Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - ШКОЛЬНИК» Возраст обучающихся: 6-7 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Бурухина Е.С. Новоуральск, 2024 г. Содержание программы Название раздела № 1 2 3 4 Всего часов Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни 9 Развитие эмоционально-волевой сферы 12 Развитие коммуникативных умений и навыков 12 Заключительная часть 1 Итого: 34 Программа составлена на основе труда М. А. Панфиловой «Лесная школа» и Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Занятия по программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами, учителями. Цель программы: содействие благоприятному течению социально- психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи программы: Формирование положительного отношения к школе, стимулирование 1. познавательной активности школьников; Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию 2. требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД; Развитие 3. эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. Развитие 4. познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД; Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для 5. установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД. 6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности. 7. Профилактика школьной дезадаптации. Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания. Планируемые результаты курса внеурочной деятельности Личностные результаты: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме. Метапредметные результаты: Познавательные: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинноследственных связей. Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. Предметные результаты: формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности; на занятиях. привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения Тематическое планирование по внеурочной деятельности социальной направленности «Я – школьник» 1 год обучения – 34 часа Раздел Создание лесной школы Количество часов 3 часа Игры в школе Школьные правила Госпожа Аккуратность 3 часа 3 часа 3 часа 3 Домашнее задание Волшебное яблоко (воровство) Смешные страхи Ябеда Задача для лисёнка Грубые слова 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 4 Дружная страна До свидания, 1 класс! 3 часа 1 час 1 2 Темы занятий Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности социальной направленности «Я – школьник» 1 год обучения – 34 часа Раздел Темы занятий Количест во часов Создание лесной школы 3 часа Игры в школе 3 часа Школьные правила Госпожа Аккуратность 3 часа 3 часа 3 Домашнее задание Волшебное яблоко (воровство) Смешные страхи Ябеда Задача для лисёнка Грубые слова 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 3 часа 4 Дружная страна До свидания, 1 класс! 3 часа 1 час 1 2 Даты проведения План 02.09.2024 – 28.10.2024 05.10.2024 – 03.02.2025 10.02.2025 – 05.05.2025 12.05.2025 Факт Список литературы 1. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В., Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство практического психолога). 2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис, 2003. – 160 с.: ил. 3. Пилипко Н.В. Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с. 4. Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с. 5. Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог» вып 5). 6. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. – (Классное руководство). 7. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. – 8. Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. – 9. Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра 168 с. 144 с. для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.