Положение о классном руководстве_2024

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 41»

Утверждено приказом
директора МАОУ «Гимназия № 41»
от «27»августа 2024 г. № 68

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ
МАОУ «Гимназия № 41»

г. Новоуральск

2
1. Общие положения
1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией
Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным
законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», Областным законом от
15.07.2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области», Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от
24.07.1998 г. № 124 – ФЗ, Методическими рекомендациями об осуществлении функций
классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений от 03.02.2006г. № 21, Законом Свердловской области «О защите
прав ребёнка» от 23.10.1995 г. № 28 – 03, Типовым положением об общеобразовательном
учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196,
Конвенцией о правах ребёнка, Гигиеническими требованиями к условиям обучения в
общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим
государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 №
ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях») , Соглашением между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Свердловской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 11.01.2024г., Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка МОУ «Гимназия № 41».
1.2. Классное руководство - особый вид дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно при условии
дополнительной оплаты и внесения соответствующих сведений в трудовой договор.
1.3. Осуществление классного руководства не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в число его должностных обязанностей.
1.4. При осуществлении классного руководства воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося класса (далее - обучающийся), так и в отношении класса как микросоциума в
соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной
работы.
1.5. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он на постоянной основе взаимодействует:
 с семьями обучающихся;
 с другими педагогическими работниками;
 с медицинским работником общеобразовательной организации;
 с социальными партнерами;
 с администрацией общеобразовательной организации.
1.6. Классный руководитель (резервный классный руководитель) назначается и
освобождается от должности приказом директора школы из числа педагогических работников, работающих в учреждении на постоянной основе и имеющих учебную нагрузку 18 и более часов в неделю.
1.7. Резервный классный руководитель выполняет должностные обязанности в
объёме настоящего положения на период отсутствия (отпуска или временной нетрудо-

3
способности основного классного руководителя), а также оказывает помощь основному
классному руководителю при проведении внеклассных / внешкольных мероприятий,
определённых планом работы гимназии.
1.8. Общее руководство деятельностью осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе.
1.5. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед заместителем директора по воспитательной работе, директором, классным родительским комитетом, кафедрой классных руководителей, педагогическим Советом гимназии в установленном порядке.
Результаты деятельности педагогического работника в должности классного руководителя учитываются при прохождении очередной аттестации.
2. Функции
2.1.Организационно-координирующие:
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, педагога дополнительного образования);
- проведение педагогических консультаций и консультаций по вопросам возрастной психологии с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
- организация в классе общеобразовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых
педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в
системе дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом;
- установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (посещение семьи на дому при
необходимости, консультирование, беседы и т.д.);
- формирование навыков безопасного поведения обучающихся в сети «Интернет»,
формирование сетевого этикета, культуры пользователя сетью «Интернет»;
- своевременно информирует руководителя о несчастных случаях с обучающимися
и о ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью;
- организует работу по формированию навыков здорового образа жизни (необходимость регулярных занятий физкультурой и спортом, формирования правильных пищевых привычек);
- организует охват обучающихся горячим питанием;
- организует профориентационную деятельность обучающихся; обеспечивает
связь общеобразовательной организации с семьей, организует взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в различных формах;
- своевременно вносит необходимую информацию в электронный или бумажный
вариант документации (классный журнал, электронный классный журнал, личные дела
обучающихся, план работы классного руководителя);
- обеспечивает защиту прав и интересов обучающихся в пределах выполняемых
им функций;
- проводит работу в целях профилактики нарушения обучающимися дисциплины и
норм поведения;

4
- ведет учет занятости обучающихся во внеклассной, внеурочной деятельности, в
системе дополнительного образования;
- в случае необходимости составляет характеристики на обучающихся, участвует в
составлении социального паспорта класса.
2.2.Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействий между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе
класса;

