Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ АНГЛИЙСКОЙ ГРАММАТИКИ» Возраст обучающихся: 13-14 лет Срок реализации: 1 год Составители: Лукиных Е.А. Олейник Е.А. г. Новоуральск, 2024 г. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа внеурочной деятельности по английскому языку «Сложные вопросы английской грамматики» предназначена для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Общее количество занятий в течение учебного года составляет 34 уроков. Предлагаемая программа направлена на усовершенствование грамматической стороны речевой компетентности учащихся. Особое внимание уделяется прикладной стороне внедрения грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма-суждения и рассуждения и т.п.). В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных грамматических навыков. Овладение универсальными учебными действиями в конечном счете ведет к формированию способности успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, поэтому занятия по внеурочной деятельности «Сложные вопросы английской грамматики» будет способствовать развитию УУД и раскрытию творческого потенциала учащихся и развитию познавательной деятельности. Программа внеурочной деятельности ориентирована на личность ребенка, т.к. расширяет грамматический и лингвистический кругозор обучающихся: обучающийся получает сведения о грамматических структурах и явлениях языка другой страны и ее жителях. Обучающийся учится наблюдать и сравнивать речевые и грамматические явления родного и английского языка. Это помогает ему понять, что грамматические явления в разных языках выражаются разными способами. Изучение обучающимися грамматики английского языка соответствует таким основным направлениям его деятельности, как формирование и развитие коммуникативных навыков, помогает реализации принципа развивающего обучения, что способствует разностороннему развитию личности обучающегося. Основная цель программы внеурочной деятельности состоит в формировании учащихся навыка правильного употребления грамматических структур английского языка в различных видах речевой деятельности. Для достижения данной цели программа внеурочной деятельности ставит следующие задачи: развивать и совершенствовать грамматические языковые навыки; знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии); знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка; уметь употреблять в речи видо-временные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги. Место курса в учебном плане Программа внеурочной деятельности «Сложные вопросы английской грамматики» рассчитана на 1 час в неделю в каждой параллели (34 часа в год). 3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Программа внеурочной деятельности «Сложные вопросы английской грамматики» направлена на практическое овладение грамматическим материалом и совершенствование уже имеющихся знаний обучающихся основных грамматических структур. Грамматическая сторона речи Распознавание в письменном и звучащем тексте и употребление в устной и письменной речиизученных морфологических форм и синтаксических конструкций английского языка. Предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке. Вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/Future Simple Tense). Глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Present Perfect Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях. Имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющие форму только множественного числа. Имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени. Наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, иисключения. 4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды, включают: освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; способность обучающихся взаимодействовать в условиях неопределённости, открытость опыту изнаниям других; способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным признакам, выполнять операции в соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей ипреодоления вызовов, возможных глобальных последствий; способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения иих последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное впроизошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные результаты освоения программы основного общего образования, в том числеадаптированной, должны отражать: Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и 5 сравнения,критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемыхфактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений поаналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состояниемситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей изависимости объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования(эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях иконтекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов иформ представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) вразличных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрироватьрешаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником илисформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. 6 Овладение системой универсальных учебных познавательных обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. действий Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиямиобщения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректнойформе формулировать свои возражения; в ходе диалога и(или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие исходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованиемиллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействияпри решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнятьпоручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению икоординировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта передгруппой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта 7 обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения вгруппе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебнойзадачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций,установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;регулировать способ выражения эмоций; принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое жеправо другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Предметные результаты по учебному курсу внеурочной деятельности «Сложные вопросы английской грамматики» предметной области «Иностранные языки» ориентированы на применение знаний, умений и навыков по грамматике в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, должны отражать сформированность иноязычной коммуникативной 8 компетенции на допороговом уровне в совокупности её составляющих — речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, метапредметной (учебно-познавательной). 