РП_ВД_Функциональная грамотность_1_2_3 кл_НОО

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Рассмотрена на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30»августа 2024 г. № 71

Приложение к Основной образовательной программе
начального общего образования МАОУ «Гимназия № 41»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Срок реализации: 3 года

Составитель: Авторский коллектив
учителей начальных классов

Новоуральск,
2024 г.

Пояснительная записка
Цель занятий развития основ функциональной грамотности» –
формирование читательской компетенции младшего школьника.
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в
способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и
применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где
идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и
письму, говорению и слушанию.
В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного
читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к
чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве
познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения,
приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их
самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и
навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной
среде.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную
грамотность, финансовую грамотность.
Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению
книг;
-находит и извлекает информацию из различных текстов;
- применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным
поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
В1классе программа знакомит детей с читательской грамотностью и формирует
технику чтения.

Во 2 классе в программу включены модули «читательская грамотность»,
«математическая грамотность», «естественно - научная грамотность» и
«финансовая грамотность»
Математическая грамотность – это способность человека определять и
понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать
обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны:
распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и
могут быть решены средствами математики;
формулировать эти проблемы на языке математики;
решать проблемы, используя математические факты и методы;
анализировать использованные методы решения;
интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;
формулировать и записывать результаты решения.
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать
активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными
науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны:
использовать естественнонаучные знания,
выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для
понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него
деятельность человека, и для принятия соответствующих решений;
строить развернутые высказывания;
устанавливать надежность информации;
сотрудничать.
Модуль «Финансовая грамотность».
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
 развитие экономического образа мышления;
 воспитание ответственности и нравственного поведения в области
экономических отношений в семье;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
В 2 классе на каждый модуль отводится одна учебная четверть.
1 четверть - модуль «читательская грамотность».
2 четверть - модуль «математическая грамотность».
3 четверть - модуль «естественнонаучная грамотность».
4 четверть - модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих
основу функциональной грамотности.
В 1-3 классах обучающиеся учатся находить и извлекать информацию
различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц,
диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме.
Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа,
учеба, работа и производство, общество и др.).

Программа рассчитана на 3 года (102 часа): 1класс - 33 ч, 2 класс - 34 часа, 3
класс - 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной
грамотности» является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и
неудач при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для
решения коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и
выборочный пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы,
вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио –, видео –) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;

– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио, видео сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства
1-2 классы
Метапредметные и предметные результаты
Читательская
грамотность
Находит
и
извлекает
информацию
из различных
текстов

Математическая
грамотность
Находит
и
извлекает
математическую
информацию в
различном
контексте

Естественнонаучная
грамотность
Находит
и
извлекает
информацию
о
естественнонаучных
явлениях
из
различных текстов

Финансовая
грамотность
Находит
и
извлекает
финансовую
информацию в
различном
контексте

Личностные
Читательская
грамотность
Оценивает
содержание
прочитанного с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х
ценностей;
формулирует
собственную
позицию
по
отношению
к
прочитанному
формулирует
собственную

Математическая
грамотность
объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловечески
х ценностей

Естественнонаучна
я грамотность
Объясняет
гражданскую
позицию
в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
естественнонаучны
х знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
грамотность
Оценивает
финансовые
действия
в
конкретных
ситуациях
с
позиции
норм
морали
и
общечеловечески
х
ценностей,
прав
и
обязанностей
гражданина
страны

Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа,
эксперимент,
наблюдение,
экспресс-исследование,
коллективные
и

индивидуальные
исследования,
самостоятельная
работа,
защита
исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология
разноуровневого
обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения
в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие
технологии.
Выбор
технологий
и
методик
обусловлен
необходимостью
дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития
универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских
работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научноисследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.

Виды деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на
пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений,
экскурсий, олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов,
деловых игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск
необходимой информации.
Содержание курса.
1 класс
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем
читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В.
Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители
книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке.
Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека.
Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента
времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты
писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и
качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов
математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и
окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая

работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в
сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых
друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова
«продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное
включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на
прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология
– последовательность этапов (шагов) при чтении.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (6 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная
книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие
и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка
проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение
проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта.
Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в
ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
2 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (9 ч)
Раздел 1.
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение
авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей:
Е. Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е В.
Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Раздел 2.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего
использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы,
используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текстповествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных
жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать
информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного
текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать
оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты,
применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности». (8 ч)
Раздел1.
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода.
Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и
рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле. Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности». (8 ч)

Раздел1.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Раздел 2.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические
задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Раздел 3.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта
на части и составление модели.
Раздел 4.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм,
графиков.
Модуль: «Основы финансовой грамотности». (9 ч)
Раздел 1.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги
настоящие и ненастоящие.
Раздел 2.
Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники.
Раздел 3. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности». (10 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы,
поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов
разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить
главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными
типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как
изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле.
Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны,
лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как
уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия
жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это
жизнь. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны
ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что
мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной
книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут
лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края.
Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о
них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается
лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные
ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы
края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие
родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет

в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме
и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы.
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в
истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в
природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в
заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит
охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми
существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и
окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности». (10 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы
устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до
50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с
римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием
римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат).
Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у»,
прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении
слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический
ребус. Решение математических ребусов. Монеты в 1р., 2р., 5р., 10.р, 1к., 5к.,10к.
Купюры в 10р., 50р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа
на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и
вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на
оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление
временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов
отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Финансовая грамотность» (8ч)
Тема «Откуда в семье деньги». В ней рассматриваются следующие понятия:
деньги можно получить в наследство, выиграть в лотерею или найти клад,
основным источником дохода современного человека является заработная плата,
размер заработной платы зависит от профессии. Дети получают элементарные
сведения о том, что собственник может получать арендную плату и проценты,
государство помогает пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми
и безработным. Дети также знакомятся с тем, что при нехватке денег их можно
взять взаймы, существуют мошенники, которые обманом отбирают у людей
деньги.

Тематическое планирование.
1 класс
№ п/п Содержание
1
2
3
4

Теоретические Практические Всего часов
часы
часы
Настоящий 10
10

Раздел1.
читатель
Раздел 2. Технология продуктивного чтения
Раздел3.
Проект «Дружим с книгой»
Итого

2 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов,
1
час
в
неделю
1-2
Определение
2
основной темы и
главной мысли в
произведении.
Определение
авторской позиции в
художественном
тексте.
3-4
Работа с текстом. Как 2
понимать
информацию,
содержащуюся
в
тексте,
как
преобразовывать
текстовую
информацию
с
учётом
цели
дальнейшего
использования.
5
Работа с текстом. 1
Типы текстов: текстповествование,
описание
рассуждение
6
Учебный текст как 1
источник
информации.
7
Составление плана на 1
основе
исходного
текста.

17

17

6

6

33

33

Теория

Практика

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

8

Создавать
1
собственные тексты,
применять
информацию
из
текста при решении
учебно-практических
задач.

1

9

Проведение
1
рубежной аттестации.
9

1

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов,
1
час
в
неделю
1
Применение чисел и 1
действий над ними.
Счет и десятичная
система счисления.
2
Сюжетные
задачи, 1
решаемые с конца.
3
Задачи
на 1
взвешивание.
4
Логические задачи: 1
задачи о «мудрецах»,
о лжецах и тех, кто
всегда
говорит
правду.
5
Наглядная геометрия. 1
Задачи на разрезание
и
перекраивание.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.
6-7
Комбинаторные
2
задачи.
Представление
данных
в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков.
8
Проведение
1
рубежной аттестации.
8

