РП_КРЗ_Психокоррекционные занятия_ЗПР_7.1.

Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»
Утверждена приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «30» августа 2024 г. № 71

Рассмотрена
на Методическом совете
от «27» августа 2024 г.
протокол № 4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия»
для обучающихся 1-4 классов
с задержкой психического развития
(Приложение к АООП НОО обучающихся с ЗПР, вариант 7.1.)
Срок реализации – 4 года

Составитель: Бурухина Е.С.,
педагог-психолог,
первой квалификационной категории

Новоуральск
2024 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные
занятия» на уровне начального общего образования для обучающихся с
задержкой психического развития (ЗПР) по варианту 7.1.
Цель реализации курса:
обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий для
личностного и интеллектуального развития детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития (варианта 7.1) в
общеобразовательных классах в условиях НОО ФГОС, коррекция и
профилактика когнитивных и личностных нарушений у обучающихся с ЗПР
Задачи курса:
1. определение особенностей организации образовательного процесса
для детей с ЗПР в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его
выраженности;
2. создание условий, способствующих освоению детьми с ЗПР
основной образовательной программы начального общего образования и их
интеграции в образовательные учреждения;
3. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической помощи детям с ЗПР с учётом особенностей психического и
(или) физического, речевого развития, индивидуальных возможностей
детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссии);
4. организация индивидуальных и (или) групповых занятий для
детей с ЗПР;
5. оказание консультативной и методической помощи родителям
(законным представителям) детей с ЗПР по медицинским, социальным и
другим вопросам.
6. содействие личностному и интеллектуальному развитию учащихся с
ЗПР в условиях, гарантирующих их психологическую и физическую
безопасность.

7. Обогащение чувственного познавательного опыта (на основе
формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные
признаки предметов и явлений и отражать их в речи), нацеленное на
развитие памяти, мышления, речи, воображения;
8. Коррекция недостатков познавательной деятельности детей в процессе
систематического и целенаправленного формирования полноценного
восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств
предметов, их положения в пространстве;
Принципами
реализации
коррекционного
курса
«Психокоррекционные занятия» являются:
- принцип единства диагностики и коррекции
До начала реализации рабочей программы проводится психологическое
обследование обучающегося и анализируются результаты психологической
диагностики с целью выявления особенностей психического развития
обучающихся с ЗПР. В начале, в середине и в конце учебного года проводить
психологическую диагностику особенностей развития обучающихся с ЗПР.
При анализе результатов обследования и планировании психокоррекционной
работы учитывается тяжесть и структура нарушения, время поражения,
медицинский прогноз, социальную ситуацию развития.
- принцип учета индивидуальных особенностей развития, обучающегося
с ЗПР с учетом разнообразия выявленных нарушений
При реализации данного принципа учитываются индивидуальные
особенности развития обучающихся с ЗПР. Индивидуальный подход
осуществляется при выборе направлений психокоррекционной работы и
определении содержания работы с семьей.
- принцип вариативности
При реализации данного принципа используется возможность
сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий
психокоррекционной работы. При этом сохраняется инвариантный минимум
обучения обучающихся с ЗПР с учетом особенностей их психического
развития.
- принцип доступности
Данный принцип предполагает выбор средств, методов и методических
приемов, сбалансированных психофизических нагрузок, соответствующих
индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и их функциональному
состоянию.
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса
Предполагает, что психокоррекционное воздействие, должно быть

направлено не только на коррекцию когнитивных и личностных нарушений,
но и на развитие познавательной деятельности и эмоциально-волевой сферы,
нормализацию системы социальных отношений.
- принцип систематичности и последовательности
Данный
принцип
означает
не
только
систематичность
психокоррекционных занятий, но и организацию коррекционного процесса, в
котором освоение коррекционного курса идет в определенном порядке и
подчинено соответствующей системе.
- принцип преемственности
Принцип реализует связь программы психокоррекционной работы с
программой
начального
общего
образования,
что
обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ЗПР.
- принцип сотрудничества с семьей
Данный принцип основан на признании семьи обучающегося с ЗПР как
важного
участника
психокоррекционной
работы,
оказывающего
существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его
обучения и интеграции в общество.
Содержание программы работы определяют следующие принципы:

Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию
специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной
пользой и в интересах ребёнка.

Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики,
коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений детей с задержкой психического развития,
а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного
профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем
ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного
процесса.

Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям
(законным представителям) непрерывность помощи до полного решения
проблемы или определения подхода к её решению.

Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий
для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в
физическом и (или) психическом развитии.

Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ЗПР выбирать формы получения образования,
защищать законные права и интересы детей.

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса
Ценностные ориентиры курса «Психокоррекционные занятия» в целом
ограничиваются ценностью развития познавательной сферы, эмоционально личностной сферы, саморегуляции обучающихся.
Формирование
психологических
условий
развития
общения,
сотрудничества на основе:
 доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
 уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера,
признать право каждого на собственное мнение и принимать решения с
учетом позиций всех участников;
Развитие
ценностно-смыловой
сферы
личности на
основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
 принятия и уважения ценностей семьи и образовательного
учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
 ориентации в нравственном содержании и смысле, как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств
(стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
 развитие широких познавательских интересов, инициативы и
любознательности, мотивов познания и творчества;
 формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности
личности как условия ее само актуализации:
 формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою
позицию, критичности к своим поступкам и умения их адекватно их
оценивать;
 развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,
ответственности за их результаты;
 формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма.
Общая характеристика коррекционного курса

Программа курса «Психокоррекционные занятия» составлена по
модульному принципу. Содержание, форма организации (групповая,
подгрупповая, индивидуальная), а также продолжительность занятий в
рамках конкретного модуля определяется мерой практической актуальности
для учащихся определенного класса.
Психокоррекционные занятия позволяют повысить интерес и
мотивацию к учению, обеспечивают условия для социального и личностного
развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений
в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной
информации.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего
периода начального образования и позволяет стимулировать сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, последовательно
и постепенно преодолевать разнообразные трудности обучения и
коммуникации, повышать адекватность оценки собственных возможностей,
формировать сферу жизненной компетенции обучающегося с ЗПР.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития
(развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов
(цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений и ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование
навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации;

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;


развитие словесно-логического мышления (умения видеть
устанавливать логические связи между предметами, явлениями
событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы детей.
6. Развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и
обогащение словаря.
8. Развитие межполушарного взаимодействия.

и
и

Рабочая
программа
коррекционно-развивающего
курса
«Психокоррекционные занятия» рассчитана на 135 часов: 1 класс – 33 часа (1
час в неделю, 33 учебные недели), 2-4 класс – 34 часа (1 часа в неделю, 34
учебные недели).
Занятия проводятся в рамках внеурочной деятельности, в разных формах
фронтальной работы (парами, малыми группами) или индивидуально.
Продолжительность групповых занятий составляет 35-40 минут для
обучающихся 1-ых классов, 40 минут для обучающихся 2-4 классов.
Продолжительность одного индивидуального занятия – 20 -40 минут. Сроки
реализации рабочей программы: 4 года.
Объем учебного материала рассчитан в соответствии с
физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать
переутомления и дезадаптации школьников.
В структуру проведения занятий включены:
- психодиагностические методики для определения уровня
сформированности сенсомоторных процессов у учащихся и эффективности
проводимых коррекционных занятий на каждом этапе.
- приёмы правильного диафрагментального дыхания и релаксации.
Упражнения данной группы включены в большинство предлагаемых
занятий, так как способствуют оптимизации систем организма, общему
оздоровлению и улучшению самочувствия. Успокаивают и способствуют
концентрации внимания. Упражнения на релаксацию способствуют снятию
усталости, восстановлению сил. А хорошо подобранная к данным
упражнениям музыка, цвет благотворно влияют на соматическое и
психическое состояние ребёнка. Это следующие упражнения:

стимулирующие, повышающие энергетический потенциал;

направленные на оптимизацию тонуса и обучение релаксации;

работа с локальными мышечными движениями;




для повышения устойчивости;
работа с патологическими ригидными телесными установками.
- упражнений направлена на коррекцию координации (бедность,
однотипность движений тела в пространстве, недостаточная координация и
несформированность сенсомоторных координации, обеднение перцептивных
и
мнестических
возможностей
ребенка,
несформированность
пространственных представлений):

упражнения на развитие чувства ритма;

развитие перцептивных и мнемических возможностей;

формирование пространственных представлений;

упражнения, связанные с динамической организацией двигательного
акта;

развитие ловкости, точности, одновременности движений;

развитие произвольного внимания.
- упражнения и задания, способствующие сенсорному развитию
учащихся
развитию
целостности
восприятия, формированию
представлений о внешних свойствах предметов, величине, форме, цвете;
формированию временных и пространственных представлений. Кроме этого
несколько занятий отводится на развитие тактильно - слухового восприятия.
В этом же разделе учащиеся знакомятся с основными эмоциями и учатся их
распознавать.
При
составлении
коррекционной
программы
учитываются
индивидуально-психологические и возрастные особенности детей с ОВЗ.
Перечисленные направления работы ежегодно нуждаются в
конкретизации в соответствии с наиболее актуальными особыми
образовательными потребностями, индивидуально-типологическими
характеристиками обучающихся. «Психокоррекционные занятия» влияют на
учебную успешность опосредованно, за счет улучшения общего
психологического состояния обучающихся, повышения их эмоциональной
устойчивости, коммуникативной успешности.
Данный коррекционный курс составляет часть содержания программы
коррекционной работы, направленной на преодоление недостатков развития.
Наиболее велика его роль в подготовке базы для успешной социализации,
формировании сферы жизненной компетенции.
Психологические особенности детей с ЗПР
ЗПР - нарушение (замедление) нормального темпа психического
развития. Термин «задержка психического развития» используется для
обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений

(нарушений развития). Согласно результатам исследований проблемы ЗПР в
трудах ряда ученых: Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В.
Лебединского, Н. Я. Семаго и М. и других можно выделить те особенности
дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и
для организации и проведения коррекционного воздействия.
Для детей с ЗПР характерны незрелость поведения и личности в целом,
несформированность
навыков
интеллектуальной
деятельности,
ограниченность знаний и представлений. Патогенетической основой ЗПР в
большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной
нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и
обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций,
парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной
деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов,
повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности,
обозначающие в целом недостаточность нейродинамики.
Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость
эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней
ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм.
Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт
характера и особенностей поведения, который может существенно
отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его
адаптационных способностях к новой ситуации.
Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность,
притупленное внимания, создают ситуацию для замедления темпов развития
психики. Прогноз психического развития благоприятный.
Характерные особенности детей с ЗПР.

Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с
ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость
психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция,
неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает
наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время
каждая из психических функций имеет специфические особенности в
пределах присущих ей характеристик.
Для восприятия детей с ЗПР характерны: низкая активность восприятия
в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность
ассоциативных процессов. Восприятие детей с ЗПР отличается также
недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной
дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой
произвольной регуляцией способа восприятия.
Характеристики внимания детей с ЗПР: неустойчивость и
неравномерность
внимания,
низкая
степень
концентрации
на
воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость
распределения и переключаемости внимания.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом.
Основные
составляющие
памяти:
запоминание,
сохранение
и
воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для
процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная
целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и
прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании
сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в
запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс
воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и
нарушением
порядка
воспринятого
материала,
воспроизведением
несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических
выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает
выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по
объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной
памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в
процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы,
связанные с различными преобразованиями воспринятого материала.
Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема
кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к
оперативному.
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического
имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную

деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность
и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в
установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении
существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с
конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не
могут. У них наблюдается недостаточность мыслительных операций анализа,
синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, затруднения в установлении
тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения
в процессе переноса, усвоенного при выполнении аналогичных действий.
Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают
многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без
проверки и доведения до конца первых.
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и
речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность
организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость,
импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная
деятельность может сопровождаться нарушением последовательности
действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой,
недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. Трудности
оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие
речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.
Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с
личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная
самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень
притязаний и мотивации.
Основные образовательные потребности детей с ЗПР
Основные образовательные потребности обучающихся с задержкой
психического развития выражаются:
−
в побуждении познавательной активности;
−
в расширении кругозора;
−
в формировании общеинтеллектуальных умений;
−
в
совершенствовании
предпосылок
интеллектуальной
деятельности;
−
в формировании и развитии целенаправленной деятельности,
функции программирования и контроля собственной деятельности;
−
в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность,
самостоятельность, ответственность);
−
в развитии и отработке средств коммуникации;
−
в усилении регулирующей функции слова;

−
в сохранении и укреплении соматического и психического
здоровья,
в
поддержании
работоспособности,
предупреждении
истощаемости, перегрузок и срывов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития.
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая
координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных
процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов.
Эмоции.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Знакомство с приёмами правильного дыхания
Знакомство с элементами приёмов правильного диафрагментального.
Тренировка правильного дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох Выдох" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек) дыхания.
Выполнение дыхательных упражнений.
Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации
Знакомство с приёмами релаксации. Тренировка навыка расслабления и
напряжения. Этапы релаксации. Практическое освоение этапов Выполнение
упражнений на расслабление частей тела.
Коррекция крупной моторики
Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения
действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по
"дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения
контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений.
Развитие устойчивости. Согласованность действий и движений разных
частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие слуховой и
тактильной координации.
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации
движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование,
штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная
аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной
координации. Упражнения с массажными мячами.

Коррекция сенсорных процессов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Зрительное и слуховое восприятие
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических
фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения
упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух
предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и
выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный,
белый). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4
детали).
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой)
руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения
предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в
заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в
помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду
(порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги
(центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических
фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа.
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени
Изучение временных показателей: времён года, дней недели.
Последовательность событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины
предметов из разного материала.
Восприятие эмоций человека
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг.
Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.
Итоговая диагностика учащихся
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные эталоны.
2 КЛАСС
Комплексное обследование детей.
Определение первичного уровня развития
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая
координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных

процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов.
Эмоции.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Приёмы правильного диафрагментального дыхания
Приёмы 2-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох - Выдох").
Изучаем 4-х фазное диафрагментальное дыхание Тренировка правильного
дыхания. Этапы правильного дыхания "Вдох - Выдох", "Вдох - Задержка Выдох - Задержка" Практическое освоение этапов (длительность 2-3 сек,
постепенное увеличение до 4-5 сек.) дыхания. Выполнение дыхательных
упражнений.
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.
Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения.
Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление
частей тела.
Коррекция крупной моторики
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность
выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие
быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности
движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Изучение нескольких видов штриховальных линий. Рисование,
штриховка, обводка, по трафарету. Соединение точек по порядку. Развитие
счётных навыков. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем
вторую половинку картинки. Аппликация из пластилина и кусочков цветной
бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными
мячами. Выполнение графических работ под диктовку.
Коррекция сенсорных процессов.
Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов
Назначение предметов. Дом, мебель, продукты, одежда, подарки.
Количество. Сложные настольные игры с правилами (переход хода, пропуск
хода, движение по стрелкам и т.д.). Форма предметов. Конструирование без
опоры на образец. Восприятие сенсорных эталонов. Классификация
предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир звуков.
Развитие зрительно-моторной координации.

Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева.
Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.
Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый
- нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы.
Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и
ночь. Вечер и утро.
Тактильно-двигательное восприятие.
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять
сказку. Работа с разными видами материалов.
Эмоциональный мир.
Эмоциональный мир человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль.
Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление. Пантомима. Игры на определение
эмоций.
Повторяем пройденное.
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы
релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на
развитие восприятия.
Итоговая диагностика учащихся
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные эталоны.
3 КЛАСС
Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая
координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных
процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал,
пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов.
Эмоции.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Приёмы правильного диафрагментального дыхания.
Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох Задержка
Выдох
Задержка").
Тренировка
правильного
дыхания (длительность 3-4 сек, постепенное увеличение до 5-6 сек.).
Выполнение
дыхательных
упражнений.
Соединение
дыхания
с

движениями (убыстряем шаг, бег). Тренировка дыхания во время движения.
Массаж и самомассаж. Знакомство с элементами массажа.
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.
Вспоминаем пройденное и знакомимся с новыми приёмами релаксации.
Этапы релаксации. Тренировка навыка расслабления и напряжения.
Практическое освоение этапов. Выполнение упражнений на расслабление
частей тела.
Коррекция крупной моторики
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность
выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие
быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности
движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной
координации.
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Повторяем штриховальные линии. Рисование, штриховка,
обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов,
придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 3класса в пределах 100). Развитие счётных навыков. Учимся составлять
рассказ по картинке. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем
вторую половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие
моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение
графических работ под диктовку ("Морской бой"). Движение по клеткам
вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.
Коррекция сенсорных процессов
Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов
Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько
же. Больше, меньше на... Экономическая игра. Сложные настольные игры с
правилами (переход хода, пропуск хода, движение по стрелкам и т.д.).
Форма предметов. Конструирование предметов сложной формы
Формирование сенсорных эталонов.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в
мир звуков. Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева.
Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.
Составляем целое из частей. Разрезные картинки. Классифицируем по
различным признакам: форма, цвет, размер. Составляем рассказ по картинке.

Определение расположения предметов в пространстве. Движение в заданном
направлении. Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов.
Погружаемся в мир звуков.
Развитие зрительно-моторной координации.)
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева.
Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.
Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый
- нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы.
Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и
ночь. Вечер и утро.
Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять
сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.
Эмоциональный мир.
Эмоциональный мир человека. Радость "Цветик - семицветик".
Страх/испуг Сказкотерапия "Лиса и петух". Грусть/печаль "По щучьему
велению". Гнев "Лиса и заяц". Доброта "Волк и телёнок". Злость "Золушка".
Повторяем пройденное
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы
релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на
развитие восприятия.
Итоговая диагностика учащихся (2 часа)
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные эталоны.
4 КЛАСС
Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня
развития
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся.
Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая
координация. Ловкость и точность движений.
Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма,
цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних
свойствах предметов. Эмоции.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Приёмы правильного диафрагментального дыхания.

Повторяем приёмы 4-х фазного диафрагментального дыхания ("Вдох Задержка
Выдох
Задержка").
Тренировка
правильного
дыхания (длительность 5-6 сек, постепенное увеличение до 7-8
сек.). Выполнение дыхательных упражнений в движениях (прыжки, бег).
Тренировка дыхания во время движения. Массаж и самомассаж. Повторяем
элементы массажа.
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации.
Вспоминаем пройденные приёмы релаксации. Этапы релаксации.
Тренировка навыков расслабления и напряжения. Практическое повторение
этапов. Выполнение упражнений на расслабление частей тела.
Коррекция крупной моторики.
Подвижные игры на развитие моторных навыков. Целенаправленность
выполнения действий и движений по инструкции педагога. Развитие
быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать
сменяемость действий. Развитие согласованности и одновременности
движений различных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты).
Развитие выразительности движений. Развитие слуховой и тактильной
координации.
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая
гимнастика. Штрихуем, используя различные виды штриховки. Рисование,
обводка, по трафарету с дорисовыванием фигур и предметов,
придумыванием сюжета. Соединение точек по порядку (по программе 4класса в пределах 150). Развитие счётных навыков. Составляем рассказы по
картинкам. Развитие координации движений руки и глаза. Рисуем вторую
половинку картинки. Аппликация из различного материала. Развитие
моторной координации. Упражнения с массажными мячами. Выполнение
графических работ под диктовку ("Морской бой"). Движение по клеткам
вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали.
Коррекция сенсорных процессов.
Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов.
Назначение предметов. Спорт, игры, увлечения. Количество. Столько
же. Больше, меньше в... Экономическая игра. Сложные настольные игры.
Правила придумываем сами. Форма предметов. Конструирование предметов
сложной формы. Формирование сенсорных эталонов.
Классификация предметов. Цвета спектра. Погружаемся в мир звуков.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека. Определение
расположения предметов в пространстве. Справа-слева. Вверху-внизу. В
центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Составляем целое из

