Управление образования Администрации Новоуральского городского округа Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Рассмотрена на Методическом совете от «27» августа 2024 г. протокол № 4 Утверждена приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «30»августа 2024 г. № 71 Приложение к Основной образовательной программе начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УМНИКИ И УМНИЦЫ» Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации: 1 года Составитель: учителя начальных классов г. Новоуральск, 2024 г. Пояснительная записка Внеурочная образовательная программа «Умники и умницы» адресована обучающимся 1-х классов. Актуальность данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений, что является актуальной задачей современного образования. Цель программы: расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития; развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков у учащихся начальной школы. Задачи программы: создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску; обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания; обучить приемам поисковой и творческой деятельности; развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности»; сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 2 формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Возраст детей, участвующих в реализации программы: Курс «Умники и умницы» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 7 лет, одновозрастной группы. Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год. Курс включает 33 занятия (1 занятие в неделю). Формы и режим занятий: по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая; по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий. Занятия отличаются тем, что ребенку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно). Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве 3 закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. заданий. Виды деятельности: игровая, познавательная. Ожидаемые результаты: В ходе решения задач школьников будут сформированы способности: • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, не получилось, видеть трудности, ошибки); • планировать (составлять план действий); • моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя существенное); • проявлять инициативу при поиске способа решения задачи; • взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других; • сформировать группу детей (класс) как учебное сообщество; • способствовать приобретению опыта учащимися выполнения функций, составляющие умение учиться. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам. Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений: Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. 4 Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Читать и пересказывать текст. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; выделять существенные признаки предметов; сравнивать между собой предметы, явления; обобщать, делать несложные выводы; классифицировать явления, предметы; определять последовательность событий; судить о противоположных явлениях; давать определения тем или иным понятиям; определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; выявлять функциональные отношения между понятиями; выявлять закономерности и проводить аналогии. Формы подведения итогов реализации программы Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме интеллектуального марафона «Умники и умницы». Контроль и оценка планируемых результатов: В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. 5 Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго. Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля: Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя); Текущий: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце 1 полугодия. Итоговый контроль в конце года. Формы контроля: тестирование; практические работы; творческие работы учащихся; контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; 6 поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Форма текущей аттестации (зачет) определяется педагогом дополнительного образования и отражается в дополнительной образовательной программе. Результатом промежуточной аттестации являются низкий, средний или высокий уровни освоения детьми дополнительной образовательной программы: Низкий уровень - деятельность выполняется по образцу с погрешностями; Средний уровень - деятельность выполняется по образцу, качественно, аккуратно; Высокий уровень - проявляется творческое отношение к выполнению той или иной деятельности. Результаты заносятся в таблицу. Педагогические технологии: Здоровьесберегающие; Игровые; Личностно-ориентированного обучения Технология АМО Материально-техническое обеспечение: Книгопечатная продукция для педагога и учащихся: Печатные пособия: демонстрационный материал (предметные картинки, таблицы) Раздаточный материал: карточки Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: Цифровые информационные инструменты и источники (по основным темам программы): электронные справочные учебные пособия, виртуальные лаборатории (изучение процесса движения, работы; геометрическое конструирование и моделирование и др.) Технические средства обучения: Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска Мультимедийный проектор Экспозиционный экран Компьютер Экранно - звуковые пособия: Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио - и видеозаписи), отражающие основные темы курса математики 7 Учебно - тематический план дополнительной образовательной программы «Умники и умницы» Тема Общее количество часов Введение. Инструктаж по ТБ. 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) Развитие концентрации внимания. 5 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Развитие 4 мышления. Графический диктант. Тренировка зрительной памяти. 4 Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. 5 Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. 5 Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. 4 Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Тренировка внимания. Развитие 4 мышления. Графический диктант Выявление уровня развития внимания, 1 восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итого 33 В том числе Теоретические Практические - 1 - 5 - 4 - 4 - 5 - 5 - 4 - 4 - 1 - 33 Содержание дополнительной образовательной программы в 1 классе 8 В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческопоисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Развитие мышления. Тренировка внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям. Тренировка слуховой памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисование по образцу. Развитие логического мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Рекомендуемая модель занятия в 1 классе. 1. «Мозговая гимнастика» (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется 9 решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. 2. Разминка (3 минуты). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. 3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (10 – 15 минут) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. 4. Весёлая переменка (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. Логически-поисковые задания (10-12 минут). 6. Коррегирующая гимнастика для глаз (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз поможет как повышению остроты зрения, снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта. 7. Графический диктант, штриховка (10 минут). Рисование графических фигур – отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически думать. На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывают его косыми линиями, прямыми линиями или просто закрашивают. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Графические диктанты – это способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказы, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Динамика развития познавательных способностей оценивается с помощью таблиц 1 и 2, данные в которую заносятся после выполнения заданий на занятиях № 1 и № 33. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят за год. А сравнивая с показателями таблицы 1 и 2 (за 1 класс), отмечаем изменения в развитии познавательных способностей ребёнка. 10 Календарно-тематическое планирование № Дата по Дата Раздел программы, тема плану по факту 1 Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок). 2 Развитие концентрации внимания. Графический диктант. 3 Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 4 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 5 Развитие зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. 6 7 8 9 10 11 Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Тренировка внимания. Графический диктант Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Всего часов Количество часов Практика Теория 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Промежуточная аттестация. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. Итоговая аттестация. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Формирование принципов: содержания учебного курса 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 осуществляется на основе системность: задания располагаются в определенном порядке принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются; 13 принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; увеличение объема материала; наращивание темпа выполнения заданий; смена разных видов деятельности. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из: а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе; б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещёнными в тетрадях; в) программы курса. В рабочие тетради включены специально подобранные логически-поисковые задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов и переработана с учётом возрастных особенностей и возможностей детей 6-7 лет. Учебно-методическая литература для учителя 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2010 г.). 2. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897]. 3. Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. + Программа курса «РПС» (развитию познавательных способностей). – 3-е изд. Перераб. – М.: Издательство РОСТ. – 270 с. 4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий. В 2-х ч./ М.Ю. Демидова; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения). 6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г.Асмолов; под ред. А.Г.Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 7. Рындина Н.Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы. Ростов-наДону.2008 г. 8. Узорова О.В., Нефёдорова Е.А. 350 упражнений для развития логики и внимания. / О.В. Нефёдова. – Москва: Издательство АСТ, 2017. – 287 с. 14 Литература для учащихся 1. Холодова О.А. Юным умникам и умницам. Информатика, логика, математика. Рабочие тетради для 1 класса. М.: Издательство РОСТ. 2020 г. 15