РП Сочинение - это просто 10

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«СОЧИНЕНИЕ – ЭТО ПРОСТО»
для учащихся 10 класса

Составители: Конькова М.В., Гевел
Н.А., учителя русского языка и
литературы высшей
квалификационной категории МАОУ
«Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по выбору «Сочинение – это просто» для
10 класса составлена на основе требований к результатам освоения ООП СОО,
представленных в ФГОС СОО, а также Федеральной программы воспитания, с
учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской
Федерации
Обоснование программы. Научить писать сочинение, а особенно сочинениерассуждение – одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык
необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или
искусства он в будущем ни реализовывал себя.
Сочинение – не только один из самых трудных видов деятельности учащихся,
но и, по мнению большинства учителей, одна из самых трудных письменных форм
мониторинга в системе обучения русскому языку и литературе, контроля овладения
учащимися навыками связной речи. Оно требует от обучающегося предельной
сосредоточенности, умения чётко образно и грамотно излагать, аргументировать
свои мысли.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует
литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и
волнует. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить
свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Особенность содержания данного курса состоит в том, что он не отражает
какого-либо одного специального раздела науки о языке. Этот курс строится на
развитии связной речи и опирается на данные таких филологических дисциплин и
прикладных предметов, как литературоведение, стилистика, литературное
редактирование, культура речи.
Развивать дар слова, составлять тексты разных жанров поможет элективный
курс. Учебно-исследовательская деятельность учащихся на занятиях поможет им
выразить свою позицию по теме, предложенной на экзамене, привести
аргументы, подтверждающие их точку зрения. Тексты, представленные для работы и
анализа, обладают актуальной тематикой,
особенной эстетичностью,
экспрессивностью и оригинальностью. Поэтому элективный курс по русскому языку
предназначен для учащихся, проявляющих особый интерес к филологии. Программа
тесно связана с основным курсом обучения русскому языку.
Цель курса: формирование у обучающихся ключевых коммуникативных
компетентностей, необходимых для успешной социализации личности; подготовка
к написанию сочинения-рассуждения.
Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический
материал постигается учащимися путем выполнения заданий, содержащих:

3


примеры из литературных произведений, в которых использованы
изобразительные возможности лексики;

высказывания выдающихся людей, размышляющих о языке;

лингвистические справки о происхождении терминов;

определение новых понятий;

создание «банка аргументов».
Программа учебного курса «Сочинение – это просто» предназначена для
учащихся 10 класса и рассчитана на 34 часа: 1час в неделю.
Содержание учебного курса
Введение. (5 ч)
Цели и задачи изучаемого курса. Подготовка к сочинению. Умения,
проверяемые на коммуникативном уровне выполнения экзаменационной работы.
Исходные тексты, их характеристика. Информационная насыщенность текстов
предыдущих лет. Жанровое многообразие сочинений. Требования к письменной
работе выпускника.
Проблема текста. (4 ч)
Виды проблем. Способы формулировки проблемы. Анализ текстов и
проблем экзаменационных работ предыдущих лет. Виды вступлений. Оформление
начала сочинения.
Авторская позиция. (8 ч)
Отражение авторской позиции в тексте. Требования к формулировке позиции
автора в письменной работе. Анализ оформления авторской позиции в письменных
работах выпускников. Автор и рассказчик. Типовые конструкции (клише) для
выражения авторской позиции. Типичные ошибки при формулировании позиции
автора (рассказчика).
Комментарий к позиции автора. (8ч)
Комментарий к сформулированной позиции автора исходного текста.
Способы комментария проблемы. Типы информации в тексте. Способы отсылки к
тексту. Смысловая связь между примерами. Типовые конструкции (клише) для
комментирования проблемы. Введение цитат в текст сочинения. Виды аргументов.
Структура обоснования своего отношения к позиции автора. Типичные ошибки
аргументации
Композиция сочинения. (1 ч)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.
Логические ошибки, их характеристика и предупреждение. Абзацное членение,
типичные ошибки в абзацном членении письменной работы, их предупреждение.
Речевое оформление сочинения (3 ч)
Грамматические ошибки. Речевые ошибки. Фактические ошибки.
Практика (5 ч)

4

Планируемые результаты освоения элективного курса
Личностные результаты
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию
позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить
жизненные планы;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную
позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и
настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и
достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
– принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни,
бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и
психологическому здоровью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности
в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению
Отечеству, его защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации.
– гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности,
уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности,
готового к участию в общественной жизни;

5

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и
общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений,
затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах
общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой
деятельности;
– приверженность
идеям
интернационализма,
дружбы,
равенства,
взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному
достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
– готовность
обучающихся
противостоять
идеологии
экстремизма,
национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным,
религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным
явлениям.
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности
и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к
людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
– формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
– экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным
богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов
на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние
природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое
отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной деятельности;

6

– положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства),
интериоризация традиционных семейных ценностей.
– уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей
собственности,
– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации
собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым
достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным
видам трудовой деятельности;
– готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних
обязанностей.
– физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие
обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми
безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в
деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на
соображениях этики и морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее
целью.
Познавательные универсальные учебные действия
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе,
осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задачи;

