1 Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ» Возраст обучающихся: 16-17 лет Срок реализации: 1 год Составители: Великова Л.Ю., Галкин С.М. г. Новоуральск, 2024 г. 2 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по математике «Сложные вопросы математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на один год (34 часа) и предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы. Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни. Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях, связанных с математическими знаниями и их применением. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражение в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности. Цель курса: формирование всесторонне образованной и инициативной личности; обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда; формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности; обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда. Задачи: создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми; формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач; расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов; развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики. 3 создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач; создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации; создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи; продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач; создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д. Содержание курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» (формы организации и виды деятельности) I раздел. История математики Математика ХХ века: основные достижения. Осознание роли математики в развитии России и мира. Основные разделы современной математики. Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная). Поиск нужной информации в источниках различного типа. Воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей. Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов. Формы организации внеурочной деятельности: исследовательская и проектная деятельности. II раздел. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи Логические задачи (по типу заданий открытого банка ЕГЭ базового уровня). Задачи занимательной арифметики, задачи на последовательности, переливания, взвешивания, движения, работу и другие. Софизмы, ребусы, шифры, головоломки. Задачи практического содержания: физического, экономического, химического, исторического профилей (по типу заданий КИМ ЕГЭ профильного уровня). Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная). Поиск нужной информации (формулы) в источниках различного типа. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Умение производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Умение воспринимать устную речь, участие в диалоге. Выполнение работы по предъявленному алгоритму. 4 Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение. Воспитание средствами математики культуры личности, развитие логического мышления. Применение полученных знаний и умений в практической деятельности: умение решать текстовые задачи. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам, урок-презентация, урок – исследования. III раздел. Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений Простые и составные числа. Делимость чисел. Свойства чисел. Операции над ними. Методы рационального счёта. Степень с действительным показателем. Корень n – ой степени. Логарифмы. Свойства логарифмов (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня). Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная). Умение выполнять действия с действительными числами, делать прикидку и оценку результата вычислений. Умение выполнять преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями, логарифмические выражения. Умение выражать из формулы одну переменную через другие. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Работа с литературой (учебной и справочной). Составление обобщающих информационных таблиц (конспектов). Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности. Формирование вычислительной культуры. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследования. IV раздел. Уравнения и неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения (по типу заданий открытого банка ЕГЭ по математике базового уровня). Рациональные, иррациональные, показательные, логарифмические уравнения и неравенства (по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Схема Горнера. Уравнения и 5 неравенства со знаком модуля (иррациональные, показательные, логарифмические). Уравнения с параметром (иррациональные, показательные, логарифмические - по типу заданий КИМ ЕГЭ по математике профильного уровня). Основные виды деятельности учащихся (познавательная, информационнокоммуникативная, рефлексивная). Умение классифицировать уравнения и неравенства по типам и распознавать различные методы решения уравнений и неравенств. Умение приводить примеры, подобрать аргументы, сформулировать выводы. Умение объяснить изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Самостоятельное составление алгоритмических предписаний и инструкций по теме. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем. Построение и исследование математических моделей для описания и решения задач из смежных дисциплин. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Составление обобщающих информационных конспектов. Развитие умения производить аргументированные рассуждения, проводить обобщение. Работа с литературой (учебной и справочной). Выполнение работы по предъявленному алгоритму. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных математических проблем. Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно исследовательской, творческой и других видах деятельности. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные и групповые занятия, консультации; практикумы решения задач; урок-презентация, урок – исследования. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» Программа внеурочной деятельности по математике направлена на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения: Личностных: 1) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; 2) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 3) развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также для последующего обучения в высшей школе; 6 4) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми и младшими в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности. Метапредметных: познавательные: 1) овладение навыками познавательной, учебно – исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 2) самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера; 3) творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказаться от образца, искать оригинальное решение. коммуникативные: 1) умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; 2) адекватное восприятие языка средств массовой информации; 3) владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута); 4) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять роли и функции участников, общие способы работы; 5) использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создание базы данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Регулятивные: 1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 2) понимание ценности образования как средства развития культуры личности; 3) объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; 4) умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности; 