РП_ВД_Анализ литературного текста_СОО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА»
Возраст обучающихся: 16-17 лет
Срок реализации 1 год

Составитель: Конькова М. В.

Новоуральск,
2024

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана с учётом требований ФГОС
ООО. Содержание элективного курса «Анализ художественного текста»,
предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение
познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие
навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей
личности.
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:
знать пути анализа художественного текста;
изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки
программы;
овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания
произведений разных жанров;
уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному
произведению, выступать с сообщением на литературную тему;
уметь презентовать свою исследовательскую работу.
Цель курса:
расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного
текста;
развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с
художественным текстом.
Задачи курса:
формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
развивать навыки анализа художественно текста;
совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и
терминами как инструментом анализа художественного текста.
Программа рассчитана на 34 недели - (1 час в неделю).
1. Содержание учебного предмета, курса.
Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа
художественного текста (2 ч.)
1.1. Сущность литературоведческого анализа прозаического и поэтического
текста: сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная
организация литературного произведения.
1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств
художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола,
олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация,
параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности
(благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение
(стопы, размер, рифма, строфа).
Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.)
2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации
произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа»
и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

2.2. Пространство и время литературного произведения. Причинно-следственные
связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи
NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова
«Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого
счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого
«Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и
глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»
2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать
хочется». В. Набоков «Нежить».
2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин
«Красавица».
2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»
Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)
3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие
стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец».
3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я»
поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»
3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмикоинтонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий
«Прохожий».
3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя
ночь».
3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е.
Боратынский «Весна»
3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»
Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.)
4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного
художественного произведения (презентация)
2. Планируемые результаты
Личностные результаты обучения

сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;

принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических, демократических, семейных ценностей, в том числе в сопоставлении
с жизненными ситуациями, изображёнными в литературных произведениях;

готовность вести совместную деятельность, в том числе в рамках
школьного литературного образования, в интересах гражданского общества,
участвовать в самоуправлении в школе и детско-юношеских организациях;

сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального
народа России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы,
а также литератур народов России;

идейная убеждённость, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу, в том числе воспитанные на примерах из литературы;

осознание духовных ценностей российского народа;

сформированность нравственного сознания, этического поведения;

способность оценивать ситуацию, в том числе представленную в
литературном произведении, и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности, характеризуя поведение и поступки
персонажей художественной литературы;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда, общественных отношений;

способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства,
в том числе литературы;

сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;

готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие, в том
числе при чтении произведений о труде и тружениках, а также на основе знакомства с
профессиональной деятельностью героев отдельных литературных произведений;


Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения рабочей программы по литературе для
среднего общего образования должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, заложенную в
художественном произведении, рассматривать её всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения
литературных героев, художественных произведений и их фрагментов,
классификации и обобщения литературных фактов;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях, в том
числе при изучении литературных произведений, направлений, фактов
историко-литературного процесса;
 разрабатывать план решения проблемы с учётом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности на
основе литературного материала, навыками разрешения проблем с опорой на
художественные
произведения;
способностью
и
готовностью
к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению
различных методов познания;

 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях с учётом собственного читательского опыта;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу при
изучении литературных явлений и процессов, выдвигать гипотезу её решения,
находить аргументы для доказательства своих утверждений, задавать
параметры и критерии решения;
 владеть навыками получения литературной и другой информации из
источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ,
систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм
представления при изучении той или иной темы по литературе;
 создавать тексты в различных форматах и жанрах (сочинение, эссе, доклад,
реферат, аннотация и др.) с учётом назначения информации и целевой
аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, в том числе на уроке
литературы и во внеурочной деятельности по предмету;
 владеть различными способами общения и взаимодействия в парной и
групповой работе на уроках литературы; аргументированно вести диалог,
уметь смягчать конфликтные ситуации;
 развёрнуто и логично излагать в процессе анализа литературного
произведения свою точку зрения с использованием языковых средств;
 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
на уроке и во внеурочной деятельности по литературе;
 предлагать новые проекты, в том числе литературные, оценивать идеи с
позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности, включая изучение литературных произведений, и жизненных
ситуациях;
 самостоятельно составлять план решения проблемы при изучении литературы
с учётом имеющихся ресурсов, читательского опыта, собственных
возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям, в том числе изображённым в
художественной литературе;
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;