организует и координирует ученическое самоуправление в классе;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
2.3.Аналитико – прогностические:
2.3.1.Анализирует:
- особенности развития личности каждого ребенка в классе, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие;
- склонности, интересы, сферу дарований каждого ребенка в классе, подбирает ему
такой вид деятельности, где ученика может ожидать успех;
- условия проживания детей, контингент семей, составляет социальный паспорт
класса;
- психолого-педагогические особенности классного коллектива, их влияние на морально-психологический климат в классе;
- проводит мониторинг успеваемости обучающихся, участвует в работе по корректировке индивидуальных образовательных траекторий, в том числе одаренных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы;
- результаты воспитательной работы за последний год в соотнесении их с поставленными воспитательными целями, предоставляет по ним отчет заместителю директора
по воспитательной работе по окончании учебного года по заданной форме.
2.3.2.Прогнозирует:
- тенденции применения ситуации в области образования для внесения изменений
в план работы классного руководителя;
- последствия применяемых форм и методов воспитательной работы;
- последствия внедрения инноваций.
2.3.3.Планирует:
- цели и содержание плана воспитательной работы в классном коллективе в соответствии с годовым планом работы школы, подбирает формы и методы воспитательной
работы с обучающимися и классом в целом в соответствии с возрастными, психологическими и социальными особенностями обучающихся;
- жизнедеятельность классного коллектива, развивает классное самоуправление,
приучая обучающихся к ответственности за принимаемые решения;
- психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их родителей, знакомит их с правами и обязанностями ребенка, родителей, российского гражданина, направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка;
- родительские собрания и консультации в соответствии с годовым планом работы
школы, не допускает их самовольного (без согласования с администрацией гимназии)
переноса или отмены;
- связь гимназии и семьи каждого ученика.
2.4. Контрольные:

5
- ежедневный учет посещаемости занятий обучающихся в классе, в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия обучающихся на уроках;
- ведение ученических дневников, запись домашнего задания в дневниках;
- состояние дисциплины на переменах и во время обеда обучающихся в школьной
столовой;
- ежедневное посещение уроков, состояние дисциплины обучающихся, отнесенных к категории «трудные», «группы риска», состоящих на внутришкольном учете и
учете в территориальной комиссии города Новоуральска по делам несовершеннолетних и
защите их прав;
- обследование жилищных условий обучающихся, находящихся под опекой, в социально-опасной ситуации, совместно с социальным педагогом гимназии;
- соблюдение прав ребёнка в семье, отсутствие насилия над личностью ребёнка со
стороны родителей (иных законных представителей)
3. Обязанности
3.1. Классный руководитель обязан:
- соблюдать Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка;
- немедленно сообщать администрации школы обо всех сложившихся в учреждении ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и сотрудников, сохранности
школьного имущества;
- планировать свою деятельность в соответствии с планом работы школы, представлять план работы классного руководителя для контроля по требованию администрации школы;
- вести классную документацию (электронный классный журнал, дневники, личные дела учащихся, план воспитательной работы класса) в установленном порядке;
- выявлять и вести учёт детей социально не защищённых категорий, обеспечивать
социальную защиту таких детей, в том числе привлекая службы социальной защиты
населения;
- вести мониторинг социальных сетей «Интернет» и аккаунтов обучающихся;
- обеспечивать защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание детям,
находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, учащимся, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальными службами.
- организовывать дежурство по классу и гимназии, обеспечивать должное санитарное состояние закреплённого за классным коллективом кабинета;
- способствовать полному обеспечению учащихся класса горячим питанием.
4. Права
4.1. Классный руководитель имеет право:
- получать информацию у администрации учреждения и учителей, работающих в
классе по всем вопросам организации образовательного и воспитательного процесса в
классном коллективе и школе;
- педагогический работник, осуществляющий классное руководство, имеет право
запрашивать у медицинских работников, закрепленных за общеобразовательной организацией, и родителей необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся;
- педагогический работник, осуществляющий классное руководство имеет право
при необходимости инициировать проведение педагогических консилиумов, «малых
педсоветов», приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для решения проблем в обучении и воспитании;
- педагогический работник, осуществляющий классное руководство имеет право
повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством;

