РП_ВД_Интерпретация авторского текста_СОО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИНТЕРПРЕТАЦИЯ АВТОРСКОГО ТЕКСТА»
Возраст обучающихся: 17-18 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Гевел Н.А.

г. Новоуральск,
2024 г.

Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа элективного курса для 11 классов
составлена в соответствии с:
 Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 статьи 9,15,32 (ред. от
27.12.2009)"Об образовании".
 Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными
планами для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих
программы
общего
образования,
утвержденные
приказом
Министерства образования РФ от 09.03.2004г. №1312;
 Приказом Минобрнауки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О
внесении изменений в федеральный базисный учебный план и
примерные учебные планы для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы общего образования,
утверждённые приказом Министерства образования Российской
Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов
для
образовательных
учреждений
Российской
Федерации,
реализующих программы общего образования»;
 Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об
утверждении
федерального
компонента
государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»;
 Примерной программы основного общего образования по русскому
языку (базовый уровень);
Данная рабочая программа предназначена для проведения элективного курса
«Интерпретация текста: теория и практика» Л. Д. Беднарской в 11- классе и
рассчитана на 34 часа.
Программа построена с учётом принципов системности, научности и
доступности, а также преемственности и перспективности между
различными разделами курса.
Учебный курс в 11 классе направлен на достижение следующих целей,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к
языку как явлению культуры, основному средству общения и получения
знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и
любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных
умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в
различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского
языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском
речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую
информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет
основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения
им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения,
формирования у него умений нормативного, целесообразного использования
языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников.
Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой
деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную
речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно
передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и
писать).
В условиях личностно ориентированного образования все большее
внимание уделяется интегрированным подходам к изучению и преподаванию
дисциплин школьного цикла. Интеграция выступает как основной фактор
создания целостной картины мира, объединяющей гуманитарные и
естественнонаучные знания. Активно заявляют о себе деятельностные
модели, проектные технологии, определяющие пути совпадения мотиваций
ученика и учителя.
В этих условиях первостепенное значение имеет а н а л и з т е к с т о в
разных типов, стилей и жанров. В художественном тексте представлена вся
стихия языка в его эстетической функции, поэтому на материале
художественного текста возможно усвоение всех функций языка.
Постижение смысла, «расшифровывание» литературного произведения
возможно лишь при условии постоянного внимания к его языковому
содержанию. Именно на уроке русского языка закладываются основы умений
и навыков работы с текстом вообще, и художественным текстом в
особенности. Очень многие задания в учебниках по русскому языку для 10—
11 классов предусматривают работу с текстом художественной литературы.
Такая работа необходима в процессе обучения написанию сочинений по
литературе. Объемы текстов, предложенных для анализа, постепенно
увеличиваются. Задания включают разные типы упражнений, имеющих
творческий, исследовательский характер.
В процессе анализа текста язык изучается «в действии», в
функциональном аспекте, формируются собственно филологические и

общеучебные умения и навыки учащихся. Воспитание и развитие последних
и составляет основу для современного школьного интегрированного
образования. Именно на уроке русского языка школьник получает первые
сведения о структурно-семантическом анализе текста любого содержания
(определение темы текста и формулирование заголовка, выделение ключевых
слов и словесных рядов, определение типов и форм текста, дифференциация
главной и второстепенной информации, составление планов разных видов,
тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов и т. д.). Именно в процессе
анализа художественного текста, как писал М. М. Бахтин, рождается
«языковая индивидуальность ученика», формируются его языковая и
коммуникативная компетенции, языковая интуиция, чувство языка, дар
слова.
В эпоху возрождения национального духовного сознания приобретает
чрезвычайную важность культуроведческий и этнологический аспекты
филологического образования. Дети должны «усмотреть русский народ в
непосредственных произведениях его духовной жизни» (А. А. Шахматов).
Учебник
ориентирует
учащихся
на
то,
что
художественный,
публицистический, научный текст изучается не только как материал для
систематизации знаний о грамматических единицах в их контекстуальном
окружении, но и в целях понимания языка как полифункционального
явления, его стилистических богатств, исторической изменчивости,
овладения общими филологическими знаниями.
Изучение родного языка мотивируется на современном этапе как
первооснова всего образовательного процесса. Именно в процессе изучения
русского языка интеграция должна проявляться максимально, так как
изучение любого другого предмета осуществляется на русском языке, с
помощью русского слова. Действительно, изучение родного языка —это
основа для формирования самосознания личности в любой области знания.
Главная задача личностно ориентированного образования — пробудить и
развить личность ученика — осуществляется через развитие его языковой
компетенции, а главное условие проявления личностных способностей в
образовательном процессе — создание личностно ориентированной ситуации
— основывается на предъявлении текстов, имеющих большое
воспитательное и эстетическое значение. Текст является импульсом, который
получает старшеклассник — ему требуется многое обдумать, подумать о
своем отношении к тому или иному явлению, обосновать его,
аргументировать, достроить образ и модель предложенной ситуации,
выбрать творческий вариант решения проблемы, дать критическую оценку
различным фактам. Интерпретация текста не предполагает однозначных
решений, единого варианта. Такое обучение мотивирует старшеклассника
самому находить проблему, противоречия, находить причины и источники
собственных ошибок и неточностей, искать объяснение и толкование
явлений, постоянно рефлектировать. В каждой такой ситуации формируется
субъективный опыт старшеклассника. Обоснование личной позиции по

