РП Орфографический практикум 7

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
для учащихся 7 класса

Составители: авторский коллектив
учителей русского языка и
литературы МАОУ «Гимназия
№ 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Орфографический практикум»
предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана на 34 часа.
В системе школьного образования русский язык представляет
приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и
объектом изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык
реализует
коммуникативные,
образовательные,
развивающие
и
воспитывающие цели обучения.
Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является
его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков
применяется курс «Орфографический практикум». Актуальность введения в
школе этого курса по русскому языку определяется, с одной стороны,
необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой
стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие
трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография
причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и
неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и
НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание
многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как
правильность их написания во многом определяется умением учеников
приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ
не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих
признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников
обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо
учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное»,
«Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в
системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного
возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки
умений и навыков, чему будет способствовать и программа «Орфографический
практикум»
Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения
способствуют активизации познавательной деятельности школьников,
повышению их информационной и коммуникативной компетентности,
формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной
компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение грамотно
письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и

3

аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения
вершин в любой профессии.
Цель программы: обобщить и систематизировать полученные знания по
орфографии за курс 5-7 классов; закрепить навыки правописания,
активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что
предполагает сознательное усвоение и применение на практике
орфографических правил.
Учебный курс направлен на решение следующих задач:
- систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных,
лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях
(условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих
написаний);
- развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся;
- способствовать формированию навыков работы с разными типами
словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными,
этимологическими) и справочной литературой;
- формировать навыки самостоятельного исследования теоретического
материала и способствовать формированию у школьников интереса к работе
исследователя языка;
- формировать коммуникативные навыки, которые способствуют
развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.
Реализация
программы
«Орфографический
практикум»
предусматривает использование личностно-ориентированного обучения,
признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Данная
программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы
индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной
деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и
другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и
практической формы работы с учениками.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его
содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при
лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному
правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной
деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой
речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому
способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары,

4

зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и
составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании
собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально
учитываются интересы учащихся, возможности и способности их,
индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с
учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении,
расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Содержание программы учебного курса «Орфографический практикум»
Раздел I. Введение.
Введение. Проверка грамотности.
Раздел II. Повторение курса орфографии
Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые
гласные и согласные в корне слова.
Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные
Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне
слова.
Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после
приставок.
Окончания имен существительных, прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов.
Суффиксы существительных и прилагательных.
Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих.
Употребление Ъ и Ь знаков
Одна и две Н в существительных и прилагательных
НЕ с разными частями речи
НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения.
Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные
гласные в сложных словах.
Раздел III Пунктуация
Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных
предложениях.
Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе
сложного.
Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих
словах
Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге.
Раздел IV Причастие
Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.

5

Действительные и страдательные причастия.
Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях
НЕ с полными и краткими причастиями.
Обособление причастных оборотов
Раздел V Деепричастие
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный
оборот.
Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие
О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких
прилагательных.
Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.
Слитное и раздельное написание наречий.
Раздел VII Служебные слова
Дефис в предлогах. Производные предлоги.
Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.
Союзы сочинительные и подчинительные.
Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и
отрицательные слова ДА, НЕТ
Раздел VIII Повторение
Планируемые результаты
Личностные результаты:
 понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного
языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и
моральных качеств личности; его значения в процессе получения
школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить
чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление
к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.

6

 способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе
получения школьного образования и самообразования;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые
коррективы в ходе его реализации;
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её
изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата
деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь
предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и
корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения;
оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Познавательные УУД

7

- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах,
данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты
решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно
выделенных критериев.
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных
задач;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и
их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и
отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных
критериев;
выбирать,
анализировать,
интерпретировать,
обобщать
и
систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации
и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и
систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом
поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие
одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД

8

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку
зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в
письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели
презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Предметные результаты:
 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры
народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
 понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
 усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
 освоение базовых понятий лингвистики
 овладение
основными
нормами
русского
литературного
языка
(грамматическими, орфографическими, пунктуационными), использование их в
своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
 опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;

9

 проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с
точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей
языкового оформления, использования выразительных средств языка.
Тематическое планирование
№

Раздел, тема

Количес Из них
Образовательн
тво
ые ресурсы
часов
теор. прак.

1

Введение.

1

Орфография

13

2

3

4

5

6

7

8

1

Однокоренные слова. Безударная
гласная
в
корне
слова.
Непроверяемые
гласные
и
согласные в корне слова.
Непроизносимые
и
плохо
слышимые согласные. Двойные
согласные
Чередование гласных в корне
слова. Чередование согласных в
корне слова.
Приставки на з и с, приставки преи при-. Гласные Ы и И после
приставок.
Окончания
имен
существительных,
прилагательных, числительных.
Окончания глаголов (спряжение).
Суффиксы глаголов.

1

Суффиксы существительных
прилагательных.

1

и

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

10

9

Гласные и, а, у после шипящих и
ц. О и Ё после шипящих.

1

10 Употребление Ъ и Ь знаков

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

11 Н и НН в существительных и
прилагательных

1

12 НЕ с разными частями речи

1

13 НЕ и НИ для передачи отрицания.
НЕ
и
НИ
для
усиления
утверждения.

1

14 Дефис в сложных словах и в
словах
с
корнем
пол.
Соединительные
гласные
в
сложных словах.
Раздел III
4
Пунктуация
15 Запятая перед союзами при
однородных членах и в сложных
предложениях.
16 Тире между подлежащим и
сказуемым. Простые предложения
в составе сложного.
17 Знаки
препинания
при
однородных членах предложения,
обобщающих словах

1

18 Знаки препинания при обращении,
прямой речи, диалоге.

1

Раздел IV Причастие
19 Причастие. Окончания причастий.
Причастный оборот.

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

5
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

11

20 Действительные и страдательные
причастия.
21 Н и НН в отглагольных
прилагательных и причастиях
22 НЕ с полными и краткими
причастиями.
23 Обособление
причастных
оборотов
Раздел V Деепричастие
2

1
1
1
1

24 Деепричастия совершенного и
несовершенного
вида.
Деепричастный оборот.
25 Обособление деепричастий и
деепричастных оборотов.
Раздел VI Наречие.
3

1

26 О и Е на конце наречий после
шипящих. Отличие наречий от
кратких прилагательных.
27 Дефис в наречиях. Мягкий знак на
конце наречий после шипящих.

1

28 Слитное и раздельное написание
наречий.
Раздел VII Служебные слова
4

1

29 Дефис в предлогах. Производные
предлоги.
30 Отличие производных предлогов
от
существительных
с
предлогами.
31 Союзы
сочинительные
и
подчинительные.
32 Частицы. Дефис в частицах.
Междометие. Утвердительные и
отрицательные слова ДА, НЕТ
33 Раздел VIII Повторение
-

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f
41bacc

1

1
1

2

12

34
ИТОГО

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».