Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ» для учащихся 7 класса Составители: авторский коллектив учителей русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Орфографический практикум» предназначена для обучающихся 7 класса и рассчитана на 34 часа. В системе школьного образования русский язык представляет приоритетную область знаний, являясь одновременно средством обучения и объектом изучения. Как один из важнейших предметов изучения русский язык реализует коммуникативные, образовательные, развивающие и воспитывающие цели обучения. Характерной особенностью процесса обучения русскому языку является его речевая направленность. Для формирования учебно-речевых навыков применяется курс «Орфографический практикум». Актуальность введения в школе этого курса по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того, необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа «Орфографический практикум» Содержание данного курса и рекомендуемые формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности школьников, повышению их информационной и коммуникативной компетентности, формированию учебно-речевых навыков. Развитие коммуникативной компетенции школьников, обогащение их словарного запаса, умение грамотно письменно излагать свои мысли, формулировать свою точку зрения и 3 аргументировать ее являются неотъемлемыми компонентами для достижения вершин в любой профессии. Цель программы: обобщить и систематизировать полученные знания по орфографии за курс 5-7 классов; закрепить навыки правописания, активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, что предполагает сознательное усвоение и применение на практике орфографических правил. Учебный курс направлен на решение следующих задач: - систематизировать и закрепить знания о фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); - развить орфографическую зоркость и речевую культуру учащихся; - способствовать формированию навыков работы с разными типами словарей (орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими) и справочной литературой; - формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала и способствовать формированию у школьников интереса к работе исследователя языка; - формировать коммуникативные навыки, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения. Реализация программы «Орфографический практикум» предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого обучающегося при его взаимодействии с учителем и другими обучающимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учениками. Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, 4 зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов. Содержание программы учебного курса «Орфографический практикум» Раздел I. Введение. Введение. Проверка грамотности. Раздел II. Повторение курса орфографии Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Приставки на з и с, приставки пре- и при-. Гласные Ы и И после приставок. Окончания имен существительных, прилагательных, числительных. Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Суффиксы существительных и прилагательных. Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих. Употребление Ъ и Ь знаков Одна и две Н в существительных и прилагательных НЕ с разными частями речи НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения. Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных словах. Раздел III Пунктуация Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного. Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге. Раздел IV Причастие Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот. 5 Действительные и страдательные причастия. Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях НЕ с полными и краткими причастиями. Обособление причастных оборотов Раздел V Деепричастие Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Раздел VI Наречие О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных. Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. Слитное и раздельное написание наречий. Раздел VII Служебные слова Дефис в предлогах. Производные предлоги. Отличие производных предлогов от существительных с предлогами. Союзы сочинительные и подчинительные. Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА, НЕТ Раздел VIII Повторение Планируемые результаты Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. 6 способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования; Метапредметные результаты Регулятивные УУД - ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой); - самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; - самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации; - владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии; - давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; - предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; - объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения; - планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие); - выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды; - оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой. Познавательные УУД 7 - выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов; - устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку; - выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; - выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; - самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев. - использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании; - составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; - прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. - применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах; - использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач; - использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей; - находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; - эффективно запоминать и систематизировать информацию. Коммуникативные УУД 8 - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах; - распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков; - знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; - понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; - в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; - сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; - публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта; - самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики овладение основными нормами русского литературного языка (грамматическими, орфографическими, пунктуационными), использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 9 проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка. Тематическое планирование № Раздел, тема Количес Из них Образовательн тво ые ресурсы часов теор. прак. 1 Введение. 1 Орфография 13 2 3 4 5 6 7 8 1 Однокоренные слова. Безударная гласная в корне слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Приставки на з и с, приставки преи при-. Гласные Ы и И после приставок. Окончания имен существительных, прилагательных, числительных. Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. 1 Суффиксы существительных прилагательных. 1 и Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 10 9 Гласные и, а, у после шипящих и ц. О и Ё после шипящих. 1 10 Употребление Ъ и Ь знаков 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 11 Н и НН в существительных и прилагательных 1 12 НЕ с разными частями речи 1 13 НЕ и НИ для передачи отрицания. НЕ и НИ для усиления утверждения. 1 14 Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол. Соединительные гласные в сложных словах. Раздел III 4 Пунктуация 15 Запятая перед союзами при однородных членах и в сложных предложениях. 16 Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного. 17 Знаки препинания при однородных членах предложения, обобщающих словах 1 18 Знаки препинания при обращении, прямой речи, диалоге. 1 Раздел IV Причастие 19 Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот. 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 5 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 11 20 Действительные и страдательные причастия. 21 Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях 22 НЕ с полными и краткими причастиями. 23 Обособление причастных оборотов Раздел V Деепричастие 2 1 1 1 1 24 Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. 25 Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. Раздел VI Наречие. 3 1 26 О и Е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных. 27 Дефис в наречиях. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. 1 28 Слитное и раздельное написание наречий. Раздел VII Служебные слова 4 1 29 Дефис в предлогах. Производные предлоги. 30 Отличие производных предлогов от существительных с предлогами. 31 Союзы сочинительные и подчинительные. 32 Частицы. Дефис в частицах. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова ДА, НЕТ 33 Раздел VIII Повторение - 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f 41bacc 1 1 1 2 12 34 ИТОГО 34