РП_ВД_Умелочка_ООО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«УМЕЛОЧКА»
Возраст обучающихся: 11-12 лет
Срок реализации: 1 год

Составитель: Семенюк Л.В.

г. Новоуральск,
2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие (1ч.)
Первичный инструктаж на рабочем месте. Общие сведения о творческом кружке, об
организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными
инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
Раздел 1. «Искусство изонити»- 10 часов
1. Вводное занятие. История возникновения декоративно-прикладного искусства в технике
«Изонить».
История возникновения и значение данного вида декоративно-прикладного искусства для
пробуждения художественных интересов и развития художественного воображения.
Инструменты и материалы, используемые в работе.
Характеристика необходимых инструментов и материалов. Подбор тканей. Подготовка к
работе.
3. Последовательность выполнения угла.
Основные принципы выполнения угла в технике «Изонить».
Практическое занятие: техника заполнения угла по шаблону.
4. Последовательность выполнения окружности.
Основные принципы заполнения окружности в технике «Изонить».
Практическое занятие: техника заполнения окружности по шаблону.
5. Творческие работы учащихся.
Заполнение сложных фигур. Композиции из них. Многоугольники. Многоугольники с фигурами в
центре; вписанные в различные фигуры.
2.

Раздел 2. Вышивка и ее виды- 13 часов
6.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Материалы для вышивания: канва, мулине,
иглы, пяльцы, схемы

Краткие сведения из истории рукоделия. Материалы и инструменты. Основы дизайна, понятие об
орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках, и тканях. Выбор ткани, орнамента,
самостоятельное составление орнаментов.
7. Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Вышивка по выбранным схемам
Счетные швы в истории вышивки и современных изделиях. Виды счетных швов в ручной
вышивке. Требования, предъявляемые к выполнению счетных швов: стежок крестом, стежок
"назад иголку", стежок неполным крестиком, французский узелок и другие швы.
Практическое занятие: отработка навыков выполнения простого креста, составление и
«чтение» схем: крестики, вышитые по горизонтали, вертикальном и диагональном направлении,
освоение приемов выполнения двойного креста, полукреста, французского узелка. Зарисовка
народных орнаментов для выполнения счетных швов, разработка и зарисовка собственных
орнаментов. Отработка навыков закрепления рабочей нити, ход рабочей нити при выполнении
швов.
Правила подготовки материалов к работе. Особенности разметки элементов. Подготовка
основы из ткани в зависимости от размера рисунка.
Практическое задание: выполнение вышивки по рисунку.
8. Оформление готовых работ
Создание изделий по определенной схеме.
Практическое занятие: Выполнение оформления готовой работы.
9. Основные швы и приемы вышивки шёлковой лентой.

Основные швы и приемы вышивки лентами. Выбор орнамента для вышивки. Подготовка
ткани для вышивания: точный расчет ткани для салфетки, определение центра салфетки, разметка
контрольных линий на ткани, выполнение орнамента, обработка краев салфетки, обработка
готового изделия.
Технология вышивки лентами.
Материалы для вышивки лентами, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления для
работы. Способы перевода рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. Способы
закрепления ленты на ткани в начале и по окончании вышивки. Выполнение различных
вышивальных швов по технологическим приёмам.
Технология вышивания цветов, листьев в узоре.
Ленточные миниатюры в интерьере дома.
Условные обозначения и рисунки стежков, строчек, швов, узлов, применяемых в вышивке
лентами. Зарисовка узоров вышивки. Технология изготовления вышитых изделий.
10. Оформление готовых работ
Создание изделий по определенной схеме. Способы закрепления рабочей нити.
Практическое занятие: Выполнение оформления готовой работы.
Раздел 3. «Лоскутная пластика» - 11 часов.
Лоскутное шитье как вид декоративно- прикладного творчества. Термины. Понятие
лоскутное шитье, лоскутная мозаика, аппликация, коллаж. Стежка. О развитии лоскутного шитья.
Традиционное шитье России.
11. Основные технологические понятия лоскутного шитья.
Материалы, инструменты, оборудование. Работа с тканью. Характеристика тканей. Подготовка
тканей к раскрою. Органиция рабочего места. Основные технологические понятия лоскутного
шитья. Технология лоскутного шитья: изготовление шаблонов, выкраивание лоскутных деталей,
влажно- тепловая обработка.
12. Основы цветовой грамоты.
Цвет. Цветовой круг. Тоновое изображение. Насыщенность. Теплые и холодные цвета. Основные
цвета. Производные и дополнительные цвета. Гармоничные сочетания цветов. Гармония
родственных цветов, тональные и смежные гармонии. Контраст цветов.
13. Техники приема лоскутного шитья.
Понятия о техниках лоскутного шитья. Техника «полоска». Общие правила при работе с
«полоской». Диагональная раскладка, прямая раскладка, «паркет», «колодец», «изба», «русский
квадрат». Техники «квадрат», «треугольник».
14. Технология работы над лоскутным изделием.
Замысел, поиск композиционного решения. Выбор, подготовка и определение расходного
материала. Выполнение рабочего чертежа. Выкраивание деталей из ткани. Сборка лоскутного
полотна. Решение и сборка каймы. Подготовка изнаночной стороны и прокладки к сборке.
Соединение трех слоев. Обработка трех слоев. Стежка ручная, машинная.
15. Рекомендуемые изделия. Оформление готовых изделий.
Прихватки в любой технике лоскутного шитья, наволочки на диванные подушки, общие работы в
виде панно с разработкой композиционного решения.
Отчетная выставка работ учащихся (1ч.)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
- Развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу
разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...).
- Формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю
радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать
свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот
результат, я сам справился с этой проблемой…).
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать, верно, выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники,
свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы
всей группы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на
основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного
предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
- Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества,
о видах декоративно-прикладного искусства и важности правильного выбора профессии.
- Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной
обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
- Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных
конструкторских,
художественно-конструкторских
(дизайнерских),
технологических
и
организационных задач.
Ожидаемые результаты освоения программы
знать:
- виды декоративно – прикладного творчества (лоскутное шитьё, аппликация, вышивание,);

