2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по
программе «Изобразительное искусство»:
1)
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
2)
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей
страны и мира в целом;
3)
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
4)
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого
мышления, наблюдательности и фантазии;
5)
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с
искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру,
потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6)
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7)
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8)
умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки
зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической творческой деятельности:
1)
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
2)
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе
выполнения коллективной творческой работы;
3)
использование средств информационных технологий для решения
различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного
изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по
живописи, графике, моделированию и т.д.;
4)
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в
соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных
художественно-творческих задач;
5)
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность,
умение организовать место занятий;
6)
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественнотворческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения
учебного предмета:
1.
3
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись,
графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и
прикладные виды искусства);
2)
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
3)
понимание образной природы искусства;
4)
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
5)
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе
выполнения художественно-творческих работ;
6)
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать
несколько великих произведений русского и мирового искусства;
7)
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая
суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
8)
усвоение названий ведущих художественных музеев России и
художественных музеев своего региона;
9)
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в
окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
10)
способность использовать в художественно-творческой деятельности
различные художественные материалы и художественные техники;
11)
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
12)
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный
художественный образ;
13)
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности
основ цветоведения, основ графической грамоты;
14)
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,
навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
15)
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту
природы различных регионов нашей страны;
16)
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов
мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою
самобытную художественную культуру;
17)
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты
природы, человека, народных традиций;
18)
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся
предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и
традиционной культуры;
19)
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов,
сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
20)
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего
зодчества для современного общества;
21)
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к
архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
22)
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту
мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1)
4
1-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
− понимать, в чём состоит работа художника и какие качества нужно в себе
развивать, чтобы научиться рисовать;
− понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия,
замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический
орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовки,
наброски;
− знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что
такое дополнительные и родственные, тёплые и холодные цвета;
− знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент;
− учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных
понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
− учиться чувствовать образный характер различных видов линий;
− учиться воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о
том, как это свойство цвета используется разными художниками.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Владение простейшими навыками:
− рисунка;
− аппликации;
− построения геометрического орнамента;
− техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Иметь понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
− живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей);
− графика (иллюстрация);
− народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров
Хохломы и Гжели).
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
− композиция, рисунок, цвет для живописи;
− композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
6. Иметь представление об искусстве Древнего мира.
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
− иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура,
скульптура, живопись, графика);
− понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей,
картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света,
растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
− знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
− знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
− уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных
понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
5
− учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства,
замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к
изображённому на картине;
− учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и
колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
− рисования цветными карандашами;
− рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью
светотени);
− аппликации и гравюры;
− построения растительного орнамента с использованием различных видов его
композиции;
− различных приёмов работы акварельными красками;
− работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
− живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
− графика (иллюстрация);
− народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и
уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
3-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
− иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях (натюрморт,
пейзаж, анималистический жанр, батальная живопись, портрет, бытовой жанр,
историческая живопись);
− понимать и уметь объяснять, что такое цветовая гамма, цветовой круг, штриховка,
тон, растушёвка, блик, рамка-видоискатель, соотношение целого и его частей,
соразмерность частей человеческого лица, мимика, стиль, билибинский стиль в
иллюстрации, буквица;
− знать и уметь объяснять, что такое орнамент звериного стиля;
− знать и уметь объяснять, что такое театр, театральная декорация, театральный
костюм и чем занимаются театральные художники;
− учиться описывать живописные произведения с использованием уже изученных
понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
− чувствовать и уметь описывать, в чём состоит образный характер различных
произведений;
− уметь рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных
картинах и как она влияет на настроение, переданное в них.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
− рисования цветными карандашами;
6
− рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью
светотени);
− выполнения декоративного панно в технике аппликации;
− выполнения декоративного панно из природных материалов;
− выполнения растительного орнамента (хохломская роспись);
− выполнения плетёного орнамента в зверином стиле;
− овладения различными приёмами работы акварельными красками (техникой
отпечатка);
− работой гуашевыми красками;
− постановки и оформления кукольного спектакля.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
− живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
− графика (иллюстрация);
− народные промыслы (хохломская роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и
уметь рассказывать об их особенностях (Русский музей).
6. Иметь понятие об искусстве оформления книги в средневековой Руси.
4-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
− иметь представление о монументально-декоративном искусстве и его видах;
− понимать и уметь объяснять, что такое монументальная живопись (роспись,
фреска, мозаика, витраж), монументальная скульптура (памятники, садово-парковая
скульптура), икона, дизайн, художник-дизайнер, фотография, градации светотени,
рефлекс, падающая тень, конструкция, композиционный центр, контраст, линейная
перспектива, линия горизонта, точка схода, воздушная перспектива, пропорции,
идеальное соотношение целого и частей, пропорциональная фигура, модуль;
− рассказывать о живописных произведениях с использованием уже изученных
понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
− чувствовать и уметь описать, в чём состоит образный характер различных
произведений;
− уметь рассказывать о том, какие изобразительные средства используются в
различных картинах и как они влияют на настроение, переданное в картине.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной
деятельности. Развитие умений:
− рисовать цветными карандашами с переходами цвета и передачей формы
предметов;
− рисовать простым карандашом, передавать объём предметов с помощью градаций
светотени;
− разрабатывать и выполнять композицию на заданную тему;
− работать в смешанной технике (совмещение различных приёмов работы
акварельными красками с гуашью и цветными карандашами).
