Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ» для учащихся 9 класса Составители: Брежестовская И.А., Куликова Е.В., Путинцева Л.А., учителя истории и обществознания высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 Содержание курса Место права в системе социального регулирования. Основные функции права. Механизм правового регулирования. Эффективность права. Правой статус личности. Понятие прав и свобод человека. Гражданство Российской Федерации. Понятие преступления. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.Понятие коррупции. Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность. Право на образование. Права и обязанности участников образовательного процесса. Семейные правоотношения. Права, обязанности и ответственность членов семьи.Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу. Трудоустройство и занятость. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание. Заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Принципы гражданского процесса. Производство по делам об административных правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров. Избирательное право. Избирательный процесс. Юридическая деятельность, профессиональное образование. Профессиональная этика. Представление результатов творческих заданий («правовой марафон»). Планируемые результаты освоения курса Личностные результаты: - мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; - заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями. Метапредметные результаты: - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; 3 - способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; - овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; - умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) подкрепление изученных положений конкретными примерами; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Изучение данного элективного курса способствует формированию готовности и способности к выбору направления профильного образования, т.к. происходит • целенаправленное формирование интереса к правовым областям знания и видам деятельности; • приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности. Предметные результаты: - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; - знание прав и обязанностей, ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмов реализации и способов защиты прав человека и гражданина в России, форм и процедур избирательного процесса в России; - знание основных направлений государственной антикоррупционной политики; - умение разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в различных сферах жизни общества; - умения находить нужную правовую информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правовые термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, 4 систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку правовым явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; o приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность; - понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; - знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов; - знакомство со спецификой основных юридических профессий. В результате изучения элективного курса обучающийся научится: - характеризовать порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, порядок призыва на военную службу; - объяснять условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы; - различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; - приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; - применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизнидля: - поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью; - анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации; - выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; - изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права; - решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций). Тематическое планирование № 1 Тема занятия Роль права в жизни человека Количество Ресурсы часов 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebc358 2 Права и свободы человека и гражданина 1 3 Практикум «Я - гражданин РФ» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc 4 Преступление и наказание 1 5 5 Право на образование 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcf24 6 Права детей в семье 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebd74e 1 8 Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем Воинская обязанность гражданина РФ 9 Что нужно знать, устраиваясь на работу? 1 10 Судопроизводство в РФ 1 7 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebcf24 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1676fd70 11 Практикум «Судопроизводство в РФ» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/3425c32d 12 Ты - будущий избиратель 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/1df50eca 13 Учебная игра «Выборы» 1 14 Умеем ли мы заполнять документы? 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/c6dc3e73 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/bf4ba436 15 Юридические профессии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/04e77306 16 Семинар «Юридические профессии» 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/04e77306 17 Итоговое повторение 1 Итого 17