определенному поводу — главное методическое направление каждого
учебника для 10—11 классов.
Анализ, интерпретация текстов направлены на то, чтобы раскрыть и
использовать субъектный опыт каждого ученика, помочь становлению
личностно значимых способов познания путем организации целостной
познавательной — учебно-воспитательной деятельности. Образовательный
процесс на основе такого подхода представляет собой диалог ученика и
учителя, направленный на совместное конструирование программной
деятельности. Далеко не все понятия, организованные в систему по всем
правилам научно-педагогической и методической логики, усваиваются
учащимися, а только те из них, которые включены в их л и ч н ы й опыт,
поэтому так важна в организации обучения актуализация субъектного опыта,
определение зоны ближайшего развития учащегося, которые предоставляет
текст. Работа с текстом осуществляется, во-первых, в процессе анализа
текста: в это время происходит повторение, обобщение и систематизация
изученного ранее, и, во-вторых, анализ текстов готовит учащихся к
составлению собственных текстов обучающего и творческого характера. В
современных учебниках русского языка представлена система работы по
развитию речи, направленная на обучение написанию сочинений разного
объема, типа, стиля, жанра, которая проводится параллельно с обучением
устному высказыванию в монологической и диалогической форме.
В соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ
промежуточной и итоговой аттестации учащихся в рабочей программе
предусмотрены следующие виды занятий и формы контроля: лекции,
практические занятия, семинар, деловая игра, урок-исследование,
аналитическая беседа, тестирование, эссе, сочинение, анализ текста, зачёт.
Программа рассчитана на 34 ч.
Содержание программы
1. Понятие о тексте. На первом уроке учащиеся подводят итоги тому, что
они знают о тексте, рассуждают об основных признаках текста: цельности и
связности в их неразрывной связи. На втором уроке они анализируют текст,
указанный (предложенный) учителем.
2. Способы выражения темы (цельность текста). Впервые в школьной
практике старшеклассники имеют возможность обобщения огромной
практической работы с текстом, которой они начали заниматься еще в
первом классе: уже тогда они отвечали на вопрос: какова тема текста?
Учащиеся
подбирают примеры
художественных
произведений,
заглавия которых выражают их тему. Это могут быть лирические
стихотворения, рассказы и даже романы. Старшеклассники отвечают на
вопрос: что такое цельность текста? В смысловых частях они
указывают ряды ключевых слов.
3. Заглавие. На первом уроке учащиеся подбирают произведения, в которых
тема представлена заглавием, дополняют представленные произведения
своими примерами. На втором уроке они анализируют стихотворение,
указанное учителем.

