2
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература»
Обучение литературе направлено на достижение комплекса следующих результатов:
личностных результатов, метапредметных результатов, предметных результатов.
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к
Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования
на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом
устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни
во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
3
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и
по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий.
Предметные результаты.
В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего
образования выпускник на базовом уровне научится:
– демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы,
приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
– в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а
именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в
качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику
(содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты
произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две
(или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе
сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность
художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и
связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия,
4
–
способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и
средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в
художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения),
оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны,
эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в
произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных
частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает
эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и
концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой,
открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев
требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем
подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или
создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения,
демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения,
понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению)
и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои
собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
– давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с
использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических
документов и т. п.);
– анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем
объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской
индивидуальности;
– анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими
областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
– анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического
произведения
(например,
кинофильм
или
театральную
постановку;
запись
художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как
интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
– о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
– о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
– о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
– об историко-культурном подходе в литературоведении;
– об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
– о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
5
– имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия
ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами
нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
– о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
2. Содержание учебного курса «Литература»
10 класс
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА.
Исторические причины особого развития русской классической литературы. Своеобразие
становления реализма в РЛ. Национальное своеобразие русского реализма. Эволюция
русского реализма.
Теория. Реализм как литературное направление. Русский реализм. Художественная форма.
Рр. Индивидуальное сообщение «Реализм как худ.направление.»
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.
Расстановка общественных сил в 1860 годы.
Теория. Направления в русской критике второй половине 19 века. Лит.- критическая
статья. Мемуары, лит. мемуары, мемуаристика.
Рр.Объяснение признаков мемуарного стиля. Определение стиля текста. Указание стилевых
признаков.
Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.
Иван Сергеевич Тургенев.
Преходящее и вечное в художественном мире И.С.Тургенева. Этапы биографии и
творчества И.С. Тургенева. Рассказы цикла «Записки охотника». Повести «Муму» и
«Постоялый двор» как творческая лаборатория автора. Творческая история романа и
своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе.
Взаимоотношения Базарова с Кирсановым. Базаров и Одинцова. «Дуэль Евгения Базарова и
Анны Одинцовой. Базаров и его родители. Базаров – нигилист. Причины конфликта
Базарова с окружающими и причины его одиночества. Базаров перед лицом смерти.
Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в
русском обществе. Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций.
Базаров в системе действующих лиц. Базаров и его мнимые последователи. Оппоненты
героя, их нравственные и социальные позиции. «Вечные темы» в романе (природа, любовь,
искусство). «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, пейзажа,
интерьера. Авторская позиция и способы ее выражения. Полемика вокруг романа.
Роман «Дым». Общественный подъем 1870 годов. Роман «Новь». Последние годы жизни
Тургенева.
Теория. Прототип литературного героя. Нигилизм и образ нигилиста. Конфликт в романе.
Психологизм. Эпилог романа.
Литературоведческий практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Написание сочинения на
предложенные темы. Написание сообщения и реферата.
Пр.д-ть. Историко-культурный комментарий к сценам споров Базарова с Павлом
Петровичем (дискуссия).
6
Николай Гаврилович Чернышевский.
Гражданская казнь Чернышевского. Этапы биографии и творчества Н.Г. Чернышевского.
Творческая история романа «Что делать?». Жанровое своеобразие романа. Значение «Что
делать?» в истории литературы и революционного движения. Композиция романа. Старые
люди. Новые люди. «Особенный человек».
Теория. Жанр утопии. Антиэстетизм романа. Прием иносказания и аллегории. Внутренний
монолог героя. Фабула романа.
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Выборочный пересказ на тему «История Веры Павловны.»
Пр.д-ть. Презентация основных этапов жизни и творчества Чернышевского. Интерпретация
четырех снов Веры. (диспут)
Иван Александрович Гончаров.
Своеобразие художественного таланта Гончарова. Основные этапы жизни и творчества.
