родной язык 5 класс

2

1. Результаты освоения учебного предмета
Изучение предметной области "Родной язык и родная литература" должно
обеспечить:
− воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как
хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
− приобщение к литературному наследию своего народа;
− формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за со-хранение
культуры народа;
− обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета;
− получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о
его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для учащихся 5 классов
разработана на основе требований ФГОС ООО к личностным, метапредметным и
предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования.
Личностные результаты:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и
долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная
значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение
личностной сопричастности судьбе российского народа).
2. Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества
(идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории
народов и государств, находившихся на территории современной России).
3. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное
отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
− анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
− идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

3

− выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
− ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
− формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
− обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать
причинно-следственные
связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся
сможет:
− подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и
свойства;
− выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
− выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять
их сходство;
− объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
− выделять явление из общего ряда других явлений;
− определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной
данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
− строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных
явлений к общим закономерностям;
− строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом
общие признаки;
− самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
− вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
− объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением
формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки
зрения);
− выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее
вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
− делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
− находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
− ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;

4

− устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
− резюмировать главную идею текста;
− преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный;
− текст non-fiction);
− критически оценивать содержание и форму текста.
Коммуникативные УУД
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
− определять возможные роли в совместной деятельности;
− играть определенную роль в совместной деятельности;
− принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи:
мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
− определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
− строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
− корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен). критически относиться к собственному мнению, с достоинством
признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
− предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
− выделять общую точку зрения в дискуссии;
− договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;
− организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
− устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью. Обучающийся сможет:
− определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
− отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
− представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
− соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
− высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в
рамках диалога;
− принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

5

− создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
− использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
− использовать
невербальные
средства
или
наглядные
материалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
− делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
3. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
− целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
− выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с
условиями коммуникации;
− выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать
модель решения задачи;
− использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
− использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать
информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать
информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты изучения учебного предмета «Родной язык (русский)» должны
отражать:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного
общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение основных единиц и грамматических
категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова, синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и
чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого
этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при со-здании
устных
и
письменных
высказываний;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;

6

8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
2. Содержание учебного предмета
Русский язык – национальный язык русского народа. Роль родного языка в жизни
человека. Русский язык в жизни общества и государства. Бережное отношение к родному
языку как одно из необходимых качеств современного культур-ного человека. Краткая
история русской письменности.
Речь правильная и хорошая (сходства и различия). Основные нормы
словоупотребления: правильность выбора слова, максимально соответствующего
обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности. Речь без ошибок –
соблюдение русской речевой нормы. Орфоэпические нормы родного языка. Понятие о
варианте нормы. Равноправные и допустимые варианты произношения. Нерекомендуемые и
неправильные варианты произношения. Богатство языка и богатство речи. Тавтология.
Точная речь.
Учимся читать. Роль чтения в жизни человека. Качество чтения. Правила чтения.
Интонация. Восстановление прочтенного текста по памяти – развернутый пересказ;
завершение текста (мысль); извлечение смысла – краткий пересказ.
Учимся редактировать. Правка текста: вычленение и устранение ненужного; замена
ненужного нужным; включение недостающего – дополнение.
В мире текста. Текст и его основные признаки. Строение текста. Основная мысль
текста. Тема – микротема. Речевые жанры. Композиционные формы описания,
повествования, рассуждения. Средства связи предложений и частей текста. Слова со
специфическим оценочно-характеризующим значением. Связь определённых наименований
с некоторыми качествами, эмоциональными состояниями и т.п. человека. Функциональные
разновидности языка (разговорная речь, официально-деловой стиль, учебно-научный стиль,
публицистический стиль, язык художественной литературы). Особенности языка
фольклорных текстов. Лексические нормы употребления имён существительных,
прилагательных, глаголов в современном русском литературном языке. Стилистические
варианты нормы (книжный, общеупотребительный‚ разговорный и просторечный).
Рассказ. Как строить рассказ. Основные части рассказа. Эффективность рассказа.
Вторичные тексты. Изложения (пересказы). Виды изложений. Способы сокращения текста.
Общение. Объекты и субъекты общения. Цели общения. Коммуникативная за-дача.
Спор и его особенности. Ссора – ее особенности. Секреты успешного выхода из ссоры. Что
такое убедительные доводы и где их применять.
Учимся слушать (слышать – слушать – внимать – оценивать). Кто и как слушает:
правила для собеседников. Основные нормы словоупотребления: правильность выбора
слова, максимально соответствующего обозначаемому им предмету или явлению реальной
действительности. Правила речевого этикета русского языка: нормы и традиции.
Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Обращение в русском речевом этикете.
История этикетной формулы обращения в русском языке. Особенности употребления в
качестве обращений собственных имён, названий людей по степени родства, по положению
в обществе, по профессии, должности; по возрасту и полу. Обращение как показатель
степени воспитанности человека, отношения к собеседнику, эмоционального состояния.
Обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации. Современные формулы
обращения к незнакомому человеку. Употребление формы «он». Язык и речь. Точность и
логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной
устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скоро-говорки). Что такое комплимент.

7

Что не может считаться комплиментом. Похвала и похвальба. Вежливость. Основы
вежливости. Этикет. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.
3. Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема

Количество часов

Раздел I
Родной русский язык. Роль и эволюция
Речь правильная и хорошая
Учимся читать и отвечать на вопросы
Учимся редактировать
Раздел II
В мире текста
Позиции текста
Тема-микротема (план)
Текст о тексте (анализ текста)
Раздел III
В мире текстов
Текст о тексте (анализ гуманитарного учебного текста)
Текст о тексте (анализ математического учебного текста)
Текст о тексте (анализ естественно-научного учебного текста)
Раздел IV
Что такое рассказ?
Вторичные тексты (пересказ)
Твоя коммуникативная речевая задача
Правила для собеседников. Учимся слушать. Практикум по курсу
«Родной (русский) язык
Резерв

4

4

4

4

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».