4. Начало и конец текста (рамка текста). На двух теоретических уроках
идет работа с разнообразными материалами. Эти материалы дополняются
собственными наблюдениями, примерами. Старшеклассники должны
усвоить: первое и последнее предложения текста наиболее важны, они как бы
представляют, заявляют текст и поэтому предусматривают самую
тщательную работу. Методическое обеспечение темы разнообразно. Это
разноаспектный анализ текстов различных стилей. Особое внимание следует
обратить на публицистические тексты. По образцам изученных текстов
учащиеся пишут
небольшое сочинение.
5. Ключевые (опорные) слова. Практически с ключевыми (опорными)
словами учащиеся знакомы давно, еще с начальной школы. Теперь они
обобщают свои знания, изучая ключевые слова теоретически. На первом
уроке они находят ключевые слова в самостоятельно подобранных текстах.
На втором уроке выполняют задания по текстам, предложенным учителем
(тексты должны быть как прозаическими различных жанров и стилей, так и
поэтические).
6. Синтаксис текста (связность). Предложения в составе текста. С этого
урока начинается теоретическое обобщение и изучение второго основного
признака текста — его связности. Практический опыт такой работы у
учащихся уже есть, однако сейчас, изучая, казалось бы, знакомые вещи, они
по-новому смотрят на них, т. е. обращают внимание на количество, состав,
семантику предложений в составе текста и его смысловых частей,
наблюдают закономерности разного подбора предложений в прозаическом и
поэтическом текстах, изучают влияние структуры предложений на тип речи.
На втором уроке анализируют, например, предложения в составе
фрагмента, предложенного учителем, публицистического текста И. Л.
Андроникова, а затем сопоставляют этот фрагмент с началом повести Н. В.
Гоголя «Невский
проспект».
7. Количество и характер предложений в тексте. На первом уроке
учащиеся анализируют тексты, предложенные учителем, подбирают для
анализа сходные фрагменты сами. На втором уроке анализируют
стихотворение И. Ф. Анненского «Смычок и скрипка».
8. Способы связи предложений в тексте. На первом уроке учащиеся
знакомятся со структурой цепной и параллельной связи предложений в
тексте, к уроку они подбирали прозаические и лирические тексты разной
структуры. Цепная и параллельная структуры могут оформлять и описание, и
повествование, и рассуждение. Учитель обращает внимание на то, что
структура текста может задаваться первым предложением, учащимся надо
это учитывать при построении собственных текстов.
9. Средства связи смысловых частей текста. Лексические средства связи
(анафора, эпифора: лексические повторы, синонимы, антонимы,
оксюмороны, гиперонимы и т. д.). На уроке обобщаются многолетние
наблюдения школьников-старшеклассников над разнообразными способами

связи предложений в тексте и смысловых частях текста. На уроках учитель
обращает внимание на то, какими средствами связываются смысловые части
в текстах. Учащиеся изучают роль однокоренных слов в функции связи,
составляют тезисный план предложенного учителем материала, делают
теоретические обобщения.
10.Местоимения и союзы в связующей функции. Учащиеся анализируют
публицистические тексты с точки зрения их связности. Например,
яркий текст Д. С. Лихачева о беседе пожилого человека с молодым
(приведенный в учебнике В. В. Бабайцевой «Русский язык» 10—11 классы)
включает элементы и цепной и параллельной структуры, в нем богато
представлены и лексические элементы связи (сгущение ключевого
слова память превращается в экспрессивное средство), которые находятся
на первом плане. Внутри смысловых частей учащиеся обнаружат
местоименную и союзную связь между предложениями.
11. Именительный представления. При анализе текстов учащиеся
встречались с именительными представления как мощным экспрессивным
средством, организующим или начало текста, или его смысловые части.
Именительный представления заявляет тему текста или его смысловой части,
раскрытие которой и составляет содержание этой смысловой части.
Именительный представления, называя тему высказывания, активно
используется в школьных сочинениях. Он несет текстообразующую
функцию, связывая смысловые части текста, осуществляет переходы от
одной части текста к другой. Именительный представления по форме
напоминает обращение:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
(А. Пушкин)
В первом предложении Москва является обращением, так как в дальнейшем
контексте она названа в форме личного местоимения второго лица ты. Во
втором предложении Москва является именительным темы, так как далее ее
название повторяется синонимом с указательным местоимением и формой
личного местоимения третьего лица в нем.
12. Парцеллированные конструкции. Парцелляцией называется отрыв
члена предложения или придаточного предложения от базовой части.
Парцелляция характерна для разговорной речи. Это расчлененное
высказывание, в котором между частями сохраняются те же отношения и
средства связи, что и между компонентами неразделенного предложения. Эта
особенность разговорной речи часто используется в художественных текстах
в экспрессивной функции.
13. Понятие о типах текста (речи). Повествование. Языковые средства
выражения повествования. С термином «типы речи» учащиеся давно

