Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ»
Возраст обучающихся: 14--16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Казакова Н.В.
г. Новоуральск,
2024 г.
Содержание
1. Ботаника
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями. Царство растений. Распознавание (на рисунках)
органов растений. Многообразие растений. Систематика растений Низшие растения.
Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Высшие растения Мхи,
папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.
Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль
растений в природе и жизни человека. Царство грибов, строение, жизнедеятельность,
размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности
строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Распознавание (на
рисунках) органов и систем органов у растений, определение организмов разных
систематических таксонов.
2. Зоология
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Хордовые животные,
характеристика основных классов и отрядов основных типов живтных. Роль в природе и
жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных,
определение организмов разных систематических таксонов.
3. Анатомия и физиология человека
Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов человека.
Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Строение и работа
дыхательной системы. Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение.
Группы крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях. Нервная и эндокринная
системы. Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена. Анализаторы,
строение, функции и их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии в
организме человека. Витамины. Половая система человека Размножение и развитие
человека. Репродуктивное здоровье человека. Профилактика инфекционных заболеваний
(вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение
травматизма, приемы оказания первой помощи. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
4. Экология
Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их
значение. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы,
редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Биологическое разнообразие, саморегуляция и
круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и
смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в
организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов
друг с другом в природном сообществе),
возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки
живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах)
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп живых организмов (растений
и животных;
- классифицировать живые организмы и их части по разным основаниям;
- устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- определять роль растений и животных в природе и жизни человека;
- сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех
уровнях организации жизни;
- объяснять значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
Календарно-тематическое планирование по курсу
«За страницами учебника биологии.»
34 ч. в год (1 часа в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Темы занятий
Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады.
Ознакомление с текстами олимпиадных заданий прошлых лет.
Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части
олимпиады.
Практическая работа. Решение олимпиадных задач практической части
олимпиады.
Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над
ошибками.
Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады
школьников. Теоретическая часть
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады. Разбор экспериментальных
заданий.
Решение практических олимпиадных задач. Работа с дополнительными
источниками информации.
Анализ участия обучающихся в муниципальном этапе всероссийской
олимпиады школьников.
Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника низших растений.
Бактерии, Грибы и Лишайники».
Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника высших растений».
Сроки
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
11
Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие растительного мира.
Экология растений».
ноябрь
12
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по ботанике.
ноябрь
13
Углубление и расширение знаний по предмету по теме «Зоологии
беспозвоночных».
декабрь
14
Углубление и расширение знаний по теме «Зоологии позвоночных».
декабрь
15
17
Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие животного мира.
Экология животных».
Биосистематика. Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по зоологии и
систематике.
Углубление и расширение знаний по теме «Анатомии человека».
18
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Анатомия человека.
январь
19
Углубление и расширение знаний по теме «Физиологии человека».
январь
20
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Физиология человека.
февраль
21
Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской
помощи». (теория)
февраль
22
Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской
помощи». (практика)
февраль
16
декабрь
декабрь
январь
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
Углубление и расширение знаний по теме «Метаболизм». Решение разных
вариантов задач на энергозатраты.
Решение разных вариантов задач на энергозатраты по теме «Обмен веществ и
энергии»
Углубление и расширение знаний по теме «Молекулярная и клеточная
биология». Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом, зарисовка
биологических объектов
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по микробиологии и цитологии.
Углубление и расширение знаний по теме «Гистология – наука о тканях.».
Практика «Анализ гистологических микропрепаратов, определение типа ткани
и их разновидностей».
Экология. Роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Основы
экологической грамотности.
Типы взаимоотношений в природных сообществах. Составление цепей питания
различных экосистем.
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по экологии
Методы полевых исследований. Экскурсия по изучению фитоценоза около
Гимназии 41.
Методы полевых исследований. Обработка данных экскурсии в лаборатории
Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и
интеллектуального мышления и участие в дистанционных олимпиадах
различных уровней.
Обобщение по курсу «За страницами учебника биологии».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 часа
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май