Литературное чтение НОО

2

1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное
чтение»
Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного предмета «Литературное чтение».
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление
гуманистических
и
демократических
ценностных
ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на
мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к
материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый
образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять
наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о
книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;

3

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и
задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки
зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку
зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование
потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное,
поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную
оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности
научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом
уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста
по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

4

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать
собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин
художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Обучающийся научится:
• воспринимать объединяющую роль России как государства, территории
проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина»;
• проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку
членов семьи и друзей;
• принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне
положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика»;
• внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других
людей; нравственному содержанию поступков;
• выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на
улице, в общественных местах;
• внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
• положительного отношения к урокам литературного чтения;
• интереса к языковой и речевой деятельности;
• представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных
традициях русского народа;
• представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия,
сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
• первоначальных навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в процессе
выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
• организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
• осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
• вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом);
• в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Познавательные:
• ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики,
словарь, содержание);
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
• понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
• сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие;

5

• группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных
признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные:
• соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться,
благодарить;
• вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
• сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и
соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках;
• участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
Обучающийся получит возможность для формирования
регулятивных УУД:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения
(определённому этапу урока), с помощью учителя;
• понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном
материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной
задачи;
• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих
основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы.
познавательных УУД:
• целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную
задачу;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и
учебных пособиях;
• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных
пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
• понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём
необходимые факты, сведения и другую информацию;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
• анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных
признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством
учителя);
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка
по заданному признаку (под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом
(под руководством учителя).
коммуникативных УУД:
• слушать собеседника и понимать речь других;

6

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
• принимать участие в диалоге;
• задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
• принимать участие в работе парами и группами;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• признавать существование различных точек зрения;
• высказывать собственное мнение;
• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в
общении правила вежливости.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы:
- воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в
исполнении учителя, учащихся;
-осмысленно, правильно читать целыми словами;
-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
-подробно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ по картинке;
-заучивать наизусть небольшие стихотворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
-различать рассказ и стихотворение.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
• пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
• выбирать заголовок для текста из ряда заголовков и самостоятельно озаглавливать
текст;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь.
2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
У учащегося будут сформированы:
• представления о своей этнической принадлежности;
• развития чувства любви к Родине, чувства гордости за свою Родину, народ;
• представления об окружающем ученика мире (природа, малая родина, люди и их
деятельность и др.);
• осмысления необходимости бережного отношения к природе и всему живому на
Земле;
• представления о своей родословной, достопримечательностях своей малой родины;
• понимания нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентации
в поведении на принятые моральные нормы;

7

• развития чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные
возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• этических чувств (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости,
совести и др.); понимания чувств одноклассников, учителей;
• развития навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и при выполнении проектной
деятельности;
• представления о бережном отношении к материальным ценностям; развития
интереса к проектно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу;
• высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи;
в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
• планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
• учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном
материале учебника — в памятках) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале
учебника — в памятках);
• проговаривать (сначала вслух, потом на уровне внутренней речи)
последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой
деятельности;
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
вносить соответствующие коррективы;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, другими
лицами;
• понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД:
• Осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под
руководством учителя или самостоятельно);
• воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные
тексты);
• ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в
оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в
соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
• осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных
видов (художественного и познавательного);
• обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и
самостоятельно);

8

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить
рассуждения в форме простых суждений об объекте.
Коммуникативные УУД:
• Слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
• принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения
(не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
• выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
• задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других;
• строить понятные для партнёра высказывания;
• признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и
позицию;
• формулировать собственное мнение и аргументировать его;
• работать в парах, учитывать мнение партнёра, высказывать своё мнение,
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять
доброжелательное отношение к партнёру;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
-понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие
из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
-делить текст на части, озаглавливать части;
-выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
-размышлять о характере и поступках героя;
-относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка,
скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
-находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные
приметы;
-относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные,
герои-помощники, нейтральные персонажи);
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения);
• строить предложения для решения определённой речевой задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения своего собственного мнения);