знакомы. В практике преподавания, ориентированной на анализ текста, на
подготовку к урокам словесности, этот и подобные термины закладываются
еще в начальной школе: «описание» — словесная картина, «повествование»
— «мультик», бегущая картинка. Уроки о типах текста предусматривают
творческие работы.
14. Описание. Языковые средства выражения описания. Работу надо
начинать с анализа предложенных учителем текстов-описаний, лирических и
прозаических. Например, с фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова
«Дешевая покупка» под руководством учителя. Это облегчит работу над
собственными сочинениями-анализами текста, сделает их более
целенаправленными.
Практическая часть учебников по русскому языку для старшеклассников
предлагает богатейший методический и развивающий материал. Ярким,
необычайно выразительным является описание лунной ночи в Отрадном
перед встречей князя Андрея с Наташей: анализ текста на уроке русского
языка, ориентирующий учащихся на языковые особенности текста-описания,
перерастает в написание сочинения-эпизода по литературе «Встреча в
Отрадном».
15. Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения. Работа
учащихся
со
всеми
видами
рассуждений,
включая
самые
элементарные. Подробно с помощью образцов рассказывается, как нужно
строить рассуждение («Нужно ли изучать русский язык?»).
16.Медитативное рассуждение в русской лирике и лирической
прозе. Подробно анализируются признаки текста-рассуждения на примере
произведений, изучаемых на уроках литературы (А. С. Пушкин, М.Ю.
Лермонтов, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Ю. Казаков и
др.),
дается понятие
прерванного
текста,
энтимемы.
Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя подбирают текстымедитативные рассуждения и анализируют их в форме эссе.
17. Тексты разных стилей. Общее знакомство с проблемой «Языковое
выражение художественного, публицистического, научного стилей». На
последних двух уроках учитель знакомит учащихся в самом общем виде со
стилями современного русского языка. Это занятие строится как подведение
итогов многолетним наблюдениям учащихся в процессе разнообразной
работы с текстами. Здесь можно поговорить о лексике высокого стиля,
поработать со словарем В. И. Даля и другими значимыми, но не очень
знакомыми словарями и справочниками.
Литература
Для учителя
1.
2.
3.
4.

А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10
класс. — М., 2008.
Б а х т и н М. М. Вопросы литературы и эстетики. —М., 1975.
Б о л о т о в а Н. С. Филологический анализ текста. —Томск, 2001.
В и н о г р а д о в В. В. О теории художественной речи. — М., 1971.

5.
6.
7.
8.
9.

Г о р ш к о в А. И. Русская словесность. От слова к словесности. 10—11
классы: Учебник для общеобразоват. учреждений. (Любое издание.)
Л о т м а н Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л.,1972.
Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5—9 классы: Пособие для учителя.
— М., 1996.
Н и к о л и н а Н. А. Филологический анализ текста. —М., 2003.
Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М.
В. Панов. — М., 1984.

Для учащихся:
1.
2.
3.

4.
5.

Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: ЭксмоПресс, 1998,
Горшков А.И. «Русская словесность .От слова к словесности», М.:
Просвещение, 1998,
Ерохина, Е.Л. Русский язык. Ответы на экзаменационные билеты.
11 класс. Учебное пособие / Е.Л.Ерохина. – М.: Изд-во «Экзамен»,
2007.
Колесов В.В» Культура речи – культура поведения», Солганик
Г.Я. «От слова к тексту», - М, 1998.
Кудрявцева, Т.С. Русский язык: Текст. Грамматика. Культура
речи. 11 кл.: учеб. для ОУ гуманит.профиля / Т.С.Кудрявцева,
Р.А.Арзуманова, Р.М. Нефедова; Под ред. Т.С.Кудрявцевой. – М.:
Дрофа. 2009.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использовать следующие программно-педагогические
средства, реализуемые с помощью компьютера:
1. Громов И.А. Комплекты заданий для подготовки к ЕГЭ. 10-11 кл. –
Электронное приложение к газете «Русский язык», 2011 год: № 5-8.
2. Девятова, Е.Ю. Гембух. Подготовка к ЕГЭ. Работа над средствами речевой
выразительности. Электронное приложение к газете «Русский язык», 2011
год: № 9-12.
3.Кушевич, Т.А. Учимся на чужих ошибках. 11 класс. Электронное
приложение к газете «Русский язык», 2012: апрель.
ИКТ-обеспечение
 Электронный репетитор Русский язык (система обучающих тестов);
 Репетитор Русский язык (весь школьный курс);
 Обучающая программа «Фраза»;
 Пространство «Яндекс. ЕГЭ»;
 Система МИОО. Статград;
 Тренировочная база ФИПИ. Открытый банк заданий
Электронные ресурсы
• http://www.edu.ru –каталог образовательных Интернет-ресурсов

