РП Культура общения 9

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
для учащихся 9 класса

Составитель: Колесникова Н.В., педагогбиблиотекарь высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия №
41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Современные стандарты российского образования называют развитие коммуникативной компетенции учащихся важнейшей задачей обучения, приобретающую особую значимость в условиях информационного общества. Элективный курс «Культура
общения» призван способствовать решению данной задачи и направлен на развитие
коммуникативных способностей и умений учащихся, на развитие речевого потенциала личности.
Основу содержания данного курса составляет коммуникативный и этический
аспекты культуры речи, рассматривающие вопросы отбора и употребления языковых
средств в процессе речевого общения, а также применения правил речевого поведения
в конкретных ситуациях общения. В целом элективный курс ориентирован на более
глубокое ознакомление учащихся с правилами и законами успешного, эффективного
речевого общения, овладения ими определенными технологиями и моделями коммуникативного взаимодействия, способствующими личностному развитию и социальной
адаптации.
Основная цель курса – развитие коммуникативной компетенции учащихся,
включающей владение теорией и практикой речевого общения.
Теоретический материал элективного курса содержит сведения о словесных и
невербальных средствах общения, национальных особенностях речевого этикета, о
приемах повышения эффективности речевой коммуникации, моделях речевого поведения в различных ситуациях общения. Практический материал курса ориентирован
на овладение учащимися определенными приемами и технологиями речевого общения.
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 17 часов учебных занятий.
1. Содержание элективного курса «Культура общения»
Общение (1ч)
Сущность и функции общения. Виды общения. Понятие культуры общения, ее составляющие. Условия эффективного общения.
Культура общения в современном мире (2ч)
Отличительные черты и особенности общения в современном обществе. Актуальные проблемы культуры речи и общения. Широкое распространение заимствованных
слов. Жаргонизация. Сквернословие.
Искусство ведения беседы и спора (2)
Основы мастерства светской беседы и беседы с незнакомым человеком. Виды спора. Приемы ухода от спора. Ведение спора. Уловки в споре. Аргументы к личности
оппонента, к слушателям.
Конфликтное общение (2ч)
Конфликтогенные факторы речевого поведения. Способы речевого поведения,
предотвращающие или смягчающие конфликт. Способы выражения порицания и
принципы реагирования на критику.

3

Искусство комплимента (2ч)
Комплимент, похвала, лесть. Виды комплиментов. Основные правила создания
комплимента. Условия успешности комплимента.
Слушание (2ч)
Слушание как процесс речевой деятельности. Уровни понимания содержания информации. Виды слушания: активное и пассивное, критическое и эмпатическое, рефлексивное и нерефлексивное. Приемы и техника эффективного слушания. Активное
слушание: основные принципы, цели использования. Приемы активного слушания.
Перефразирование. Отражение чувств. Я-высказывание.
Невербальное общение (2ч)
Основные свойства и функции языка внешнего вида. Язык телодвижений и жестов.
Речевой этикет (1ч)
История речевого этикета. Назначение речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Русский речевой этикет. Этикетные речевые средства. Употребление этикетных формул обращения, приветствия, прощания, просьбы, благодарности,
поздравления, извинения. Этикетные ошибки, причины их возникновения.
Основы успеха публичного выступления (2ч)
Психологические особенности восприятия устной речи. Качества, необходимые
оратору. Приемы привлечения и удержания внимания аудитории. Оценка выступления. Прославленные ораторы древности и современности о слагаемых успеха публичного выступления.
2. Планируемые результаты освоения элективного курса «Культура общения»
Личностные результаты
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и
государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям,
языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность к осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем
на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

4

4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку,
его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность
и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
6. Осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических
культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных
видах искусства;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в
ходе его реализации;
- делать выбор и брать ответственность за решение.
- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи,
и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку
приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и
условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;
- осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
- признавать своё и чужое право на ошибку;
- принимать себя и других, не осуждая;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

5

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);
- выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему
направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять
сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.
Познавательные УУД
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;
- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными
типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая
оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом
образовании;
формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по
установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных
связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
лингвистического исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения
об их развитии в новых условиях и контекстах.
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

6

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;
- использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки
зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения
необходимой информации с целью решения учебных задач;
- использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации
информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Коммуникативные УУД
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков;
- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику
и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.
Предметные результаты
1. Совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
2.Понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования.
3. Расширение и систематизация научных знаний о русском языке.
4. Обогащение активного и потенциального словарного запаса учащихся, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения.
5. Овладение нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в
речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

7

6. Формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
Обучающийся научится:
• владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
• участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости
от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
• создавать и редактировать письменные и устные тексты разных стилей и жанров
с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
понимать основные условия и законы успешной коммуникативной деятельности;
использовать основные средства, приемы и способы общения, повышающие эффективность речевого взаимодействия;
анализировать и оценивать степень эффективности общения, определять причины
коммуникативных удач и неудач;
 осуществлять выбор необходимых для конструктивного общения
языковых
средств и приемов;
 создавать ситуативно уместные речевые тексты (высказывания), отвечающие
требованиям культуры речевого взаимодействия, с учетом речевой ситуации,
целей и других факторов общения;
 применять правила и приемы эффективного речевого взаимодействия в различных ситуациях общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
• оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
• опознавать различные выразительные средства языка;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей
деятельности;
• участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
• самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Тематическое планирование
№
п/п

Название тем программы
Всего

Количество часов
КонПрактитрольные
ческие
работы
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

8

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

4

Сущность, функции и виды
общения
Культура общения в современном мире
Актуальные проблемы культуры речи и общения
Речевой портрет личности

5

Искусство ведения беседы

1

6

Искусство ведения спора

1

7

Конфликтное общение

1

8

Приёмы речевого поведения, предотвращающие или
смягчающие конфликт
Искусство комплимента

1

1
2
3

9

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034

1

10 Слушание как процесс рече- 1
вой деятельности
11 Приемы и техника эффек- 1
тивного слушания
12 Невербальное общение
1

1

13 Язык жестов

1

1

14 Речевой этикет

1

15 Основы успеха публичного 1
выступления
16 Приемы привлечения и 1
удержания внимания аудитории.
17 Резерв
1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413034


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».