9

• (самостоятельно) читать тексты учебника, извлекать из них новую информацию,
работать с ней в соответствии с учебно-познавательной задачей (под руководством
учителя);
• пользоваться словарями учебника для решения языковых и речевых задач;
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь; понимать особенности диалогической речи;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при
ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с
точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• соблюдать нормы произношения, употребления и написания слов, имеющихся в
словарях учебника;
• озаглавливать текст по его теме или по его главной мысли;
• распознавать тексты разных типов: описание и повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его
выразительность;
• составлять небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую
жизненному опыту детей тему (после предварительной подготовки);
• составлять текст (отзыв) по репродукциям картин художников (помещённых в
учебнике);
• письменно излагать содержание прочитанного текста (после предварительной
подготовки) по вопросам;
3-й класс
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-м классе
является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
• Представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как
гражданина России;
• осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• развитие чувства любви и гордости к Родине, её народу, истории, культуре;
• развитие чувства любви и уважения к литературе как великому ценностному
достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
• становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к школе, изучению литературного чтения, понимания необходимости учения;
• становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного
мотивов изучения литературного чтения;
• формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к
созданию собственных информационных объектов и др.);
• развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной
деятельности;
• ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;

10

• развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание,
отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников;
сочувствие другим людям, сопереживание (в радости, горе и др.);
• понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков
окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
• осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в
общении речь;
• осознание своих эмоций и чувств, их контроль; определение эмоций собеседников,
сочувствие другим людям, сопереживание чувствам радости и горя;
• развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные
возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
• ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми,
сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным
ценностям.
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3-м
классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные:
• Принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем
ставить новые учебные задачи;
• овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения
учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словеснологическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
• планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для
решения задачи;
• учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале
учебника - в памятках);
• выполнять учебные действия в материализованной, громко-речевой и умственной
форме;
• контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом,
вносить необходимые коррективы;
• оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и
неуспеха и способы преодоления трудностей;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами.
Познавательные УУД
• Осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или
самостоятельно);
• самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной
литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую
информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;

11

• понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме;
переводить её в словесную форму;
• использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
осознавать цель чтения;
• воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из
текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или
письменно содержание текста;
• анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста,
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать
перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя
иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
• анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и
несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
• осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
• строить несложные рассуждения, устанавливать причинно следственные связи,
делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
• Выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на
задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей»
речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации
общения;
• участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах),
договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему
решению, осуществлять взаимоконтроль;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
• контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
• учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение
(позицию), аргументировать его;
• оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
• строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной
задачи;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

12

-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора,
иллюстрации, ключевым словам;
-самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
-делить текст на части, составлять простой план;
-самостоятельно формулировать главную мысль текста;
-находить в тексте материал для характеристики героя;
-подробно и выборочно пересказывать текст;
-составлять рассказ-характеристику героя;
-составлять устные и письменные описания;
-по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что
представили;
-высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к
художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
-относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым
признакам;
-различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
-видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Общие предметные результаты освоения программы
• формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к литературному
чтению, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его
грамотному использованию;
• понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
• овладение изучаемыми нормами литературного чтения (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры
речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения
коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового
общения;
• формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней.
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на
обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать
собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
• применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с
людьми, плохо владеющими русским языком;

13

• анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при
ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с
точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
• строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения
текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чемулибо;
• понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова,
находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или
коммуникативной задачи;
• понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме
или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность,
озаглавливать части текста;
• восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений
в тексте повествовательного характера;
• распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
• замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его
выразительность;
• строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам
наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять последовательность частей текста, составлять план текста,
составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным
планам;
• пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного
изложения учеником;
• письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать
содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного
восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать
текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
• составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и
описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку,
репродукциям картин художников и опорным словам, на тему выбранной учениками
пословицы или поговорки;
• использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание,
рассуждение, повествование;
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему;
• находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения
правильности, точности, богатства речи.
4-й класс
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4-м классе
является формирование универсальных учебных действий (УУД). У выпускника будут
сформированы:

14

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к
изучению литературного чтения, ориентация на содержательные моменты школьной
действительности и принятие образца «хорошего ученика»;
• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); формирование
личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению
языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;
• осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание
важности общения как значимой составляющей жизни общества;
• понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем
индивидуальной культуры человека;
• способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
• основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину,
российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
• понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение
начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и
окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;
• этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса
литературного чтения;
• навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе
выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
• развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию
собственных информационных объектов и др.), к работе на результат;
• установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и
поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4-м
классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с
учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
(в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;

15

• выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям,
содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале
учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле
способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение
действия, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;
• адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими
лицами;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД:
• использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных
источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература,
использование ресурсов библиотек и сети Интернет);
• записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
• ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять
выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;
• владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из
текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание,
языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание
текста;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед
аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео - и
графическое сопровождение;
Коммуникативные УУД
• слушать и слышать собеседника, вести диалог;
• ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
• понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении,
учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с
целью успешного участия в диалоге;
• строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное
отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;