частей. Пазлы. Классифицируем по различным признакам: форма, цвет,
размер. Составляем рассказы по картинкам. Определение расположения
предметов в пространстве. Движение в заданном направлении.
Классификация предметов. Цвета и оттенки предметов. Погружаемся в мир
звуков.
Развитие зрительно-моторной координации.
Ориентировка на собственном теле и теле другого человека.
Определение расположения предметов в пространстве. Справа-слева.
Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении.
Правый - верхний угол. Правый - нижний угол. Левый - верхний угол. Левый
- нижний угол. Ориентировка на листе бумаги.
Восприятие времени.
Повторяем времена года. Смена времён года. Раньше - позже. Месяцы.
Год - 12 месяцев. Последовательность событий. Дни недели. Сутки: День и
ночь. Вечер и утро.
Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния.
Определение на ощупь предметов, их величины. Учимся сочинять
сказку. Работа с разными видами материалов. Определение на вкус, на запах.
Эмоциональный мир.
Повторяем изученные эмоции. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль.
Гнев. Доброта. Злость.
Повторяем пройденное.
Выполняем упражнения на 4-х фазное дыхание. Повторяем элементы
релаксации. Упражнение на развитие мелкой моторики. Упражнения на
развитие восприятия.
Итоговая диагностика учащихся
Групповое и индивидуальные обследования: Графомоторные методики,
координация движений, сенсорные эталоны.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение программы коррекционного курса обеспечивает достижение
обучающимися
с ЗПР
трех
видов
результатов:
личностных,
метапредметных и предметных. Планируемые результаты освоения курса
уточняются и конкретизируются с учетом индивидуальных особенностей и
возможностей, обучающихся с ЗПР.
Результаты освоения программы коррекционной работы отражают
сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление
социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:

 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:

в умении различать учебные ситуации, в которых необходима
посторонняя помощь для еѐ разрешения, с ситуациями, в которых решение
можно найти самому;

в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;

в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю: понимаю или не понимаю.
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни,проявляющееся:

в расширении представлений об устройстве домашней жизни,
разнообразии повседневных бытовых дел, понимании предназначения
окружающих в быту предметов и вещей;

в умении включаться в разнообразные повседневные дела, принимать
посильное участие;

в адекватной оценке своих возможностей для выполнения
определенных обязанностей в каких-то областях домашней жизни, умении
брать на себя ответственность в этой деятельности;

в расширении представлений об устройстве школьной жизни, участии в
повседневной жизни класса, принятии на себя обязанностей наряду с
другими детьми;

в умении ориентироваться в пространстве школы и просить помощи в
случае затруднений, ориентироваться в расписании занятий;

в умении включаться в разнообразные повседневные школьные дела,
принимать посильное участие, брать на себя ответственность;

в стремлении участвовать в подготовке и проведении праздников дома
и в школе.
 овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами
социального взаимодействия, проявляющееся:

в расширении знаний правил коммуникации;

в расширении и обогащении опыта коммуникации ребѐнка в ближнем и
дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся
может использовать коммуникацию как средство достижения цели;

в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя
коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);

в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;


в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность,
сочувствие и т.д.;

в умении получать и уточнять информацию от собеседника;

в освоении культурных форм выражения своих чувств.
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее
пространственно-временной организации, проявляющаяся:

в расширении и обогащении опыта реального взаимодействия
обучающегося с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей,
расширении адекватных представлений об опасности и безопасности;

в адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения
опасности (безопасности) для себя и для окружающих;

сохранности окружающей предметной и природной среды;

в расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест
за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, городских и
загородных достопримечательностей и других.

в расширении представлений о целостной и подробной картине мира,
упорядоченной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребѐнка;

в умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями
окружающего мира;

в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и
ходом собственной жизни в семье и в школе;

в умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада
собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку.

в развитии любознательности, наблюдательности, способности
замечать новое, задавать вопросы;

в развитии активности во взаимодействии с миром, понимании
собственной результативности;

в накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий; в умении передать свои впечатления, соображения,
умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

в умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт
других людей;

в способности взаимодействовать с другими людьми, уменииделиться
своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей,
проявляющаяся:


в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми
разного статуса, с близкими в семье;

в знании правил поведения в разных социальных ситуациях в школе с
учителями и учениками;

со знакомыми и незнакомыми людьми; в освоение необходимых
социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные
ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом,
близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь
к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои
чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение,
просьбу, опасение и другие.

в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов,
выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и
ограничивать контакт; в умении применять формы выражения своих чувств
соответственно ситуации социального контакта.
Требования к результатам освоения программы коррекционной работы
конкретизируются применительно к каждому обучающемуся с ЗПР в
соответствии с его потенциальными возможностями и особыми
образовательными потребностями.
В программе курса определен объем умений, которым должны овладеть
учащиеся в конце каждого года обучения.
Основные умения и навыки:
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов
школьники должны научиться:

целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

ориентироваться на сенсорные эталоны;

узнавать предметы по заданным признакам;

анализировать и сравнивать предметы по внешним признакам;

различать и уметь находить различные цвета и оттенки, формы;

классифицировать предметы по форме, цвету, величине,
функциональному назначению;

составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным
признакам;

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

давать полное описание объектов и явлений;

различать противоположно направленные действия и явления;


видеть временные рамки своей деятельности;

определять последовательность событий;

выделять части суток и определять порядок дней недели;

различать речевые и неречевые звуки;

составлять предмет из частей;

определять на ощупь величину предметов;

зрительно определять отличительные и общие признаки двух
предметов;

распознавать эмоции;

ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

целенаправленно выполнять действия по инструкции;

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

опосредовать свою деятельность речью.
Ожидаемые результаты реализации программы
Удовлетворение
специальных
образовательных
потребностей
обучающихся с задержкой психического развития:
—
успешно адаптируется в образовательном учреждении;
—
проявляет познавательную активность;
—
умеет выражать свое эмоциональное состояние, прилагать
волевые усилия к решению поставленных задач;
—
имеет сформированную учебную мотивацию;
—
ориентируется на моральные нормы поведения и их выполнение;
—
осуществляет сотрудничество с участниками образовательного
процесса.
Коррекция негативных тенденций развития учащихся:
—
дифференцирует информацию различной модальности;
—
соотносит предметы в соответствии с их свойствами;
—
ориентируется в пространственных и временных представлениях;
—
владеет приемами запоминания, сохранения и воспроизведения
информации;
—
выполняет основные мыслительные операции (анализ, синтез,
обобщение, сравнение, классификация);
—
адекватно относится к учебно-воспитательному процессу;
—
работает по алгоритму, в соответствии с установленными
правилами;
—
контролирует свою деятельность;
—
адекватно принимает оценку взрослого и сверстника;

—
понимает собственные эмоции и чувства, а также эмоции и
чувства других людей;
—
контролирует свои эмоции, владеет навыками саморегуляции и
самоконтроля;
—
владеет навыками партнерского и группового сотрудничества;
—
строит монологическое высказывание, владеет диалогической
формой речи;
—
использует навыки невербального взаимодействия;
—
выражает свои мысли и чувства в зависимости от ситуации,
пользуется формами речевого этикета;
—
использует речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.
Для достижения планируемых результатов в рамках реализации
коррекционного курса возможно сотрудничество МАОУ «Гимназия № 41» с
образовательными организациями и другими ведомствами по вопросам
здоровьесбережения обучающихся с ЗПР, преемственности обучения,
развития и социализации.

