Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71
Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ»
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Лигостаева А.К.
Новоуральск
2024 г.
Пояснительная записка
Назначение программы
-
способствовать развитию ценностного отношения детей и
молодёжи к здоровому образу жизни, формирование личной ответственности за своё поведение,
пропаганда профилактической работы.
Реализация программы заключается в обучении учащихся основам ЗОЖ и профилактике
употребления психоактивных веществ с последующим проведением интерактивных занятий для
одноклассников и учащихся младших классов с просмотром видео и последующим
коллективным обсуждением данных материалов.
Цель программы – формирование основ общей культуры здоровья и здорового образа
жизни, изменение стереотипа мышления по отношению к курению, употреблению алкоголя и
наркотиков в молодежной среде в пользу понимания того, что это несовместимо с полноценной и
здоровой жизнью.
Задачи:
- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения
адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, сопротивляться давлению, которое
угрожает здоровью и жизни;
- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;
- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;
- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно
значимыми видами деятельности;
- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год и предполагает проведение занятий с детьми
среднего школьного возраста.
Формы и методы работы
Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, коммуникативные
тренинги, профилактические мероприятия. Наряду с групповой формой работы, во время
занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Ведущей
формой организации занятий является практическая деятельность.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части.
Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть отражает
знакомство с необходимой информацией по теме. Практическая часть включает использование
тренинговых элементов необходимых для проведения последующих практических занятий.
Формы подведения итогов реализации программы
Контроль знаний и умений учащихся проводится на итоговых практических занятиях
для младших классов и одноклассников, а также выступлениях и круглых столах.
Содержание программы
Основы здорового образа жизни. Компоненты культуры здоровья и здорового образа жизни.
Правила, направленные на сохранение и укрепление здоровья. Рациональное и здоровое питание.
Режим дня и отдыха. Представления о необходимой и достаточной двигательной активности,
элементах и привычках, развитие интереса к различным видам спортивных занятий.
Профилактика переутомляемости и перенапряжения.
Взаимоотношения с родителями и со взрослыми. Формирование представления об
ответственности человека за собственное здоровье. Способы сохранения и укрепление здоровья.
Описание ситуаций для обсуждения.
Представления о необходимости бережного и внимательного отношения к близкому
человеку.
Формирование представлений о личной ответственности за дружеские отношения,
границах этой ответственности. Развитие навыков работы в команде, интереса к коллективной
деятельности.
Виды и формы общения. Приемы бесконфликтного общения.
Осознанный выбор поведения, поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Особенности влияния вредных
привычек на здоровье подростка. Как сказать вредной привычке «нет».
Влияние курения на здоровье человека. Негативные социальные последствия курения. Из
истории возникновения
табакокурения. Статистика о вреде курения. Пассивное курение.
Профилактика курения.
Алкоголь – враг здоровья и жизни. Антиалкогольные видеоролики. Алкоголь в культуре
народов мира. История трезвости на Руси. Негативные социальные последствия алкоголизма.
Профилактика употребления и алкогольной зависимости.
Этапы развития зависимости от наркотиков. Влияния наркосодержащих веществ на
здоровье и социальный статус человека. Антинаркотические
видеоролики. Химическая
зависимость.
Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет алкоголь, наркотики и
курит.
Депрессия и способы борьбы с ней. Школа здоровья «Как реагировать на стресс?».
Психологические комплексы.
Заболевания, их профилактика и лечение. Зависимость. Болезнь. Лекарства .
Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость личной ответственности за
употребления ПАВ.
Нравственные нормы как правила поведения. Пути решения конфликтных ситуаций.
Умей сказать: «Нет!» Отказ. Возможность отказа от ПАВ. Школа жизненных навыков.
Тренинг безопасного поведения.
Влияние психоактивных веществ на здоровье и социальный статус человека. Я умею
выбирать – тренинг безопасного поведения.
Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение молодежи к деструктивной
продукции средств массовой информации.
Навыки
позитивного
коммуникативного
общения
подростков.
Эффективное
взаимодействие со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях,
взаимодействие в команде и умение оценивать себя, а также поступки и поведение других
людей.
Подготовка к проведению практических занятий «Скрытая правда о курении и алкоголе».
Просмотр фильмов «Секреты манипуляции. Алкоголь», «Секреты манипуляции. Курение».
Методика работы фокус-группы. Подготовка шаблонов и презентаций для выполнения
творческих заданий.