2

7

Теория

Практика

0,5

0,5

1
1
1

0,5

0,5

1

1

1
2

Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов, Теория

6
Практика

1

2
3

4
5
6

7

8

1
час
неделю
и 1

Движение
взаимодействие
частиц.
Признаки
химических реакций.
Воздух
и
его
свойства.
Углекислый газ в
природе
и
его
значение
Вода. Уникальность
воды.
Почвы и их свойства.
Земля,
внутреннее
строение
Земли.
Знакомство
с
минералами, горной
породой и рудой.
Уникальность
планеты
Земля.
Условия
для
существования жизни
на Земле. Свойства
живых организмов.
Проведение
рубежной аттестации.

в
0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

8

4

4

Теория

Практика

0,5

0,5

Модуль: «Основы финансовой грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего
часов, 1 час
в неделю
1
Как появились деньги? 1
Что могут деньги?
2
Деньги
в
разных 1
странах
3
Деньги настоящие и 1
ненастоящие
4
Как разумно делать 1
покупки?
5
Кто такие мошенники? 1
6
Личные деньги
1
7
Сколько стоит «своё 1
дело»?
8-9
Проведение рубежной 2
аттестации.
9

1
1
1
0,5
0,5

0,5
1
0,5
2

1,5

7,5

3 класс
Модуль «Основы читательской грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов,
1
час
в
неделю
1
Определение
1
основной темы в
фольклорном
произведении.
Пословицы,
поговорки
как
источник
информации.
2
Сопоставление
1
содержания текстов
разговорного стиля.
3-4
Работа с текстом: как 2
выделить
главную
мысль текста или его
частей?
5
Типы текстов: текст 1
описание.
6
Типы текстов: текст 1
повествование.
7
Типы текстов: текст 1
рассуждение.
8-10
Работа со сплошным 3
текстом.
10
«Основы естественнонаучной грамотности»
№п/п
Тема занятия
Всего часов,
1
час
в
неделю
1
Изучение природы.
1
2-3
Условия, в которых 2
мы живем
4-8
Кто и как живет 5
рядом с нами.
8

Теория

Практика

1

1

1

1

1
1
1
1

2

2

8

Теория

Практика

0,5
1

0,5
1

2

3

3,5

4,5

Модуль «Основы математической грамотности»
№п/п

1-3

Тема занятия
Удивительный

Всего часов, Теория
1
час
в
неделю
мир 3
1

Практика
2

4-5
6-7

8

чисел»
Мир занимательных 2
задач
Первые шаги в 2
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры.
Итоговый
1
мониторинг.
8

1

1

1

1

1
3

5

Модуль «Финансовая грамотность»
№п/п

Тема занятия

1-2

Откуда
деньги

3-4

На
что
тратятся 2
деньги.
Как умно управлять 1
своими деньгами
Как
делать 2
сбережения.

1

Повторение
1
изученного по теме
«Семейный бюджет».
8

1

5
6-7

8

в

Всего часов, Теория
1
час
в
неделю
семье 2
1

Практика
1

1

1
1

5

1

3

1 класс
Календарно- тематическое планирование
№п/п Тема

Кол-во Содержание.
часов

Я - настоящий читатель.
1.
Кого можно считать 1
настоящим
читателем?
2.
Любимая книга.
1
3.

Книги
Маршака,

С.Я. 1
С.В.

Представление
о
настоящем
читателе.
Вводный мониторинг.
Обложка
любимой
книжки.
Чтение и обсуждение
книг.

Дата
проведения

4.

Михалкова и др.
Экскурсия
библиотеку.

5.

Домашняя
библиотека.

6.

Писатели
и
их 1
книги.
Быстрое чтение и 1
получение
информации.

7.

8.

в 1

1

Сходство
и 1
различие
текстов
разных предметов.

Творческая работа 1
«Твоё
представление
о
настоящем
читателе».
10.
Проведение
1
рубежной
аттестации.
Технология продуктивного чтения.
11Продуктивное
2
12.
чтение – что это?
Мониторинг.
9.

