2
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета "Астрономия"
Обучение астрономии направлено на достижение комплекса следующих результатов:
личностные результаты, метапредметные результаты, предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей:
совершенствование навыков научного познания, обсуждение достижений астрономии как
науки,
- формирование убеждѐнности в необходимости познания природы, развития науки и
технологий для дальнейшего развития человеческого общества: знакомство со
становлением и развитием астрономии как науки, обсуждение вклада отечественных и
зарубежных учѐных в освоении космоса;
- развитие самостоятельности в приобретении и совершенствовании новых знаний и
умений;
- овладение способами познавательной, информационно-коммуникативной и
рефлексивной деятельностей;
- формирование мотивации образовательной деятельности и оценки собственных
возможностей и личных интересов при выборе сферы будущей профессиональной
деятельности: выполнение творческих заданий, проектов.
Метапредметные результаты:
- овладение основными способами учебной деятельности: постановка целей,
планирование, самоконтроль, оценка полученных результатов и др.;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели физических явлений,
предсказывать результаты опытов или наблюдений на основе физических законов и
теорий;
- понимание различий между теоретическими и эмпирическими методами познания,
исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и
реальными объектами;
- приобретение опыта самостоятельного поиска информации естественнонаучного
содержания с использованием различных источников (учебных тексов, справочных и
научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета) и
информационных технологий, еѐ обработки и представления в разных формах (словесно,
с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- готовность к самостоятельному выполнению проектов, докладов, рефератов и других
творческих работ;
- формирование умений выражать свои мысли, выслушивать разные точки зрения,
признавать право другого человека на иное мнение, вести дискуссию, отстаивать свои
взгляды и убеждения, работать в группе с выполнением различных социальных ролей.
Предметные результаты:
- формирование знаний о становлении астрономии как науки, о вкладе отечественных и
зарубежных классиков физики в развитие науки и техники, об экологических проблемах
и путях их решения;
- приобретение умений пользоваться методами научного исследования явлений природы,
проводить эксперименты с использованием аналоговых и цифровых измерительных
приборов, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать погрешности результатов
3
измерений, решать задачи на применение изученных физических законов;
- овладение умениями проводить наблюдения, выдвигать гипотезы и строить модели,
применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических
явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний, оценивать
достоверность естественнонаучной информации;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе приобретения знаний и умений по астрономии с использованием различных
источников информации и современных информационных технологий;
- приобщение к современной астрономической науке и технике.
Введение
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Выпускник научится:
воспроизводить сведения по истории развития астрономии, ее связях с физикой и
математикой;
использовать полученные ранее знания для объяснения устройства и принципа
работы телескопа.
Практические основы астрономии
Выпускник научится:
воспроизводить горизонтальную и экваториальную системы координат;
воспроизводить определения терминов и понятий (созвездие, высота и кульминация
звезд и Солнца, эклиптика, Всемирное, местное, поясное время);
объяснять необходимость введения високосных лет и нового календарного стиля;
объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения звезд и Солнца на
различных географических широтах, движение и фазы Луны, причины затмений
Луны и Солнца;
применять звездную карту для поиска на небе определенных созвездий и звезд.
Строение Солнечной системы
Выпускник научится:
воспроизводить исторические сведения о становлении и развитии гелиоцентрической
системы мира;
воспроизводить определения терминов и понятий (конфигурация планет,
синодический и сидерический периоды обращения планет, горизонтальный
параллакс, угловые размеры объекта, астрономическая единица);
вычислять расстояние до планет по горизонтальному параллаксу, а их размеры по
угловым размерам и расстоянию;
формулировать законы Кеплера, определять массы планет на основе третьего
(уточненного) закона Кеплера;
описывать особенности движения тел Солнечной системы под действием сил
тяготения по орбитам с различным эксцентриситетом;
объяснять причины возникновения приливов на Земле и возмущений в движении тел
Солнечной системы;
характеризовать особенности движения и маневров космических аппаратов для
исследования тел Солнечной системы.
