Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - ШКОЛЬНИК»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Бурухина Е.С.
Новоуральск,
2024 г.
Содержание программы
Название раздела
№
1
2
3
4
Всего
часов
Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
9
Развитие эмоционально-волевой сферы
12
Развитие коммуникативных умений и навыков
12
Заключительная часть
1
Итого:
34
Программа составлена на основе труда М. А. Панфиловой «Лесная школа» и Н.П.
Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников». Занятия по
программе помогают учащимся в понимании самих себя, своего места в школьной жизни,
во взаимодействии с ребятами, учителями.
Цель
программы:
содействие
благоприятному
течению
социально-
психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи программы:
Формирование положительного отношения к школе, стимулирование
1.
познавательной активности школьников;
Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию
2.
требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на
уроке и перемене, формирование личностных УУД;
Развитие
3.
эмоционально-волевой
сферы,
содействие
формированию
произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального
напряжения, формирование регулятивных УУД.
Развитие
4.
познавательных
психических
процессов,
формирование
познавательных УУД;
Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для
5.
установления
межличностных
отношений
со
сверстниками
и
соответствующих
отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
6.
Создание условий для развития групповой сплоченности классного
коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
7.
Профилактика школьной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с
элементами психологического тренинга.
В
каждое
занятие
включены
упражнения,
направленные
на
развитие
познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия,
разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
принятие социальной роли ученика;
сформированность внутренней позиции школьника;
принятие и соблюдение норм школьного поведения;
осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой
действий;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
овладение начальными навыками адаптации в социуме.
Метапредметные результаты:
Познавательные: овладение логическими операциями сравнения, анализа,
синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинноследственных связей.
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели
деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных
целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и
уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в
форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции —
внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае
расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого
результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки
— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить,
осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения
проблем творческого характера.
Коммуникативные: способность к планированию учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов
взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление,
идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения
конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с
детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое
мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения
благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому;
умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их;
умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Предметные результаты:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить
простейшие закономерности;
на занятиях.
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения
Тематическое планирование по
внеурочной деятельности социальной направленности
«Я – школьник»
1 год обучения – 34 часа
Раздел
Создание лесной школы
Количество
часов
3 часа
Игры в школе
Школьные правила
Госпожа Аккуратность
3 часа
3 часа
3 часа
3
Домашнее задание
Волшебное яблоко (воровство)
Смешные страхи
Ябеда
Задача для лисёнка
Грубые слова
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
4
Дружная страна
До свидания, 1 класс!
3 часа
1 час
1
2
Темы занятий
Календарно-тематическое планирование по
внеурочной деятельности социальной направленности
«Я – школьник»
1 год обучения – 34 часа
Раздел
Темы занятий
Количест
во часов
Создание лесной школы
3 часа
Игры в школе
3 часа
Школьные правила
Госпожа Аккуратность
3 часа
3 часа
3
Домашнее задание
Волшебное яблоко (воровство)
Смешные страхи
Ябеда
Задача для лисёнка
Грубые слова
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
3 часа
4
Дружная страна
До свидания, 1 класс!
3 часа
1 час
1
2
Даты проведения
План
02.09.2024 –
28.10.2024
05.10.2024 –
03.02.2025
10.02.2025 –
05.05.2025
12.05.2025
Факт
Список литературы
1.
Лабиринт души: Терапевтические сказки/ под ред. Хухлаевой О.В.,
Хухлаева О.Е. – 5-е изд. – М.: Академический Проект, 2007. – 176 с. – (руководство
практического психолога).
2.
Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и
упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. 2-е изд. Стер. – М.: Генезис,
2003. – 160 с.: ил.
3.
Пилипко
Н.В.
Громова
Т.В.,
Чибисова
М.Ю. Здравствуй,
школа!
Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая психология учителю. / под
ред. Пилипко Н.В. – М.: УЦ «Перспектива», 2002. – 64 с.
4.
Колеченко А.К. научный редактор. Притчи, сказки, метафоры в развитии
ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
5.
Хухлаева О. Хочу быть успешным: Методическое пособие / О. Хухлаева –
М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с. (библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный
психолог» вып 5).
6.
Амбросьева
Н.Н. Классный
час
с
психологом:
сказкотерапия
для
школьнико: методическое пособие. – 2-е изд.; доп. и перераб. – М.: Глобус, 2007. – 189 с. –
(Классное руководство).
7.
Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003. –
8.
Набойкина Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком. – СПб.: Речь, 2006. –
9.
Панфилова М.А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра
168 с.
144 с.
для дошкольников и младших школьников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.