2
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»
Личностные результаты освоения учебного предмета
У ученика будут сформированы:
•внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,
ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
«хорошего ученика»;
•широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы;
•учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения
новой задачи;
•ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на
самоанализ и самоконтроль результата, на понимание оценок учителей, товарищей,
родителей и других людей;
• способность к оценке своей учебной деятельности;
•основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме
осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности
человека за общее благополучие;
•чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
• внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа
оценки знаний;
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
•устойчивого учебно-познавательного интереса к общим способам решения задач;
•адекватного понимания причин успешности не успешности учебной деятельности;
• положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
•морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению
моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их
мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим
требованиям;
•эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им,
выражающихся в поступках, направленных на помощь другим.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
У ученика будут сформированы:
•умения принимать и сохранять учебную задачу;
•умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
3
•умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
•умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
•умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
•умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
•умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
•умение различать способ и результат действия;
•умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и
оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в
цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на
русском, родном и иностранном языках.
Ученик получит возможность научиться:
•в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
•преобразовывать практическую задачу в познавательную;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
•самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные УУД
•осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе
контролируемом пространстве сети Интернет;
•проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
•осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных
признаков;
•осуществлять синтез как составление целого из частей;
•проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
•обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда
или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
•осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
•устанавливать аналогии;
Коммуникативные УУД
•адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в
том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
4
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
•допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
•учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
•формулировать собственное мнение и позицию;
•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
•строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и
видит, а что нет;
•задавать вопросы;
•контролировать действия партнёра;
•использовать речь для регуляции своего действия;
•адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
•учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
•учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
•аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
•продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и
позиций всех участников;
•с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
•задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнёром;
•осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
•адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Ученик научится:
•научится использовать приобретенные знания и умения для творческой
самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении
подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и
других изделий;
•решать конструкторские, художественно-конструкторские и технологические
задачи; заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторскотехнологического
мышления,
пространственного
воображения,
эстетических
представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
5
Ученик получит возможность научиться:
•получит начальные представления о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как
основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи
предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды
нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества;
•о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к
ним в целях сохранения и развития культурных традиций;
• получит начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна,
которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
• получит общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории
возникновения и развития
•распределять роли руководителя и подчиненных, распределение общего объема
работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и
уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
•овладеть начальными формами познавательных универсальных учебных действий
исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации,
обобщения;
•получить первоначальный опыт организации собственной творческой
практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных
учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия,
прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля
и коррекции результатов действий;
•получит первоначальный опыт трудового самовоспитания: научится
самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой
и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству;
• будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных
качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное
отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим,
уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживание.
Ученик научится:
•иметь представление о наиболее распространённых в своём регионе традиционных
народных промыслах и ремёслах, современных профессиях (в том числе профессиях
своих родителей) и описывать их особенности;
•понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие
изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую
выразительность и руководствоваться ими в практической деятельности;
•планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на
инструкционную карту; при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
•выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды
домашнего труда.
6
Ученик получит возможность научиться:
•уважительно относиться к труду людей; понимать культурно-историческую
ценность традиций, отражённых в предметном мире, в том числе традиций трудовых
династий как своего региона, так и страны, и уважать их;
•понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых группах:
разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте,
демонстрировать готовый продукт (изделия, комплексные работы, социальные услуги).
Технология ручной обработки материалов
Ученик научится:
•на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах,
свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать
доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и
конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
•отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов
оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке
деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
•применять приёмы безопасной работы ручными инструментами: чертёжными
(линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
•выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и
эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и
объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам.
Ученик получит возможность научиться:
•отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность
реализации собственного или предложенного учителем замысла;
• прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно
комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или
декоративно-художественной задачей.
Конструирование и моделирование
Ученик научится:
•анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения деталей; решать простейшие задачи
конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на
достраивание, придание новых свойств конструкции;
•изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу
или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
Ученик получит возможность научиться:
•соотносить объёмную конструкцию, основанную на правильных геометрических
формах, с изображениями их развёрток;
•создавать мысленный образ конструкции с целью решения определённой
конструкторской задачи или передачи определённой художественно-эстетической
информации;
•воплощать этот образ в материале.
7
2. Содержание учебного предмета «Технология»
1 класс (33 ч)
Природная мастерская (9 ч)
Рукотворный и природный мир города. Рукотворный и природный мир села. На
земле, на воде и в воздухе. Название транспортных средств в окружающем пространстве.
Функциональное назначение транспорта Природа и творчество. Природные материалы.
Виды природных материалов. Сбор, виды засушивания. Составление букв и цифр из
природных материалов. Листья и фантазии. Знакомство с разнообразием форм и цвета
листьев разных растений. Составление композиций. Семена и фантазии. Знакомство с
разнообразием форм и цвета семян разных растений. Составление композиций.
Композиция из листьев. Что такое композиция Знакомство с понятием «композиция».
