Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ЖИВАЯ КЛАССИКА» для учащихся 10 класса Составитель: Гевел Н.А., учитель высшей квалификационной категории русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Пояснительная записка Данный учебный курс по выбору рассматривает художественные тексты произведений XIX века в единстве формы и содержания с выявлением различных средств воплощения авторской идеи в произведении (приёмы художественной выразительности, поэтические тропы, детали, ремарки). В процессе многоаспектной работы с текстом совершенствуются навыки учащихся по литературоведческому анализу художественного произведения, расширяется круг изучаемых произведений малых форм, детализируется и конкретизируется изучение крупных произведений, что позволяет старшеклассникам подготовиться к экзаменам. Работа по анализу текста организуется учителем как исследовательская деятельность. По учебному плану на изучение учебного курса «Живая классика» в 10 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Цель изучения данного учебного курса в 10 классе – повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, формирование умения вдумчиво читать, анализировать и интерпретировать литературное произведение с учётом специфики искусства слова, умение строить речевое высказывание в письменной и устной форме, вести дискуссию, соотнося различные точки зрения. Содержание курса средство художественного Искусство как действительности. Традиционные мотивы русской литературы. Интерпретация художественного произведения. Проблематика произведения. Прием как способ выражения авторской позиции. Мотив в литературе. Художественный образ. Анализ эпизода. Подведение итогов. исследования Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные - формирование ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению 3 индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов; - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры; - умение контролировать процесс и результат учебной деятельности; чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности. метапредметные Метапредметные результаты Регулятивные УУД самостоятельно определять цели, планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации; предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик; составлять план и последовательность действий; организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; 4 осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения; сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. обучающиеся получат возможность научиться: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учѐтом конечного результата; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий. Познавательные УУД самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать общие приѐмы решения задач; применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; осуществлять смысловое чтение; самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем; понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; находить в различных источниках информацию и представлять еѐ в понятной форме; устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения; критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач; 5 интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ); оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности); находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. Коммуникативные УУД организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения; разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. обучающиеся получат возможность научиться: осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за еѐ пределами); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; развѐрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации; 6 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения; правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при устного суждения; сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения; использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, знакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); анализировать текст с точки зрения наличия в нѐм явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль; извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат; преобразовывать текст в другие виды передачи информации; соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка; оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам; использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам. анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка); отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка; использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи; выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи; дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте; проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию; 7 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля; владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; создавать отзывы и рецензии на предложенный текст; соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма; соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально деловой сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка; использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств; оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы). Тематическое планирование № п/ п 1 2 3 4 Тема урока Искусство как средство исследования действительности Искусство медленного чтения на материале драмы Пушкина «Борис Годунов.» Гений и злодейство (Маленькая трагедия Пушкина «Моцарт и Сальери» «Ужели ты не смеёшься?» (Над Количество часов Контроль Всег ные о работы Практиче ские работы Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 1 8 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 чем смеется Моцарт?) «Спою вам гимн я в честь чумы…» (Проблематика маленькой трагедии А.С.Пушкина «Пир во время чумы»). Художественные открытия Пушкина в «Сказке о рыбаке и рыбке» Завещание Пушкина в «Сказке о золотом петушке» Образ метели в литературе Способы выражения авторской позиции (На примере романа Тургенева "Отцы и дети") Тургенев - мастер психологического пейзажа (На примере романа "Отцы и дети") Тема отцов и детей в русской литературе Две точки зрения на предмет в романе Гончарова «Обломов» Символика еды в романе "Обломов" Сон как ключевой мотив русской литературы 19 в Образ «постылого дома» Русская провинция Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 1 1 1 1 1 1 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 9 17 у Островского Тютчев - поэт небесных и душевных бездн 1 18 Образ дороги в произведениях Некрасова 1 19 Своеобразие лирического я у Фета 1 20 Глубины души человеческой . Открытия Достоевского 1 21 Первая глава как увертюра ко всему роману (Достоевский «Преступление и наказание» 1 22 Что читают герои романа «Преступление и наказание» 1 23 Символика цвета в романе "Преступление и наказание" 1 24 Анализ эпизода чтения Евангелия в романе 1 25 Идейнохудожественная роль сна. Сны Раскольникова 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 10 26 Рассказ Толстого "Три смерти" как ключ к осмыслению художественного мира Толстого19 1 27 Мысль "семейная" у Толстого 1 28 "Что есть красота?" Женские образы в романе-эпопее Толстого "Война и мир" 1 29 Сон Пети Ростова и сон Пьера 1 30 Дуэль как ключевой мотив русской литературы 31 Чичиков, Штольц, Лопахин. Образы деловых людей в русской литературе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc Обзор прозы Чехова 32 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f41 bacc 1 33 Мастерство художественной детали в рассказах и повестях Чехова 1 34 Итоговое повторение 1