Роман «Обыкновенная история». Цикл очерков «Фрегат «Паллада».Роман «Обломов».
История создания. Особенности композиции романа. Прием антитезы в романе. Образ
главного героя в романе «Обломов». Понятие «обломовщина». Роль главы «Сон Обломова»
в произведении. Роль второстепенных персонажей. Обломов и Захар. Обломов и Штольц.
Женские образы в романе и их роль в развитии сюжета. Пейзаж, портрет, интерьер в
художественном мире романа. Способы выражения авторской позиции в романе. Образ
Обломова в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). «Обломов» - роман,
утвердивший писателя как классика. Художественное мастерство И.А. Гончарова в романе.
Историко-философский смысл романа.
Роман «Обрыв» в оценке русской критики.
Теория. Очерк. Портрет,речь, предыстория героя романа. Интерьер. Художественные
детали. Антитеза романа. Антипод героя. «Обломовщина».
Литературный практикум. Анализ эпизодов романа.
Рр. Составление тезисного плана критической статьи. Стилистический анализ фрагмента.
Написание сочинения. Написание реферата.
Пр.д-ть.
Презентация
биографии
Гончарова.
Фрагменты
очерков
«Фрегат
«Паллада»»(выразит.чтение с комментариями). Просмотр эпизодов фильма Н.С.Михалкова
«Несколько дней из жизни И.И.Обломова»,обсуждение.
Александр Николаевич Островский.
Художественный мир драматурга. Этапы биографии и творчества. Драма «Гроза». Идейнохудожественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины. Ее
душевная трагедия. Семейный и социальный конфликт в драме. Борьба героини быть
свободной в своих чувствах. Ее столкновение с «темным царством». Внутренний конфликт
Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и
покаяния. Смысл названия и символика пьесы. «Бесприданница». Анализ комедии
«Бесприданница».Лариса и ее трагическая судьба. Быт и нравы русской провинции.
Сценическая история пьесы и ее экранизации. Драматургическое мастерство Островского.
Пьесы драматурга на русской сцене. Современные постановки пьес Островского.
7
Теория. Действующее лицо пьесы. Реплики и монологи. Второстепенные персонажи пьесы.
Развитие любовного сюжета. Конфликт драмы. Композиция драмы: экспозиция, завязка,
кульминация, развязка действия.
Литературный практикум. Сопоставление героев пьесы «Гроза».
Рр. Подготовка сообщения об участии Островского в этнографической экспедиции по
задания Морского ведомства. Составление тезисного плана критич.статьи. Подготовка
сообщения о порядках города Калинова. Выразительное чтение отрывков пьесы наизусть.
Написание реферата. Написание сочинения.
Федор Иванович Тютчев.
Малая родина Тютчева. Тютчев и поколение «любомудров». Ф.И. Тютчев. «Silentium!»,
«Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы
любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Эти
бедные селенья…», «Последняя любовь», «»День и ночь». Очерк жизни и творчества.
Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и
мироздании. Тема родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой».
Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха.
Рр. Подготовка сообщения о литер.судьбе Тютчева. Выразительное чтение наизусть стих-й
Тютчева. Лексико-фразеологический анализ стихотворения «Фонтан». Написание
сочинения. Реферат.
Пр.д-ть. Презентация о малой родине Тютчева. Коллективный проект.
Николай Алексеевич Некрасов.
О народных истоках мироощущения Некрасова. Детство и отрочество Некрасова.
«Петербургские мытарства». Встреча с В.Г.Белинским. Основные темы и идеи в творчестве
Н.А. Некрасова. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой
бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на
час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Пророк», «Блажен
незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…», «Зине», «О, муза! Я у двери гроба…»,
«Умру я скоро…». Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность
лирики, обостренная правдивость и драматизм изображения жизни народа. Город и деревня
в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные
открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.
Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое
своеобразие, фольклорная основа, смысл названия. Горькая доля народа пореформенной
России. Путешествие как прием организации повествования. Авторские отступления.
Мастерство изображения жизни России. Многообразие народных типов в галерее героев
поэмы. Народ в споре о счастье. «Люди холопского звания» и народные заступники. Народ
и Гриша Добросклонов. Сатирические образы помещиков. Образ Савелия, «богатыря
святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл ее «бабьей притчи». Проблемы
счастья и смысла жизни в поэме.
Теория. Поэтическая декларация. Литературная преемственность и новаторство.
Комплексный анализ стихотворения. Сатира и пародия.
Рр. Подготовка сообщения на тему «Некрасов и Достоевский». Чтение наизусть стих-й
Некрасова. Сообщения на предложенные темы. Написание сочинений.
8
Литерат.практикум. Сопоставление стихотворений Некрасова и стих-ями других поэтов.
Характеристика эпизодов поэмы.
Пр.д.ть. Презентация о творчестве поэта. Коллективный проект.
Афанасий Афанасьевич Фет.
Русский дворянин А. Шеншин. А.А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта…», «Шепот,
робкое дыханье…», «Сияла ночь…», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега…»
«Заря прощается с землею,,,», «Облаком волнистым…», На железной дороге». Точность в
передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных
движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний,
мелодий. Метафоричность лирики Фета.
Теория. Образец антологической лирики. Метафоричность лирики. Музыкальность лирики
и звукопись, ассоциативные связи. Звуковая организация текста.
Рр. Подготовка сообщений о творческой истории сборника «Вечерние огни».
Конспектирование критической статьи. Написание сочинения. Реферат.
Лит.практикум. Анализ стихотворений.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Фета. Урок-концерт.
Алексей Константинович Толстой.
Жизненный путь А.К. Толстого. Лирика А.К. Толстого. Баллады и былины А.К. Толстого.
Трилогия Толстого «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Царь Борис».
Сатирические произведения А.К. Толстого. «Бесстрашный сказатель правды».
Теория. Мотив исторической памяти. Былинные образы в сатирических целях.
Историческая баллада. Литературная маска. Драматическая трилогия. Прием
стилизации.
Рр. Сообщение о литературной маске. Написание сочинения и реферата.
Лит.практикум. Анализ стих-й.
Пр.д-ть. Презентация о творческом пути А.К.Толстого. Коллективный проект
«Универсальный талант».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Мастер сатиры. Этапы биографии и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Вятский
плен.»Жизненная позиция писателя. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина – синтез его
творчества. «История одного города» как сатирическое произведение. Перекличка событий
и героев произведения с фактами российской истории. Собирательные образы
градоначальников и «глуповцев». Органчик и Угрюм-Бурчеев. Тема народа. Смысл финала
романа «История одного города». Своеобразие приемов сатирического изображения в
произведениях
Салтыкова-Щедрина
(гротеск,
алогизм,
сарказм,
ирония,
гипербола).»Общественный » роман «Господа Головлевы».
Теория. Сатира и юмор. Сатира и антиутопия. Анархаизмы. Пародия. Гротеск.
Фантастика.
Рр. Подготовка сообщения о годах службы Салтыкова-Щедрина в должности вицегубернатора. Написание отзыва. Комплексный анализ эпизода. Написание сочинения.
Лит.практикум. Характеристика героев.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Дискуссия.
9
Страницы истории западноевропейского романа 19 века.
Фредерик Стендаль «Красное и белое». Оноре де Бальзак «Человеческая комедия». Роман
«Евгения Гранде». Роман « Отец Горио». Чарльз Диккенс. Рождественские повести. Роман
«Домби и сын».
Теория. Новелла. Роман. Система образов. Соц.-психологический тип героя. Повесть.
Святочный рассказ.
Рр. Сообщение о жанре святочного рассказа. Сообщение-обзор об английской литературе
19 века. Сообщение о соц.-сатирических произведениях У.Теккерея.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о судьбе книг Стендаля в России 19 века. Презентация о жизни и
творчестве Бальзака.
Федор Михайлович Достоевский.
Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества. Творческая биография Ф.М,
Достоевского. «Бедные люди». Кружок Петрашевского. Сибирь и каторга.
«Почвенничество Достоевского». Роман «Преступление и наказание». В Петербурге
Достоевского. Раскольников среди униженных и оскорбленных. Социальные и
философские причины бунта Раскольникова. Идея Раскольникова о праве сильной
личности. Преступление Раскольникова. Причины поражения Раскольникова. Раскольников
и «сильные мира сего». Раскольников и его «двойники» (Лужин и Свидригайлов). Место
Раскольникова в системе образов романа. Раскольников и Порфирий Петрович. «Правда»
сони Мармеладовой. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь. Раскольников и
Соня Мармеладова. Смысл финала романа. Нравственная проблематика, острое чувство
ответственности в произведениях писателя. «Поиски «человека в человеке». «Преступление
и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем.
Раскольников. Сонечка Мармеладова и проблема нравственного идеала автора. Тема
гордости и смирения. Библейские мотивы в романе. Мрачный облик Петербурга. Роль
эпилога.
Роман «Подросток». Роман «Братья Карамазовы».
Теория. Психологический роман. Философский роман. Социальный роман. Полифонизм
романа. Герой и его внутренний мир. Психологизм. Интерьер. Кульминация.
Рр. Подготовка сообщения о кружке Петрашевского. Сообщение о книге «Записки из
Мертвого дома». Рецензия на кинофильм «Преступление и наказание». Написание
сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов. Анализ героев романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве писателя. Коллективный проект.
Лев Николаевич Толстой.
Родовое гнездо. Л.Н. Толстой. По страницам великой жизни. Трилогия Толстого.
«Севастопольские рассказы». «Война и мир» - роман-эпопея: проблематика, образы, жанр.
Эпизод «Вечер в салоне Шерер. Петербург. Июль 1805 г.» Именины у Ростовых. Лысые
горы. Изображение войны 1805-1807 г.г. Поиски плодотворной деятельности П. Безухова и
А. Болконского. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев. Система образов в
романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Война 1812
10
года – Отечественная война. Осуждение войны. Бородинское сражение как идейнокомпозиционный центр романа. Кутузов и Наполеон в романе. Противопоставление
Кутузова и Наполеона. Партизанская война. Бегство французов. Последний период войны и
ее воздействие на героев. «Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как
ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Эпилог романа.
«Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. История создания. Жанровое
своеобразие. Художественные особенности произведения: специфика композиции,
психологизм и «диалектика души» в раскрытии характеров персонажей. Женские образы
романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Картины войны в романе. «Роевая» жизнь
крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Психологизм прозы Толстого. Приемы
изображения духовного мира героев («диалектика души»). Внутренний монолог как прием
психологической характеристики героя. Антитеза как центральный композиционный прием
в романе. Портрет, пейзаж, диалоги и внутренние монологи в романе. Интерес к Толстому в
современном мире.
«Анна Каренина». Религиозно-эстетические взгляды Толстого. «Воскресение». Уход и
смерть.
Теория. Эпос. Роман-эпопея. Путь искания героя. Герой и толпа. «Диалектика души»
«Мысль народная» в романе –эпопее.
Рр. Сообщение о трилогии Толстого.
Сообщение об участии Толстого в войне.
Конспектирование критических статей. Написание сочинения.
Лит.практикум. Комментированное чтение фрагмента трилогии. Анализ эпизодов романа.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Толстого. Историко- литературная справка о
событиях войны .
Николай Семенович Лесков.
Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Судьба его творчества. Художественный
мир произведений Н.С. Лескова. «Очарованный странник». Изображение национального
русского характера в повести. Идейно-художественное своеобразие повести. Лесков как
мастер изображения русского быта. Национальный характер в изображении писателя.
Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. «Леди Макбет
Мценского уезда». «Соборяне». «Очарованный странник». Особенности сюжета повести.