Природа тел Солнечной системы
Выпускник научится:
4
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
формулировать и обосновывать основные положения современной гипотезы о
формировании всех тел Солнечной системы из единого газопылевого облака;
определять и различать понятия - Солнечная система, планета, ее спутники, планеты
земной группы, планеты-гиганты, кольца планет, малые тела, астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды, метеоры, болиды, метеориты;
описывать природу Луны и объяснять причины ее отличия от Земли;
перечислять существенные различия природы двух групп планет и объяснять
причины их возникновения;
проводить сравнение Меркурия, Венеры и Марса с Землей по рельефу поверхности и
составу атмосфер, указывать следы эволюционных изменений природы этих планет;
объяснять механизм парникового эффекта и его значение для формирования и
сохранения уникальной природы Земли;
описывать характерные особенности природы планет-гигантов, их спутников и колец;
характеризовать природу малых тел Солнечной системы и объяснять причины их
значительных различий;
описывать явления метеора и болида, объяснять процессы, которые происходят при
движении тел, влетающих в атмосферу планеты с космической скоростью;
описывать последствия падения на Землю крупных метеоритов;
объяснять сущность астероидно-кометной опасности, возможности и способы ее
предотвращения.
Солнце и звезды
Выпускник научится:
определять и различать понятия звезда, модель звезды, светимость, парсек, световой
год;
характеризовать физическое состояние вещества Солнца и звезд и источники их
энергии;
описывать внутреннее строение Солнца и способы передачи энергии из центра к
поверхности;
объяснять механизм возникновения на Солнце грануляции и пятен;
описывать наблюдаемые проявления солнечной активности и их влияние на Землю;
вычислять расстояние до звезд по годичному параллаксу;
называть
основные
отличительные
особенности
звезд
различных
последовательностей на диаграмме «спектр — светимость»;
сравнивать модели различных типов звезд с моделью Солнца;
объяснять причины изменения светимости переменных звезд;
описывать механизм вспышек Новых и Сверхновых;
оценивать время существования звезд в зависимости от их массы;
описывать этапы формирования и эволюции звезды;
характеризовать физические особенности объектов, возникающих на конечной стадии
эволюции звезд: белых карликов, нейтронных звезд и черных дыр.
Строение и эволюция Вселенной
Выпускник научится:
объяснять смысл понятий космология, Вселенная, модель Вселенной, Большой взрыв,
реликтовое излучение;
5
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
характеризовать основные параметры Галактики (размеры, состав, структура и
кинематика);
определять расстояние до звездных скоплений и галактик по цефеидам на основе
зависимости «период — светимость»;
распознавать типы галактик: спиральные, эллиптические, неправильные;
сравнивать выводы А. Эйнштейна и А. А. Фридмана относительно модели Вселенной;
обосновывать справедливость модели Фридмана результатами наблюдений «красного
смещения» в спектрах галактик;
формулировать закон Хаббла;
определять расстояние до галактик на основе закона Хаббла; по светимости
Сверхновых;
оценивать возраст Вселенной на основе постоянной Хаббла;
интерпретировать обнаружение реликтового излучения как свидетельство в пользу
гипотезы Горячей Вселенной;
классифицировать основные периоды эволюции Вселенной с момента начала ее
расширения — Большого взрыва;
интерпретировать современные данные об ускорении расширения Вселенной как
результата действия антитяготения «темной энергии» — вида материи, природа
которой еще неизвестна;
систематизировать знания о методах исследования и современном состоянии
проблемы существования жизни во Вселенной.
Выпускник получит возможность научиться:
•
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования
методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений
для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации
с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности
на Землю;
•
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и
лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов
и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических
характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет -светимость», физические
причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение
химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;
•
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы
и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных
размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;
•
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая
Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в
том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;
•
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца,
Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;
•
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневнойжизни для понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе
6
которых лежат знания по астрономии; отделения ее от лженаук; оценивания информации,
содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.
