РП Основы правовых знаний 9

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ»
для учащихся 9 класса

Составители: Брежестовская
И.А., Куликова Е.В.,
Путинцева Л.А., учителя
истории и обществознания
высшей квалификационной
категории МАОУ «Гимназия
№ 41»

Новоуральск
2024

2

Содержание курса
Место права в системе социального регулирования. Основные функции права.
Механизм правового регулирования. Эффективность права.
Правой статус личности. Понятие прав и свобод человека. Гражданство Российской
Федерации.
Понятие преступления. Ответственность несовершеннолетних. Защита прав
обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовном процессе.Понятие коррупции.
Противодействие коррупции. Коррупционные правонарушения: виды, ответственность.
Право на образование. Права и обязанности участников образовательного
процесса.
Семейные правоотношения. Права, обязанности и ответственность членов
семьи.Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем.
Воинская обязанность и право на альтернативную гражданскую службу.
Трудоустройство и занятость. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание.
Заключения и расторжения трудовых договоров. Рабочее время и время отдыха.
Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Принципы гражданского процесса. Производство по делам об административных
правонарушениях. Органы и способы рассмотрения административных споров.
Избирательное право. Избирательный процесс.
Юридическая деятельность, профессиональное образование. Профессиональная
этика.
Представление результатов творческих заданий («правовой марафон»).
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и
процветании своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; убежденности в важности для
общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед
нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты:
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от
постановки цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных
позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;

3

- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на занятиях и в доступной социальной практике,
на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу,
из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно
познавательной и коммуникативной ситуации;
6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в
окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Изучение данного элективного курса способствует формированию готовности и
способности к выбору направления профильного образования, т.к. происходит
• целенаправленное формирование интереса к правовым областям знания и видам
деятельности;
• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и
профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей,
личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.
Предметные результаты:
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание
их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- знание прав и обязанностей, ответственности гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, работника, супруга); механизмов реализации и
способов защиты прав человека и гражданина в России, форм и процедур избирательного
процесса в России;
- знание основных направлений государственной антикоррупционной политики;
- умение разграничивать коррупционные и схожие некоррупционные явления в
различных сферах жизни общества;
- умения находить нужную правовую информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные правовые термины и
понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать,

4

систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными
знаниями); давать оценку правовым явлениям с позиций одобряемых в современном
российском обществе социальных ценностей; o приверженность гуманистическим и
демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации,
позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать
факты, аргументы, оценочные суждения;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
- знакомство со спецификой основных юридических профессий.
В результате изучения элективного курса обучающийся научится:
- характеризовать порядок заключения и расторжения брачного контракта,
трудового договора, порядок призыва на военную службу;
- объяснять условия приобретения гражданства; особенности прохождения
альтернативной гражданской службы;
- различать виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов,
адвокатуры, нотариата, прокуратуры;
- приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;
- применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки
зрения их соответствия законодательству Российской Федерации, выработки и
доказательной аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях
с использованием нормативных актов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизнидля:
- поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в
надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
- выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом;
- изложения и аргументации собственных суждений с точки зрения права;
- решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).
Тематическое планирование
№
1

Тема занятия
Роль права в жизни человека

Количество
Ресурсы
часов
1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebc358

2

Права и свободы человека и гражданина

1

3

Практикум «Я - гражданин РФ»

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc

4

Преступление и наказание

1

5

5

Право на образование

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebcf24

6

Права детей в семье

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebd74e

1

8

Защита прав несовершеннолетних при
совершении сделок с жильем
Воинская обязанность гражданина РФ

9

Что нужно знать, устраиваясь на работу?

1

10

Судопроизводство в РФ

1

7

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebcf24

1
Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/1676fd70

11

Практикум «Судопроизводство в РФ»

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/3425c32d

12

Ты - будущий избиратель

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/1df50eca

13

Учебная игра «Выборы»

1

14

Умеем ли мы заполнять документы?

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/c6dc3e73

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/bf4ba436

15

Юридические профессии

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/04e77306

16

Семинар «Юридические профессии»

1

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/04e77306

17

Итоговое повторение

1

Итого

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».