Экскурсия в библиотеку.
Карточки,
стеллажи,
разделители
книг.
Алфавитный
порядок
расстановки
книг.
Правила поведения в
библиотеке.
Книги«калеки», «лечение книг».
Личная
библиотека.
Члены
семьи
–
собиратели
книг.
Настоящий читатель много
читает.
Лента
времени
для
учёта
длительности чтения.
Портреты писателей.
Быстрое
чтение.
Получение информации.
Проверка скорости и
качества чтения.
Читаем всё, что задано.
Особенности
чтения
текстов математических
задач. Чтение текстов из
учебника русского языка
и окружающего мира.
Сходство и различие
текстов
разных
предметов.
Выражение
своей
позиции в сочинении,
рисунке или аппликации
Работа над текстом.

Продуктивное чтение –
что это? Высказывание
предположений.
Опрос
взрослых
друзей,
одноклассников. Запись
ответов.
Продуктивное
чтение и значение слова
«продукт». Работа над

1314.

Глубокое
2
восприятие
и
понимание текста.

1518.

Читаем
переживаем.

1922.

Читаем и реагируем 4
на
прочитанное:
грустим,
удивляемся,
радуемся
–
испытываем
эмоции.

и 4

Технология
– 4
последовательность
этапов (шагов) при
чтении
27
Проведение
1
рубежной
аттестации.
Проект «Я дружу с книгой»
28
Уточнение, выбор 1
под тем проекта.
Составление плана
работы
над
проектом.
2326.

текстом.
Глубокое восприятие и
понимание
текста.
Восприятие – активное
включение человека в
чтение.
Работа
над
текстом.
Чтение
рассказов
Н.
Сладкова: «Воздушный
замок»,
«Болтливые
окуни», «Бюро лесных
услуг»..
Рассказ
Л.
Каминского «Послушный
Петя».
В.
Драгунский
«Денискины рассказы».
Чтение,
обсуждение,
выполнение заданий на
развитие
читательской
грамотности.
Чтение
рассказов
В.
Осеевой:
«Долг»,
«Картинки» .
Рассказ В. Голявкина
«Вот, что интересно».
Рассказы
Н.
Носова
«Бобик в гостях у
Барбоса»,
«Мишина
каша».
Работа над текстом.
Смысловое чтение.
Основные этапы работы
над
произведением.
Практическая работа.
Проверочная работа.

Обсуждение общей темы.
Уточнение, выбор под
тем
проекта:
«Электронная
книга
будущего»,
«Самая
фантастическая книга»,
«Книги о детях» и т.д.
Участие
и
помощь
родителей. Составление

29-32 Выполнение
проекта.

4

Итоговый
мониторинг.

1

33.

плана
работы
над
проектом.
Подготовка проекта. Сбор
информации. Работа с
картотекой,
с
источниками.
Выполнение
проекта.
Фиксация хода работы
над проектом. Плакат для
защиты проекта.
Обобщение знаний в ходе
праздника
«Я
–
настоящий читатель!».

2 класс
№п/п

Тема

Кол-во Содержание.
Дата
часов
проведения
Модуль «Основы читательской грамотности»
1.
Определение
Рассказы современных
основной темы и
писателей. Е. Велтистов
главной мысли в
«Мальчик из чемодана».
произведении.
Чтение и анализ.
2.
Определение
»
Е.
Велтистов
авторской позиции
«Мальчик из чемодана».
в художественном
Работа над текстом.
тексте.
Вводный
мониторинг.
3-4.
. Как понимать
Чтение произведения Е
информацию,
В.
Медведева
содержащуюся
в
«Баранкин,
будь
тексте,
как
человеком». Работа с
преобразовывать
текстом.
текстовую
информацию
с
учётом
цели
дальнейшего
использования.
5.
Работа с текстом.
Работа над текстами
Типы
текстов:
разных типов.
повествование,
описание,
рассуждение
6.
Учебный текст как
Комплексная
работа.
источник
Выполнение заданий из
информации.
банка PISA, TIMSS.
Промежуточный

мониторинг.
7.
Составление плана
Работа над текстом.
на
основе
Подготовка к ВПР.
исходного текста.
8.
Создавать
Сочинение. Подготовка
собственные
к ВПР.
тексты, применять
информацию
из
текста при решении
учебнопрактических задач.
9.
Проведение
Выполнение заданий в
рубежной
форме ВПР.
аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности»
10.
Применение чисел и 1
Счет
и
десятичная
действий над ними.
система счисления.
Вводный
Комплексная работа.
мониторинг.
11.
Сюжетные задачи, 1
Решение
логических
решаемые с конца.
задач. Подготовка к
олимпиаде
по
математике.
12.
Задачи
на 1
Решение практических
взвешивание.
задач.
13.
Логические задачи: 1
Подготовка
к
задачи
о
олимпиаде.
«мудрецах»,
о
Решение задач.
лжецах и тех, кто
всегда
говорит
правду.
Промежуточный
мониторинг.
14.
Наглядная
1
Задачи на разрезание и
геометрия.
перекраивание.
Разбиение объекта на
части и составление
модели.
15Комбинаторные
2
Представление данных
16.
задачи.
в
виде
таблиц,
диаграмм,
графиков.
Выполнение заданий из
банка PISA, TIMSS.
17.
Проведение
1
Комплексная работа в
рубежной
форме ВПР.
аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
18.
Движение
и 1
Признаки химических

19.

20.

21.
22.

23.

2425.

взаимодействие
частиц.
Вводный
мониторинг.
Воздух
и
его 1
свойства.
Углекислый газ в
природе
и
его
значение.
Вода. Уникальность
воды.
Почвы
и
их
свойства.
Промежуточный
мониторинг.
Земля, внутреннее
строение
Земли.
Знакомство
с
минералами, горной
породой и рудой.
Уникальность
планеты Земля..

1

1
1

реакций.
Работа в форме ВПР.
Работа над
теме.
заданий из
TIMSS.
Работа над
теме.

текстами по
Выполнение
банка PISA,
текстами по

Работа над текстами по
теме.
Выполнение заданий в
форме ВПР.

1

Работа над текстами по
теме. Подготовка к
ВПР.

2

Условия
для
существования жизни
на Земле. Свойства
живых
организмов.
Выполнение заданий из
банка PISA, TIMSS.
Работа в форме ВПР.

Проведение
1
рубежной
аттестации.
Модуль: «Основы финансовой грамотности»
27.
Как
появились 1
Как появились деньги и
деньги?
Вводный
что они могут. Решение
мониторинг.
задач с величинами
«цена»,»кол-во»,
«стоимость».
28.
Деньги в разных 1
Чтение текстов по теме.
странах.
Решение задач.
29.
Деньги настоящие и 1
Понятие
«деньги
ненастоящие.
подлинные»
и
«фальшивые». Как их
отличить. Сувенирные
деньги.
Работа
над
текстами по теме.
30.
Как разумно делать 1
Практическая
работа.
покупки?
Работа
с
текстом,
Промежуточный
содержащим данные по
мониторинг.
теме.
26.

31.
32.
33.

34.

Кто
такие 1
мошенники?
Личные деньги.
1
Сколько
стоит 1
«своё дело»?
Проведение
рубежной
аттестации.

1

Беседа по теме. Чтение
текстов.
Практическая работа.
Понятие «своё дело».
Игра « Экономические
загадки».
Комплексная работа.