•
указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при
наблюдениях звездного неба;
•
различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура),
соотносить цвет звезды с ее температурой; гипотезы о происхождении Солнечной
системы.
2. Содержание учебного предмета «Астрономия»
Курс астрономии, завершая физико-математическое образование выпускников
средней школы, знакомит их с современными представлениями о строении и эволюции
Вселенной и способствует формированию научного мировоззрения. В настоящее время
важнейшими задачами астрономии являются формирование представлений о единстве
физических законов, действующих на Земле и в безграничной Вселенной, о непрерывно
происходящей эволюции нашей планеты, всех космических тел и их систем, а также самой
Вселенной.
Основной задачей курса является формирование у учащихся целостного
представления о строении и эволюции Вселенной, современной астрономической картины
мира. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии сделан на вопросы
астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Введение
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Особенности астрономических методов исследования. Телескопы и радиотелескопы.
Всеволновая астрономия.
Практические основы астрономии
Звезды и созвездия. Звездные карты, глобусы и атласы. Видимое движение звезд на
различных географических широтах. Кульминация светил. Видимое годичное движение
Солнца. Эклиптика. Движение и фазы Луны. Затмения Солнца и Луны. Время и
календарь.
Строение Солнечной системы
Развитие представлений о строении мира. Геоцентрическая система мира. Становление
гелиоцентрической системы мира. Конфигурации планет и условия их видимости.
Синодический и сидерический (звездный) периоды обращения планет. Законы Кеплера.
Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Горизонтальный
параллакс. Движение небесных тел под действием сил тяготения. Определение массы
небесных тел. Движение искусственных спутников Земли и космических аппаратов в
Солнечной системе.
Природа тел Солнечной системы
Солнечная система как комплекс тел, имеющих общее происхождение. Земля и Луна —
двойная планета. Исследования Луны космическими аппаратами. Пилотируемые полеты
на Луну. Планеты земной группы. Природа Меркурия, Венеры и Марса. Планетыгиганты, их спутники и кольца. Малые тела Солнечной системы: астероиды, планетыкарлики, кометы, метеороиды. Метеоры, болиды и метеориты.
Солнце и звезды
Излучение и температура Солнца. Состав и строение Солнца. Источник его энергии.
7
Атмосфера Солнца. Солнечная активность и ее влияние на Землю. Звезды — далекие
солнца. Годичный параллакс и расстояния до звезд. Светимость, спектр, цвет и
температура различных классов звезд.
Диаграмма «спектр—светимость». Массы и размеры звезд. Модели звезд. Переменные и
нестационарные звезды. Цефеиды — маяки Вселенной. Эволюция звезд различной
массы.
Строение и эволюция Вселенной
Наша Галактика. Ее размеры и структура. Два типа населения Галактики. Межзвездная
среда: газ и пыль. Спиральные рукава. Ядро Галактики. Области звездообразования.
Вращение Галактики. Проблема «скрытой» массы. Разнообразие мира галактик. Квазары.
Скопления и сверхскопления галактик. Основы современной космологии. «Красное
смещение» и закон Хаббла. Нестационарная Вселенная А. А. Фридмана. Большой взрыв.
Реликтовое излучение. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и
антитяготение.
Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни.
Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соединения в
космосе. Современные возможности космонавтики и радиоастрономии для связи с
другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о
своем существовании.
3. Тематическое планирование
10 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
11 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
Название темы
Итого:
Количество
часов
2
8
6
7
7
4
1
35
Итого:
Количество
часов
2
8
6
6
7
4
1
34
Введение
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел солнечной системы
Солнце и звёзды
Строение и эволюция Вселенной
Резерв
Название темы
Введение
Практические основы астрономии
Строение Солнечной системы
Природа тел солнечной системы
Солнце и звёзды
Строение и эволюция Вселенной
Резерв