16

• выбирать
адекватные
языковые
средства
для
успешного
решения
коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учётом
особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
• строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной
речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы
литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность,
последовательность выражения мысли и др.);
• активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного
общения.
Предметные результаты
Учение научится:
-воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
-осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
-самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;
-самостоятельно находить ключевые слова;
-самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов
автору по ходу чтения, прогнозирование ответов);
-самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
-формулировать основную мысль текста;
-составлять простой и сложный план текста;
-писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;
-аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям,
понимать и определять свои эмоции;
-понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;
-иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к
предпочтениям других;
-самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки,
речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
-относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в.,
XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с
тематикой детской литературы;
-относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым
признакам;
-видеть языковые средства, использованные автором.
Общие предметные результаты освоения программы:
• первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
• представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении
национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
• позитивное эмоционально-оценочное отношение к литературному чтению,
• приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

17

Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
• осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение;
выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной
ситуацией общения;
• владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание и др.);
• выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
• использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
(приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе
при обращении с помощью средств ИКТ;
• оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств
устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми
разного возраста;
• владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить
монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов
речи (описание, повествование, рассуждение);
• работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно
озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста
(корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным
текстам;
• составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных
источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин
художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по
пословице или поговорке, творческому воображению и др.);
• пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами,
Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или
самостоятельно выбранную тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;
• различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически
контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и
научного или делового);
• оформлять результаты исследовательской работы;
• редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая
содержание, построение предложений и выбор языковых средств.
2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика
героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя. Слушание
поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Слушание

18

прозаических произведений: основной сюжет, главные герои. Жанры художественных
произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий.
Восприятие научнопопулярного текста: основное содержание (информация).
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание
различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на
вопросы
по
содержанию
прослушанного
произведения,
определение
последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать
вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному
произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского
стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование
у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному
чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное
увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание
смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью
интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на
произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению
небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных
по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее,
ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию,
понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научнопопулярном - и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение
ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать
сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений.
Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и
самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать
с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по
теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя
текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее
представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации.

19

Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние
показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и
тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту
словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных
средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное
соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения,
осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм
морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в
литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в
фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов),
последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям,
пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественновыразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и
его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и
речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный
и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли
каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение
главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план
(в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика
героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о
герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из
разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру
поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения
предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами

20

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием.
Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача
информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста.
Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова.
Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста
с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий
пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными
заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение
понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту;
внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать
свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному,
научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику.
Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.
Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями
национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их
многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со
словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с
опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос.
Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и
содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача
содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни,
художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного
высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы,
сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его
сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Культура речевого общения
Диалог. Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила
речевого общения. Вежливость — первое правило общения. Как задать вопрос
собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в
вопросе. Монолог. Определение главной мысли высказывания на заданную тему (что
важное я хотел бы сказать). Выразительные средства языка для высказывания. Структура
высказывания. Презентация высказывания окружающим. Устный рассказанного
произведения, рассмотренной иллюстрации (то, о чём хотел рассказать автор).
Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор).
Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка
для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания
окружающим.

21

Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы,
места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных
средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование,
описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств
выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их
значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное
произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий),
тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания:
повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог
героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение
особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные
песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение
основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные
особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за
особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование,
знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и
использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по
серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения
различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять
свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с
художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения,
созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими
ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные
жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и
зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.
Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв.,
классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной

22

(с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными
для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов
Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках
Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая,
фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские
периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине,
природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические
произведения.
1 класс (132 ч)
Обучение грамоте (92 ч)
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов,
различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных
твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги.
Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным
способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости
предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву,
обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со
скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов,
словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в
соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения
на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под
диктовку и при списывании.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для
анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов,
изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в
соответствии с заданной интонацией.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух
и при его прослушивании. Овладение нормами речевого этикета при приветствии,
прощании, извинении, просьбе. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме. Пересказ