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

4. Тематическое планирование
1 класс (33 ч)
Тема

Комплексное обследование детей. Определение первичного
уровня развития
Знакомство с приёмами правильного дыхания
Оптимизация тонуса и обучение приёмам релаксации
Коррекция крупной моторики
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование
предметов. Зрительное и слуховое восприятие
Восприятие пространства
Восприятие времени
Тактильно-двигательное восприятие
Восприятие эмоций человека
Итоговая диагностика учащихся

Колво
часов
2
2
2
3
2
5
4
4
2
6
1

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

2 класс (34 ч)
Тема

Комплексное обследование детей. Определение первичного
уровня развития
Приёмы правильного диафрагментального дыхания
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации
Коррекция крупной моторики
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Восприятие формы, цвета, звуков.
Конструирование предметов
Развитие зрительно-моторной координации
Восприятие времени.
Тактильно-двигательное восприятие
Эмоциональный мир.
Повторяем пройденное
Итоговая диагностика учащихся
3 класс (34)
Тема
Комплексное обследование детей. Определение первичного
уровня развития
Приёмы правильного диафрагмального дыхания
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации
Коррекция крупной моторики
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Конструирование предметов
Развитие зрительно-моторной координации.
Восприятие времени.
Тактильно-двигательное восприятие.
Развитие обоняния
Эмоциональный мир
Повторяем пройденное
Итоговая диагностика учащихся
4 класс (34 ч)

Колво
часов
2
3
2
3
3
3
3
2
2
2
4
3
2

Колво
часов
2
3
2
3
4
3
3
2
3
1
3
3
2

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема
Комплексное обследование детей. Определение первичного
уровня развития
Приёмы правильного диафрагментального дыхания
Оптимизация тонуса. Приёмы релаксации
Коррекция крупной моторики
Коррекция мелкой моторики и графомоторных навыков
Восприятие формы, цвета, звуков. Конструирование предметов
Развитие зрительно-моторной координации.
Восприятие времени
Тактильно-двигательное восприятие. Развитие обоняния
Эмоциональный мир.
Повторяем пройденное)
Итоговая диагностика учащихся

Колво
часов
2
3
2
4
5
4
3
2
2
3
2
2

Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка,
пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности,
требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к
уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными
мероприятиями.
5.
Методы и приемы работы с ребенком ЗПР:
В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы
и методы:

использование дозированной педагогической помощи (обучающей,
стимулирующей, организующей, направляющей);

использование объяснительно-иллюстративного, репродуктивного,
частично поискового методов;

пошаговость предъявления материала;


использование заданий в наглядно-действенном и наглядно - образном
плане;

эмоционально окрашенная подача материала.
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к
воспитанию и развитию ребенка.
При реализации курса соблюдаются общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

индивидуальный подход;

предотвращение наступления утомляемости;

активизация познавательной деятельности;

обогащение знаниями об окружающем мире;

особое внимание - коррекции всех видов деятельности;

проявление педагогического такта.
К специальным образовательным условиям для обучающихся с ОВЗ
относятся: особые методы обучения, педагогические, психологопедагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обязательная
коррекционная работа.
Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР
Процесс обучения для обучающихся с ОВЗ строится с учетом
специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:

в «пошаговом» предъявлении материала;

в использовании специальных методов, приемов и средств,
способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития;

в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста
усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных
умений;

в обеспечении особой пространственной и временной организации
образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и
нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой
истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и
др.);

в постоянном стимулировании познавательной активности,
побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;

в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым
ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно
необходима;

речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения;

учет индивидуально-психологических и возрастных

Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения
детей с ЗПР младшего школьного возраста:

Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций:
артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки,
оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.

Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых
разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей
действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать
учебный материал.

Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой
социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной
ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на
уроке, правил общения и т.д.).

Формирование учебной мотивации.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности
(познавательная активность, самостоятельность, произвольность),
преодоление интеллектуальной пассивности.

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности
любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу,
выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять
самоконтроль и самооценку.

Формирование соответствующих возрасту обще интеллектуальных
умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической
группировки, логической классификации, умозаключений и др.).

Коррекция индивидуальных отклонений.

Организация благоприятной социальной среды.

Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР
педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».