной культуры
изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:



раскрывать существенные черты: а) экономических и социальных отношений и
политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших
в средневековых обществах, представлений средневекового человека о мире;



объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к данной эпохе отечественной и
всеобщей истории, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;



объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей
истории эпохи Средневековья: а) находить в учебнике и излагать суждения о причинах
и следствиях исторических событий; б) соотносить объяснение причин и следствий
событий, представленное в нескольких текстах;



проводить синхронизацию и сопоставление однотипных событий и процессов
отечественной и всеобщей истории (по предложенному плану), выделять черты
сходства и различия.
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего
отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:



излагать оценки событий и личностей эпохи Средневековья, приводимые в учебной и
научно-популярной литературе, объяснять, на каких фактах они основаны;
12



высказывать отношение к поступкам и качествам людей средневековой эпохи с учетом
исторического контекста и восприятия современного человека.
8. Применение исторических знаний:



объяснять значение памятников истории и культуры Руси и других стран эпохи
Средневековья, необходимость сохранения их в современном мире;



выполнять учебные проекты по истории Средних веков (в том числе на региональном
материале).

Личностные:
 формирование ответственного отношения к учению, формирование уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми;
 формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
 формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления;
 развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в различной деятельности;
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

13

 умение

осознанно

использовать

речевые

средства

в

соответствии

с

задачей

коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
 формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
 освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие
способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным
событиям и процессам;
 формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной,

коммуникативной,

социальной

практике

и

профессиональной

ориентации.
Структура элективного курса для 5–6 класса
Данный курс рассчитан на 34 часа для учащихся 5–6 классов.
Курс является практико-ориентированным с элементами анализа и самоанализа
учебной деятельности учащихся.
В ходе работы осуществляется как текущий контроль, позволяющий судить об успехах
учащихся (качество выполнения тренировочных заданий после каждых двух занятий), так
и итоговый - по окончании курса.
Данный курс помогает закрепить знания учащихся, полученные за время обучения в
средней общеобразовательной школе, оценить свои знания и определить пробелы,
которые необходимо ликвидировать для успешной сдачи государственного экзамена по
иностранному языку. Программа включает подготовку к таким видам деятельности как:
работа с хронологией, работа с фактами, работа с исторической картой, работа с
историческими источниками, историческое описание, анализ, объяснение исторических
событий, явлений, применение исторических знаний.

3. Тематическое планирование
5-6 класс
№ п/п

1

Тема

Колво
часов

Введение: зачем нужны олимпиады; виды
олимпиадных заданий. Знакомство с интернетресурсами.
14

1

Дата
проведения
по плану
факти
чески
1 неделя

1
1

2 неделя
3 неделя

1
1
1
1
1

4 неделя
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя

9

Общая характеристика олимпиадных заданий
Задания по принципу образования и продолжения
рядов
Задания типа «Заполни пропуски»
Задания на выявление лишнего элемента
Практическая работа по теме «Лента времени».
Задания на соответствие элементов
Выполнение заданий с учителем по теме
«Историческая карта»
Самостоятельная работа с легендой карты.

1

9 неделя

10

Знакомство с заданиями со схемами, таблицами.

1

10 неделя

11

Как выполнять задания со схемами

1

11 неделя

12
13
14

Анализ таблиц и построение таблиц
Решение исторических задач.
Задания на анализ и сравнение иллюстративного
материала.
Составление рассказа по картине.
Решение кроссворда по теме «Древнейшие
государства»
Практическое выполнение заданий по теме «Люди
древнего Египта»

1
1
1

12 неделя
13 неделя
14 неделя

1
1

15 неделя
16 неделя

1

17 неделя

Работа с иллюстрациями. Составь рассказ о
жизни на берегах Ганга
Как работать с текстами.
Работа с историческими текстами
Анализ исторических текстов.
Заполни пропуски в тексте.
Найди ошибку в тексте
Практическая работа с текстом

1

18 неделя

1
1
1
1
1
1
1
1

19 неделя
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя

1
1
1

27 неделя
28 неделя
29 неделя

1

30 неделя

1

31 неделя

1

32 неделя

1
1

33 неделя
34 неделя

2
3
4
5
6
7
8

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Общая характеристика познавательных задач.
Решение познавательных исторических задач.
Практикум.
Комбинированный метод решения задач.
Составление исторических текстов из заданных слов

Соотнесение биографии личности с
историческим фактом.
Практикум по теме «Составление рассказа об
исторической личности»
Практикум по теме «Описание памятника
архитектуры»
Работа с терминами

33
Заполни пропуски в тексте.
34
Тестирование с различными видами заданий
ИТОГО: 34 часа

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».