4. Углублять и расширять понятие о некоторых видах изобразительного
искусства:
7
− живопись (натюрморт, пейзаж, картины о жизни людей;
− графика (иллюстрация);
− народные промыслы (филимоновские и дымковские игрушки, изделия мастеров
Хохломы и Гжели).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и
уметь рассказывать об их особенностях (Эрмитаж).
6. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
− композиция, рисунок, цвет для живописи;
− композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 класс
Художественный подход к предмету позволит освоить его содержание не только
технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на
художественно-образное воплощение идеи. В каждый блок включены темы,
направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а
также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого
в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного
образования фактически входит в каждый блок
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. (8 ч)
Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать
можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные
краски. Изображать можно и то, что невидимо. Художники и зрители (обобщение темы).
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. (8 ч)
Мир полон украшений. Красоту надо уметь замечать. Узоры, которые создали люди.
Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки. (11 ч)
Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила
природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу. (6 ч)
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. «Сказочная страна». Создание панно.
«Праздник весны». Конструирование из бумаги. Урок любования. Умение видеть.
Здравствуй, лето! (обобщение темы).
2 класс
Чем и как работают художники? (8 ч)
Три основные краски, создают многоцветие мира. Пять красок – все богатство цвета
и тона. Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических
материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные
возможности бумаги. Для художника любой материал может стать выразительным
(обобщение темы).
Реальность и фантазия. (7 ч)
Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность.
Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и
2.
8
фантазия. Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают
вместе (обобщение темы).
О чем говорит искусство? (8 ч)
Выражение отношения к окружающему миру через изображение природы.
Выражение отношения к окружающему миру через изображение животных. Образ
человека и его характер (женский образ). Образ человека и его характер (в объеме
мужской образ). Выражение характера человека через украшение. Выражение характера
человека через украшение, конструкцию и декор. Совместно Мастера Изображения,
Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев.
Искусство в твоём доме? (10 ч)
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и
холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Пятно как
средство выражения. Силуэт. Ритм и движение пятен как средство выражения. Линия как
средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм
линий и пятен, композиция – средства выразительности. В музее у весёлого художника.
Обобщающий урок года. (1 ч)
3 класс
Искусство в твоем доме (8 ч) Вещи бывают нарядными, праздничными или
тихими, уютными, деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие - для отдыха;
одни служат детям, другие - взрослым. Как должны выглядеть вещи, решает художник и
тем самым создаёт пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором
выражаются наши представления о жизни. Каждый человек бывает в роли художника.
Здесь «Мастера» ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал"
в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался
ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Искусство на улицах твоего города (7 ч) Деятельность художника на улице города
(или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного
города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Воспринимать,
сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ
в соответствии с замыслом и реализовывать его. Умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Художник и зрелище (11 ч) Художник необходим в театре, цирке, на любом
празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное
искусство, его игровая природа.
Художник и музей (8 ч) Художник создает произведения, в которых он, изображая
мир, размышляет о нём и выражает своё отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и
жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга,
других городов.
4 класс
Истоки родного искусства (7 ч)
Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В
постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду,
раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в
характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные
9
материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как
традиционный материал. Деревня – деревянный мир. Изображение традиционной
сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.
Каждый народ – художник (13 ч)
Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира.
Отношения человека и природы и их выражение в духовной ценности традиционной
культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их
роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в
предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира.
Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором
выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным
художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и
способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.
Искусство объединяет народы (14 ч)
От представлений о великом многообразии культур мира – к представлению о
едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни.
Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества,
способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное
искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека.
Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие
произведений искусства – творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и
представления о жизни.
3.
№
1.
2.
3.
4.
5.
№
1.
2.
3.
4.
5.
Тематическое планирование
1 класс
Разделы
Количество
часов
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения
8
Ты украшаешь
8
Ты строишь
11
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
5
Обобщение. Урок любования.
1
Итого:
33
2 класс
Разделы
Количество
часов
Искусство и ты
Как и чем работает художник?
8ч
Реальность и фантазия
7ч
О чем говорит искусство
8ч
Искусство в твоем доме
10 ч
Обобщающий урок
1ч
Итого:
34
10
№
1.
2.
3.
4.
3 класс
Разделы
Количество
часов
Искусство вокруг нас
Искусство в твоем доме
Искусство на улицах твоего города
Художник и зрелище
Художник и музей
Итого:
№
1.
2.
3.
4 класс
Разделы
Каждый народ – художник
(Изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей
земли)
Истоки родного искусства
Каждый народ – художник
Искусство объединяет народы
Итого:
8
7
11
8
34
Количество
часов
7
13
14
34