1) знать и понимать особенности структуры простых и сложных предложений английского языка;различных коммуникативных типов предложений английского языка; распознавать в письменном и звучащем тексте и употреблять в устной и письменной речи: - предложения с несколькими обстоятельствами, следующими в определённом порядке; - вопросительные предложения (альтернативный и разделительный вопросы в Present/Past/ Simple Tense); - глаголы в видо-временных формах действительного залога в изъявительном наклонении в Present Tense в повествовательных (утвердительных и отрицательных) и вопросительных предложениях; - имена существительные во множественном числе, в том числе имена существительные, имеющиеформу только множественного числа; - имена существительные с причастиями настоящего и прошедшего времени; - наречия в положительной, сравнительной и превосходной степенях, образованные по правилу, иисключения; 2) владеть социокультурными знаниями и умениями: - использовать отдельные социокультурные элементы речевого поведенческого этикета встране/странах изучаемого языка в рамках тематического содержания; - знать/понимать и использовать в устной и письменной речи наиболее употребительную лексику, обозначающую фоновую лексику и реалии страны/стран изучаемого языка в рамках тематического содержания речи; - правильно оформлять адрес, писать фамилии и имена (свои, родственников и друзей) наанглийском языке (в анкете, формуляре); - обладать базовыми знаниями о социокультурном портрете родной страны и страны/странизучаемого языка; - кратко представлять Россию и страны/стран изучаемого языка; 3) владеть компенсаторными умениями: использовать при чтении и аудировании языковую догадку, в том числе контекстуальную; игнорировать информацию, не являющуюся необходимой для понимания основного содержания прочитанного/ прослушанного текста или для нахождения в текстезапрашиваемой информации; 4) участвовать в несложных учебных проектах с использованием материалов на английском языке с применением ИКТ, соблюдая правила информационной безопасности при работе в сети Интернет; 5) использовать иноязычные словари и справочники, в том числе информационносправочныесистемы в электронной форме. 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количес Дата тво изучения часов 1. Здравствуй, страна грамматика 1 1 неделя 2. Структура английского предложения 3 2-4 недели 3. Система английских времѐн 6 5-10 недели 4. Настоящее простое время 4 11-14 недели 5. Настоящее продолженное время 4 15-18 недели 6. Прошедшее простое время 4 19-22 недели 7. Прошедшее продолженное время 6 23-26 недели 8. Степени сравнения прилагательных 1 27-29 недели 9. Существительные 3 30-32 недели 10. Грамматические тесты 2 33-34 недели Общее количество часов по программе 34 КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject/english http://pc-vestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. Тема урока Количест во часов всего Дата изучения Сходства и различия русской и английской грамматики. Викторина. Артикли. Сложные случаи употребления. Спряжение глагола to be(быть). 1 1 неделя 1 2 неделя 1 3 неделя Модальные глаголы can/may/should/must/need/to have to Структура Used to … Основные времена в английском языке Наречия и словосочетания как указатели времени Место наречий в предложении 1 4 неделя 1 1 5 неделя 6 неделя 1 7 неделя 1 8 неделя Вспомогательные глаголы в разных временах Разделительный вопрос Структура предложения в настоящем простом времени Вспомогательные глаголы в настоящем простом времени Особенности образования 3-го л. ед.ч.. в настоящем простом времени Сокращенные формы со вспомогательными глаголами do/does Структура предложения в настоящем продолженном времени Вспомогательные глаголы в настоящем продолженном времени Сокращенные формы со вспомогательными глаголами в настоящем продолженном времени Употребление сокращенных форм в настоящем продолженном времени Правильные и неправильные глаголы Структура предложений в прошедшем простом времени 1 9 неделя 1 1 10 неделя 11 неделя 1 12 неделя 1 13 неделя 1 14 неделя 1 15 неделя 1 16 неделя 1 17 неделя 1 18 неделя 1 19 неделя 1 20 неделя Электронные (цифровые) образовательные ресурсы https://interneturok.ru/subject /english http://pcvestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject /english https://interneturok.ru/subject /english https://interneturok.ru/subject /english http://pcvestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy 10 11 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Сокращенные формы со вспомогательным глаголом did Структура предложения в прошедшем продолженном времени Наречия, как указатель прошедшего времени Вспомогательные глаголы в прошедшем продолженном времени Сокращенные формы со вспомогательными глаголами в прошедшем продолженном времени Употребление сокращенных форм в прошедшем продолженном времени Глаголы чувства, восприятия и умственного состояния 1 21 неделя 1 22 неделя 1 23 неделя 1 24 неделя 1 25 неделя 1 26 неделя 1 27 неделя Употребление сокращенных форм Степени сравнения имени прилагательного Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные Притяжательный падеж существительного Множественное и единственное число имени существительного 1 28 неделя 1 29 неделя 1 30 неделя 1 31 неделя 1 32 неделя 1 1 34 33 неделя 34 неделя 33. Грамматический тест 34. Грамматический тест Общее количество часов по программе http://pcvestnik.ru/interneturok-4500urokov-shkol-noj-programmy https://interneturok.ru/subject /english https://interneturok.ru/subject /english