Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО» Возраст обучающихся: 15-16 лет Срок реализации: 1 года Составитель: Брежестовская И.А. г. Новоуральск, 2024 г. Пояснительная записка Курс внеурочной деятельности «Человек и общество» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Превращение ОГЭ в одну из основных форм аттестации учащихся 9-х классов уже сейчас оказывает серьезнее влияние на весь учебный процесс. Подготовка к ОГЭ, которая, как известно, выступает лишь инструментом выявления знаний и умений учащихся по предмету, становится одной из главных задач учебных занятий в девятых классах. Только хорошее знание предмета во всех его аспектах является основой успешной сдачи ОГЭ. Поэтому в школах вводят специальные занятия для подготовки к ОГЭ. Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данного курса. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов. Актуальность: Данный план предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углубленное изучение курса обществознания основной школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Цель программы – подготовка учащихся к ОГЭ по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Задачи программы: - сформировать положительное отношение к процедуре контроля экзамена; - сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом); - сформировать умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом; - формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений по предмету обществознание; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина. Планируемые результаты освоения данного курса Личностными результатами изучения являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. Метапредметные результаты изучения курса: умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социальнофилософских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания. Предметные результаты: предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностномотивационной понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; понимание значения коммуникации в межличностном общении; умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов. Принципы, на которых базируется программа курса: учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся; уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения; здоровьсбережение. Содержание курса (34 ч.) Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор. Система оценивания. Демоверсия ГИА. (1 ч.) Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Раздел I. Человек и общество (5 ч.) Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и общество. Решение типичных заданий части 1. Человек и общество. Решение типичных заданий. Человек и общество. Решение типичных заданий части 2. Раздел 2. Сфера духовной культуры (5 ч.) Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий части 1. Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий . Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий части 2. Раздел 3. Экономика (5 ч.) Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий части 1. Экономика. Решение типичных заданий части 2. Раздел 4. Социальная сфера (5 ч.) Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера. Решение типичных заданий части 1. Социальная сфера. Решение типичных заданий части 2. Раздел 5. Политика (5 ч.) Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий части 1. Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий части 2. Раздел 6. Право (5 ч.) Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международноправовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий части 1.Право. Решение типичных заданий части 2. Итоговое повторение. (3 ч.) Практическое применение знаний теории в практике решения заданий части 2. Практическое решение тестовых заданий. Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. Календарно-тематическое планирование №п /п 1 Раздел, тема ОГЭ как итоговая форма контроля. Знакомство с бланками. Колич . часов 1 Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Формы текущего контроля Знакомство с бланками ОГЭ. Структура КИМ, кодификатор, спецификация. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Раздел 1. Человек и общество 5 ч. 2 Человек и общество. Биологическое и социальное в человеке. Личность. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 3 Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Понятие «Сферы общества. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Дата проведения по плану фактич. Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)». Взаимосвязь общества и природы. 4 Глобальные проблемы человечества. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. 5 Деятельность человека, её основные виды. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 6 Потребности и способности человека. Человек в группе. Свобода и ответственность. Межличностные отношения. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. Раздел 2. Сфера духовной жизни 5 ч. 7 Понятие « Культура». Духовная жизнь общества. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 8 Образование. Самообразование. Искусство, его виды и место в жизни человека. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 9 Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 10 Наука и религия в современном мире. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Составление плана. 11 Мораль основные ценности и нормы. Гуманизм, патриотизм, гражданственность. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. Раздел 3. Экономика 5 ч. 12 Экономика, её роль в жизни общества. Факторы производства. Экономические системы. Собственность. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Составление плана. 13 Деньги. Заработная плата и стимулирование труда 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 14 Потребитель. Производство. Производитель. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. 15 Предпринимательская деятельность. Рыночная экономика. Роль государства в экономике. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 16 Государственный бюджет. Налоги. Деньги. Безработица. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Раздел 4. Социальная сфера 5 ч. 17 Социальная сфера 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 18 Социальная структура. Социальные группы. Социальные роли. Социальный статус. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 19 Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. 20 Семья. Основы брака и семьи. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 21 Этнос. Нация. Межнациональные отношения. Социальная политика. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логику. Раздел 5. Политика. 5 ч. 22 Политика и её роль в обществе. Основные вопросы политической сферы. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 23 Политическая власть. Разделение властей. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 24 Государство. Признаки государства. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. 25 Формы правления. Суверенитет. Национальногосударственное устройство. Политические режимы. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 26 Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Партии 1 Тестирование. Решение типичных и движения. Многопартийность. заданий. Раздел 6. Право. 5 ч. 27 Право. Нормы права. Отрасли права. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 28 Законодательная и исполнительная власть. Судебная власть в РФ. Местное самоуправление. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Решение задач на логическое мышление. 29 Гражданское общество и правовое государство. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. Права, свободы и обязанности граждан. Всеобщая декларация прав человека. Права ребёнка. 30 Виды юридической ответственности. Преступление. Уголовная ответственности. Административный проступок. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. 31 Правоохранительные органы. 1 Тестирование. Решение типичных заданий. Работа с документами. Итоговое повторение. 3 ч. 32 Совершенствование навыков по выполнению заданий 1 Самостоятельная работа 33 Практикум по решению заданий 1 Самостоятельная работа 34 Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА. 1 Итоговое тестирование Интернет - ресурсы 1.http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ 2.http://www.fipi.ru – портал федерального института педагогических измерений 3.http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный портал 4.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека 5. http://gia.edu.ru/ - официальный информационный портал ГИА 6. http://egeigia.ru/ - ЕГЭ и ГИА портал «От урока – До экзамена» 7. http://opengia.ru/ - открытый банк заданий ОГЭ 8. http://ege.yandex.ru - подготовка к ОГЭ 9. www.alleng.ru - портал о пособиях по подготовке к ГИА 10. http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование» 11. http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.