Представление
итогов
профилактической
работы
общественности.
Подготовка
информационных, мультимедийных и статистических материалов. Проведение Круглого стола.
Тематическое планирование
№
занятия
Тема занятия
Количество
часов
1
Здоровый образ жизни и его составляющие.
1
2
Здоровый образ жизни в семье-основа здоровья детей и подростков
1
3
Взаимоотношения с родителями и со взрослыми
1
4
Умение отвечать за себя
1
5
Развитие навыков критического мышления и ответственного
поведения
1
6
Виды и формы общения.
1
7
Курить – здоровью вредить.
1
8
Алкоголь – яд
1
9
Наркотизм.
1
10
Токсические вещества.
1
11
Особенности поведения и черты личности тех, кто употребляет
алкоголь, наркотики и курит.
1
12
Агрессивность, неуверенное поведение и поведение с уверенностью
1
13
Стресс. Способы борьбы с ним.
1
14
Употребление, злоупотребление, болезнь
1
15
Нравственные нормы как гарантии здоровья. Необходимость
личной ответственности за употребления ПАВ.
1
16
Сопротивление давлению со стороны
1
17
Умей сказать “нет!”.
1
18
Признаки телепродукции, разрушающей здоровье. Отношение
молодежи к деструктивной продукции средств массовой
информации.
1
19
Тренинг коммуникативной компетентности.
1
20
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
о курении»
1
21
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
о курении»
1
22
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
о курении»
1
23
Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении»» в
7а классе
1
24
Проведение практического занятия «Скрытая о курении»» в 7б
классе
1
25
Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении» в
7в классе
1
26
Проведение практического занятия «Скрытая правда о курении» в
7г классе
1
27
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
об алкоголе»
1
28
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
об алкоголе»
1
29
Подготовка к проведению практического занятия «Скрытая правда
об алкоголе»
1
30
Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в
7а классе
1
31
Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в
7б классе
1
32
Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в
7в классе
1
33
Проведение практического занятия «Скрытая правда об алкоголе» в
7г классе
1
34
Круглый стол по теме: «Мы за здоровый образ жизни»
1
Всего часов
34
Ожидаемые конечные результаты реализации программы
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
развитие личности обучающихся, формирование позитивной аутоидентификации,
ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление и минимизирующих
прием ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной
самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ.
реализация творческого потенциала в процессе коллективной деятельности.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
формирование ценности здорового образа жизни.
позитивно оценивать свои способности и навыки.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности.
.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и
др.);
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли;
применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных
задач.
умение давать определение понятиям, делать умозаключения и выводы.
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
повышение образовательного уровня детей по вопросам здорового образа жизни.
повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения.
уметь применять полученные знания и приобретённый опыт профилактической
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
иметь навыки общения контактности и доброжелательности при решении учебных и
творческих задач.
Список литературы
1. «Азбука здоровья: профилактика вредных привычек». Серия «Воспитательная работа».
Москва «Глобус». 2005 г.
2. Белогуров С. «Популярно о наркотиках и наркоманиях». Санкт-Петербург, 2000 г.
3. Вострокнутов
Н.
В.
«Антинаркотическая
профилактическая
работа
с
несовершеннолетними групп социального риска». Московский городской фонд
поддержки школьного книгоиздания, Москва, 2004 г.
4. Ерёмин В.А. «Улица – подросток – воспитатель» Москва «Просвещение», 1991 г.
5. Иваницкая Е., Щербакова Т. «Алкоголь, курение, наркотики: как выстроить систему
эффективной профилактики». Москва. «Чистые пруды», 2008 г.
6. Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.7-8 классы.-М. ВАКО,
2008.
7. Макеева А.Г. «Внеурочная деятельность. Культура здоровья. 7/8 классы» - М.
«Просвещение».2013.
8. Научно-методический центр «Диагностика. Адаптация. Развитие». «Менеджмент в
профилактике злоупотребления психоактивными веществами». Москва, 2005 г.
9. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности.
М.: Планета, 2011
10. Семёнова И. «Учусь быть здоровым или как стать Неболейкой». Москва, 1994 г.
11. Юдин Г. «Главное чудо света». Москва: Монолог, 1994 г.
12. http: // jdepi. projectharmony. ru
13. http://zdd.1september.ru Газета "Здоровье детей"
14. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
15. Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru