РП_ВД_Занимательный русский язык_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
Возраст обучающихся: 15-16лет
Срок реализации: 1 год

Составители: Гевел Н.А.
Конькова М.В.

г. Новоуральск,
2024 г.

Пояснительная записка
Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения
во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений
русских людей. Русский язык отличается богатством словаря,
словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными
возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим
разнообразием.
Программа курса «Занимательный русский язык» рассчитана на
расширение представлений обучающихся о русском языке. Занятия
внеурочной деятельности позволяют учащемуся наблюдать над лексической
стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте.
Занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи учащихся. Все
занятия факультатива строятся на основе занимательности, что способствует
заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа составлена
с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса,
повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности
образовательного процесса, сохранения единого образовательного
пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям
обучения школьников и сохранения их здоровья.
Программа внеурочной деятельности определяет состав и структуру
направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне
общего и среднего (полного) общего образования и основного общего
образования с учетом интересов учащихся и возможностей организации,
осуществляющей образовательную деятельность.
Программа внеурочной деятельности создаёт условия для повышения
качества образования, обеспечивает развитие личности учащихся,
способствует успешной сдаче ОГЭ и самоопределению учащихся в выборе
профиля обучения с учетом возможностей педагогического коллектива.
Программа рассчитана на 34 недели - (1 час в неделю).
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (лекция
учителя, повторение правил, изучение трудных случаев правописания,
определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение
различных
упражнений,
помогающих
сформировать
языковую,
лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания
орфографических и пунктуационных правил).
• Содержание внеурочной деятельности нацеливает на систематизацию и
углубление знаний по русскому языку. Также уделяется внимание
правильности и культуре русской речи, речевым и грамматическим ошибкам,
редактированию творческих работ, что способствует получению
школьниками опыта самостоятельного общественного действия.
• Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и
обобщение знаний в области правописания и создания текстов. Для этого
необходимо применять наиболее эффективные приёмы, которые помогают
реализовать указанное направление. Прежде всего, это работа с
обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, работа с

разнообразными лингвистическими словарями и орфографический анализ
словообразовательных моделей, который развивает способность видеть
затруднения, правильность и уместность выбора языковых средств,
правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые
ошибки).
Цель курса: развитие связной речи, повышение орфографической и
пунктуационной грамотности учащихся.
Задачи курса:
 развитие устной и письменной речи;
 активизация познавательных интересов;
 развитие творческих способностей и мышления;
 формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение
итоговой аттестации;
 приобретение
опыта самостоятельного общественного действия
(применение грамотной устной и письменной речи с соблюдением
общественных норм, применение полученных навыков в оценке
социальной реальности)
1. Содержание учебного предмета, курса.
Введение
Секреты сжатого изложения (6ч) Как готовиться к написанию сжатого
изложения. Компрессия текста. Составление плана. Отработка навыков
написания сжатого изложения.
Секреты сочинения-рассуждения (3 ч) Структура сочинения-рассуждения.
Алгоритм написания. Аргументация. Речевые клише. Шаблон написания
сочинения. Основные ошибки в сочинении-рассуждении. Практическая
работа. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения.
Секреты синтаксического анализа предложений. (8) Простые
неосложненные предложения (в том числе с неоднородными
определениями). Простые предложения, осложненные однородными
членами. Обобщающее слово при однородных членах. Простые
предложения,
осложненные
обособленными
определениями,
обстоятельствами и дополнениями. Простые предложения, осложненные
вводными словами и вставными конструкциями. Сложные предложения:
ССП, СПП, БСП. Виды ССП, СПП, СПП с несколькими придаточными
(последовательное подчинение, однородное подчинение, неоднородное
подчинение). Сочинительные и подчинительные союзы (союзные слова).
Прямая речь. Предложения по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные
и
побудительные)
по
эмоциональной
окраске
(восклицательные и невосклицательные). Количество грамматических основ.
Главные и второстепенные члены. Способы выражения подлежащего и
сказуемого. Полные и неполные предложения. Односоставные предложения.
Секреты пунктуационного анализа предложений. (4) Знаки препинания в
простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении: в ССП,
СПП, БСП, а также в предложениях с разными видами связи). Оформление

прямой и косвенной речи. Знаки препинания в осложненных предложениях:
в предложениях с однородными членами, обособленными членами,
обращениями, вводными конструкциями (словами и словосочетаниями).
Секреты синтаксического анализа словосочетания. (2) Типы
подчинительной связи слов в словосочетаниях (согласование, управление,
примыкание)
Секреты орфографического анализа. (2) Правописание приставок, корней,
суффиксов, окончаний разных частей речи.Правописание существительных,
прилагательных, глаголов, числительных, местоимений, наречий, слов
категории состояния, причастий, деепричастий, предлогов, союзов, частиц,
междометий, звукоподражательных слов. Слитное, раздельное, дефисное
написание слов.
Секреты анализа содержания текста. (2) Соответствие высказывания
содержанию текста
Секреты анализа средств выразительности. (2) Тропы: метафора,
олицетворение, эпитет, гипербола, сравнительный оборот, сравнение,
фразеологизм, литота
Секреты лексического анализа. (2) Сферы употребления слов.
Происхождение
слов.
Активный,
пассивный
словарный
запас.
Стилистическая окраска слов. Значение фразеологизмов, пословиц,
поговорок, афоризмов, крылатых слов. Однозначные и многозначные слова.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Прямое и переносное значение слова.
Лексическое значение слова.
2. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
 понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа;
 осознание эстетической ценности русского языка;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе
речевого общения;
 готовность к самостоятельной творческой деятельности;
 толерантное сознание и поведение в обществе;
 навыки сотрудничества со сверстниками;
 нравственное
сознание и поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей;
 готовность и способность к самообразованию.
 приобретение школьником социальных знаний (об общественных
нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и
неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания
социальной реальности и повседневной жизни.;
 получение школьником опыта переживания и позитивного отношения
к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,



мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной
реальности в целом;
получение школьником опыта самостоятельного общественного
действия.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
- принимать себя и других, не осуждая;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды.
Познавательные УУД
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых
единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по
существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях,
предлагать
критерии для
выявления
закономерностей и противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных

умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое
исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов,
причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах,
схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста
с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём
информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных
задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.













Предметные:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека,
общества, государства;
способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;
свободное использование словарного запаса;
сформированность понятий о нормах современного русского
литературного языка;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений
за собственной речью;
владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в
различных сферах и ситуациях общения;
владение умением анализировать единицы различных языковых
уровней.
владение комплексом умений, определяющих уровень языковой и
лингвистической компетенции девятиклассников;
умение писать сжатое изложение грамотно, используя соответствующие
приёмы компрессии текста;
умение писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;
владение формами обработки информации исходного текста;
умение работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи
учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
3. Календарно-тематическое планирование

№

Раздел, тема

1
2
3

Введение. Знакомый незнакомец
Секреты изложения. Шаг 1.
Секреты изложения. Шаг 2.

Коли
честв
о
часов
1
1
1

4
5
6

Секреты изложения. Шаг 3
Секреты изложения. Шаг 4.
Секреты изложения. Шаг 5.

1
1
1

Из них

Дата

теор прак.
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь

Образоват
ельные
ресурсы

gia.edu.ru/
reshuoge.r
u

7
8

Секреты изложения. Шаг 6.
Секреты сочинения-рассуждения

1
1

октябрь
октябрь

9

Секреты
сочинениярассуждения.
Учимся
формулировать тезис.
Секреты
сочинениярассуждения.
Учимся
формулировать тезис.
Секреты сочинения. Учимся
писать
вывод сочинения
на
лингвистическую тему.
Секреты сочинения. Учимся
писать вывод сочинения на
понимание фразы
Секреты сочинения. Учимся
писать сочинение «комментарий
к определению»
Секреты сочинения. Пишем
сочинение.
Секреты сочинения. Анализ
сочинения
Секреты
синтаксического
анализа
предложений.
Грамматическая
основа
предложения.
Секреты синтаксического анализ
предложений.
Простое
предложение.
Секреты синтаксического анализ
предложений.
Сложные
предложения и предложения с
прямой и косвенной речью.
Секреты
пунктуационного
анализ предложений.
Знаки препинания в простом
предложении
Секреты
пунктуационного
анализ
предложений.
Знаки
препинания
в
сложном
предложении.
Секреты
пунктуационного
анализ
предложений. Предложения с
прямой и косвенной речью.
Секреты
пунктуационного
анализ
предложений.
Осложнённые предложения.
Секреты синтаксического анализ
словосочетания.
Секреты синтаксического анализ

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

ноябрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

январь

1

январь

1

январь

1

февраль

1

февраль

1

февраль

1

февраль

1

март

10

11

12

13

14
15
16

17

18

19

20

21

22

23
24

ege.yandex.
ru

4ege.ru

25

26
27
28

29
30

31

32

33

34

словосочетания.
Секреты
орфографическиого
анализ. В какой морфеме
орфограмма?
Секреты
орфографического
анализа. Пишу слова правильно.
Секреты
орфографического
анализа. Пишу слова правильно.
Секреты
орфографического
анализа. Слитно, раздельно или
через дефис?
Секреты анализа содержания
текста. Тема и идея.
Секреты анализа содержания
текста. Соответствие
высказывания
содержанию
текста.
Секреты анализ а средств
выразительности. Метафора,
олицетворение,
эпитет,
гипербола
Секреты
анализа
средств
выразительности. Сравнительны
й
оборот,
сравнение,
фразеологизм, литота.
Секреты лексического анализа.
Сферы
употребления
слов.
Происхождение слов. Активный,
пассивный словарный запас.
Стилистическая окраска слов.
Значение
фразеологизмов,
пословиц, поговорок, афоризмов,
крылатых слов. Однозначные и
многозначные слова. Омонимы.
Синонимы. Антонимы. Прямое и
переносное
значение
слова.
Лексическое значение слова.
Итоговое занятие.
Защита проектов

1

март

1

март

1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

май

1

май

alleng.ru/

school.edu.
ru

examen.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».