Подбор листьев определённой формы для тематической композиции. Орнамент из
листьев. Что такое орнамент? Знакомство с понятием «орнамент». Составление разных
орнаментов из одних деталей - листьев (в круге, квадрате, полосе). Природные материалы.
Как их соединять? Обобщение понятия «природные материалы». Составление объёмных
композиций.
Пластилиновая мастерская (4 ч)
Материалы для лепки. Что может пластилин? Знакомство с пластичными
материалами – глина, пластилин, тесто. Введение понятия «инструмент». Знакомство с
профессиями людей. Исследование свойств пластилина. В мастерской кондитера. Как
работает мастер? Введение понятия «технология». Знакомство с профессией и
материалами кондитера. Изготовление пирожных, печенья из пластилина. В море. Какие
цвета и формы у морских обитателей? Обучать умению определять конструктивные
особенности изделий и технологию их изготовления. Изготовление морских обитателей из
пластилина. Наши проекты. Аквариум. Работа в группах.
Бумажная мастерская (15 ч)
Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Оборудование рабочего места. Знакомство с
ножницами, правилами техники безопасности. Изготовление ёлочных игрушек из
бумажных полосок. Наши проекты. Скоро Новый год! Работа с опорой на рисунки.
Изготовление ёлочных игрушек из бумажных полосок. Бумага. Какие у неё есть секреты?
Введение понятия «бумага материал». Знакомство с видами бумаги, их использованием.
Профессии мастеров, использующих бумагу в своих работах. Бумага и картон. Какие
секреты у картона? Введение понятия «картон - материал». Знакомство с разновидностями
картона. Исследование свойств картона. Оригами. Как сгибать и складывать бумагу?
Введение понятия «оригами». Точечное наклеивание бумаги. Обитатели пруда. Какие
секреты у оригами? Введение понятия «аппликация». Изготовление изделий из оригами.
Животные зоопарка. Одна основа, а столько фигурок? Закрепление приёмов сгибания и
складывания. Изготовление изделий в технике оригами. Наша армия родная.
Представление о 23 февраля - День защитника Отечества, о родах войск, защищающих
небо, землю, водное пространство, о родственниках, служивших в армии. Введение
понятия «техника». Изготовление изделий в технике оригами. Ножницы. Что ты о них
знаешь? Введение понятий «конструкция», «мозаика». Выполнение резаной мозаики.
Весенний праздник 8 Марта. Как сделать подарок – портрет? О роли матери в жизни
человека. Изготовление изделия, включающего отрезание и вырезание бумажных деталей
по прямым, кривым и ломаным линиям, а также вытягивание и накручивание бумажных
8
полос. Шаблон. Для чего он нужен? Введение понятие «шаблон». Разнообразие форм
шаблонов. Изготовление изделий, в которых разметка деталей выполняется с помощью
шаблонов. Бабочки. Как изготовить их из листа бумаги? Изготовление изделий из деталей,
сложенных гармошкой, и деталей, изготовленных по шаблонам.
Текстильная мастерская (5 ч)
Мир тканей. Для чего нужны ткани? Введение понятия «ткани и нитки -материалы».
Завязывание узелка. Игла – труженица. Что умеет игла? Введение понятий «игла –
швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок». Изготовление
изделия вышивкой строчкой прямого стежка. Вышивка. Для чего она нужна? Обобщение
представление об истории вышивки. Прямая строчка и перевивы. Для чего они нужны?
Изготовление изделий с вышивкой строчкой прямого стежка и её вариантами. Наши
проекты. История моей рубашки (брюк, носков и пр.). Работа в группах.
2 класс (34 ч)
Художественная мастерская (8 ч)
Что ты уже знаешь? Изготовление изделий из деталей, размеченных по шаблонам.
Зачем художнику знать о тоне, форме и размере? Изготовление композиций из семян
растений. Какова роль цвета в композиции? Знакомство с видами композиций:
центральная, вертикальная, горизонтальная. Изготовление аппликаций, композиций с
разными цветовыми сочетаниями материалов. Какие бывают цветочные композиции?
Изготовление композиций разных видов. Как увидеть белое изображение на белом фоне?
Изготовление рельефных композиций из белой бумаги. Что такое симметрия? Как
получить симметричные детали? Введение понятия «симметрия». Изготовление
композиций из симметричных бумажных деталей. Можно ли сгибать картон? Как?
Изготовление изделий сложной формы в одной тематике. Как плоское превратить в
объёмное? Изготовление изделий с использованием с разметкой по половине шаблона.
Как согнуть картон по кривой линии? Изготовление изделий с деталями, имеющими
кривые сгибы, с разметкой по половине шаблона.
Чертёжная мастерская (10 ч)
Что такое технологические операции и способы? Введение понятия
«технологические операции». Изготовление изделий с деталями, сложенными пружинкой.
Что такое линейка и что она умеет? Построение прямых линий и отрезков. Измерение
отрезков. Измерение сторон геометрических фигур. Что такое чертёж и как его прочитать?
Изготовление изделий с основой прямоугольной формы по их чертежам. Как изготовить
несколько одинаковых прямоугольников? Изготовление изделий с плетёными деталями.
