РП Культура речи 9

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРА РЕЧИ»
для учащихся 9 класса

Составитель: Колесникова Н.В.,
педагог-библиотекарь высшей
квалификационной категории МАОУ
«Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Центральную часть рабочей программы элективного курса «Культура речи» для
учащихся 9-х классов представляют разделы об орфоэпических, лексических,
грамматических, синтаксических нормах современного русского языка, различных
типах лингвистических словарей, отражающих эти нормы и средствах
выразительности русской речи. Программа ориентирована на усвоение учащимися
правил, моделей нормативного речетворчества, на развитие лингвистических
способностей обучающихся.
В целом данный элективный курс призван раскрыть учащимся пути
достижения более высокого уровня культуры речи, связанного с освоением
языковых норм, закономерностей уместного, эффективного использования
выразительных средств языка.
Основная цель курса – формирование и развитие коммуникативно-речевой
компетенции, повышение культуры речи учащихся.
Программа элективного курса «Культура речи» «Текст: от замысла к созданию»
предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 часов.
1. Содержание элективного курса «Культура речи»
Понятие «культура речи» (1ч)
Термин «культура речи». Проблемы культуры речи в современном обществе.
Основные качества речи. Правильность. Логичность. Точность. Выразительность.
Чистота. Богатство. Уместность.
Языковая норма (1ч)
Норма как основная категория теории культуры речи. Понятие о русском
литературном языке. Изменчивость, вариативность языковых норм. Виды языковых
норм. Лингвистические словари.
Современные орфоэпические нормы (4ч)
Орфоэпия. Ударение. Особенности и функции русского ударения.
Акцентологические нормы. Орфоэпические словари. Нормы произношения
отдельных звуков и их сочетаний. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ. Произношение
согласных перед Е в заимствованных словах.
Выразительные средства фонетики (1ч)
Звукопись. Аллитерация. Ассонанс.
Лексические нормы (3ч)
Лексическое значение слова. Многозначность слова. Толковые словари
русского языка. Стилистическая окраска слов. Разговорная лексика. Книжная
лексика. Жаргонизмы. Лексическая сочетаемость. Лексическая избыточность.
Плеоназм и тавтология. Неоправданное употребление слов с различной
стилистической окраской. Стилистические функции синонимов. Смешение
паронимов.
Лексические средства выразительности (1ч)
Тропы. Эпитеты. Сравнение. Метафора. Олицетворение. Метонимия.
Синекдоха. Аллегория. Гипербола. Литота. Перифраза. Ирония. Оксюморон.
Фразеологическое богатство русского языка (1)

3

Фразеологическое богатство русского языка. Речевые ошибки, связанные с
употреблением фразеологизмов. Фразеологические словари русского языка.
Морфологические нормы (1ч)
Морфология и культура речи. Род несклоняемых существительных.
Формообразование имен существительных и прилагательных. Склонение и
особенности сочетаемости имен числительных. Словари трудностей русского языка.
Синтаксические нормы (2ч)
Особенности согласования подлежащего и сказуемого. Согласование
определений и приложений. Некоторые случаи управления. Правильное построение
предложений. Ошибки при употреблении однородных членов, причастных и
деепричастных оборотов. Стилистические ошибки при построении сложных
предложений.
Выразительные возможности русского синтаксиса (1ч)
Градация. Антитеза. Парцелляция. Риторический вопрос. Риторическое
восклицание.
2. Планируемые результаты освоения элективного курса «Культура речи»
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство
ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам.
4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного
отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции.

4

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
6. Осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть),
выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы
в ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого),
самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности;
понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать
оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с
учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и
условиям общения;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями
других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения
другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения
собственных эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения
групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

5

- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по
её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов
команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
представлению отчёта перед группой.
Познавательные УУД
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц,
языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц
(явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа,
классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных
и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов,
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с
разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и
выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в
языковом образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и
желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений
других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

6

- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование
по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать
информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с
точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и
усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и
дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы
и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание
благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа,
выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

7

- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративного материала.
Предметные результаты
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, говорения и

письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного общения.
2. Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и
творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
3. Использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
4. Расширение и систематизация научных знаний о русском языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц.
5. Обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение
объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
6. Овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
стремление к речевому самосовершенствованию.
7. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Обучающийся научится:
 Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка,
• владеть навыками работы с лингвистическими словарями и другими
информационными источниками;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с
пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
• редактировать письменные тексты с соблюдением норм современного русского
литературного языка и речевого этикета;
• опознавать средства выразительности и основные виды тропов.
Выпускник получит возможность научиться:

8

• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения нормативного
(правильного) и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать изобразительно-выразительные средства речевые
средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,
мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную
позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта.
Тематическое планирование
№
п/п

Название тем программы
Всего

1

Понятие «культура речи»

1

2

Языковая норма

1

3

Особенности и функции
русского ударения
Орфоэпические словари
русского языка
Акцентологические нормы

1

4
5

Нормы произношения
отдельных звуков и их
сочетаний
7 Выразительные средства
фонетики
8 Лексические нормы и
лексические ошибки
9 Толковые словари русского
языка
10 Смешение паронимов
6

1

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

11 Лексические средства
1
выразительности
12 Фразеологическое богатство 1
русского языка
13 Морфологические нормы
1
14 Синтаксические нормы

Количество часов
Контроль
Практиче
ные
ские
работы
работы

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

9

15 Ошибки при построении
предложений
16 Выразительные
возможности русского
синтаксиса
17 Резерв

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1
1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».