РП Информатика 3

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на

Утверждена приказом

Методическом совете

директора МАОУ «Гимназия № 41»

«27» августа 2024 года

от «30» августа 2024 года № 71

протокол № 4

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА
«ИНФОРМАТИКА»
для учащихся 3 класса

Составитель: Тюкина А.Н.,
педагог дополнительного
образования первой
квалификационной категории
МАОУ «Гимназия № 41»

Новоуральск
2024

2

Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике разработана для обучающихся 3
класса на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы начального общего образования.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом
последующего образования, поэтому важнейшая цель начального
образования – сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных
действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной
учебной деятельности, т. е. умение учиться.
Главная цель данного курса информатики – развивая логическое,
алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного
освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях,
связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и
изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в
формировании научного информационно-технологического потенциала
общества.
Задачи изучения курса – научить учащихся:
 работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;
 ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать,
искать необходимые сведения;
 читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;
 работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой
и т. п.;
 анализировать языковые объекты;
 использовать законы формальной логики в мыслительной
деятельности.
В соответствии с ФГОС НОО целью реализации программы является
обеспечение планируемых образовательных результатов трех групп:
личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике
нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу
специфики учебного предмета особое место в программе занимает
достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей
целью - ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и
развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного
общества, в частности приобретение учащимися информационной и
коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие
составляющие ИКТ-компетентности входят и в структуру комплекса

3

универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных
результатов образования в курсе информатики входят в структуру
предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и
отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании
курса информатики для начальной школы значительный объём предметной
части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес
метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается
довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной
школе). Поэтому курс информатики в начальной школе имеет
интегративный, межпредметный характер. Он призван стать основой в части
формирования ИКТ-компетентности и универсальных учебных действий.
Содержание учебного курса «Информатика»
Правила игры
Понятие о правилах игры
Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и
рабочей тетрадью, а также тетрадью проектов. *Техника безопасности и
гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными
составляющими курса: работа с собственным портфолио на сайте, с
компьютерными уроками.
Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия
Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства
основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные
объекты (одинаковость и различие, для каждого вида объектов: фигурок,
букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.
Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике:
раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь
галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных
задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь
галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.
Области
Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки.
Подсчёт областей в картинке.
Цепочка

4

Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов.
Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке –
понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний.
Частичный порядок элементов цепочки – понятия: следующий и
предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в
которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с
порядком бусин от конца цепочки: первый с конца, второй с конца, третий с
конца и т. д. Понятия раньше/позже для элементов цепочки. Понятия,
связанные с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после,
третий после, первый перед, четвертый перед и т. д. Цепочки в окружающем
мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь, как цепочка дней
года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина
цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек – цепочка, состоящая из
цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек.
Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или
цепочку из нескольких.
Мешок
Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества.
Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов
мешка по одному и по двум признакам. Мешок бусин цепочки. Операция
склеивания мешков цепочек.
Основы логики высказываний
Понятия все/каждый для элементов цепочки и мешка. Полный перебор
элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия
есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и
ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно
определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта
не имеют смысла.
Язык
Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский
алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя
как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и
строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок
слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый
словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное
толкования. Решение лингвистических задач.

5

Основы теории алгоритмов
Понятие инструкции и описания. Различия инструкции и описания.
Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки,
мешка) по инструкции и по описанию. Выполнение простых алгоритмов для
решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей
картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в
учебном словаре.
Математическое представление информации
Одномерная и двумерная таблицы для мешка – использование таблицы
для классификации объектов по одному и по двум признакам.
Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения
фантастического животного составлением его из готовых частей (проект
«Фантастический зверь»).
Совместное заполнение базы данных обо всех учениках класса при
помощи компьютерного ресурса/
Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с
использованием набора готовых изображений средствами стандартного
графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).
Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации,
включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и
сканированные) (проект «Мой лучший друг/Мой любимец»).
Оформление и распечатка собственного текста с помощью
стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).
Изготовление графического изображения с элементами анимации
(включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием
программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в
программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).
Поиск информации на заданную тему в Интернете, подбор и
структурирование найденной информации, оформление информации в виде
текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа
(проект «Мой доклад»).
Планируемые результаты освоения содержания курса

6

В результате работы по программе учащимися должны быть
достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования:


















личностные:
овладение начальными навыками адаптации в
динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки в информационной деятельности на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций.
метапредметные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
использование
знаково-символических
средств
представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках
и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора,
обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации
информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение
вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в
цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения,
звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и
графическим сопровождением;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7

 овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждения,
отнесения к известным понятиям;
 готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
 готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
 овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
информационных объектов, процессов и явлений действительности;
 овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами.
















предметные:
владение базовым понятийным аппаратом:
цепочка (конечная последовательность);
мешок (неупорядоченная совокупность);
одномерная и двумерная таблицы;
утверждения, логические значения утверждения;
исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
владение практически значимыми информационными умениями и
навыками, их применением к решению информатических и
неинформатических задач:
выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки,
мешка;
определение значения истинности утверждений для данного объекта;
понимание описания объекта с помощью истинных и ложных
утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет,
всего, не;
использование имен для указания нужных объектов;
использование справочного материала для поиска нужной
информации, в том числе словарей (учебных, толковых) и
энциклопедий;
сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том
числе расположение слов в словарном порядке;

8

 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой
практической или учебной задачи;
 достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в
том числе включающих конструкцию повторения;
 построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том
числе для представления информации;
















Учащиеся должны научиться:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и стратегию ее поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках,
энциклопедиях, библиотеках;
анализировать полученные из наблюдений сведения;
обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и
их изменения;
с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для
сопоставляемых предметов;
объединять предметы по общему признаку; различать целое и части;
представлять информацию в табличной форме, в виде схем;
составлять и исполнять несложные алгоритмы;
создавать свои источники информации - информационные объекты
(сообщения, небольшие сочинения, графические работы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по
алфавиту, по числовым значениям;
использовать информацию для принятия решений;
использовать информацию для построения умозаключений;
понимать и создавать самим точные и понятные инструкции при
решении учебных задач и в повседневной жизни.

9

Тематическое планирование
Номер

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Тема
Правило раскрашивания. Цвет.
Области.

1

Одинаковые (какая же). Разные.

1

Обводим. Соединяем.

1

Бусины.

1

Одинаковые бусины. Разные бусины.
Рисуем в окне. Наклеиваем.
Сравниваем наложением.
Все, каждый. Все разные. Помечаем
галочкой.
Буквы и цифры. Латинский алфавит.

1

9.
10. Цепочка.
11. Считаем области.
12. Истинные и ложные утверждения.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.

Кол-во
часов
1

Одинаковые цепочки. Разные
цепочки.
Бусины в цепочке.

1
1
1
1
1
1
1
1

Алфавитная цепочка. Слово.

1

Раньше – позже.

1

Имя.

1

Если бусина не одна.

1

Если бусины нет.

1

Словарь.

1

Бусины в цепочке: после и перед.

1

Мешок. Одинаковые и разные мешки.

1

Сложение мешков.

1

Разбиение мешка на части.

1

Вместимость. Переливание.

1

Мешок бусин цепочки.

1

Таблица для мешка.

1

Длина цепочки.

1

Электронные
ресурсы

10

29. Повторение
30. Цепочка цепочек.
31.
32.
33.
34.

Таблица для мешка (по двум
признакам)
Словарный порядок. Дефис и
апостроф.
Обобщение и системное повторение
Обобщение и системное повторение

Общее количество часов по программе

1
1
1
1
1
1
34

http://infourok.ru
www.schoolcollection.edu.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».