Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «СОЧИНЕНИЕ – ЭТО ПРОСТО» для учащихся 10 класса Составители: Конькова М.В., Гевел Н.А., учителя русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса по выбору «Сочинение – это просто» для 10 класса составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации Обоснование программы. Научить писать сочинение, а особенно сочинениерассуждение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовывал себя. Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся, но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося предельной сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать свои мысли. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном. Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное редактирование, культура речи. Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный курс. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести аргументы, подтверждающие их точку зрения. Тексты, представленные для работы и анализа, обладают актуальной тематикой, особенной эстетичностью, экспрессивностью и оригинальностью. Поэтому элективный курс по русскому языку предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа тесно связана с основным курсом обучения русскому языку. Цель курса: формирование у обучающихся ключевых коммуникативных компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; подготовка к написанию сочинения-рассуждения. Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих: 3 примеры из литературных произведений, в которых использованы изобразительные возможности лексики; высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке; лингвистические справки о происхождении терминов; определение новых понятий; создание «банка аргументов». Программа учебного курса «Сочинение – это просто» предназначена для учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю. Содержание учебного курса Введение. (5 ч) Цели и задачи изучаемого курса. Подготовка к сочинению. Умения, проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы. Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной работе выпускника. Проблема текста. (4 ч) Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Виды вступлений. Оформление начала сочинения. Авторская позиция. (8 ч) Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных работах выпускников. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Комментарий к позиции автора. (8ч) Комментарий к сформулированной позиции автора исходного текста. Способы комментария проблемы. Типы информации в тексте. Способы отсылки к тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Виды аргументов. Структура обоснования своего отношения к позиции автора. Типичные ошибки аргументации Композиция сочинения. (1 ч) Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. Речевое оформление сочинения (3 ч) Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Фактические ошибки. Практика (5 ч) 4 Планируемые результаты освоения элективного курса Личностные результаты - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; – готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; – принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; – российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; – уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); – формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; – воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. – гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; 5 – мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; – готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; – приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; – готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. – нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; – принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; – способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; – формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); – развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. – готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 6 – положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. – уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, – осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; – готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; – потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; – готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. – физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; – оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; – выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; – организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; 7 – критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; – использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; – находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. Коммуникативные универсальные учебные действия – осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; – при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); – координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; – развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; – распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты – использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; – использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов; – создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения); 8 – выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах; – подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; – правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста; – создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста; – сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; – использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); – анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; – извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; – преобразовывать текст в другие виды передачи информации; – выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления; – соблюдать культуру публичной речи; – соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; – оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; – использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. – распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними; – анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; – комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); – отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; 9 – использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; – иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания; – выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; – дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; – проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; – сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; – владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; – создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; – соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; – соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; – соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения; – осуществлять речевой самоконтроль; – совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; – использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; – оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Тематическое планирование № п/ п 1 2. Тема урока Введение Знакомство с Количество часов Контр ольны Практи Все е ческие го работ работы ы 1 1 Электронные цифровые образовательные ресурсы 10 критериями сочинения 3 Виды вступлений 4 Практическое занятие по написанию различных видов вступлений к сочинениям по публицистическим и художественным текстам Практическое занятие по написанию различных видов вступлений к сочинениям по публицистическим и художественным текстам Текст: тема, идея, проблема текста 5 6 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 7 Типы проблем. 1 Варианты формулировок проблем Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 8 Типы проблем. 1 Варианты формулировок проблем 9 Типы проблем. 1 Варианты формулировок проблем 10 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. 1 11 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. 1 12 Авторская позиция в художественном тексте. Автор и рассказчик. 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 11 13 Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. 1 14 Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). 1 15 Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Практикум 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 16 Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Практикум 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 17 Типовые конструкции (клише) для выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции автора (рассказчика). Практикум 1 1 18 Выражение несогласия с позицией автора 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 19 Типы информации в тексте. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 12 20 Способы отсылки к тексту. 1 21 Смысловая связь между примерами. 1 22 Типовые конструкции (клише) для комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Практикум 1 1 23 Практическое занятие по написанию фрагмента сочинения по изученным позициям Типичные ошибки аргументации. 1 1 25 Основные средства связи между предложениями в тексте. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 26 Виды заключения. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 27 Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 28 Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Логические ошибки. Фактические ошибки. 1 24 29 30 Практическое занятие по работе с различными текстами и написанию сочинения в формате ЕГЭ Практическое занятие по работе с Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1 1 1 1 Библиотека ЦОК 13 31 различными текстами и написанию сочинения в формате ЕГЭ Композиция 1 сочинения. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение, типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение. 32 Практическое занятие по написанию сочинения 1 33 Практическое занятие по написанию сочинения 1 34 Повторение и обобщение 1 https://m.edsoo.ru/7f41bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41bacc 1