23

сказок и небольших рассказов. Составление небольших рассказов повествовательного
характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий,
наблюдений, на основе опорных слов (3-5 предложений). Ответы на вопросы по
прочитанным предложениям и рассказам.
Период обучения грамоте включает добукварный, букварный (основной период) и
послебукварный периоды.
Добукварный период (17 ч)
Речь. Устная и письменная речь. Общее представление о языке.
Предложение и слово. Предложение. Слово. Слог.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом,
длительное и более сильное произношение одного из слогов в слове), определение
количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении
гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков, слогообразующая роль
гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (согласных и гласных), звуко-слоговой анализ
слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности),
выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемоймоделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между
произносимыми (а в последствии и читаемыми) словами и предъявленными звукослоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их
характерным признакам изолированно и в составе слова, в различных позициях),
правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период. Обучение чтению (56 ч)
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения
твердости и мягкости согласных.
Чтение «слогов-слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с
изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после
предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенно обучение осознанному, правильному и плановому слоговому чтению
вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по
содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв,
определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так,
как они произносятся, т. е. орфоэпически.
Послебукварный период. Чтение. (19)
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков,
приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных
произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В.
Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д.
Совершенствование навыка чтения.

24

Курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте.
1 класс (40 ч)
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей,
произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных
писателей. Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанровотематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для
данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Жили-были буквы (6 ч)
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф.
Кривиным, Т. Собакиным. Вводятся понятия - «автор», «писатель» «произведение».
Анализ и сравнение произведений. Обучение орфоэпически правильному произношению
слов и при чтении. Обучение чтению по ролям. Заголовок. Рифма. Главная мысль
произведения.
Сказки, загадки, небылицы (7 ч)
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы
и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Обучение приемам выразительной речи и чтения. Произношение скороговорок,
чистоговорок. Обучение пересказу текста. Вводится понятие – «настроение автора».
Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование.
Главная мысль сказки. Сравнение народной и литературной сказок. Выразительные
средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок. Загадки. Тема загадок.
Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки.
Герои песенок. Потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц.
Апрель, апрель! Звенит капель (7 ч)
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е.
Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе. Формирование навыка чтения
целыми словами. Настроение. Развитие воображения, средства художественной
выразительности: сравнение. Литературная загадка. Запоминание загадок. Сочинение
загадок. И. Токмакова, Е. Трутнева. Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за
ритмическим рисунком стихотворного текста.
И в шутку и всерьез (7ч)
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К.
Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой. Воспроизведение текста по вопросам или по
картинному плану. Понимание слов и выражений в контексте. Юмористические
произведения. Вводится понятие – «настроение и чувства героя». Заголовок – «входная
дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Чтение по
ролям. Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему:
сходство и различия.
Я и мои друзья (7 ч)
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С.
Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом,
о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
Вводятся понятия – «поступки героя», «абзац». Прогнозирование текста по названию.
Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение

25

содержания произведения с пословицами. Сравнение рассказа и стихотворения.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. Проект: «Наш класс – дружная семья».
О братьях наших меньших (6 ч)
Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С.
Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н.
Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского. Сравнение текстов разных жанров. Художественный
и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного
текстов. Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.
2 класс (136 ч)
Самое великое чудо на свете (3 ч)
Р. Сеф. Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои
любимых книг.
Устное народное творчество (13 ч)
Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и
перевертыши, загадки, пословицы и поговорки. Сказки о животных, бытовые и
волшебные «Сказка по лесу идет...» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зернышко», «У
страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гусилебеди». Люблю природу русскую.
Осень (8 ч)
Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника»,
А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень.
Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В.
Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые
грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».
Русские писатели (14 ч)
А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...», «Вот север тучи нагоняя», «Зима!..
Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. «Старый дед и внучек».
О братьях наших меньших (12 ч)
Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В.
Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный
рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».
Из детских журналов (9 ч)
Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Маршак. «Веселые чижи»; 3. Д.
Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю.
Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».
Люблю природу русскую. Зима (9 ч)
И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким.
«Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...»,
«Береза».
Писатели – детям (19 ч)
Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским «Путаница»,
«Радость», С. Я. Маршаком «Кот и лодыри», С. В. Михалковым «Мой секрет», «Сила