3 класс
№п/п Тема

Кол-во Содержание.
Дата
часов
проведения
Модуль «Основы читательской грамотности»
1.
Фольклор.
1
Определение основной
Пословицы,
темы в фольклорном
поговорки
как
произведении.
источник
информации.
2-.
Вводный
1
Практическая работа над
мониторинг.
текстом.
Сопоставление
содержания текстов
разговорного стиля.
3-4.
Работа с текстом: 2
Чтение
рассказа
Н.
как
выделить
Носова «Фантазёры».
главную
мысль
В. Драгунский «Друг
текста
или
его
детства».
частей?
Г. Скребицкий «Кот
Иваныч». Работа над
текстами. Составление
плана, пересказ.
5.
Типы текстов: текст 1
Понятие
о
тексте
описание
описании. Работа над
текстом.
6.
Типы текстов: текст 1
Понятие
о
тексте
повествование.
повествовании. Работа
над текстом.
7.
Типы
текстов: 1
Понятие
о
тексте
текст рассуждение.
рассуждении. Работа над
текстом.
8-10. Работа
со 3
Рассказ К. Паустовского
сплошным текстом.
«Дремучий медведь».
Промежуточный
Комплексная работа над
мониторинг.
текстом.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
11.
Изучение природы. 1
Изучать природу –

12.

Условия, в которых 1
мы живем.

13.

Кто и как живет 1
рядом с нами.

14.

Почему
надо 1
беречь и охранять
растения.

15.

Грибы
удивительное
царство.

16.

Где
растут 1
лишайники, о чем
они
могут
рассказать.
Многообразие
1
животных родного
края.

17.

- 1

значит
любить
и
охранять её. Науки о
природе. Как
изучают
природу. Наблюдения в
природе,
описание
живых объектов. Тексты
на заданную тему.
Солнце - источник тепла
и света на Земле.
Сезонные явления нашей
местности. Особенности
весны, лета, осени, зимы.
Неблагоприятные
и
необычные
явления
природы. Как уменьшить
влияние
опасных
явлений
погоды
на
природу родного края.
Выполнение заданий из
банка PISA, TIMSS.
Кто и как живет рядом с
нами. Свет, тепло, влага
в
жизни
растений.
Нужны ли комнатные
растения
в
доме.
Чужестранные
пришельцы на подоконнике - что мы о них
знаем.
Почему надо беречь и
охранять
растения.
Растения Красной книги.
Чтение
текстов,
выполнение заданий к
ним.
Грибы - удивительное
царство.
Грибы
ядовитые и съедобные.
Работа с атласом –
определителем.
Лишайники. Работа с
детской энциклопедией.
Многообразие животных
родного
края.
Особенности животных
каждого вида. Тексты по

теме, чтение выполнение
заданий из банка PISA,
TIMSS.
18.
Что охраняют в 1
Почему надо соблюдать
заповедниках
и
правила поведения в
заказниках
природе. Что охраняют в
Самарской области.
заповедниках
и
заказниках
Самарской
области.
Охранять
природу
значит
охранять здоровье.
Модуль «Основы математической грамотности»
19.
Удивительный мир 1
История
развития
чисел.
математики. Из истории
чисел
и
цифр. Интересные
приёмы устного счёта.
Виды цифр. Римская
нумерация.
Римские
цифры
от
1
до
50. Единицы
времени:
час,
минута,
сутки,
месяц. Работа с часами
(циферблат с римскими
цифрами), с календарем
(запись даты рождения с
использованием римских
цифр в обозначении
месяца,
запись
знаменательных дат).
20.

Решение
математических
ребусов.

21.

Мир занимательных 1
задач.
Последовательность 1
«шагов» (алгоритм)

22.

1

Ребус.
Правила
разгадывание ребусов:
прибавление при чтении
буквы «у», прибавление
при чтении предлогов
«за»
или
«перед»,добавление при
чтении
слога
«по»,
прибавление при чтении
предлога «с». Что такое
математический ребус.
Решение
математических ребусов.
Решение олимпиадных
задач.
Ориентировка в тексте
задачи,
выделение

решения задач.

Выбор необходимой 1
информации,
содержащей
в
тексте задачи, на
рисунке
или
в
таблице, для ответа
на
заданные
вопросы.
Решение задач..
1

23.

24.

Первые шаги
геометрии.
Простейшие
геометрические
фигуры.

25

26.

