Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ТЕКСТ: ОТ ЗАМЫСЛА К СОЗДАНИЮ» для учащихся 11 класса Составители: Суслова Т.Д., Гевел Н.А., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по выбору «Текст: от замысла к созданию» для 11 класса составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося и выпускника предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Цель курса: развитие у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности. Программа учебного курса «Текст: от замысла к созданию» предназначена для учащихся 11 класса и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю. Содержание учебного курса «Текст: от замысла к созданию» Введение (1 ч.) Цели и задачи курса Сочинение по литературе (12 ч.) Требования к написанию сочинения по литературе Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации. Структурные особенности сочинения. Виды вступлений. Виды заключений. Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. Сочинение – рассуждение по заданной проблеме Проблема текста и позиция автора (6 ч) 3 Типы проблем. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Отражение позиции автора исходного текста. Комментарий к проблеме (6 ч) Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (2 ч) Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора. Типичные ошибки аргументации. Композиция сочинения (2 ч) Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Речевое оформление сочинения (1 ч) Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. Практика (3 ч) Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные результаты 1. Ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы. 2. Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью. 3. Российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите. Формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения. 4 4. Гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; 5. Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению. 6. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в 5 отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; Коммуникативные универсальные учебные действия - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных) языковых средств; - распознавать и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты 1. Использование языковых средств адекватно цели общения и речевой ситуации. 2. Использование знаний о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов. 3. Создание устных и письменных высказываний, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения). 4. Выстраивание композиции текста, используя знания о его структурных элементах. 5. Использование языковых средств в зависимости от типа текста. 6. Правильное использование лексических и грамматических средств связи предложений при построении текста; 7. Создание устных и письменных текстов разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; 8. Анализ текста с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль Обучающийся научится: распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; 6 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; Тематическое планирование № п/п Тема урока Всего 1 2 Электронные цифровые образовательные ресурсы Количество часов Введение Сочинение по литературе. Требования к написанию. 1 1 Контро льные работы Практи ческие работы 7 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Тематические направления. Рекомендуемый список литературы для использования в аргументации. Структурные особенности сочинения. Виды вступлений. Виды заключений. Фактические ошибки. Речевые ошибки. Грамматические ошибки Учимся формулировать тезис. Учимся формулировать тезис. Учимся аргументировать. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения. Практическое занятие по написанию сочинениярассуждения Практическое занятие по написанию сочинениярассуждения 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 1 1 1 1 1 13 Анализ ошибок, допущенных в сочинениирассуждении 1 14 Требования к написанию сочинения 1 15 16 Проблема текста. Типы проблем. Варианты формулировок проблем Авторская позиция в художественном тексте. Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 8 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Автор и рассказчик. Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Практикум Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Практикум Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора. 1 1 3034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 9 28 29 30 31 32 33 34 Типичные ошибки аргументации. Основные средства связи между предложениями в тексте. Виды и формы вступления. Виды заключения. Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. Практическое занятие по написанию сочинениярассуждения Практическое занятие по написанию сочинениярассуждения Итоговое повторение 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 3034