26

воли». «Мой щенок», А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука...», «В школу»,
«Вовка – добрая душа», Н. Н. Носовым «Затейники», «Живая шляпа».
Я и мои друзья (11 ч)
В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов.
«Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю.
Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее».
Люблю природу русскую. Весна (10 ч)
Весенние загадки.
Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С.
Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
И в шутку и всерьез (14 ч)
Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; 2.
Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой»,
«Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова.
«Плим», «В чудной стране» 5. Г. Остер. «Будем знакомы».
Литература зарубежных стран (14 ч)
Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных
классиков «Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек»,
«Знают мамы, знают дети». Сказки Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная Шапочка», Г. X.
Андерсена «Принцесса на горошине», Э. Хогарт «Мафии и паук».
3 класс (136 ч)
Прощание с летом (6 ч)
Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.
Летние путешествия и приключения (16 ч)
Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И.
Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных
делах, о романтике летних игр и приключений.
Природа летом (12 ч)
Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И.
Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней
природы.
Уроки и переменки (12 ч)
Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова,
Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных
уроках.
«Глухая пора листопада…» (8 ч)
Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы
К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.
«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (18 ч)
Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А.
Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.
«Поёт зима, аукает…» (12 ч)
Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А.

27

Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней
природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.
Животные в нашем доме (9 ч)
Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю.
Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе
людей и животных.
Поэтическая тетрадь (5 ч)
Стихи С. Чёрного, А. Блока, С. Есенина. М. Пришвин «Моя Родина».
Люби всё живое (10 ч.)
И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В.Белов « Малька провинилась», «Ещё про
Мальку», В.Драгунский «Он живой и светится», В. Астафьев «Капалуха», Б.Житков «Про
обезьянку».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л.Барто («Разлука»,
«В театре»). С.В.Михалков («Если»). Е.А.Благинина («Кукушка», «Котенок»).
Собирай по ягодке – наберешь кузовок (13 ч)
Б.В.Шергин («Собирай по ягодке - наберешь кузовок»). А.П.Платонов («Цветок на
земле», «Еще мама»). М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»).
Н.Н.Носов («Федина задача», «Телефон»).
Зарубежная литература (7 ч)
Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок». Сказки Г.Х.Андерсена о предметах.
4 класс (136 ч)
Любимые книги (9 ч)
Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова.
У истоков русской детской литературы (42 ч)
Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи
для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина.
Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из
журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Басни И.
Крылова. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». А.С. Пушкин
«Сказка о царе Салтане…», В. Жуковский «Спящая царевна». Сказки и игры для детей В.
Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой.
Чудесный мир классики (29 ч)
Отрывки из повести С.Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К.
Толстого, А.Майкова, Ф.Тютчева, А.Плещеева. Стихи Н. Некрасова о природе,
посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого.
А.Куприн «Слон». Отрывки из повести Л. Чарской «Записки маленькой гимназистки».
Страна детства (10 ч)
Б.Житков «Как я ловил человечков», К.Паустовский «Корзина с еловыми
шишками», М.Зощенко «Ёлка», М.Цветаева «Наше царство», «Бежит тропинка с
бугорка…», С.Есенин «Бабушкины сказки».
Природа и мы (13 ч)
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И.Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин.
«Выскочка»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип»; С.Есенин «Лебёдушка».

28

Родина (9 ч)
И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В
неярком блеске...»

Страна Фантазия (9 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)
Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен.
«Приключения Тома Сойера»; С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
3.
№

Тематическое планирование
1 класс (132 ч)
Разделы

Обучение грамоте
1)
Добукварный период
2)
Букварный период
3)
Послебукварный период
Литературное чтение
4)
Жили-были буквы
5)
Сказки, загадки, небылицы
6)
Апрель, апрель! Звенит капель
7)
И в шутку и всерьез
8)
Я и мои друзья
9)
О братьях наших меньших
2 класс (136 ч)
Разделы

№
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)

Самое великое чудо на свете
Устное народное творчество
Люблю природу русскую. Осень
Русские писатели
О братьях наших меньших
Из детских журналов
Люблю природу русскую. Зима
Писатели – детям
Я и мои друзья
Люблю природу русскую. Весна
И в шутку и всерьез
Литература зарубежных стран
3 класс (136 ч)
Разделы

№
1)

Прощание с летом

Количество
часов
92
17
56
19
40
6
7
7
7
7
6
Количество
часов
3
13
8
14
12
9
9
19
11
10
14
14

Количество
часов
6

29

2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
13)

№
1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

Летние путешествия и приключения
Природа летом
Уроки и переменки
«Глухая пора листопада…»
«И кот учёный свои мне сказки говорил…»
«Поёт зима, аукает…»
Животные в нашем доме
Поэтическая тетрадь
Люби всё живое
«Собирай по ягодке – наберешь кузовок»
Поэтическая тетрадь
Зарубежная литература
4 класс (136 ч)
Разделы
1
Любимые
книги
У истоков русской детской литературы
Чудесный мир классики
Страна детства
Природа и мы
Родина
Страна Фантазия
Зарубежная литература

16
12
12
8
18
12
9
5
10
13
8
7

Количество
часов
9
42
29
10
13
9
9
15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».