РП_ВД_Функциональная грамотность_4 кл_НОО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Афанасьева И.В.

г. Новоуральск,
2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для третьего класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального
общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся
к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения
собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст,
использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся
способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в
настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 3 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (при 1 часе в неделю).
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной
грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты;
основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка
прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности
дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела,
свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного
бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад,
пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений
математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и
уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

2

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами
и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка
и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

3

– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
другим предметам.

4

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

1

Старинная
женская
одежда

2

Старинные
женские
головные
уборы

3

Старинная
мужская
одежда и
головные
уборы

4

Жилище
крестьянской
семьи на Руси

5-6

Внутреннее
убранство и
предметы
обихода
русской избы

7

История
посуды на
Руси

8

Какие деньги

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– озаглавливать текст;
научно– определять тему;
познавательного
– определять главную мысль;
текста.
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название
старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание
– Определять лексическое значение слова;
– составлять план, используя слова из текста;
научно– объяснять значения слов;
познавательного
– определять по описанию названия головных уборов;
текста.
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
научно– отвечать на вопросы по тексту;
познавательного
– вписывать пропущенные слова в текст;
текста.
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
научно– рассуждать и записывать своё мнение о различии
познавательного
между предметами;
текста.
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
научно– письменно отвечать на вопросы;
познавательного
– называть предметы печной утвари;
текста.
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном
выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;
– составлять обобщающий план.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
научно– соотносить рисунок и его название;
познавательного
– работать с толковым словарём;
текста.
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Содержание
– Определять лексическое значение слова с помощью

5

были раньше
в России

научнопознавательного
текста.

Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можно
дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;
– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
Болгарский перец.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
Картофель.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов
томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на
разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта
картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу
позеленевший картофель;
– называть способы размножения картофеля.
Баклажан.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

9

Томат

10

Болгарский
перец

11

Картофель

12

Баклажан.
Семейство
Паслёновые

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на
подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.

6

15

Горох

16

Грибы

17

Творческая
работа

18
-19

Потребительс
кая корзина

20

Прожиточный
минимум

21

Инфляция

22
23

Распродажи,
скидки,
бонусы

24

Благотворите
льность

Горох.

– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;
– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким
растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать
результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав
– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне,
что такое «потребительская корзина»;
потребительской
– понимать, почему подсчитывается прожиточная
корзины.
корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость
потребительской корзины в разных регионах нашей
страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской
корзины россиянина.
Назначение
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «минимальный размер
прожиточного
оплаты труда»;
минимума.
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума в разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного
минимума для разных категорий населения нашей
страны.
Инфляция.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде
гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
Акции, распродажа, – Понимать значение и правильно использовать
термины: «распродажа», «скидка», «бонусная
скидки, бонусы,
программа», «программа лояльности», «бонусы»,
кешбэк.
«кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов
магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше
мы платим за товар;
– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворительност – Понимать значение и правильно использовать термины
«благотворительность», «благотворительный фонд»;
ь.
– называть группы населения, которые могут нуждаться
в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной

7

25

Страхование

26

В бассейне

2728

Делаем

29

Праздничный
торт

ремонт

30

Обустраиваем
участок

3132

Поход в кино

33

Отправляемся
в путешествие

34

Составляем
словарик по
финансовой
грамотности

помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать термины
«страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание
– Анализировать расписание занятий с целью
определения свой занятости;
занятий, выгодная
– решать задачи на определение стоимости покупки;
покупка.
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта,
– Понимать, что такое «смета»;
– решать задачи на расчёт количества необходимого
расчёт стоимости
материала для ремонта кухни;
строительных
– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материалов.
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные
размеры.
Рецепт торта,
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
задачи на тройку
– определять, какие продукты выгоднее купить для того,
величин «цена,
чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление
количество,
торта;
стоимость».
– сравнивать цену различных товаров, выполняя
необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на
обустройство
участка, площадь и нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
периметр
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на поход в – Находить заданные временные промежутки с помощью
календаря;
кино.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Расходы на
– Находить заданные временные промежутки с помощью
календаря;
путешествие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в
практической жизни.
Творческая работа
Понятия по
– Понимать значение и правильно использовать
финансовые термины;
финансовой
– иллюстрировать изученные понятия;
грамотности,
– составлять математические задачи с изученными
изученные в 1-4
финансовыми терминами;
классах.
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в
соответствии с поставленной учебной задачей.

8

Календарно- тематическое планирование
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Дата

Тема занятия
Старинная женская одежда
Старинные женские головные уборы
Старинная мужская одежда и головные уборы
Жилище крестьянской семьи на Руси
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы
История посуды на Руси
Какие деньги были раньше в России
Томат
Болгарский перец
Картофель
Баклажан. Семейство Паслёновые
Лук
Капуста
Горох
Грибы
Творческая работа
Потребительская корзина
Потребительская корзина
Прожиточный минимум
Инфляция
Распродажи, скидки, бонусы
Распродажи, скидки, бонусы
Благотворительность
Страхование
В бассейне
Делаем ремонт
Делаем ремонт
Праздничный торт
Обустраиваем участок
Поход в кино

32

Поход в кино

33
34

Отправляемся в путешествие
Составляем словарик по финансовой грамотности

Материально- техническое обеспечение
1. Тренажёр для школьников. Функциональная грамотность. 4 класс
2. Методические рекомендации для учителя
3. Компьютер, интерактивная доска, проектор
4. Оборудование для проведения опыто
9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».