РП Биологические системы 11

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»
для учащихся 11 класса

Составитель: Казакова Н.В.,
учитель биологии высшей
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемый учебный курс углубляет базовые знания по общей
биологии. Он предназначен для учащихся 11 класса, проявляющих интерес к
живой материи на всех уровнях её организации.
Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программой
предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных
и практических работ, решение задач по экологии.
Изучение материала данного курса даёт учащимся возможность лучше
познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие
строение и функционирование биологических систем.
Цель учебного курса: расширение, углубление и интеграция знаний о
биологических объектах на всех уровнях организации живой материи.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по курсу биология
через изучение живых объектов разного уровня биологических систем;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических
знаний в практической деятельности людей, развитии современных
технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе изучения биологических объектов, в ходе работы с
различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных
форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной
жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к
окружающей среде и правил поведения в природе;
- подготовка учащихся к олимпиадам, сдаче ЕГЭ и осознанному
выбору профессии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ»
Введение
Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки
биологических систем. Методы исследования биологии.
Клетка
Клетка как целостная система. Основные части и органоиды клетки.
Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и

3

функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет.
Общий план строения клеток живых организмов. Особенности строения
клеток эукариот и прокариот. Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление.
Митоз. Амитоз. Мейоз. Мейоз в жизненном цикле организмов.
Формирование соматических и половых клеток у цветковых растений и
позвоночных животных. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в
жизненном цикле разных групп растений. Клетка – генетическая единица
живого.
Гены, хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ.
Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль
клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Фотосинтез и
цикл Кальвина. Хемосинтез.
Лабораторные и практические работы:
 Техника микроскопирования и изучение клеток растений и животных под
микроскопом. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и
бактерий.
 Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых
микропрепаратах.
 Решение задач по молекулярной биологии
 Решение задач по генетике.
Ткани
Растительные ткани, их строение, расположение и функции. Ткани
животных и человека, строение, расположение и их функции. Ткани простые
и сложные (комплексные). Взаимодействие клеток в организме. Стволовые
клетки.
Лабораторные и практические работы:
 Изучение тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и
выявление особенностей строения их клеток.
Организм
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных
организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа
целостности организма. Гомеостаз. Многоклеточный организм как единая
система. Бесполое и половое размножение организмов. Двойное
оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных.
Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Жизненные
циклы разных групп организмов. Закономерности наследственности и
изменчивости организма. Эволюция строения и функций органов у растений.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Человек –

4

сложная биологическая система. Строение и жизнедеятельность органов и
систем органов: пищеварения, дыхания, выделения, опорно-двигательной,
покровной, кровообращения, лимфообращения. Нервная и эндокринная
системы. Строение и функции головного и спинного мозга.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как
основа его целостности, связи со средой, Анализаторы. Высшая нервная
деятельность. Размножение и развитие человека.
Лабораторные и практические работы:
 Изучение органов споровых растений.
 Изучение
органов
семенных
растений:
голосеменного
и
покрытосеменного растения.
 Изучение особенностей внешнего строения членистоногих на примере
насекомых.
 Распознавание (на рисунках, макетах) органов человека.
 Решение задач по генетике сцепленное наследование с полом.
Вид
Вид, его критерии и структура. Систематические категории живых
организмов.
Водоросли, мхи, папоротниковидные и их признаки. Голосеменные
растения, их признаки. Покрытосеменные растения. Однодольные и
Двудольные растения, их признаки. Основные виды Однодольных и
Двудольных растений.
Лабораторные и практические работы:
 Изучение изменчивости у представителей одного вида, построение
вариационного ряда и вариационной кривой.
 Сравнение видов по основным критериям.
Экосистема
Биогеоценоз — биологическая система. Понятие о биогеоценозе,
экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии.
Видовое и пространственное строение биогеоценоза (экосистемы). Типы
связей и взаимосвязей в экосистеме. Сукцессия. Решение экологических
задач.
Лабораторные и практические работы:
 Составление схем передачи веществ и энергии. Решение задач по
экологии.
Биосфера (1 ч.)
Биосфера - глобальная экосистема. Структура биосферы. Живое
вещество биосферы и его функции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы. Последствия деятельности человека в экосистемах.
Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ»
Личностные результаты:
1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ
здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных
на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам.
3) сформированность основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта
экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;
4) сформированность ответственного отношения к учению, осознанного
выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий связанные с
биологическими знаниями.
Метапредметные результаты:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности,
включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,
давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал,
объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение работать с разными источниками биологической информации:
находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и
окружающих;
4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и
аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения,
аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, соблюдать
нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной
научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора

6

и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой
природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование
биологической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми при
исследованиях живых объектов и биологических экосистем: описание,
измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных
изменений в природе;
4) сформированность умений объяснять результаты биологических
экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической
информации, получаемой из разных источников, к глобальным
экологическим проблемам и путям их решения.
В результате изучения курса «Биологические системы»
Учащийся научится:
 оценивать роль биологических открытий и современных исследований в
развитии науки и в практической деятельности людей;
 устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических
понятий (клетка, ткань, организм, вид, экосистема, биосфера) с
основополагающими понятиями других естественных наук;
 проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии:
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов;
 выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней
организации жизни;
 выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных
царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций
частей и органоидов клетки;
 сравнивать разные способы размножения организмов;
 характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;
 оценивать практическое и этическое значение современных исследований
в биологии, цитологии, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную
оценку;
 выявлять в тексте биологического содержания проблему и
аргументированно ее объяснять;
 представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы,
графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;

7

преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического
содержания.
Учащийся получит возможность научиться:
 организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую
деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект):
выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать
необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать
результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять
продукт своих исследований;
 прогнозировать последствия собственных исследований с учетом
этических норм и экологических требований;
 выделять существенные особенности жизненных циклов представителей
разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в
виде схем;
 использовать приобретенные компетенции в практической деятельности
и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности,
предшествующей профессиональной, в основе которой лежит наука
биология.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

№

клас
Название темы
с

1

11

Введение

1

1

-

2

11

Клетка

8

4

4

3

11

Ткани

2

1

1

4

11

Организм

15

10

5

5

11

Вид

4

2

2

6

11

Экосистема

2

1

1

7

11

Биосфера

1

1

-

8

11

Обобщение

1

1

-

Итого:

34

21

13

общее теория практи
ка

8

Поурочное планирование
№
урока
1

2

3
4
5
6

7
8
9
10
11

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Наименование разделов, тем уроков
Введение (1 ч.)
Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки
биологических систем. Методы исследования биологии.
Раздел 1. Клетка. (8 ч.)
Клетка как наименьшая целостная система. Общий план строения клеток
живых организмов и их различия. Мембранные и немембранные
органоиды.
Строение и функции ген и хромосом. Основные законы передачи
наследственных признаков.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз. Амитоз.
Фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов.
Формирование соматических и половых клеток. Чередование
гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле разных групп
растений.
Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена
веществ.
Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание.
Фотосинтез: фотосистема I, фотосистема II, цикл Кальвина. Хемосинтез.
Раздел 2. Ткани. (3 ч.)
Растительные ткани, их строение, расположение и функции.
Ткани животных и человека, строение, расположение и их функции.
Стволовые клетки.
Раздел 3. Организм (15 ч.)
Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных
организмов.
Органы и системы органов, их взаимосвязь как основа целостности
организма. Гомеостаз.
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у
животных.
Размножение организмов. Способы размножения у растений и
животных.
Жизненные циклы разных групп организмов.
Эволюция строения и функций органов у растений.
Эволюция строения и функций органов и их систем у животных.
Наследственность и изменчивость организмов. Сцепленное с полом
наследование.
Человек – сложная биологическая система.
Строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека
Нервная и эндокринная системы.
Строение и функции головного и спинного мозга.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма

Сроки

9

25
26
27
28
29
30

31
32

33
34

как основа его целостности, связи со средой.
Анализаторы. Строение и функции.
Высшая нервная деятельность. Условное и безусловное торможение.
Раздел 4. Вид (4 ч.)
Вид, его критерии и структура. Систематика. Водоросли.
Мхи, папоротниковидные и их признаки.
Голосеменные растения, их признаки.
Покрытосеменные растения, их признаки. Основные виды Однодольных
и Двудольных растений.
Раздел 5. Экосистема (2 ч.)
Биогеоценоз — биологическая система. Понятие о биогеоценозе и
экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии.
Видовое и пространственное строение биогеоценоза (экосистемы). Типы
связей и взаимосвязей в экосистеме. Сукцессия.
Раздел 6. Биосфера (1 ч.)
Биосфера – глобальная биологическая система. Структура биосферы.
Живое вещество биосферы и его функции.
Обобщение по курсу «Биологические системы»
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».