Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 41» Утверждено приказом директора МАОУ «Гимназия № 41» от «27»августа 2024 г. № 68 ПОЛОЖЕНИЕ О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ МАОУ «Гимназия № 41» г. Новоуральск 2 1. Общие положения 1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании», Областным законом от 15.07.2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области», Законом Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ, Методическими рекомендациями об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений от 03.02.2006г. № 21, Законом Свердловской области «О защите прав ребёнка» от 23.10.1995 г. № 28 – 03, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196, Конвенцией о правах ребёнка, Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях ( СанПиН 2.4.2.2821-10), утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2010 г. N 189, Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях») , Соглашением между Министерством образования и молодежной политики Свердловской области и Свердловской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 11.01.2024г., Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка МОУ «Гимназия № 41». 1.2. Классное руководство - особый вид дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает на себя добровольно при условии дополнительной оплаты и внесения соответствующих сведений в трудовой договор. 1.3. Осуществление классного руководства не связано с занимаемой педагогическим работником должностью и не входит в число его должностных обязанностей. 1.4. При осуществлении классного руководства воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося класса (далее - обучающийся), так и в отношении класса как микросоциума в соответствии с рабочей программой воспитания и календарным планом воспитательной работы. 1.5. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он на постоянной основе взаимодействует: с семьями обучающихся; с другими педагогическими работниками; с медицинским работником общеобразовательной организации; с социальными партнерами; с администрацией общеобразовательной организации. 1.6. Классный руководитель (резервный классный руководитель) назначается и освобождается от должности приказом директора школы из числа педагогических работников, работающих в учреждении на постоянной основе и имеющих учебную нагрузку 18 и более часов в неделю. 1.7. Резервный классный руководитель выполняет должностные обязанности в объёме настоящего положения на период отсутствия (отпуска или временной нетрудо- 3 способности основного классного руководителя), а также оказывает помощь основному классному руководителю при проведении внеклассных / внешкольных мероприятий, определённых планом работы гимназии. 1.8. Общее руководство деятельностью осуществляет заместитель директора школы по воспитательной работе. 1.5. Классный руководитель отчитывается о результатах своей работы перед заместителем директора по воспитательной работе, директором, классным родительским комитетом, кафедрой классных руководителей, педагогическим Советом гимназии в установленном порядке. Результаты деятельности педагогического работника в должности классного руководителя учитываются при прохождении очередной аттестации. 2. Функции 2.1.Организационно-координирующие: - обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей; - установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, педагога дополнительного образования); - проведение педагогических консультаций и консультаций по вопросам возрастной психологии с родителями (иными законными представителями) обучающихся; - организация в классе общеобразовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; - стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; - взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом в целом; - установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (посещение семьи на дому при необходимости, консультирование, беседы и т.д.); - формирование навыков безопасного поведения обучающихся в сети «Интернет», формирование сетевого этикета, культуры пользователя сетью «Интернет»; - своевременно информирует руководителя о несчастных случаях с обучающимися и о ситуациях, угрожающих их жизни и здоровью; - организует работу по формированию навыков здорового образа жизни (необходимость регулярных занятий физкультурой и спортом, формирования правильных пищевых привычек); - организует охват обучающихся горячим питанием; - организует профориентационную деятельность обучающихся; обеспечивает связь общеобразовательной организации с семьей, организует взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся в различных формах; - своевременно вносит необходимую информацию в электронный или бумажный вариант документации (классный журнал, электронный классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя); - обеспечивает защиту прав и интересов обучающихся в пределах выполняемых им функций; - проводит работу в целях профилактики нарушения обучающимися дисциплины и норм поведения; 4 - ведет учет занятости обучающихся во внеклассной, внеурочной деятельности, в системе дополнительного образования; - в случае необходимости составляет характеристики на обучающихся, участвует в составлении социального паспорта класса. 2.2.Коммуникативные: - регулирование межличностных отношений между обучающимися; - установление взаимодействий между педагогическими работниками и обучающимися; - содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; организует и координирует ученическое самоуправление в классе; - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств. 2.3.Аналитико – прогностические: 2.3.1.Анализирует: - особенности развития личности каждого ребенка в классе, состояние его здоровья, эмоциональное самочувствие; - склонности, интересы, сферу дарований каждого ребенка в классе, подбирает ему такой вид деятельности, где ученика может ожидать успех; - условия проживания детей, контингент семей, составляет социальный паспорт класса; - психолого-педагогические особенности классного коллектива, их влияние на морально-психологический климат в классе; - проводит мониторинг успеваемости обучающихся, участвует в работе по корректировке индивидуальных образовательных траекторий, в том числе одаренных обучающихся, обучающихся, испытывающих трудности в освоении образовательной программы; - результаты воспитательной работы за последний год в соотнесении их с поставленными воспитательными целями, предоставляет по ним отчет заместителю директора по воспитательной работе по окончании учебного года по заданной форме. 2.3.2.Прогнозирует: - тенденции применения ситуации в области образования для внесения изменений в план работы классного руководителя; - последствия применяемых форм и методов воспитательной работы; - последствия внедрения инноваций. 2.3.3.Планирует: - цели и содержание плана воспитательной работы в классном коллективе в соответствии с годовым планом работы школы, подбирает формы и методы воспитательной работы с обучающимися и классом в целом в соответствии с возрастными, психологическими и социальными особенностями обучающихся; - жизнедеятельность классного коллектива, развивает классное самоуправление, приучая обучающихся к ответственности за принимаемые решения; - психолого-педагогическое сопровождение обучающихся и их родителей, знакомит их с правами и обязанностями ребенка, родителей, российского гражданина, направляет самовоспитание и саморазвитие личности ребенка; - родительские собрания и консультации в соответствии с годовым планом работы школы, не допускает их самовольного (без согласования с администрацией гимназии) переноса или отмены; - связь гимназии и семьи каждого ученика. 2.4. Контрольные: 5 - ежедневный учет посещаемости занятий обучающихся в классе, в течение учебного дня устанавливает причину отсутствия обучающихся на уроках; - ведение ученических дневников, запись домашнего задания в дневниках; - состояние дисциплины на переменах и во время обеда обучающихся в школьной столовой; - ежедневное посещение уроков, состояние дисциплины обучающихся, отнесенных к категории «трудные», «группы риска», состоящих на внутришкольном учете и учете в территориальной комиссии города Новоуральска по делам несовершеннолетних и защите их прав; - обследование жилищных условий обучающихся, находящихся под опекой, в социально-опасной ситуации, совместно с социальным педагогом гимназии; - соблюдение прав ребёнка в семье, отсутствие насилия над личностью ребёнка со стороны родителей (иных законных представителей) 3. Обязанности 3.1. Классный руководитель обязан: - соблюдать Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка; - немедленно сообщать администрации школы обо всех сложившихся в учреждении ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей и сотрудников, сохранности школьного имущества; - планировать свою деятельность в соответствии с планом работы школы, представлять план работы классного руководителя для контроля по требованию администрации школы; - вести классную документацию (электронный классный журнал, дневники, личные дела учащихся, план воспитательной работы класса) в установленном порядке; - выявлять и вести учёт детей социально не защищённых категорий, обеспечивать социальную защиту таких детей, в том числе привлекая службы социальной защиты населения; - вести мониторинг социальных сетей «Интернет» и аккаунтов обучающихся; - обеспечивать защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении, учащимся, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальными службами. - организовывать дежурство по классу и гимназии, обеспечивать должное санитарное состояние закреплённого за классным коллективом кабинета; - способствовать полному обеспечению учащихся класса горячим питанием. 4. Права 4.1. Классный руководитель имеет право: - получать информацию у администрации учреждения и учителей, работающих в классе по всем вопросам организации образовательного и воспитательного процесса в классном коллективе и школе; - педагогический работник, осуществляющий классное руководство, имеет право запрашивать у медицинских работников, закрепленных за общеобразовательной организацией, и родителей необходимую информацию о состоянии здоровья обучающихся; - педагогический работник, осуществляющий классное руководство имеет право при необходимости инициировать проведение педагогических консилиумов, «малых педсоветов», приглашать родителей (законных представителей) обучающихся для решения проблем в обучении и воспитании; - педагогический работник, осуществляющий классное руководство имеет право повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством; 6 - выступать на педагогических советах, заседаниях кафедры классных руководителей, семинарах, совещаниях, вносить предложения по совершенствованию работы учреждения, выступать с деловой, конструктивной критикой; - создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применяя новые методы, формы и приёмы воспитания, руководствуясь принципом «не навреди»; - защищать личную честь и достоинство в установленном законом порядке; - вносить предложения о поощрениях или наказаниях учащихся в соответствии с утверждённым Положением. 5. Режим работы 5.1. Классный руководитель как педагогический работник учреждения имеет сокращённую рабочую неделю 36 часов и работает в режиме шести рабочих дней (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота) с одним выходным (воскресенье). 5.2. Нагрузка классного руководителя в течение недели регулируется планом воспитательной работы, циклограммой работы учреждения и планом работы учреждения и оплачивается в установленном законом порядке 5.3. В каникулярное время режим работы устанавливается согласно годовому плану работы, а также плану работы гимназии в каникулярное время. 6. Ответственность и поощрения 6.1. Классный руководитель/дублер классного руководителя несёт ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за исполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Уставом учреждения, Правилами внутреннего, трудового распорядка, настоящего Положения. Классный руководитель/дублер классного руководителя несет ответственность за обеспечение конфиденциальности персональных данных учащихся. 6.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине функций классного руководителя работодатель имеет право принять решение о прекращении выполнения работником этих обязанностей и выплаты доплаты и вознаграждения. 6.3. За достигнутые успехи в воспитании учащихся классный руководитель поощряется в установленном порядке по представлению заместителя директора по ВР. 6.4. Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается на основании двух групп критериев: 6.4.1. Результативности: отражающий уровень, которого достигли обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости); 6.4.2. Деятельности: позволяющий оценить реализацию управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся). 7. Формы работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство 7.1. В соответствии со своими функциями, с учетом рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, педагогический работник, осуществляющий классное руководство, разрабатывает план воспитательной работы класса. Для реализации мероприятий плана педагогический работник, осуществляющий классное руко- 7 водство, выбирает формы работы с учетом культурных, возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей обучающихся: коллективные: еженедельные тематические классные часы (в том числе с приглашением социальных партнеров), конкурсы, спектакли, концерты, слеты, соревнования, туристические походы, игры, флешмобы, экскурсии, ведение блога педагога в сети «Интернет»; индивидуальные: изучение аккаунтов социальных сетей обучающихся, организация индивидуальных консультаций и психологической помощи обучающимся, их психолого-педагогического сопровождения, индивидуальные беседы, организация взаимодействия родителей (законных представителей) с социальным педагогом, психологопедагогической службой общеобразовательной организации, посещение обучающихся на дому (ознакомительное, далее - при необходимости) с согласия проживающих в данном помещении на законных основаниях граждан (родителей (законных представителей) обучающихся) в соответствии со статьей 25 Конституции Российской Федерации; групповые: организация работы творческих групп, детских объединений, волонтерских отрядов, медиасообществ и т. д. 7.1. План является основным документом педагогического работника, осуществляющего классное руководство, и разрабатывается в соответствии с локальными актами образовательной организации. 8. Установление доплаты за осуществление классного руководства 8.1. За выполнение педагогическим работником с его согласия функций классного руководства педагогическому работнику устанавливается компенсационная доплата за увеличение объема работы. 8.2. В Положении о стимулирующих выплатах общеобразовательной организации могут быть предусмотрены показатели эффективности деятельности педагогического работника, осуществляющего классное руководство, за выполнение которых дополнительно к компенсационной доплате устанавливаются также стимулирующие выплаты. 8.3. Денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя определяется из расчёта не менее 10000 рублей за классное руководство в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2024 №398 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 № 2382. 8.4. Вознаграждение не выплачивается основному классному руководителю во время временной нетрудоспособности по причине болезни. В этом случае выплата вознаграждения производится резервному классному руководителю или педагогу, выполняющему функции классного руководителя. 8.5. Во время отсутствия основного классного руководителя в связи с ежегодным основным и/или дополнительным отпуском, а также дополнительным отпуском в связи с обучением, функции классного руководителя выполняет резервный классный руководитель с выплатой вознаграждения за счёт средств фонда стимулирующих надбавок (10%). 8.6. При возложении на педагогического работника функций классного руководства, как правило, обеспечивается преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год. 8.7. Осуществление классного руководства и доплата за выполнение этих функ- 8 ций устанавливаются педагогическому работнику дополнительным соглашением к трудовому договору при распределении учебной нагрузки (тарификации) на весь учебный год (с 1 сентября по 31 августа). 8.8. В отдельных случаях на педагогического работника может быть возложено осуществление классного руководства в нескольких классах. 8.9. Доплата за осуществление классного руководства выплачивается в установленном размере, в том числе во время каникул и периодов отмены занятий по эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям.