Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ» Возраст обучающихся: 14--16 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Казакова Н.В. г. Новоуральск, 2024 г. Содержание 1. Ботаника Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями. Царство растений. Распознавание (на рисунках) органов растений. Многообразие растений. Систематика растений Низшие растения. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Высшие растения Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль растений в природе и жизни человека. Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у растений, определение организмов разных систематических таксонов. 2. Зоология Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Хордовые животные, характеристика основных классов и отрядов основных типов живтных. Роль в природе и жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных, определение организмов разных систематических таксонов. 3. Анатомия и физиология человека Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов человека. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Строение и работа дыхательной системы. Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение. Группы крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях. Нервная и эндокринная системы. Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения. Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена. Анализаторы, строение, функции и их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Половая система человека Размножение и развитие человека. Репродуктивное здоровье человека. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. 4. Экология Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: - осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов друг с другом в природном сообществе), возможности его познаваемости; - постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение; - осознавать потребность и готовность к самообразованию; - оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы; Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать информацию из одного вида в другой; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. Коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) Предметные результаты: - выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах) - объяснять строение и жизнедеятельность различных групп живых организмов (растений и животных; - классифицировать живые организмы и их части по разным основаниям; - устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений; - определять роль растений и животных в природе и жизни человека; - сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни; - объяснять значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; - понимать смысл биологических терминов; - характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы; - проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов; - использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены; Календарно-тематическое планирование по курсу «За страницами учебника биологии.» 34 ч. в год (1 часа в неделю) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Темы занятий Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных заданий прошлых лет. Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады. Практическая работа. Решение олимпиадных задач практической части олимпиады. Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками. Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Теоретическая часть Подготовка к муниципальному этапу олимпиады. Разбор экспериментальных заданий. Решение практических олимпиадных задач. Работа с дополнительными источниками информации. Анализ участия обучающихся в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников. Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника низших растений. Бактерии, Грибы и Лишайники». Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника высших растений». Сроки сентябрь сентябрь сентябрь сентябрь октябрь октябрь октябрь октябрь ноябрь ноябрь 11 Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие растительного мира. Экология растений». ноябрь 12 Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по ботанике. ноябрь 13 Углубление и расширение знаний по предмету по теме «Зоологии беспозвоночных». декабрь 14 Углубление и расширение знаний по теме «Зоологии позвоночных». декабрь 15 17 Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие животного мира. Экология животных». Биосистематика. Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по зоологии и систематике. Углубление и расширение знаний по теме «Анатомии человека». 18 Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Анатомия человека. январь 19 Углубление и расширение знаний по теме «Физиологии человека». январь 20 Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Физиология человека. февраль 21 Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской помощи». (теория) февраль 22 Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской помощи». (практика) февраль 16 декабрь декабрь январь 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Углубление и расширение знаний по теме «Метаболизм». Решение разных вариантов задач на энергозатраты. Решение разных вариантов задач на энергозатраты по теме «Обмен веществ и энергии» Углубление и расширение знаний по теме «Молекулярная и клеточная биология». Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом, зарисовка биологических объектов Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по микробиологии и цитологии. Углубление и расширение знаний по теме «Гистология – наука о тканях.». Практика «Анализ гистологических микропрепаратов, определение типа ткани и их разновидностей». Экология. Роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Основы экологической грамотности. Типы взаимоотношений в природных сообществах. Составление цепей питания различных экосистем. Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по экологии Методы полевых исследований. Экскурсия по изучению фитоценоза около Гимназии 41. Методы полевых исследований. Обработка данных экскурсии в лаборатории Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и интеллектуального мышления и участие в дистанционных олимпиадах различных уровней. Обобщение по курсу «За страницами учебника биологии». ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 часа февраль март март март апрель апрель апрель апрель апрель май май май