РП Текст от простого к сложному 9

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ТЕКСТ: ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ»
для учащихся 9 класса

Составители: Гевел Н.А., Конькова
М.В., Толмачева Е.Д., учителя
высшей квалификационной
категории русского языка и
литературы МАОУ «Гимназия №
41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
В последние десятилетия возникла новая отрасль языкознания – лингвистика
текста. Она изучает структуру компонентов текста, связи между предложениями
внутри компонента, эти связи выделяются на основе логики и смысла,
композиционного авторского замысла, на основе синтаксических связей между
предложениями.
Назначение программы элективного курса «Текст: от простого к сложному»
состоит в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность,
обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя
носителем языка, научить осмысливать текст и передавать его содержание в сжатом
виде. Элективный курс «Текст: от простого к сложному» направлен на освоение
учащимися навыков работы с текстом. Процесс понимания текста, его
интерпретация учеником — уже творчество.
Актуальность курса в том, что новый федеральный государственный
образовательный стандарт по русскому языку и литературе ставит задачу развития
коммуникативных компетентностей учащихся в соответствии с требованиями
современного общества. Задания направлены на проверку уровня понимания,
анализа и переработки исходного текста, создания на его основе собственного
высказывания.
Согласно учебному плану рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю,
17 часов в год.
Цель курса: научить обучающихся
анализировать содержание и
лингвистические
компоненты
текста,
структурировать
информацию,
интерпретировать чужой и создавать собственный текст.
Содержание элективного курса
Введение
Цели и задачи курса.
Контрольно-измерительные материалы. Демонстрационный вариант. Бланк
ответов. Сжатое изложение. Задания с выбором ответа. Задания с кратким ответом.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Текст как единица синтаксиса
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста
Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста.
Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в
определении границ главной информации. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
Комплексный анализ текста

3

Текст как продукт речевой деятельности.
Функционально-смысловые типы речи.
Извлечение информации из различных источников.
Художественные средства текста.
Средства связи предложений в тексте. Лексические, грамматические,
синтаксические средства.
Типы текста: описание, повествование, рассуждение.
Стили литературного языка.
Публицистический стиль. Основные черты публицистического стиля. Жанры
публицистического стиля.
Создание текста на заданную тему в соответствии с функциональносмысловым типом речи
Структура сочинения-рассуждения: тезис, доказательство, вывод. Сочинениерассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Подведение итогов
Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского
общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому
и психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской
идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историкокультурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм,
готовность к служению Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

4

– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и
главным фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;
– признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые
принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных
прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать
собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным
принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения
на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести,
долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия

5

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать
различные
модельно-схематические
средства
для
представления существенных связей и отношений, а также противоречий,
выявленных в информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

6

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой
ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);
– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и
основную мысль;

7

– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить
ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;
– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;

8

– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Тематическое планирование
№
п/
п

1

2

3

4

5

6

7

Тема урока

Введение. Цели и
задачи курса
Определение, признаки
и характеристика текста
как единицы языка.
Тема, идея, проблема
текста и способы их
установления и
формулирования.
Композиция,
логическая,
грамматическая
структура текста
Практическая работа №
1 «Композиционноязыковые признаки
текста»
Понятие о микротеме.
Соотношение
микротемы и абзацного
строения текста.
Извлечение
информации из
различных источников
Главная и
второстепенная
информация в тексте.
Ключевые слова и их
роль в определении

Количество часов
Контроль
Практиче
Все
ные
ские
го
работы
работы

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bac
c

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bac
c

1

1

1
Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bac
c

1

1

Библиотека
ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bac
c

9

8

9

10

11
12
13
14
15
16
17

границ главной
информации.
Средства связи
предложений в тексте.
Лексические средства.
Грамматические
средства.
Синтаксические
средства.
Пунктуационный
анализ текста.
Осложненное простое
предложение
(практикум)
Пунктуационный
анализ текста.
Пунктуация и
синтаксис сложного
предложения
(практикум)
Комплексный анализ
текста
Комплексный анализ
текста
Сочинение-рассуждение
на лингвистическую
тему
Сочинение-рассуждение
на основе текста
Сочинение-рассуждение
на основе текста
Итоговая работа по
курсу
Подведение итогов

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bac
c


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».