7

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и
суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в
отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного
развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный
поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая
ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со
взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами),
подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений
результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт и т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты
– использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
– использовать знания о формах русского языка (литературный язык,
просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)
при создании текстов;
– создавать устные и письменные высказывания, монологические и
диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности
(описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы,
конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты,
доклады, сочинения);

8

– выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных
элементах;
– подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и
выбранного профиля обучения;
– правильно использовать лексические и грамматические средства связи
предложений при построении текста;
– создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с
функционально-стилевой принадлежностью текста;
– сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при
создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
– использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с
полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным
извлечением информации);
– анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной
и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
– извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить
ее в текстовый формат;
– преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
– выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного
выступления;
– соблюдать культуру публичной речи;
– соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические,
грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы
русского литературного языка;
– оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым
нормам;
– использовать основные нормативные словари и справочники для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым
нормам.
– распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть
взаимосвязь между ними;
– анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства,
использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
– комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о
богатстве и выразительности русского языка);
– отличать язык художественной литературы от других разновидностей
современного русского языка;

9

– использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного
выражения мысли и усиления выразительности речи;
– иметь представление об историческом развитии русского языка и истории
русского языкознания;
– выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с
правилами ведения диалогической речи;
– дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и
неизвестную информацию в прослушанном тексте;
– проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации,
отбирать и анализировать полученную информацию;
– сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального
стиля;
– владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и
прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций,
рефератов;
– создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
– соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
– соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной
форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
– соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебнонаучной и официально-деловой сферах общения;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на
основе знаний о нормах русского литературного языка;
– использовать основные нормативные словари и справочники для расширения
словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
– оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
(в том числе художественной литературы).
Тематическое планирование
№
п/
п

1
2.

Тема урока

Введение
Знакомство с

Количество часов
Контр
ольны Практи
Все
е
ческие
го
работ
работы
ы
1
1

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

10

критериями сочинения
3

Виды вступлений

4

Практическое занятие
по написанию
различных видов
вступлений к
сочинениям по
публицистическим и
художественным
текстам
Практическое занятие
по написанию
различных видов
вступлений к
сочинениям по
публицистическим и
художественным
текстам
Текст: тема, идея,
проблема текста

5

6

1
1

1

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

7

Типы проблем.
1
Варианты
формулировок проблем

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

8

Типы проблем.
1
Варианты
формулировок проблем

9

Типы проблем.
1
Варианты
формулировок проблем

10

Авторская позиция в
художественном
тексте. Автор и
рассказчик.

1

11

Авторская позиция в
художественном
тексте. Автор и
рассказчик.

1

12

Авторская позиция в
художественном
тексте. Автор и
рассказчик.

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

11

13

Типовые конструкции
(клише) для
выражения авторской
позиции.

1

14

Типичные ошибки при
формулировании
позиции автора
(рассказчика).

1

15

Типовые конструкции
(клише) для
выражения авторской
позиции. Типичные
ошибки при
формулировании
позиции автора
(рассказчика).
Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

16

Типовые конструкции
(клише) для
выражения авторской
позиции. Типичные
ошибки при
формулировании
позиции автора
(рассказчика).
Практикум

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

17

Типовые конструкции
(клише) для
выражения авторской
позиции. Типичные
ошибки при
формулировании
позиции автора
(рассказчика).
Практикум

1

1

18

Выражение несогласия
с позицией автора

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

19

Типы информации в
тексте.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

12

20

Способы отсылки к
тексту.

1

21

Смысловая связь
между примерами.

1

22

Типовые конструкции
(клише) для
комментирования
проблемы. Введение
цитат в текст
сочинения. Практикум

1

1

23

Практическое занятие
по написанию
фрагмента сочинения
по изученным
позициям
Типичные ошибки
аргументации.

1

1

25

Основные средства
связи между
предложениями в
тексте.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

26

Виды заключения.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

27

Грамматические
ошибки. Речевые
ошибки. Логические
ошибки. Фактические
ошибки.

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

28

Грамматические
ошибки. Речевые
ошибки. Логические
ошибки. Фактические
ошибки.

1

24

29

30

Практическое занятие
по работе с
различными текстами
и написанию
сочинения в формате
ЕГЭ
Практическое занятие
по работе с

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1

1

1

1

Библиотека ЦОК

13

31

различными текстами
и написанию
сочинения в формате
ЕГЭ
Композиция
1
сочинения. Смысловая
цельность, речевая
связность и
последовательность
изложения. Логические
ошибки, их
характеристика и
предупреждение.
Абзацное членение,
типичные ошибки в
абзацном членении
письменной работы, их
предупреждение.

32

Практическое занятие
по написанию
сочинения

1

33

Практическое занятие
по написанию
сочинения

1

34

Повторение и
обобщение

1

https://m.edsoo.ru/7f41bacc

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41bacc

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».