6
- выступать на педагогических советах, заседаниях кафедры классных руководителей, семинарах, совещаниях, вносить предложения по совершенствованию работы
учреждения, выступать с деловой, конструктивной критикой;
- создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применяя новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь принципом «не
навреди»;
- защищать личную честь и достоинство в установленном законом порядке;
- вносить предложения о поощрениях или наказаниях учащихся в соответствии с
утверждённым Положением.
5. Режим работы
5.1. Классный руководитель как педагогический работник учреждения имеет сокращённую рабочую неделю 36 часов и работает в режиме шести рабочих дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота) с одним выходным (воскресенье).
5.2. Нагрузка классного руководителя в течение недели регулируется планом воспитательной работы, циклограммой работы учреждения и планом работы учреждения и
оплачивается в установленном законом порядке
5.3. В каникулярное время режим работы устанавливается согласно годовому плану работы, а также плану работы гимназии в каникулярное время.
6. Ответственность и поощрения
6.1. Классный руководитель/дублер классного руководителя несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Уставом учреждения, Правилами внутреннего, трудового распорядка, настоящего Положения.
Классный руководитель/дублер классного руководителя несет ответственность за
обеспечение конфиденциальности персональных данных учащихся.
6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником
по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение
о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения.
6.3. За достигнутые успехи в воспитании учащихся классный руководитель поощряется в установленном порядке по представлению заместителя директора по ВР.
6.4. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается
на основании двух групп критериев:
6.4.1. Результативности: отражающий уровень, которого достигли обучающиеся
в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их
гражданской зрелости);
6.4.2. Деятельности: позволяющий оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном
классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению,
творческому развитию обучающихся).
7. Формы работы педагогического работника,
осуществляющего классное руководство
7.1. В соответствии со своими функциями, с учетом рабочей программы воспитания
и календарного плана воспитательной работы, педагогический работник, осуществляющий классное руководство, разрабатывает план воспитательной работы класса. Для реализации мероприятий плана педагогический работник, осуществляющий классное руко-

7
водство, выбирает формы работы с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся:
 коллективные: еженедельные тематические классные часы (в том числе с приглашением социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, слеты, соревнования, туристические походы, игры, флешмобы, экскурсии, ведение блога педагога в сети
«Интернет»;
 индивидуальные: изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся, организация индивидуальных консультаций и психологической помощи обучающимся, их психолого-педагогического сопровождения, индивидуальные беседы, организация взаимодействия родителей (законных представителей) с социальным педагогом, психологопедагогической службой общеобразовательной организации, посещение обучающихся на
дому (ознакомительное, далее - при необходимости) с согласия проживающих в данном
помещении на законных основаниях граждан (родителей (законных представителей)
обучающихся) в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации;
 групповые: организация работы творческих групп, детских объединений, волонтерских отрядов, медиасообществ и т. д.
7.1. План является основным документом педагогического работника, осуществляющего классное руководство, и разрабатывается в соответствии с локальными актами
образовательной организации.
8. Установление доплаты за осуществление классного руководства
8.1. За выполнение педагогическим работником с его согласия функций классного
руководства педагогическому работнику устанавливается компенсационная доплата за
увеличение объема работы.
8.2. В Положении о стимулирующих выплатах общеобразовательной организации
могут быть предусмотрены показатели эффективности деятельности педагогического работника, осуществляющего классное руководство, за выполнение которых дополнительно к компенсационной доплате устанавливаются также стимулирующие выплаты.
8.3. Денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя
определяется из расчёта не менее 10000 рублей за классное руководство в соответствии
с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2024 №398 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря
2021 № 2382.
8.4. Вознаграждение не выплачивается основному классному руководителю во
время временной нетрудоспособности по причине болезни. В этом случае выплата вознаграждения производится резервному классному руководителю или педагогу, выполняющему функции классного руководителя.
8.5. Во время отсутствия основного классного руководителя в связи с ежегодным
основным и/или дополнительным отпуском, а также дополнительным отпуском в связи с
обучением, функции классного руководителя выполняет резервный классный руководитель с выплатой вознаграждения за счёт средств фонда стимулирующих надбавок (10%).
8.6. При возложении на педагогического работника функций классного руководства, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год.
8.7. Осуществление классного руководства и доплата за выполнение этих функ-

8
ций устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный
год (с 1 сентября по 31 августа).
8.8. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено
осуществление классного руководства в нескольких классах.
8.9. Доплата за осуществление классного руководства выплачивается в установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».