 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения, опираясь на примеры из художественных произведений;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека, используя
знания по литературе.
Предметные:
1) осознание причастности к отечественным традициям и исторической
преемственности поколений; включение в культурно-языковое пространство русской
и мировой культуры, сформированность ценностного отношения к литературе как
неотъемлемой части культуры;
2) осознание взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным,
духовно-нравственным развитием личности;
3) сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания
отечественной и других культур; приобщение к отечественному литературному
наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам мировой культуры;
4) знание содержания, понимание ключевых проблем и осознание историкокультурного и нравственно-ценностного взаимовлияния произведений русской,
зарубежной классической и современной литературы,
5) сформированность умений определять и учитывать историко-культурный
контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественных
произведений, выявлять их связь с современностью
6) способность выявлять в произведениях художественной литературы образы,
темы, идеи, проблемы и выражать своё отношение к ним в развёрнутых
аргументированных устных и письменных высказываниях, участвовать в дискуссии на
литературные темы;
7) осознание художественной картины жизни, созданной автором в литературном
произведении,
в
единстве
эмоционального
личностного
восприятия и
интеллектуального понимания;
8) владение умениями анализа и интерпретации художественных произведений в
единстве формы и содержания (с учётом неоднозначности заложенных в нём смыслов
и наличия в нём подтекста) с использованием теоретико-литературных терминов и
понятий (в дополнение к изученным в основной школе):
9) владение современными читательскими практиками, культурой восприятия и
понимания литературных текстов, умениями самостоятельного истолкования
прочитанного в устной и письменной форме
10) умение работать с разными информационными источниками, в том числе в
медиапространстве, использовать ресурсы традиционных библиотек и электронных
библиотечных систем.
3. Календарно-тематическое планирование
№

Раздел, тема

1. Тематическое планирование
Коли Из них
честв

Дата

Образовательные
ресурсы

1

2
3

4

5

6
7

8

9

10
11
12
13
14

15
16
17
18
19

о
теор прак.
часов .
Тема
1. Понятие 1
литературоведческого
и
стилистического
анализа
художественного
текста
Сущность литературоведческого
анализа
прозаического
и
поэтического текста
Сущность
стилистического 1
анализа.
Тема
2. . Основные
направления
анализа
прозаического текста. Сюжет и
композиция
как
важнейшие
структурные
принципы
организации произведения.
Внешняя
и
внутренняя
композиция рассказа А. Грина
«Зеленая лампа»
Внешняя
и
внутренняя
композиция
рассказа
Л.Н.
Толстого «Три смерти».
Семинар Ю.П. Казаков «Двое в
декабре»
Пространство
и
время
литературного
произведения.
Причинно-следственные
связи
между
временем
и
пространством в рассказе А.П.
Чехова «Рассказ госпожи NN».
Художественное
время
и
пространство в рассказе А.П.
Чехова «Вор».
Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»
Структурные
мотивы
художественного произведения
Мотив краденого счастья в
рассказе И. Бунина «Ворон».
Разнообразие мотивов в рассказе
Л.Н. Толстого «Три смерти».
Роль художественной детали в
рассказе А. Грина «Голос и
глас».
Семинар. А.П.
Платонов
«Такыр»
Субъектная
организация
литературного произведения.
А.П. Чехов «Спать хочется».
В. Набоков «Нежить».
Приемы
создания

сентябрь

сентябрь

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa8cb
b35

1

сентябрь

1

сентябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

1

октябрь

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/fa8cb
b35

1

ноябрь

1
1

ноябрь
ноябрь

1

ноябрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1

декабрь

1
1
1

январь
январь
январь

20

художественного образа.
И.С. Тургенев «Певцы».

1

февраль

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

21

И. Бунин «Красавица».

1

февраль

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

22
23

24

25

26
27
28

29

30

31
32

33

34

Зачет. Анализ рассказа
Андреева «Город»

Л. 1

февраль

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

Тема
3.
Основные
направления
анализа
поэтического
текста
Особенности жанра, композиции,
идейно-тематическое
своеобразие
стихотворного
текста. Н.А. Некрасов «Элегия».
Особенности жанра, композиции,
идейно-тематическое
своеобразие
стихотворного
текста С.Я. Надсон «Певец».
Особенности лирического героя
произведения,
выражение
лирического «я» поэта.
А.С. Кушнер «Поэзия – явление
иной…»
Художественно-выразительные
средства поэтической речи.

1

февраль

1

март

1

март

1

март

1

апрель

Ритмико-интонационная
организация стихотворения. А.
Майков
«Мечтания».
Н.
Заболоцкий «Прохожий».
Поэтическая
фонетика.
Н
Заболоцкий
«Журавли».
Б.
Пастернак «Зимняя ночь».
Лексические
средства
выразительности
художественной
речи.
Е.
Боратынский «Весна»
Стихосложение. Семинар. И.
Бунин «Одиночество»
Тема 4. Итоговая читательская
конференция Человек в мире
литературы.
Интерпретация самостоятельно
прочитанного художественного
произведения (презентация)
Интерпретация самостоятельно
прочитанного художественного
произведения (презентация)

1

апрель

1

апрель

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

1

апрель

1

апрель

1

апрель

1

май

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/9724
8b85

1

май

Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Для учителя
1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы
литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
2. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. –
С. 9 – 20.
3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики.
СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
4. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]: Методическое пособие
для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. –
112 с.
5. Корман, Б.О. Практикум по изучению художественного произведения [Текст]:
Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
6. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные
эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994.
7. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000
8. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И.
Федотов. – М., 1997
Для ученика
1. Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях.
Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во
НТЛ, 2004. – 204 с.
2. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов
общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с.
3. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]:
Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М.,
«Академия», 2004 – 192 с.
4. Тексты художественной литературы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».