РП Географический практикум 9

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
для учащихся 9 класса

Составители: Кочурова Э.Н.,
Михневич Т.В., учителя
географии первой и высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Учебный курс по выбору «Географический практикум» предназначен
для учащихся 9-х классов и рассчитан на 17 часов изучения.
Цель курса: эффективное повторение и подготовка школьника по
предмету.
Задачи курса:
- расширить предметные знания по основным разделам учебного
предмета «География»;
- систематизировать и закрепить знания по географии за курс основной
школы,
- отработать навыки выполнения различных практических заданий за
курс школьной географии;
- научиться выполнять разные типы заданий, соответствующих
кодификатору экзаменационных заданий формата ОГЭ по географии.
Общая характеристика курса.
Содержание курса «Географический практикум» построено таким
образом, чтобы эффективно повторить основной материал школьного
предмета. Уделяется внимание аспекту, как учить и как делать. Усвоив
общий алгоритм выполнения того или иного типа заданий, учащийся сможет
найти способ их решения вне зависимости от особенностей содержания.
Например, если школьник научился устанавливать последовательность, то он
без труда справится сразу с несколькими заданиями.
Для учащихся составлены задания, сгруппированные по видам
проверяемых на экзамене умений и способов действий, приведены понятные
алгоритмы их выполнения. Данный элективный курс поможет сформировать
стойкие навыки, необходимые для выполнения экзаменационной работы,
избежать ошибок и сделать самостоятельную подготовку простой и
эффективной.
Каждый раздел содержит описание заданий, алгоритм выполнения,
информацию о том, сколько времени потребуется на выполнение, какой
уровень сложности, каков максимальный балл оценивания, а также включает
подробный разбор заданий-примеров с пояснениями, тренировочные
задания, их решения и ответы к ним.
Изучение данного учебного курса позволит учащимся с большим
интересом относиться к школьному курсу географии как необходимому
фундаменту для формирования практических навыков, дающих большие
возможности приобретения современных профессий. Кроме того, навыки,

3

полученные при обучении на данном элективном курсе, повысят уровень
подготовки учащихся к итоговым аттестациям по географии.
Основные идеи курса:
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Содержание учебного курса
Введение.
1.
Ориентирование на местности. Азимут. Горизонтали.
Планы местности. Условные знаки. Масштаб. Виды масштаба.
Способы определения расстояний на местности. Азимут. Изображение на
планах местности неровностей земной поверхности. Абсолютная и
относительная высоты. Ориентирование по плану местности: стороны
горизонта.
Практическая работа: Определение направлений и расстояний по плану
местности.
2.
План. Составление плана.
Разнообразие планов (план города, туристические планы, военные,
исторические и транспортные планы, планы местности в мобильных
приложениях) и области их применения.
Практическая работа: Составление плана местности.
3.
Сетка координат. Широта и долгота.
Различия глобуса и географических карт. Способы перехода от
сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Параллели и меридианы. Экватор и
нулевой меридиан. Географические координаты. Географическая широта и
географическая долгота, их определение на глобусе и картах.
Практическая работа: Определение географических координат
объектов и определение объектов по их географическим координатам.
4.
Определение расстояний на карте.
Географический атлас. Использование карт в жизни и хозяйственной
деятельности людей Масштаб. Виды масштаба. Способы определения
расстояний на местности.
Практические работы: Определение направлений и расстояний по
карте.
5.
Построение профиля рельефа местности по топографической
карте.
Изображение на планах местности неровностей земной поверхности.

4

Абсолютная и относительная высоты.
Практическая работа: Построение профиля рельефа местности по
топографической карте.
6.
Работа с климатограммами.
Климатические пояса и типы климатов. Климатограмма.
Практическая работа: Описание климата территории по климатической
карте и климатограмме.
7.
Определение атмосферного давления и температуры
Температура воздуха. Суточный ход температуры воздуха и его
графическое отображение. Особенности суточного хода температуры воздуха
в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Среднесуточная,
среднемесячная, среднегодовая температура. Годовой ход температуры
воздуха. Карты погоды.
Практическая работа: Анализ графиков суточного хода температуры
воздуха и относительной влажности с целью установления зависимости
между данными элементами погоды.
8.
Построение графиков «Розы ветров».
Ветер и причины его возникновения. Роза ветров.
Практическая работа: Построение графиков «Розы ветров».
9.
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека. Особенности взаимодействия человека и природы на разных
материках. Необходимость международного сотрудничества в использовании
природы и её охране. Развитие природоохранной деятельности на
современном этапе (Международный союз охраны природы, Международная
гидрографическая организация, ЮНЕСКО и др.). Развитие хозяйства и
состояние окружающей среды. «Стратегия экологической безопасности
Российской Федерации до 2025 года» и государственные меры по переходу
России к модели устойчивого развития.
Практическая работа Сравнительная оценка вклада отдельных отраслей
хозяйства в загрязнение окружающей среды на основе анализа
статистических материалов.
10.
Основные типы природопользования
Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности
человека.
Практическая работа: Знать типы природопользования, распознавать
их,
объяснять
причины.
Приводить
примеры
рационального
природопользования
11.
Стихийные явления.