Можно ли разметить прямоугольник по угольнику? Изготовление изделий с основой
прямоугольной формы с помощью угольника по их чертежам. Можно ли без шаблона
разметить круг? Изготовление изделий с круглыми деталями, размеченными с помощью
циркуля. Мастерская Деда Мороза и Снегурочки. Изготовление изделий из кругов,
размеченными с помощью циркуля, и частей кругов, из деталей прямоугольных форм.
Конструкторская мастерская (7 ч)
Какой секрет у подвижных игрушек? Изготовление изделий с шарнирным
механизмом по принципу качение деталей. Как из неподвижной игрушки сделать
подвижную? Изготовление изделий с шарнирным механизмом по принципу вращения,
марионетки – «дергунчик». Что заставляет вращаться винт - пропеллер? Изготовление
изделий, имеющих пропеллер, крылья (мельница). День защитника Отечества. Изменяется
9
ли вооружение в армии? Изготовление изделий на военную тематику. Как машины
помогают человеку? Изготовление машин по их развёртка. Поздравляем женщин и
девочек. Изготовление поздравительных открыток с использованием разметки по линейке
или угольнику. Что интересного в работе архитектора? Изготовление макета родного
города или города мечты.
Рукодельная мастерская (9 ч)
Какие бывают ткани? Изготовление изделий из нетканых материалов (ватных
дисков, синтепона). Какие бывают нитки. Как они используются? Изготовление изделий,
частью которых является помпон. Что такое натуральные ткани? Каковы их свойства?
Изготовление изделий, требующих наклеивание ткани на картонную основу. Строчка
косого стежка. Есть ли у неё «дочки»? Изготовление изделий с вышивкой крестом. Как
ткань превращается в изделие? Лекало. Изготовление изделий, размеченных по лекалам и
соединённых изученными ручными строчками.
3 класс (34 ч)
Всё начинается с замысла (4ч) Изготавливаем самолёт- истребитель. Учимся
работать с циркулем. Изготавливаем волшебный кристалл.
Отражение жизни в изделиях человека(12ч) Народные промыслы. Панно и
открытка. Лепим из теста. Конструируем и моделируем. Строим объемные
геометрические фигуры. Елочные игрушки. Готовим подарки, открытки.
Человек и земля(6ч). Сервировка стола. Салфетница. Золотистая соломка. Упаковка
подарков. Проект «Автопарк». Мосты.
Человек и вода (3ч) Проекты «Водный транспорт» «Океанариум». Фонтаны.
Человек и воздух(3ч) Оригами. Зоопарк. Конструирование «Вертолетная
площадка». Папье-маше «Воздушный шар»
Человек и информация (8ч) Переплётные работы. Заполняем бланк телеграммы.
Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Куклы. Сцена и занавес. Афиша.
Программа. Урок- конференция.
4 класс (34 часа)
Студия «Реклама» (6 ч)
Реклама и маркетинг. Упаковка для мелочей. Коробка для подарка. Упаковка для
сюрприза. Проверим себя.
Студия «Декор интерьера» (4 ч)
Интерьеры разных времён. Художественная техника «декупаж». Плетёные салфетки.
Цветы из креповой бумаги. Сувениры на проволочных кольцах. Изделия из полимеров.
Проверим себя.
Новогодняя студия (4 ч)
Новогодние традиции. Игрушки из зубочисток. Игрушки из трубочек для коктейля.
Проверим себя.
Студия «Мода» (10 ч)
История одежды и текстильных материалов. Исторический костюм. Одежда народов
России. Синтетические ткани. Твоя школьная форма. Объёмные рамки. Аксессуары
одежды. Вышивка лентами. Проверим себя.
Студия «Подарки» (6 ч)
День защитника Отечества. Плетёная открытка. Весенние цветы. Проверим себя.
Студия «Игрушки» (4 ч)
10
История игрушек. Игрушка - попрыгушка. Качающиеся игрушки. Подвижная
игрушка «Щелкунчик» Игрушка с рычажным механизмом. Подготовка портфолио.
Проверим себя.
3. Тематическое планирование
1 класс
п\п
Наименование разделов
Количество
часов
1.
Природная
1
мастерская
9
2.
Пластилиновая
2
мастерская
4
3.
Бумажная
3
мастерская
15
4.
Текстильная
4
мастерская
5
Итого:
33
2 класс
Наименование разделов
п\п
1.
2.
3.
4.
Художественная
1
мастерская
Чертёжная
2
мастерская
Конструкторская
3
мастерская
Рукодельная
4
мастерская
Итого:
3 класс
Наименование разделов
п/п
Количество
часов
8
10
7
9
34
Количество
часов
1.
2.
3.
4.
Всё начинается с замысла
Отражение жизни в изделиях человека
Человек и Земля
Человек и вода
4
12
6
3
5.
6.
Человек и воздух
Человек и информация
3
8
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Итого:
34
Итого:
Количество
часов
6
4
4
10
6
4
34
4 класс
Наименование разделов
Студия «Реклама»
Студия «Декор интерьера»
Новогодняя студия
Студия «Мода»
Студия «Подарки»
Студия «Игрушки»