Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Утверждена приказом Методическом совете директора МАОУ «Гимназия № 41» «27» августа 2024 года от «30» августа 2024 года № 71 протокол № 4 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ПО ИНФОРМАТИКЕ» для учащихся 9 класса Составитель: Гуркина Т.А., учитель информатики высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 41» Новоуральск 2024 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение в логику. Основные логические операции (И, ИЛИ, НЕ). Таблицы истинности. Графы. Табличный способ решения. Импликация и равносильность. Основные законы логики и правила преобразования логических выражений. Доказательство торжеств с использованием таблиц истинности. Задачи с отношениями. Задачи, решаемые с помощью схем. Задачи, решаемые с помощью таблиц. Задачи на турниры. Задачи на переправу. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи на перебор возможных вариантов. Арифметические ребусы и игровые логические задачи. Задачи о лгунах. Логические игры и головоломки. Логические задачи на вступительных экзаменах. 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных ученых в развитие мировой науки; 3. формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; 4. ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как к условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 4. осознанный выбор будущей профессиональной деятельности на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; отношений к профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных и общенациональных проблем; формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде; 5. умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности; 6. умение управлять своей познавательной деятельностью; 7. умение взаимодействовать с одноклассниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8. критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1. умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе; 2. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своейдеятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 3. умение самостоятельно принимать решения, проводить анализ своей деятельности, применять различные методы познания; владение 4 навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности; 4. формирование понятийного аппарата, умения создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; 5. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 6. формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; 7. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни; 8. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации; 9. умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы) для иллюстрации, интерпретации, аргументации; 10. умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки; 11. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Выпускник научится Выбирать и применять более рациональный способ решения той или иной логической задачи; Проводить логические операции с несложными высказываниями и высказывательными формами; Сравнивать множества истинности высказываний; Формулировать высказывания, обратные и противоположные данным; Производить логические операции над понятиями; Выполнять действия с множествами; знать основные формы мышления, логические операции, логические законы, понятие предикатов и кванторов, логические основы компьютера. 5 строить таблицы истинности, упрощать логические выражения, решать логические задачи, использовать методы аналогии и математической индукции при решении задач, строить логические схемы. Ученик (выпускник) получит возможность научиться освоить основные приемы решения задач; овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения; познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач; повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности; познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе интернет-ресурсов, в ходе подготовки рефератов по предложенной тематике; умением математического моделирования при решении задач различной сложности, знаниями, связанными с равносильностью уравнений и неравенств на множестве, что позволяет единообразно решать большие классы задач; навыками решения нестандартных задач; умениями, связанными с работой с научно-популярной и справочной литературой; элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных, представлением результатов самостоятельного микроисследования. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы 1 Законы математической логики 8 1 2 Математическая логика в решении задач по информатике 9 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 17 0 2 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы