Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе среднего общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» для учащихся 11 класса Составитель: Казакова Н.В., учитель биологии высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемый учебный курс углубляет базовые знания по общей биологии. Он предназначен для учащихся 11 класса, проявляющих интерес к живой материи на всех уровнях её организации. Элективный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторных и практических работ, решение задач по экологии. Изучение материала данного курса даёт учащимся возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем. Цель учебного курса: расширение, углубление и интеграция знаний о биологических объектах на всех уровнях организации живой материи. Задачи курса: - повторение, закрепление и углубление знаний по курсу биология через изучение живых объектов разного уровня биологических систем; - овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологических объектов, в ходе работы с различными источниками информации; - развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования; - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде и правил поведения в природе; - подготовка учащихся к олимпиадам, сдаче ЕГЭ и осознанному выбору профессии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» Введение Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы исследования биологии. Клетка Клетка как целостная система. Основные части и органоиды клетки. Строение и функции биологических мембран. Цитоплазма. Ядро. Строение и 3 функции хромосом. Мембранные и немембранные органоиды. Цитоскелет. Общий план строения клеток живых организмов. Особенности строения клеток эукариот и прокариот. Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз. Амитоз. Мейоз. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование соматических и половых клеток у цветковых растений и позвоночных животных. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле разных групп растений. Клетка – генетическая единица живого. Гены, хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Роль клеточных органоидов в процессах энергетического обмена. Фотосинтез и цикл Кальвина. Хемосинтез. Лабораторные и практические работы: Техника микроскопирования и изучение клеток растений и животных под микроскопом. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий. Наблюдение митоза в клетках кончика корешка лука на готовых микропрепаратах. Решение задач по молекулярной биологии Решение задач по генетике. Ткани Растительные ткани, их строение, расположение и функции. Ткани животных и человека, строение, расположение и их функции. Ткани простые и сложные (комплексные). Взаимодействие клеток в организме. Стволовые клетки. Лабораторные и практические работы: Изучение тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и выявление особенностей строения их клеток. Организм Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Многоклеточный организм как единая система. Бесполое и половое размножение организмов. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Способы размножения у растений и животных. Партеногенез. Жизненные циклы разных групп организмов. Закономерности наследственности и изменчивости организма. Эволюция строения и функций органов у растений. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Человек – 4 сложная биологическая система. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: пищеварения, дыхания, выделения, опорно-двигательной, покровной, кровообращения, лимфообращения. Нервная и эндокринная системы. Строение и функции головного и спинного мозга. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой, Анализаторы. Высшая нервная деятельность. Размножение и развитие человека. Лабораторные и практические работы: Изучение органов споровых растений. Изучение органов семенных растений: голосеменного и покрытосеменного растения. Изучение особенностей внешнего строения членистоногих на примере насекомых. Распознавание (на рисунках, макетах) органов человека. Решение задач по генетике сцепленное наследование с полом. Вид Вид, его критерии и структура. Систематические категории живых организмов. Водоросли, мхи, папоротниковидные и их признаки. Голосеменные растения, их признаки. Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные виды Однодольных и Двудольных растений. Лабораторные и практические работы: Изучение изменчивости у представителей одного вида, построение вариационного ряда и вариационной кривой. Сравнение видов по основным критериям. Экосистема Биогеоценоз — биологическая система. Понятие о биогеоценозе, экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии. Видовое и пространственное строение биогеоценоза (экосистемы). Типы связей и взаимосвязей в экосистеме. Сукцессия. Решение экологических задач. Лабораторные и практические работы: Составление схем передачи веществ и энергии. Решение задач по экологии. Биосфера (1 ч.) Биосфера - глобальная экосистема. Структура биосферы. Живое вещество биосферы и его функции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы. Последствия деятельности человека в экосистемах. Влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. 5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ» Личностные результаты: 1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам. 3) сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 4) сформированность ответственного отношения к учению, осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий связанные с биологическими знаниями. Метапредметные результаты: 1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; 3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, соблюдать нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии. Предметные результаты: 1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора 6 и функциональной грамотности человека для решения практических задач; 2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой; 3) владение основными методами научного познания, используемыми при исследованиях живых объектов и биологических экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе; 4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи; 5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения. В результате изучения курса «Биологические системы» Учащийся научится: оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей; устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, ткань, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук; проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов; выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни; выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки; сравнивать разные способы размножения организмов; характеризовать основные этапы онтогенеза организмов; оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, цитологии, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку; выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно ее объяснять; представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; 7 преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания. Учащийся получит возможность научиться: организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований; прогнозировать последствия собственных исследований с учетом этических норм и экологических требований; выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем; использовать приобретенные компетенции в практической деятельности и повседневной жизни для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит наука биология. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № клас Название темы с 1 11 Введение 1 1 - 2 11 Клетка 8 4 4 3 11 Ткани 2 1 1 4 11 Организм 15 10 5 5 11 Вид 4 2 2 6 11 Экосистема 2 1 1 7 11 Биосфера 1 1 - 8 11 Обобщение 1 1 - Итого: 34 21 13 общее теория практи ка 8 Поурочное планирование № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Наименование разделов, тем уроков Введение (1 ч.) Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Методы исследования биологии. Раздел 1. Клетка. (8 ч.) Клетка как наименьшая целостная система. Общий план строения клеток живых организмов и их различия. Мембранные и немембранные органоиды. Строение и функции ген и хромосом. Основные законы передачи наследственных признаков. Жизненный цикл клетки: интерфаза и деление. Митоз. Амитоз. Фазы мейоза. Мейоз в жизненном цикле организмов. Формирование соматических и половых клеток. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле разных групп растений. Клеточный метаболизм. Ферментативный характер реакций обмена веществ. Этапы энергетического обмена. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез: фотосистема I, фотосистема II, цикл Кальвина. Хемосинтез. Раздел 2. Ткани. (3 ч.) Растительные ткани, их строение, расположение и функции. Ткани животных и человека, строение, расположение и их функции. Стволовые клетки. Раздел 3. Организм (15 ч.) Особенности одноклеточных, колониальных и многоклеточных организмов. Органы и системы органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Виды оплодотворения у животных. Размножение организмов. Способы размножения у растений и животных. Жизненные циклы разных групп организмов. Эволюция строения и функций органов у растений. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных. Наследственность и изменчивость организмов. Сцепленное с полом наследование. Человек – сложная биологическая система. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов человека Нервная и эндокринная системы. Строение и функции головного и спинного мозга. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма Сроки 9 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 как основа его целостности, связи со средой. Анализаторы. Строение и функции. Высшая нервная деятельность. Условное и безусловное торможение. Раздел 4. Вид (4 ч.) Вид, его критерии и структура. Систематика. Водоросли. Мхи, папоротниковидные и их признаки. Голосеменные растения, их признаки. Покрытосеменные растения, их признаки. Основные виды Однодольных и Двудольных растений. Раздел 5. Экосистема (2 ч.) Биогеоценоз — биологическая система. Понятие о биогеоценозе и экосистеме, их структуре, круговороте веществ и превращении энергии. Видовое и пространственное строение биогеоценоза (экосистемы). Типы связей и взаимосвязей в экосистеме. Сукцессия. Раздел 6. Биосфера (1 ч.) Биосфера – глобальная биологическая система. Структура биосферы. Живое вещество биосферы и его функции. Обобщение по курсу «Биологические системы» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 34 часов