5) конструктивное восприятие иных мнений и идей, учёт индивидуальности партнёров по деятельности; 6) умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; 7) осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. Предметных: 1) развитие представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; 2) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; 3) решение сюжетных задач разных типов на все арифметические действия; применение способа поиска решения задачи, в котором рассуждение строится от условия к требованию или от требования к условию; составление плана решения задачи, выделение этапов ее 7 решения, интерпретация вычислительных результатов в задаче, исследование полученного решения задачи; решение логических задач; 3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений; 4) овладение символьным языком алгебры, приемами выполнения тождественных преобразований выражений, решения уравнений, систем уравнений, неравенств и систем неравенств; умения моделировать реальные ситуации на языке алгебры, исследовать построенные модели с использованием аппарата алгебры, интерпретировать полученный результат; 5) владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; 6) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; 7) сформированность понятийного аппарата по основным курсам математики; знание основных теорем, формул и умения их применять; умения находить нестандартные способы решения задач; 8) сформированность умений моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; 9) освоение математики на профильном уровне, необходимом для применения математики в профессиональной деятельности и на творческом уровне. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Сложные вопросы математики» Раздел Количество часов История математики ХХ века. 2 ч. Логика и смекалка. Текстовые задачи. Олимпиадные задачи. 10 ч. Тема занятия Алгебра и теория чисел. Математическая логика. Методы математической статистики. (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Текстовые задачи на проценты. Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Текстовые задачи на прогрессии (базовый уровень математической подготовки учащихся). Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое). Задачи на смеси и сплавы. Текстовые задачи на работу. Задачи практического содержания: физического профиля (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Задачи практического содержания: экономического профиля. Задачи с 8 параметрами (высокий уровень математической подготовки учащихся). Числа. Действия с действительными числами. Свойства степеней, корней и логарифмов. Тождественные преобразования алгебраических, логарифмических выражений. 10 ч. Уравнения. Неравенства. 12 ч Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта. Правила действий над действительными числами. Округление чисел (базовый уровень математической подготовки учащихся). Степень с действительным показателем. Корень n -ой степени из действительного числа. Преобразования целых и дробных рациональных выражений; выражений содержащих корни и степени с дробными показателями. Логарифмы, свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений (базовый и повышенный уровни математической подготовки учащихся). Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Показательные и логарифмические уравнения. Тригонометрические уравнения Рациональные уравнения и неравенства. Иррациональные уравнения и неравенства. Уравнения и неравенства со знаком модуля. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства (повышенный уровень математической подготовки учащихся). Уравнения с параметром (алгебраические иррациональные, показательные, логарифмические) (высокий уровень математической подготовки учащихся). Календарно-тематическое планирование № Тема занятия Форма и вид деятельности. Сроки 1. Алгебра и теория чисел. Математическая логика Беседа-лекция. Знакомство с научно-популярной литературой Практическая работа в группах Индивидуальная работа Сентябрь Решение задач, работа в группах Решение задач, работа в группах Сентябрь 2. 3. 4. Методы математической статистики Текстовые задачи на проценты Логические задачи (взвешивание, переливание и т.д.). Электронные ресурсы https://lesson.edu.ru /02.5/11 Сентябрь Сентябрь https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 9 Текстовые задачи на движение (прямолинейное, круговое) Текстовые задачи на прогрессии Практическая работа в группах Октябрь Беседа. Работа с источниками информации Октябрь 7. Задачи на смеси и сплавы Решение олимпиадных и занимательных задач Октябрь 8. Текстовые задачи на работу Работа в группах Октябрь 9. Текстовые задачи на совместную работу Решение задач, работа в группах Ноябрь 10. Задачи практического содержания: физического, экономического профиля Задачи практического содержания: физического, экономического профиля Задачи с параметрами Беседа. Работа с источниками информации. Решение задач Ноябрь Решение задач в группах Ноябрь Беседа-лекция Ноябрь Делимость чисел. Простые и составные числа. Приёмы быстрого счёта Правила действий над действительными числами. Округление чисел Степень с действительным показ ателем Корень n-ой степени из действительного числа. Беседа-лекция Декабрь Преобразования целых и дробных рациональных выражений Преобразования выражений, содержащих корни и степени с дробными показателями 5. 6. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 Беседа. Практическая работа в группах Декабрь Мини-лекция. Решение задач Декабрь Решение задач, работа в группах Декабрь Решение задач, работа в группах Январь Решение задач, работа в группах. Январь https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 10 Преобразования выражений, содержащих корни и степени с дробными показателями Логарифмы, работа с определением Решение олимпиадных задач, работа в группах. Январь Практическая работа в группах. Январь 21. Логарифмы, свойства логарифмов. Беседа. Работа с источниками информации. Февраль 22. Преобразование логарифмических выражений (базовый уровень математической подготовки учащихся) Преобразование логарифмических выражений (повышенный уровень математической подготовки учащихся) Понятие равносильности уравнений. Рациональные уравнения Иррациональные уравнения Практическая работа в группах Февраль 19. 20. 23. https://lesson.edu.ru /02.5/11 Решение олимпиадных задач Февраль https://lesson.edu.ru /02.5/11 Февраль Мини-лекция. Практическая работа в группах. Март Показательные и логарифмические уравнения Рациональные уравнения Беседа. Решение задач Март Беседа. Практическая работа в группах. Март 28. Рациональные неравенства Практическая работа в парах. Апрель 29. Иррациональные нерав енства Решение задач, работа в группах. Апрель 30. Уравнения и неравенства со знаком модуля Показательные уравнения и неравенства Логарифмические уравнения и неравенства Решение задач, работа в группах. Апрель Мини-лекция. Решение задач Апрель 25. 26. 27. 31. 32. https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 Мини-лекция. Беседа. Решение задач. Практическая работа в группах 24. https://lesson.edu.ru /02.5/11 Практическая работа https://lesson.edu.ru /02.5/11 Май https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 https://lesson.edu.ru /02.5/11 11 33. 34. Уравнения с параметром (рациональные, иррациональные) (высокий уровень математической подготовки учащихся) Обобщение и повторение Мини-лекция. Решение задач Май https://lesson.edu.ru /02.5/11 Беседа. Май https://lesson.edu.ru /02.5/11