РП_ВД_За страницами учебника биологии_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ»
Возраст обучающихся: 14--16 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Казакова Н.В.

г. Новоуральск,
2024 г.

Содержание
1. Ботаника
Царство Бактерии, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе.
Бактерии - возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика
заболеваний, вызываемых бактериями. Царство растений. Распознавание (на рисунках)
органов растений. Многообразие растений. Систематика растений Низшие растения.
Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Высшие растения Мхи,
папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе.
Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Роль
растений в природе и жизни человека. Царство грибов, строение, жизнедеятельность,
размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств.
Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Лишайники, их разнообразие, особенности
строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников. Распознавание (на
рисунках) органов и систем органов у растений, определение организмов разных
систематических таксонов.
2. Зоология
Царство животных. Одноклеточные и многоклеточные животные. Характеристика
основных типов беспозвоночных, классов членистоногих. Хордовые животные,
характеристика основных классов и отрядов основных типов живтных. Роль в природе и
жизни человека. Распознавание (на рисунках) органов и систем органов у животных,
определение организмов разных систематических таксонов.
3. Анатомия и физиология человека
Ткани. Распознавание (на рисунках) тканей, органов и систем органов человека.
Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Строение и работа
дыхательной системы. Внутренняя среда организма человека. Кровь и кровообращение.
Группы крови. Иммунитет. Первая помощь при кровотечениях. Нервная и эндокринная
системы. Высшая нервная деятельность. Врожденные и приобретенные формы поведения.
Мочевыделительная система и кожа. Их строение, работа и гигиена. Анализаторы,
строение, функции и их роль в организме. Обмен веществ и превращение энергии в
организме человека. Витамины. Половая система человека Размножение и развитие
человека. Репродуктивное здоровье человека. Профилактика инфекционных заболеваний
(вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). Предупреждение
травматизма, приемы оказания первой помощи. Зависимость здоровья человека от
состояния окружающей среды. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни.
4. Экология
Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их
значение. Экосистема (биогеоценоз), ее компоненты: продуценты, консументы,
редуценты, их роль. Видовая и пространственная структуры экосистемы.
Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Биологическое разнообразие, саморегуляция и
круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и
смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира (взаимосвязь органов в
организме, строения органа и функции, которую он выполняет, взаимосвязи организмов
друг с другом в природном сообществе),
возможности его познаваемости;
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать
из предложенных и искать самостоятельно средства достижения целей;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно совершенствовать
выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.), преобразовывать
информацию из одного вида в другой;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить
поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Предметные результаты:
- выделять существенные признаки биологических объектов (отличительные признаки
живых организмов и организма человека) и процессов (обмен веществ и превращение
энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в
экосистемах)
- объяснять строение и жизнедеятельность различных групп живых организмов (растений
и животных;
- классифицировать живые организмы и их части по разным основаниям;

- устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений;
- определять роль растений и животных в природе и жизни человека;
- сопоставлять биологические объекты, процессы, явления, проявляющихся на всех
уровнях организации жизни;
- объяснять значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент,
измерение) и их роль в познании живой природы;
- проводить биологические опыты, эксперименты, объяснять их результаты; пользоваться
увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения
препаратов;
- использования знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

Календарно-тематическое планирование по курсу
«За страницами учебника биологии.»
34 ч. в год (1 часа в неделю)
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Темы занятий
Подготовка к участию в школьном этапе всероссийской олимпиады.
Ознакомление с текстами олимпиадных заданий прошлых лет.
Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части
олимпиады.
Практическая работа. Решение олимпиадных задач практической части
олимпиады.
Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над
ошибками.
Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады
школьников. Теоретическая часть
Подготовка к муниципальному этапу олимпиады. Разбор экспериментальных
заданий.
Решение практических олимпиадных задач. Работа с дополнительными
источниками информации.
Анализ участия обучающихся в муниципальном этапе всероссийской
олимпиады школьников.
Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника низших растений.
Бактерии, Грибы и Лишайники».
Углубление и расширение знаний по теме «Ботаника высших растений».

Сроки
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь

11

Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие растительного мира.
Экология растений».

ноябрь

12

Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по ботанике.

ноябрь

13

Углубление и расширение знаний по предмету по теме «Зоологии
беспозвоночных».

декабрь

14

Углубление и расширение знаний по теме «Зоологии позвоночных».

декабрь

15

17

Углубление и расширение знаний по теме «Многообразие животного мира.
Экология животных».
Биосистематика. Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по зоологии и
систематике.
Углубление и расширение знаний по теме «Анатомии человека».

18

Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Анатомия человека.

январь

19

Углубление и расширение знаний по теме «Физиологии человека».

январь

20

Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по теме «Физиология человека.

февраль

21

Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской
помощи». (теория)

февраль

22

Углубление и расширение знаний по теме «Оказание первой медицинской
помощи». (практика)

февраль

16

декабрь
декабрь
январь

23
24
25

26
27

28
29
30
31
32
33

34

Углубление и расширение знаний по теме «Метаболизм». Решение разных
вариантов задач на энергозатраты.
Решение разных вариантов задач на энергозатраты по теме «Обмен веществ и
энергии»
Углубление и расширение знаний по теме «Молекулярная и клеточная
биология». Приготовление микропрепаратов, работа с микроскопом, зарисовка
биологических объектов
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по микробиологии и цитологии.
Углубление и расширение знаний по теме «Гистология – наука о тканях.».
Практика «Анализ гистологических микропрепаратов, определение типа ткани
и их разновидностей».
Экология. Роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. Основы
экологической грамотности.
Типы взаимоотношений в природных сообществах. Составление цепей питания
различных экосистем.
Решение олимпиадных задач и заданий ОГЭ по экологии
Методы полевых исследований. Экскурсия по изучению фитоценоза около
Гимназии 41.
Методы полевых исследований. Обработка данных экскурсии в лаборатории
Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на развитие логического и
интеллектуального мышления и участие в дистанционных олимпиадах
различных уровней.
Обобщение по курсу «За страницами учебника биологии».
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 часа

февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».