Изображение этапов духовного пути личности. (смысл странствий героя повести). Иван
Флягин – один из героев- правдоискателей. Былинные мотивы повести. Особенности
лесковской повествовательной манеры сказа.
Теория. Сказ. Сказовое повествование. Повесть-хроника. Композиция хроники. Герой
хроники.
Рр. Сообщения о сказе Лескова «Левша». Составление сложного плана. Подготовка
сообщения. Написание сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ эпизодов жизни главного героя.
Пр.д-ть. Презентация о жизни и творчестве Лескова.
Страницы зарубежной литературы конец 19 – начало 20 вв.
Обзорная лекция по творчеству Генрик Ибсена, Ги де Мопассана, Бернарда Шоу. Г. де
Мопассан. «Ожерелье». Грустные раздумья автора о несправедливости мира. Мечты героев
и их неосуществимость. Тонкость психологического анализа. Г. Ибсен. «Кукольный дом».
11
Образ героини. Вопрос о правах женщины. Своеобразие «драм идей» как социальнопсихологических драм. «Пигмалион».
Теория. Пьеса. Конфликт. Сюжет. Новелла. «Драма идей».
Рр. Сообщение о полит. И театральной деятельности Ибсена. Выразительное чтение
фрагментов. Сообщение о театрализации пьес Б.Шоу. Реферат.
Лит.практикум. Анализ героев пьесы. Анализ новелл.
Пр.д-ть. Презентации о биографиях писателей.
Антон Павлович Чехов.
А.П. Чехов. Этапы биографии и творчества. Повесть «Степь». Тема гибели души в рассказе
«Ионыч». Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. Проблема ответственности
человека за свою судьбу. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм»,
философская глубина, лаконизм повествования.
Действующие лица пьесы «Вишневый сад» и тема ответственности человека за свою
судьбу. Конфликт в пьесе «Вишневый сад». Символический смысл образа вишневого сада.
Тема времени в пьесе. Подтекст. Своеобразие жанра. Раневская и Гаев как герои уходящего
в прошлое усадебного быта. Разлад между желаниями и реальностью существования –
основа конфликта пьесы. Образы Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Образы слуг (Яша,
Дуняша, Фирс). Внесценические персонажи. Новаторство Чехова-драматурга. Значение
творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.
Теория. Комедия. Система персонажей. Символический смысл образа. Подтекст.
Рр. Сообщения о жизни и творчестве Чехова. Критический отзыв о пьесе. Написание
сочинения. Реферат.
Лит. практикум. Анализ произведений.
Пр.д-ть. Презентация о семье Чехова.
О мировом значении русской литературы. 2 ч
Утверждение в русской литературе идеи нового человека и новой человечности. Широта
связей русского героя с миром. Поиски русскими писателями второй половины 19 века
«мировой гармонии». Уроки русской классической литературы.
Теория. Русская классическая литература.
Рр. Подготовка научных сообщений.
Лит.практикум. Анализ статьи учебника.
Пр.д-ть. Коллективный проект.
11 класс
Введение. Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к
новой гармонии.
И.А.Бунин. Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и
лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый
понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).
А.И.Куприн. Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт.:
«Поединок».
М.Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения М.Горького.
Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его правды.
Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности революции.
Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.
12
Литература русского зарубежья. Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.Аверченко,
Тэффи (обзор)
Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения
вечной темы.
Поэзия Серебряного века: разнообразие художественных индивидуальностей.
А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А.Блок и символизм. Лирика. Романтический мир
«Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю
свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят
мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.Блока. Чтение и
осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о
подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На
железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др.
А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное
своеобразие. Образ Христа в поэме.
С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где
капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…»,
«Русь» и др.). Революция в судьбе С.Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я
последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…»,
«Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина
дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина.
С.Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим
понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не
падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,
«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы
мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери»,
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и др.).
Поэма «Анна Снегина» (обзор)
В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм.
Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!», « Скрипка и немножко
нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?» и др. Идейнохудожественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».
Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии
Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.
Литературный процесс 20-х годов (обзор).
И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.
Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - романантиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.
Литературный процесс 30-х годов (обзор).
А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа «Сокровенный
человек».
Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».
М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и
композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в
образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в
13
романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема
любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские
мотивы и образы в романе.
М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира
Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному
теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики.
О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в
изображении О.Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох.
Трагический опыт современного поэта.
Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Вн.
чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».
А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема творчества и
любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История создания и публикация
поэмы. Образ лирической героини в поэме.
М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон».
«Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь
поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе.
А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского.
Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти».
Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века
В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы».
Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер»,
«Шоковая терапия»).
А.И.Солженицын. Жизнь и творчество. «Один день Ивана Денисовича» (изображение
русского национального характера). Судьба праведницы. А.И.Солженицын «Матренин
двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.
Тема Великой Отечественной войны в 50 - 80-е годы (обзор).
Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х
годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов
« В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и
Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева
«А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников».
Русская «деревенская» проза в 50 - 80-е годы.
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество. Герои рассказов Шукшина («Как помирал старик»,
«Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы Шукшина.
В. Г. Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России. Судьбы
материнских старух и их детей - коллективный образ трех поколений русских людей.
Смысл финала повести и её названия.
Поэзия второй половины 20 века (обзор). Время «поэтического бума».
Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов, И.А.Бродский. Личность и
судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в лирике поэтов
«поэтического бума».
Драматургия второй половины 20 века.
Розов-драматург. Драма «Вечно живые». Вампилов. «Утиная охота».
14
Литература последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного
процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины 20 века.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
Темы
Количес
тво
часов
1
Становление и развитие реализма в русской литературе 19 века.
2
2
Русская литературная критика второй половины 19 века.
3
3
Иван Сергеевич Тургенев.
9
4
Николай Гаврилович Чернышевский.
4
5
Иван Александрович Гончаров.
9
6
Александр Николаевич Островский.
9
7
Федор Иванович Тютчев.
4
8
Николай Алексеевич Некрасов.
7
9
Афанасий Афанасьевич Фет.
4
10
Алексей Константинович Толстой.
3
11
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
4
12
Страницы истории западноевропейского романа 19 века: Фредерик
6
Стендаль «Красное и белое», Оноре де Бальзак «Человеческая
комедия»: роман «Евгения Гранде», роман «Отец Горио». Чарльз
Диккенс. Рождественские повести. Роман «Домби и сын».
13
Федор Михайлович Достоевский.
9
14
Лев Николаевич Толстой.
12
15
Николай Семенович Лесков.
4
16
Страницы зарубежной литературы конца 19 – начала 20 веков:
4
Генрик Ибсен, Ги де Мопассан, Бернард Шоу.
17
Антон Павлович Чехов.
8
18
Мировое значение русской классической литературы.
1
19
Резерв
3
Всего
105
11 класс
№
Темы
1.
2.
3.
4.
5.
Введение.
И.А.Бунин.
А.И.Куприн
Литература русского зарубежья
Л.Андреев
Количе
ство
часов
2
5
4
1
3
15
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Всего
М.Горький
Поэзия Серебряного века.
А.А.Блок
С.А.Есенин.
В.В.Маяковский.
Литература 20-х годов
И.Э.Бабель.
Е.И.Замятин
А.П.Платонов.
М.А.Булгаков
М.И.Цветаева.
О.Э.Мандельштам.
Б.Л.Пастернак.
А.А.Ахматова.
М.А.Шолохов.
А.Т.Твардовский.
В.Т.Шаламов.
А.И.Солженицын.
Тема Великой Отечественной войны в прозе 50 – 80 годов.
В.М.Шукшин.
В.Г.Распутин.
«Поэтический бум».
Драматургия второй половины 20 века.
Современная литература. Постмодернизм.
5
6
6
6
5
2
2
2
3
8
3
2
3
5
6
3
2
3
3
3
3
2
2
2
102