- названия и назначение инструментов и приспособлений ручного труда приёмы и правила
пользования ими;
- название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и
доступные способы обработки;
- простейшие правила организации рабочего места;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами;
- основы материаловедения;
- основы цветоведения: основные сочетания цветов; знание основ композиции;
- специальные термины.
Уметь:
- выполнять элементарные приёмы при изготовлении изделий в техниках; лоскутного шитья,
аппликации, вышивки;
- пользоваться инструментами ручного труда;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами
и инструментами;
- определять основные части поделок, выделять общие и индивидуальные признаки предметов;
- применять приобретённые навыки на практике;
- сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.
Программа «Умелочка» рассчитана на 36 часов (1 раз в неделю по 1 академическому часу) и
состоит из 3х разделов: «Искусство изонити» - 10 часов; «Вышивка и ее виды» - 13 часов;
Лоскутная пластика - 11 часов.

Тематическое планирование
№
п/
п

Темы
занятий

Количество часов

1.

Вводное занятие

1

2.

3.

Всего

Виды деятельности

Теори Практ
я
ика

Познавательная,
трудовая,
исследовательская
деятельность
Раздел 1. «Искусство изонити»- 10 часов
Искусство изонити
10
2
8
Познавательная,
трудовая,
художественное
творчество
исследовательская
деятельность
Раздел 2. Вышивка и ее виды- 13 часов
Вышивка и ее виды13
2
11
Познавательная,
художественное
творчество,
исследование
Раздел 3. «Лоскутная пластика» - 11 часов.
0,5

0,5

Электрон
ные
образоват
ельные
ресурсы
https://less
on.academ
ycontent.m
yschool.ed
u.ru/20/03

Лоскутная пластика

5.

11

2

9

Отчетная выставка работ 1
учащихся
Итого:
36

-

1

6,5

29,5

6.

Трудовая,
художественное
творчество,
исследовательская,
познавательная
деятельность
Досугово
развлекательная

-

3

Календарно - тематическое планирование
Наименование раздела, темы
Вводное занятие
«Искусство изонити»- 10 часов
История возникновения декоративно-прикладного искусства в технике
«Изонить»
Инструменты и материалы, используемые в работе

4

Последовательность выполнения угла

4 неделя

5

Последовательность выполнения окружности.

5 неделя

6

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток.

6 неделя

7

Вышивка по выбранным схемам

7 неделя

8
9
10
11

8 неделя
9 неделя
10 неделя
11 неделя

12
13
14

Вышивка по выбранным схемам
Создание сувениров
Создание сувениров
Оформление готовых работ
Вышивка и ее виды- 13 часов
Материалы для вышивания: канва, мулине, иглы, пяльцы, схемы
Понятие об орнаменте, цвете, композиции.
Тренировочные моменты. Виды стежков и строчек.

15

Стежок крестом, стежок "назад иголку", стежок неполным крестиком.

15 неделя

16

Виды декоративных стежков, тамбурных, французский узелок.

16 неделя

17

Выбор схемы для вышивания. Подбор ниток. Вышивка по выбранным
схемам
Вышивка по выбранным схемам
История вышивки лентой. Цветовая радуга. Орнаменты и символы в
вышивке.
Технология вышивки лентами. Перевод рисунка на ткань. Технология
начала работы и закрепления ленты.

17 неделя

№
1
2

18
19
20

Дата
1неделя
2неделя
3 неделя

12 неделя
13 неделя
14 неделя

18 неделя
19 неделя
20 неделя

21
22
23
24
25
26

27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Основные швы и приемы вышивки лентами.
Роза на пяти каркасных нитях.
Техника вышивания цветов и листьев.
Ленточные миниатюры в интерьере дома
Уход за вышитыми изделиями
Оформление готовых работ
«Лоскутная пластика» - 11 часов.
Лоскутное шитьё как вид декоративно - прикладного творчества.
Традиционное лоскутное шитье России. Инструменты, материалы, работа
с тканью.
Основные технологические понятия лоскутного шитья.
Цвет. Цветовой круг.
Техника «Полоска»
Техника «Квадрат»
Квадрат «треугольник»
Работа над лоскутным изделием
Выбор изделия. Изготовление шаблонов.
Цветовой подбор тканей, раскрой изделия.
Сборка лоскутного поля.
Оформление готового изделия.
Отчетная выставка работ учащихся.
Итого

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/20/03

21 неделя
22 неделя
23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя

27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
35 неделя
36 неделя
36часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».