5

Стихийные явления в гидросфере, методы наблюдения и защиты.
Стихийные явления в атмосфере и литосфере.
Практическая работа: Умение распознавать опасные явления в
природе, объяснять их происхождение, степень опасности, прогнозировать
последствия, знать и уметь применять меры безопасности.
12.
Решение задач на определение часового пояса
Россия на карте часовых поясов мира. Карта часовых зон России.
Местное, поясное и зональное время: роль в хозяйстве и жизни людей.
Практическая работа: Определение различия во времени для разных
городов России по карте часовых зон.
13.
Определение численности населения по картам, статистическим
данным, схемам, диаграммам
Заселение Земли человеком. Современная численность населения мира.
Изменение численности населения во времени. Методы определения
численности населения, переписи населения. Факторы, влияющие на рост
численности населения. Размещение и плотность населения.
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы элективного курса
должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её
основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной
деятельности, в том числе в части:
Патриотического воспитания: проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России
Гражданского воспитания: готовность к разнообразной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи
Духовно-нравственного воспитания: готовность оценивать своё
поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с
позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для
окружающей среды;
Эстетического воспитания: понимание ценностного отношения к
природе как России, так и других стран.
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на
современную систему научных представлений географических наук об
основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение читательской

6

культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и
практико-ориентированных задач
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасности в природе;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и
экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе
и окружающей среде.
Трудового воспитания: установка на активное участие в решении
практических задач; осознание важности обучения и развитие необходимых
умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов.
Экологического
воспитания:
ориентация
на
применение
географических знаний для решения задач в области окружающей среды,
оценки их возможных последствий для окружающей среды.
Метапредметные результаты
Изучение географии способствует достижению метапредметных
результатов, в том числе:
Овладению универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
•
выявлять дефициты географической информации, данных,
необходимых для решения поставленной задачи;
•
выявлять
причинно-следственные
связи
при
изучении
географических объектов, процессов и явлений;
•
самостоятельно
выбирать
способ
решения
учебной
географической задачи.
Базовые исследовательские действия
•
Использовать географические вопросы как исследовательский
инструмент познания;
•
формировать гипотезу об истинности собственных суждений и
суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
•
прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических
объектов, процессов и явлений, событий и их последствия
Работа с информацией
•
применять различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источников географической
информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

7

•
выбирать, анализировать и интерпретировать географическую
информацию различных видов и форм представления;
•
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
географической информации;
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
•
формулировать суждения, выражать свою точку зрения по
географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных
текстах;
•
в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи;
•
сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с
суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство
позиций;
Совместная деятельность (сотрудничество)
•
принимать цель совместной деятельности при выполнении
учебных географических проектов, коллективно строить действия по её
достижению
Овладению универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация
•
самостоятельно составлять алгоритм решения географических
задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты
решений;
Самоконтроль (рефлексия)
•
владеть способами самоконтроля и рефлексии;
Принятие себя и других
•
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
•
признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты:
•
определять направления, расстояния по плану местности и по
географическим картам, географические координаты по географическим
картам;
•
использовать условные обозначения планов местности и
географических карт для получения информации, необходимой для решения
учебных и (или) практико-ориентированных задач;
•
приводить примеры географических объектов, процессов и
явлений, изучаемых различными ветвями географической науки;
•
интегрировать и интерпретировать информацию

8

•
определять тенденции изменения температуры воздуха,
количества атмосферных осадков и атмосферного давления в зависимости от
географического положения объектов; амплитуду температуры воздуха с
использованием знаний об особенностях отдельных компонентов природы
Земли и взаимосвязях между ними для решения учебных и практических
задач;
•
объяснять годовой ход температуры воздуха для отдельных
территорий;
•
описывать климат территории по климатограмме;
•
объяснять
влияние
климатообразующих
факторов
на
климатические особенности территории;
•
формулировать оценочные суждения о последствиях изменений
компонентов природы в результате деятельности человека с использованием
разных источников географической информации;
•
различать и сравнивать численность населения крупных стран
мира;
•
приводить примеры крупнейших городов мира;
•
различать основные виды хозяйственной деятельности людей на
различных территориях;
•
определять страны по их существенным признакам;
•
использовать знания о населении стран для решения различных
учебных и практико-ориентированных задач;
•
выбирать
источники
географической
информации
(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения,
компьютерные базы данных), необходимые для изучения особенностей
природы, населения и хозяйства отдельных территорий;
•
интегрировать и интерпретировать информацию об особенностях
природы, населения и его хозяйственной деятельности на отдельных
территориях, представленную в одном или нескольких источниках, для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
•
распознавать типы природопользования; приводить примеры
рационального и нерационального природопользования;
•
находить, извлекать и использовать информацию из различных
источников географической информации (картографические, статистические,
текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для
решения различных учебных и практико-ориентированных задач
•
приводить примеры мер безопасности, в том числе для
экономики семьи, в случае природных стихийных бедствий и техногенных
катастроф;

9

•
представлять в различных формах (таблица, график,
географическое описание) географическую информацию, необходимую для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.
Тематическое планирование
Тема
Кол-во
часов

№
урок
а
1. Ориентирование на местности. Азимут.
Горизонтали
2. План местности. Составление плана.
3. Координатная сетка. Широта. Долгота
4. Определение расстояний на карте.
5. Построение профиля рельефа местности
по топографической карте.
6. Работа с климатограммамой по теме
"Атмосфера"
7. Определение атмосферного давление,
температуры по теме "Атмосфера"
8. Построение графиков «Розы ветров» по
теме "Атмосфера"
9. Влияние хозяйственной деятельности
людей на природу.
10. Основные типы природопользования
11. Стихийные явления в литосфере,
гидросфере, атмосфере
12. Решение задач на определение часового
пояса.
13. Определение численности населения по
картам, по статистическим данным, по
схемам, диаграммам.
14. Определение по краткому описанию
субъектов РФ.
15. Определение по краткому описанию
городов РФ. Определение экономического
развития района по картам и данным
статистики с учетом изменения добычи
полезных ископаемых.
16. Определение экономического развития
района по картам и данным статистики.
Выявление причин загрязнения.
17. Обобщение курса

Электронные
ресурсы

1

fipi.ru

1
1
1
1

fipi.ru
fipi.ru
fipi.ru
fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1
1

fipi.ru
fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1

fipi.ru

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».