в 1

условия
и
вопроса,
данных и искомых чисел
(величин).
Решение практических
задач.
Работа с таблицами,
диаграммами,
поиск
информации
для
решения
задач.
Выполнение заданий из
банка PISA, TIMSS.
Выбор
наиболее
эффективных способов
решения.
Работа
с
текстами, в которых есть
математические данные.
Задачи с некорректными
данными, с избыточным
составом
условия. Задачи
на
оперирование понятиями
«все»,
«некоторые»,
«отдельные».
Работа с текстами, в
которых
есть
математические данные.
Решение
задач
на
нахождение
площади,
периметра. Задачи –
расчёты.
Комплексная работа.

Итоговый
1
мониторинг.
Модуль «Финансовая грамотность»

27-28

Откуда
деньги

29-30

На что
деньги.

в

семье 2

тратятся 2

Понимание того, от чего
зависят доходы семьи.
Рассматривать
источники доходов и
объяснять, что влияет на
размер доходов.
Различать виды доходов
семьи
Понимание
происхождения
расходов.
Считать общую сумму

31

Как умно управлять 1
своими деньгами

32-33

Как
делать 2
сбережения.

34

Повторение
1
изученного по теме
«Семейный
бюджет».

расходов.
Различать планируемые
и
непредвиденные
расход
Понимание того, что
семейный
бюджет
планируется заранее, но
бывают непредвиденные
расходы.
Умение
составлять
бюджет семьи.
Составлять
семейный
бюджет на условных
примерах.
Понимание того, из чего
складываются
сбережения.
Сравнивать разные виды
сбережений.
Различать
виды
сбережений.
Групповая
работа,
творческая
работа,
игровая деятельность

Список литературы:
к Модулю «Технологии формирования функциональной грамотности
младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС НОО (в
условиях реализации предметных концепций)»
 Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная
технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр
«Педагогический поиск», 2004
.  Жидкова О.Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной
и межкультурной компетенций// Международный журнал прикладных и
фундаментальных исследований. – 2013, – №10. – C. 125–126
 Виноградова Н.Ф. Десять советов учителю по формированию читательской
грамотности младших школьников//Начальное образование. 2017. №1 С. 3-8
(ВАК, РИНЦ) Кемельбекова Г. А. Особенности формирования
функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.
Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар.
науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. —
С. 6-9. — URL

 Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников в современной начальной школе: монография. / М.И.
Кузнецова. – М.: Вентана–Граф, 2013. – 432 с. .
 Кузнецова, М.И. Система контроля и оценки образовательных достижений
младших школьников как фактор повышения качества образования: автореф.
дис. докт. педагогических наук/ М.И. Кузнецова. – Москва. – 2017.
 Кузнецова, М.И. Учусь писать без ошибок. 3 класс: рабочая тетрадь для
учащихся общеобразовательных организаций / М.И. Кузнецова. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2015 – 64 с. – (ФГОС). – (Начальная школа
XXI века).
 Логвинова И.А., Рождественская Л.В. Формирование навыков
функционального чтения. Книга для учителя. Нарва, 2012.
 Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального
чтения// Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и
взрослых: книга и развитие личности». Cанкт-Петербург, 21-22.04.2011.
Сборник тезисов и докладов.  Лебединцев, В.Б. Разработка программы
формирования универсальных учебных действий у обучающихся / В.Б.
Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с
первой ступени: журнал. – М.: МЦФЭР, – 2012. – №4. – С.33-47.
 Межина, А.В. Повышение успешности младшего школьника в учебной
деятельности: монография / А.В. Межина. – М.: Экон-Информ, 2013. – 139 с.
 Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя /
Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова и др. Под ред. Н.Ф.
Виноградовой. – М.: Российский учебник, 2018. – 288 с
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3
классы. В 2 ч. Ч. 1 - Москва ВИТА,2015
Сергей Федин. Финансовая грамотность. Материалы для учащихся, 2-3 классы.
В 2 ч. Ч. 2 -Москва ВИТА,2015
Юлия Корлюгова. Финансовая грамотность. Методические рекомендации
для учителя.- Москва ВИТА, 2015


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».