•http://www.ege.edu.ru - портал информационной поддержки единого
государственного экзамена
•http://www.profile-edu.ru - сайт по профильному обучению
• http://www.auditorium.ru/ - Российское образование – сеть порталов
• http://www.mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ
•http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
•http://www.fio.ru - Федерация Интернет-образования
• http://gramota.ru – Портал по культуре речи
•http://rus.1september.ru - Сайт газеты "Первое сентября. Русский
язык" /методические материалы/
•http://www.km-school.ru/- КМ-школа – информационный интегрированный
продукт для средней школы, обеспечивающий формирование единой
образовательной среды
•http://it-n.ru – Сеть творческих учителей
• http://www.lib.ru/ - Электронная библиотека
•http://www.virlib.ru – Виртуальная библиотека
•http://www.rvb.ru – Русская виртуальная библиотека
•http://www.gramma.ru/ - сайт по русскому языку
• http://www.alleng.ru/edu/ruslang1.htm - Образовательные ресурсы Интернета.
Русский язык
• http://www.pycckoeslovo.ru/ - Репетитор по русскому языку
• http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования
•http://school-collection.edu.ru/ Единая
коллекция
цифровых
образовательных ресурсов
• http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных
ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Количество
часов
1
Понятие о тексте
2
2
Способы выражения темы (цельность текста)
1
3
Заглавие
2
4
Начало и конец текста (рамка текста)
4
5
Ключевые (опорные) слова
2
6
Синтаксис текста (связность). Предложения в составе
2
текста
7
Количество и характер предложений в тексте
2
8
Способы связи предложений в тексте
2
9
Средства связи смысловых частей текста. Лексические
2
средства связи (лексические повторы, синонимы,
антонимы, оксюмороны, гиперонимы и т. д.)
10
Местоимения и союзы в связующей функции
1

11
12
13
14
15
16
17

Именительный представления
Парцеллированные конструкции
Понятие о типах речи. Повествование. Языковые
средства выражения повествования
Описание. Языковые средства выражения описания
Рассуждение. Языковые средства выражения
рассуждения
Медитативное рассуждение в русской лирике и
художественной прозе
Тексты разных стилей. Языковое наполнение
публицистического научного стилей

1
1
2
2
2
2
2

1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к рабочей программе элективного курса
по русскому языку
11 класс
Тема урока
Дата
проведения
урока
Понятие о тексте
сентябрь

2.

Р/Р Анализ текста

сентябрь

3.

Способы выражения темы

сентябрь

4.

Заглавие

сентябрь

5.

Р/Р Анализ стихотворного текста

октябрь

6.

Начало и конец текста как способы выражения темы

октябрь

7.

Начало и конец текста как способы выражения темы

октябрь

8.

Практическая работа

октябрь

9.

Р/Р Творческая работа

ноябрь

10.

Способы выражения темы. Ключевые слова

ноябрь

11.

Р/Р Анализ текста

ноябрь

№ п/п

ноябрь

14.

Синтаксис текста (связность). Предложения в составе
текста
Синтаксис текста (связность). Роль риторических
вопросов в публицистическом тексте
Количество и характер предложений в тексте

15.

Р/Р Анализ текста публицистического стиля

декабрь

16.

Способы связи предложений в тексте. Цепная

декабрь

17.

Способы связи предложений в тексте. Параллельная

январь

18.

Средства связи смысловых частей текста.

январь

19.

Лексические средства связи

январь

20.

Местоимения и союзы в связующей функции

январь

21.

Именительный представления

февраль

22.

Парцеллированные конструкции

февраль

23.

Понятие о типах речи. Повествование.

февраль

24.

Языковые средства выражения повествования

февраль

25.

Понятие о типах речи. Описание.

март

26.

Языковые средства выражения описания

март

27.

Рассуждение.

март

28.

Языковые средства выражения рассуждения

апрель

29.

Р/Р Анализ текста

апрель

30.

Р/Р Творческая работа

апрель

12.
13.

Медитативное рассуждение в русской лирике и
художественной прозе
Тексты разных стилей. Языковое наполнение
32.
публицистического научного стилей
33. Р/Р Анализ текста публицистического стиля
31.

декабрь
декабрь

апрель
май

34. Итоговое занятие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».