Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ» Возраст обучающихся: 13-16 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Лигостаева А.К. Новоуральск 2024 г. Пояснительная записка Назначение программы - способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к здоровому образу жизни, формирование личной ответственности за своё поведение, пропаганда профилактической работы. Реализация программы заключается в обучении учащихся основам ЗОЖ и профилактике употребления психоактивных веществ с последующим проведением интерактивных занятий для одноклассников и учащихся младших классов с просмотром видео и последующим коллективным обсуждением данных материалов. Цель программы – формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа жизни, изменение стереотипа мышления по отношению к курению, употреблению алкоголя и наркотиков в молодежной среде в пользу понимания того, что это несовместимо с полноценной и здоровой жизнью. Задачи: - развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни; - предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками; - обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья; - привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности; - профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде. Сроки реализации программы Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение занятий с детьми среднего школьного возраста. Формы и методы работы Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, коммуникативные тренинги, профилактические мероприятия. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Ведущей формой организации занятий является практическая деятельность. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает знакомство с необходимой информацией по теме. Практическая часть включает использование тренинговых элементов необходимых для проведения последующих практических занятий. Формы подведения итогов реализации программы Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых практических занятиях для младших классов и одноклассников, а также выступлениях и круглых столах. Содержание программы Основы здорового образа жизни. Компоненты культуры здоровья и здорового образа жизни. Правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Рациональное и здоровое питание. Режим дня и отдыха. Представления о необходимой и достаточной двигательной активности, элементах и привычках, развитие интереса к различным видам спортивных занятий. Профилактика переутомляемости и перенапряжения. Взаимоотношения с родителями и со взрослыми. Формирование представления об ответственности человека за собственное здоровье. Способы сохранения и укрепление здоровья. Описание ситуаций для обсуждения. Представления о необходимости бережного и внимательного отношения к близкому человеку. Формирование представлений о личной ответственности за дружеские отношения, границах этой ответственности. Развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной деятельности. Виды и формы общения. Приемы бесконфликтного общения. Осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Особенности влияния вредных привычек на здоровье подростка. Как сказать вредной привычке «нет». Влияние курения на здоровье человека. Негативные социальные последствия курения. Из истории возникновения табакокурения. Статистика о вреде курения. Пассивное курение. Профилактика курения. Алкоголь – враг здоровья и жизни. Антиалкогольные видеоролики. Алкоголь в культуре народов мира. История трезвости на Руси. Негативные социальные последствия алкоголизма. Профилактика употребления и алкогольной зависимости. Этапы развития зависимости от наркотиков. Влияния наркосодержащих веществ на здоровье и социальный статус человека. Антинаркотические видеоролики. Химическая зависимость. Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет алкоголь, наркотики и курит. Депрессия и способы борьбы с ней. Школа здоровья «Как реагировать на стресс?». Психологические комплексы. Заболевания, их профилактика и лечение. Зависимость. Болезнь. Лекарства . Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за употребления ПАВ. Нравственные нормы как правила поведения. Пути решения конфликтных ситуаций. Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ. Школа жизненных навыков. Тренинг безопасного поведения. Влияние психоактивных веществ на здоровье и социальный статус человека. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение молодежи к деструктивной продукции средств массовой информации. Навыки позитивного коммуникативного общения подростков. Эффективное взаимодействие со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях, взаимодействие в команде и умение оценивать себя, а также поступки и поведение других людей. Подготовка к проведению практических занятий «Скрытая правда о курении и алкоголе». Просмотр фильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Курение». Методика работы фокус-группы. Подготовка шаблонов и презентаций для выполнения творческих заданий. Представление итогов профилактической работы общественности. Подготовка информационных, мультимедийных и статистических материалов. Проведение Круглого стола. Тематическое планирование № занятия Тема занятия Количество часов 1 Здоровый образ жизни и его составляющие. 1 2 Здоровый образ жизни в семье-основа здоровья детей и подростков 1 3 Взаимоотношения с родителями и со взрослыми 1 4 Умение отвечать за себя 1 5 Развитие навыков критического мышления и ответственного поведения 1 6 Виды и формы общения. 1 7 Курить – здоровью вредить. 1 8 Алкоголь – яд 1 9 Наркотизм. 1 10 Токсические вещества. 1 11 Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет алкоголь, наркотики и курит. 1 12 Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью 1 13 Стресс. Способы борьбы с ним. 1 14 Употребление, злоупотребление, болезнь 1 15 Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за употребления ПАВ. 1 16 Сопротивление давлению со стороны 1 17 Умей сказать “нет!”. 1 18 Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение молодежи к деструктивной продукции средств массовой информации. 1 19 Тренинг коммуникативной компетентности. 1 20 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда о курении» 1 21 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда о курении» 1 22 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда о курении» 1 23 Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении»» в 7а классе 1 24 Проведение практического занятия «Скрытая о курении»» в 7б классе 1 25 Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении» в 7в классе 1 26 Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении» в 7г классе 1 27 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» 1 28 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» 1 29 Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» 1 30 Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в 7а классе 1 31 Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в 7б классе 1 32 Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в 7в классе 1 33 Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в 7г классе 1 34 Круглый стол по теме: «Мы за здоровый образ жизни» 1 Всего часов 34 Ожидаемые конечные результаты реализации программы Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы Личностные результаты: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности; развитие личности обучающихся, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление и минимизирующих прием ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ. реализация творческого потенциала в процессе коллективной деятельности. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. формирование ценности здорового образа жизни. позитивно оценивать свои способности и навыки. Метапредметные результаты: регулятивные УУД: планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации; самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия; умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им. умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности. . коммуникативные УУД: участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.); уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли; применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач. умение давать определение понятиям, делать умозаключения и выводы. познавательные УУД: использовать знаково-символические средства для решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников. Предметные результаты: повышение образовательного уровня детей по вопросам здорового образа жизни. повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения. уметь применять полученные знания и приобретённый опыт профилактической деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении учебных и творческих задач. Список литературы 1. «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Серия «Воспитательная работа». Москва «Глобус». 2005 г. 2. Белогуров С. «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г. 3. Вострокнутов Н. В. «Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г. 4. Ерёмин В.А. «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г. 5. Иваницкая Е., Щербакова Т. «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г. 6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.7-8 классы.-М. ВАКО, 2008. 7. Макеева А.Г. «Внеурочная деятельность. Культура здоровья. 7/8 классы» - М. «Просвещение».2013. 8. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г. 9. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. М.: Планета, 2011 10. Семёнова И. «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г. 11. Юдин Г. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г. 12. http: // jdepi. projectharmony. ru 13. http://zdd.1september.ru Газета "Здоровье детей" 14. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru 15. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru