2
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»
Направление «Технологии ведения дома»
Планируемые результаты освоения предмета технологии
Личностные результаты
1. Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
культуре, религии, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам (сформированность представлений об
основах светской этики, культуры, традиций). Сформированность ответственного отношения
к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом
труде.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
6. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера
Учебная деятельность на уроках технологии, имеющая практико-ориентированную
направленность, предполагает освоение учащимися совокупности знаний по теории (понятия
и термины), практике (способы и технологии выполнения изделий), способам осуществления
учебной деятельности (применение инструкции, выполнение изделия в соответствии с
правилами и технологиями), что обусловливает необходимость формирования широкого
спектра УУД.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые
задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в
рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной.
3
•
•
•
•
•
Познавательные УУД
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение.
Коммуникативные УУД
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий .
Предметные результаты освоения учащимися предмета «Технология» в основной
школе:
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам предметной области «Технология»,
планируемые результаты освоения предмета «Технология» отражают:
• осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта;
• овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности,
решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления
изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
• овладение средствами и формами графического отображения объектов или
процессов, правилами выполнения графической документации;
• формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач;
• развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
• формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
В процессе конкретизации этих общих результатов, выделены предметные умения по
блокам содержания программы по технологии.
Современные технологии и перспективы их развития
Выпускник научится:
4
•
называть и характеризовать актуальные технологии производства и обработки
материалов, машиностроения, нанотехнологии;
•
называть и характеризовать перспективные технологии производства и обработки
материалов, машиностроения, нанотехнологии;
•
объяснять на произвольно избранных примерах принципиальные отличия
современных технологий производства материальных продуктов от традиционных
технологий, связывая свои объяснения с принципиальными алгоритмами, способами
обработки ресурсов, свойствами продуктов современных производственных технологий и
мерой их технологической чистоты;
Технологии ведения дома. Кулинария
Выпускник научится: самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные
блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы,
мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие
требованиям
рационального
питания,
соблюдая
правильную
технологическую
последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила
безопасной работы.
Выпускник получит возможность научиться:
•
составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;
•
выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в
белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё
рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки
пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
•
применять основные виды и способы консервирования и заготовки пищевых
продуктов в домашних условиях;
•
экономить электрическую энергию при обработке пищевых продуктов; оформлять
приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
•
определять виды экологического загрязнения пищевых продуктов; оценивать
влияние техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека;
•
выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной
сферы на окружающую среду и здоровье человека.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Выпускник научится:
•
изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и
декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных
изделий, пользуясь технологической документацией;
•
выполнять влажно-тепловую обработку швейных изделий.
Выпускник получит возможность научиться:
•
выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с
использованием традиций народного костюма;
•
использовать при моделировании зрительные иллюзии в одежде; определять и
исправлять дефекты швейных изделий;
•
выполнять художественную отделку швейных изделий;
•
изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных
5
народных промыслов;
•
определять основные стили в одежде и современные направления моды.
Выпускник получит возможность научиться:
•
приводить рассуждения, содержащие аргументированные оценки и прогнозы развития технологий в сферах производства и обработки материалов, машиностроения,
производства продуктов питания, сервиса.
Формирование технологической культуры и проектно-технологического
мышления обучающихся
Выпускник научится:
•
следовать технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового
продукта;
•
оценивать условия применимости технологии в том числе с позиций
экологической защищенности;
•
прогнозировать по известной технологии выходы (характеристики продукта) в
зависимости от изменения входов/параметров/ресурсов, проверять прогнозы опытноэкспериментальным путем, в том числе самостоятельно планируя такого рода эксперименты;
•
в зависимости от ситуации оптимизировать базовые технологии (затратность –
качество), проводит анализ альтернативных ресурсов, соединяет в единый план несколько
технологий без их видоизменения для получения сложносоставного материального или
информационного продукта;
•
проводить оценку и испытание полученного продукта;
•
проводить анализ потребностей в тех или иных материальных или
информационных продуктах;
•
описывать технологическое решение с помощью текста, рисунков, графического
изображения;
•
анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и
недостатки в контексте заданной ситуации;
•
проводить и анализировать разработку и/или реализацию прикладных и
технологических проектов,
•
проводить и анализировать конструирование механизмов, простейших роботов,
позволяющих решить конкретные задачи (с помощью стандартных простых механизмов, с
помощью материального или виртуального конструктора).
Выпускник получит возможность научиться:
•
выявлять и формулировать проблему, требующую технологического решения;
•
технологизировать свой опыт, представлять на основе ретроспективного анализа и
унификации деятельности описание в виде инструкции или технологической карты;
•
оценивать коммерческий потенциал продукта и / или технологии.
Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального
самоопределения
Выпускник научится:
•
характеризовать группы профессий, обслуживающих технологии в сферах
медицины, производства и обработки материалов, машиностроения, производства продуктов
6
питания, сервиса, информационной сфере, описывает тенденции их развития,
•
характеризовать ситуацию на региональном рынке труда, называет тенденции ее
развития,
•
разъяснять социальное значение групп профессий, востребованных на
региональном рынке труда,
•
характеризовать группы предприятий региона проживания,
•
характеризовать учреждения профессионального образования различного уровня,
расположенные на территории проживания обучающегося, об оказываемых ими
образовательных услугах, условиях поступления и особенностях обучения,
•
анализировать свои мотивы и причины принятия тех или иных решений,
•
анализировать результаты и последствия своих решений, связанных с выбором и
реализацией образовательной траектории,
•
анализировать свои возможности и предпочтения, связанные с освоением
определенного уровня образовательных программ и реализацией тех или иных видов
деятельности,
•
получит опыт наблюдения (изучения), ознакомления с современными
производствами в сферах медицины, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере и
деятельностью занятых в них работников,
•
получит опыт поиска, извлечения, структурирования и обработки информации о
перспективах развития современных производств в регионе проживания, а также
информации об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда.
Выпускник получит возможность научиться:
•
предлагать альтернативные варианты траекторий профессионального образования
для занятия заданных должностей;
•
анализировать
социальный
статус
произвольно
заданной
социальнопрофессиональной группы из числа профессий, производства и обработки материалов,
машиностроения, производства продуктов питания, сервиса, информационной сфере.
По годам обучения результаты могут быть структурированы и
конкретизированы следующим образом:
5 класс
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры
и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда.
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
7
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
6 класс
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры
и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий
промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда.
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам
для решения прикладных учебных задач.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования
информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в
современном производстве или сфере обслуживания.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
7 класс
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда.
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
8 класс
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической
8
культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития
технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и
транспорта.
Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения
творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий,
обеспечения сохранности продуктов труда.
Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов,
правилами выполнения графической документации.
Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным
предметам для решения прикладных учебных задач.
Развитие умений применять технологии представления, преобразования и
использования информации, оценивать возможности и области применения средств и
инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания.
Формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми
технологиями, их востребованности на рынке труда.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИИ»
Программа предмета «Технология» обеспечивает формирование у школьников
технологического мышления. Схема технологического мышления (потребность – цель –
способ – результат) позволяет наиболее органично решать задачи установления связей
между образовательным и жизненным пространством, образовательными результатами,
полученными при изучении различных предметных областей, а также собственными
образовательными результатами (знаниями, умениями, универсальными учебными
действиями и т. д.) и жизненными задачами.
Основную часть содержания программы составляет деятельность обучающихся,
направленная на создание и преобразование как материальных, так и информационных
объектов. Важнейшую группу образовательных результатов составляет полученный и
осмысленный обучающимися опыт практической деятельности.
В соответствии с целями выстроено содержание деятельности в структуре трех блоков,
обеспечивая получение заявленных результатов.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст
современных
материальных
и
информационных
технологий,
показывающее
технологическую эволюцию человечества, ее закономерности, технологические тренды
ближайших десятилетий.
Первый блок включает содержание, позволяющее ввести обучающихся в контекст
современных
материальных
и
информационных
технологий,
показывающее
технологическую эволюцию человечества.
Содержание первого блока определяется с учётом региональных особенностей
Свердловской области, материально-технического обеспечения, а также использования
следующих направлений курса:
Технологии ведения дома
Кулинария
Санитария и гигиена.
9
Физиология питания.
Блюда из яиц, бутерброды, горячие напитки.
Блюда из овощей.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов.
Блюда из рыбы и морепродуктов.
Блюда из птицы.
Блюда из мяса.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий.
Заправочные супы.
Изделия из теста.
Сервировка стола.
Этикет.
Приготовление обеда в походных условиях.
Создание изделий из текстильных и поделочных материалов
Свойства текстильных материалов.
Элементы машиноведения.
Конструирование швейных изделий.
Моделирование швейных изделий.
Технология изготовления швейных изделий.
Выполнение образцов ручных стежков, строчек и швов.
Художественные ремёсла
Декоративно-прикладное искусство.
Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративноприкладного искусства.
Лоскутное шитьё.
Роспись ткани.
Вязание крючком.
Вязание на спицах.
Второй
блок
содержания
позволяет
обучающемуся
получить
опыт
персонифицированного действия в рамках применения и разработки технологических
решений, изучения и мониторинга эволюции потребностей.
Третий
блок
содержания
обеспечивает
обучающегося
информацией
о
профессиональной деятельности, в контексте современных производственных технологий;
производящих отраслях конкретного региона, региональных рынках труда; законах, которым
подчиняется развитие трудовых ресурсов современного общества, а также позволяет
сформировать ситуации, в которых обучающийся получает возможность социальнопрофессиональных проб и опыт принятия и обоснования собственных решений.
Содержание учебного предмета 5 класс
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Основные теоретические сведения
Понятие о проектной деятельности, творческих проектах, этапах их подготовки и
реализации.
Практические работы
10
Выполнение эскизов проектов.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
Декоративно-прикладное изделие для кухни (8 ч) Творческий проект «Изделие в технике
лоскутного шитья для кухни»
Основные теоретические сведения
Традиционные виды рукоделия и декоративно-прикладного творчества. Применение
лоскутной пластики в народном и современном костюме, интерьере. Знакомство с видами
лоскутной пластики. Композиция, цвет в лоскутном шитье. Холодные, теплые,
хроматические и ахроматические цвета. Цветовые контрасты. Подготовка доклада к защите
проекта.
Практические работы
Зарисовка традиционных орнаментов лоскутной пластики, определение колорита и
материалов для шитья изделия. Организация рабочего места. Выполнение эскизов
прихватки, выполнение раскроя по шаблонам. Технология изготовления прихватки из
лоскутков. Материалы, инструменты, оборудование. Защита проекта.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ»
Элементы материаловедения (4 ч)
Основные теоретические сведения
Классификация текстильных волокон. Натуральные растительные волокна. Изготовление
нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого производства и в домашних условиях.
Долевая (основная) и поперечная (уточная) нити, кромка и ширина ткани. Ткацкие
переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Свойства тканей из натуральных
растительных волокон. Краткие сведения об ассортименте хлопчатобумажных и льняных
тканей. Материалы, применяемые декоративно-прикладном искусстве.
Практические работы
Изучение свойств нитей основы и утка. Определение направления долевой нити в ткани.
Определение лицевой и изнаночной сторон ткани.
Конструирование швейных изделий
Основные теоретические сведения
Фартуки в национальном костюме. Общие правила построения и оформления чертежей
швейных изделий. Правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями.
Понятие о масштабе, чертеже, эскизе. Фигура человека и ее измерение. Правила снятия
мерок. Последовательность и приемы раскроя швейного изделия.
Практические работы
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа фартука в масштабе 1:4
и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование фартука выбранного фасона.
Подготовка выкройки к раскрою. Раскрой изделия.
Швейные ручные работы
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и стежки,
виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия при
выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков и строчек.
11
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения
История швейной машины. Виды машин, применяемых в швейной промышленности.
Бытовая универсальная швейная машина, ее технические характеристики. Назначение
основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и
недостатки.
Практические работы
Подготовка универсальной бытовой швейной машины к работе. Безопасные приемы труда
при работе на швейной машине. Намотка нитки на шпульку. Заправка верхней и нижней
нитей. Выполнение машинных строчек на ткани по намеченным линиям. Регулировка длины
стежка. Терминология швейных работ. Выполнение образцов швов.
Проект «Одежда для работы на кухне»
Основные теоретические сведения
Способы рациональной раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани и направления
рисунка. Технология пошива изделия; обработка кармана;нижнего, боковых, верхнего
срезов; обработка пояса.Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработка и ее
значение при изготовлении швейных изделий. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Организация рабочего места. Подбор инструментов и материалов. Подготовка ткани к
раскрою. Раскладка выкройки. Обмеловка и раскрой ткани. Перенос контурных и
контрольных линий и точек на ткань. Обработка нижней части фартука швом вподгибку с
закрытым срезом или тесьмой. Обработка накладных карманов, пояса. Соединение деталей
изделия машинными швами. Отделка и влажно-тепловая обработка изделия. Контроль и
оценка качества готового изделия. Защита проекта.
ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
Основные теоретические сведения
Краткие сведения из истории архитектуры и интерьера. Интерьер жилых помещений и их
комфортность. Современные стили в интерьере. Рациональное размещение оборудования
кухни и уход за ним. Создание интерьера кухни с учетом запросов и потребностей семьи и
санитарно-гигиенических требований. Разделение кухни на зону для приготовления пищи и
зону столовой. Отделка интерьера произведениями декоративно-прикладного искусства.
Декоративное украшение кухни изделиями собственного изготовления. Размещение
оборудования на кухне.
Творческий проект «Кухня моей мечты». Этапы проектирования, цель и задачи проектной
деятельности.
Практические работы
Творческий проект «Кухня моей мечты». Выполнение эскиза интерьера кухни. Защита
проекта.
КУЛИНАРИЯ
Санитария и гигиена
Основные теоретические сведения
Санитарные требования к помещению кухни и столовой. Санитарно-гигиенические
требования к лицам, приготовляющим пищу, к приготовлению пищи, к хранению продуктов
и готовых блюд. Правила мытья посуды. Безопасные приемы работы на кухне.
Практические работы
12
Приведение помещения кухни в соответствие с требованиями санитарии и гигиены.
Проведение сухой и влажной уборки. Рациональное размещение инструментов на рабочих
местах. Безопасные приемы работы с оборудованием, инструментами, горячими
жидкостями. Освоение способов применения различных моющих и чистящих средств.
Оказание первой помощи при ожогах, порезах и других травмах.
Здоровое питание
Основные теоретические сведения
Понятие о процессе пищеварения. Общие сведения о питательных веществах и витаминах.
Содержание витаминов в пищевых продуктах. Пищевая пирамида. Первая помощь при
пищевых отравлениях.
Практические работы
Работа с таблицами по составу и количеству витаминов в различных продуктах. Работа с
пищевой пирамидой.
Технология приготовления пищи
Бутерброды, горячие напитки
Основные теоретические сведения
Продукты, используемые для приготовления бутербродов. Виды бутербродов. Технология
приготовления бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Требования к
качеству бутербродов. Условия и сроки хранения бутербродов. Виды горячих напитков.
Способы заваривания кофе, какао, чая и трав.
Практические работы
Составление технологических карт приготовления бутербродов. Выполнение эскизов
художественного оформления бутербродов. Нарезка продуктов. Подбор ножей и
разделочных досок. Приготовление бутербродов и горячих напитков к завтраку.
Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий
Основные теоретические сведения
Виды круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и
жидких каш, макаронных изделий. Технология приготовления блюд из бобовых,
обеспечивающая сохранение в них витаминов группы В. Причины увеличения веса и объема
при варке.
Практические работы
Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий; приготовление блюда.
Определение необходимого количества жидкости при варке каш различной консистенции и
гарниров из крупы, бобовых и макаронных изделий. Чтение маркировки, штриховых кодов
на упаковке.
Блюда из овощей
Основные теоретические сведения
Виды овощей, содержание в них минеральных веществ, белков, жиров, углеводов,
витаминов. Методы определения качества овощей, содержание нитратов. Назначение, виды
и технология механической и тепловой кулинарной обработки овощей. Виды салатов.
Изменение содержания витаминов и минеральных веществ в зависимости от условий
кулинарной обработки.
Практические работы
Современные инструменты и приспособления для механической обработки и нарезки
овощей. Фигурная нарезка овощей для художественного оформления салатов. Выполнение
13
эскизов оформления салатов для различной формы салатниц: круглой, овальной, квадратной.
Приготовление блюд из сырых и вареных овощей. Жаренье овощей и определение их
готовности.
Блюда из яиц
Основные теоретические сведения
Строение яйца. Способы определения свежести яиц. Приспособления и оборудование для
приготовления блюд из яиц. Способы варки яиц.
Практические работы
Определение свежести яиц. Первичная обработка яиц. Приготовление блюд из яиц.
Выполнение эскизов художественной росписи яиц.
Сервировка стола к завтраку. Творческий проект «Воскресный завтрак в моей семье»
Основные теоретические сведения
Составление меню на завтрак. Правила подачи горячих напитков. Столовые приборы и
правила пользования ими. Эстетическое оформление стола. Правила поведения за столом.
Правила защиты проекта.
Практические работы
Выполнение эскизов художественного украшения стола к завтраку. Оформление готовых
блюд и подача их к столу. Складывание тканевых и бумажных салфеток различными
способами. Защита проекта.
Содержание учебного предмета 6 класс
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА
Вязание крючком и спицами
Творческий проект «Вяжем аксессуары крючком или спицами»
Основные теоретические сведения
Ассортимент вязаных изделий в современной моде. Инструменты и материалы для вязания.
Схемы для вязания, условные обозначения.
Практические работы
Подбор крючка и спиц в соответствии с пряжей. Основные способы вязания крючком
полотна, по кругу. Набор петель спицами, вязание лицевых и изнаночных петель, кромочных
петель. Закрытие петель последнего ряда. Создание схем для вязания с помощью
компьютера. Выполнение и защита проекта «Вяжем аксессуары крючком или спицами».
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения
Текстильные материалы из химических волокон и их свойства. Способы получения
химических волокон.
Практическая работа
Изучение свойств текстильных материалов из химических волокон.
Конструирование швейных изделий
Основные теоретические сведения
Виды плечевой одежды. Традиционная плечевая одежда (национальный костюм).
Конструирование плечевой одежды. Общие правила снятия мерок для построения чертежа
плечевой одежды. Практические работы
14
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа швейного изделия в
масштабе 1\4 и в натуральную величину по своим меркам. Моделирование швейного
изделия.
Швейные ручные работы
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности при работе со швейными иголками, булавками, ножницами. Ручные строчки и
стежки, виды ручных стежков и строчек. Размер стежков, ширина шва. Технические условия
при выполнении ручных работ. Терминология ручных работ.
Практическая работа
Изготовление образцов ручных стежков и строчек.
Элементы машиноведения
Основные теоретические сведения
Машинные иглы: устройство, подбор, замена. Дефекты машинной строчки и их устранение.
Уход за швейной машиной. Приспособления к швейной машине.
Практические работы
Замена швейной иглы. Выполнение образцов швов (обтачного и обтачного в кант).
Проект «Наряд для семейного обеда»
Основные теоретические сведения
Примерка швейного изделия и устранение дефектов. Способы обработки проймы и
горловины, застежек. Обработка плечевых, боковых срезов. Подготовка доклада к защите
проекта.
Практические работы
Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки, обмеловка и раскрой ткани. Выкраивание
подкройной обтачки. Обработка горловины швейного изделия. Стачивание деталей и
выполнение отделочных работ. Контроль и оценка качества готового изделия. Защита
проекта «Наряд для семейного обеда».
ОФОРМЛЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
Основные теоретические сведения
Планировка жилого дома. Экологичные материалы. Зонирование помещений жилого дома.
Композиция в интерьере: виды композиции, ритм. Декоративное оформление интерьера
(цвет, отделочные материалы, текстиль).
Использование комнатных растений в интерьере, их декоративная ценность и влияние на
микроклимат помещения.
Практическая работа
Творческий проект «Растения в интерьере комнаты».
КУЛИНАРИЯ (12 ч)
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря. Возможности кулинарного
использования рыбы разных видов. Технология и санитарные условия первичной и тепловой
обработки рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции.
Практические работы
Подбор инструментов и оборудования для разделки рыбы. Определение свежести рыбы
органолептическим методом. Первичная обработка чешуйчатой рыбы. Варка и жаренье
15
рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками. Определение готовности блюд из
рыбы.
Блюда из мяса и мясных продуктов
Основные теоретические сведения
Понятие о пищевой ценности мяса. Виды мяса и мясных продуктов. Технология подготовки
мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Технология
разделки и приготовления блюд из птицы.
Практические работы
Определение доброкачественности мяса. Приготовление блюд из мяса. Приготовление блюд
из птицы.
Приготовление первых блюд
Основные теоретические сведения
Технология приготовления первых блюд. Классификация супов.
Практическая работа
Приготовление заправочного супа.
Сервировка стола к обеду. Этикет
Основные теоретические сведения
Понятие о калорийности продуктов. Правила сервировки стола к обеду. Правила поведения
за столом.
Практическая работа
Творческий проект «Приготовление воскресного обеда».
Содержание учебного предмета 7 класс
ИНТЕРЬЕР ЖИЛОГО ДОМА
Основные теоретические сведения
Освещение жилого дома: основные типы ламп; типы и виды светильников; системы
управления светом.
Систематизация, принципы размещения картин и коллекций в интерьере.
Гигиена жилища: виды и последовательность уборки помещений, средства для уборки.
Санитарно-гигиенические требования к уборке помещений. Современные бытовые приборы
для уборки помещений; современные технологии и технические средства для создания
микроклимата, их виды, назначение.
Творческий проект «Умный дом»
Этапы проектирования, цель и задачи проектной деятельности.
Практические работы. Выполнение электронной презентации «Освещение жилого дома».
Составление плана генеральной уборки своей комнаты. Выполнение проекта «Умный дом» в
форме эскиза или презентации.
Подготовка к защите и защита проекта.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЁСЛА
Ручная роспись тканей
Основные теоретические сведения
Виды росписи по ткани. Художественные особенности различных техник росписи по ткани.
Материалы, инструменты, приспособления. Красители анилиновые и на основе
растительного сырья. Приемы росписи по ткани. Закрепление рисунка на ткани. Технология
росписи по ткани «холодный батик».
16
Практические работы
Выполнение образца росписи по ткани в технике холодного батика.
Ручные стежки и швы на их основе. Вышивка
Основные теоретические сведения
Вышивка как один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства в России.
Вышивка в народном костюме. Применение вышивки в современном костюме, интерьере.
Организация рабочего места для ручного шитья.
Виды вышивки. Материалы и оборудование для вышивки. Виды ручных стежков (прямые,
петлеобразные, петельные, косые, крестообразные).
Виды счетных швов (крест, гобеленовый, болгарский крест).
Виды вышивки по свободному контуру (гладьевые швы).
Вышивка лентами: материалы, инструменты, приспособления. Приемы вышивки лентами.
Практические работы
Выполнение образцов швов. Выполнение образца вышивки швом крест. Выполнение
образцов вышивки гладью. Выполнение образца вышивки лентами.
Творческий проект «Подарок своими руками»
Основные теоретические сведения
Исследование проблемы, определение цели и задач проекта. Выбор техники выполнения
проекта. Обоснование проекта. Разработка технологической карты, расчет затрат на
изготовление изделия. Подготовка к защите проекта, оценка и самооценка.
Практические работы
Выполнение проекта «Подарок своими руками». Защита проекта.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Элементы материаловедения
Основные теоретические сведения
Текстильные материалы из волокон животного происхождения и их свойства. Технология
производства шерстяных и шелковых тканей. Виды и свойства шерстяных и шелковых
тканей. Определение вида тканей по сырьевому составу.
Ассортимент шерстяных и шелковых тканей.
Практическая работа
Определение сырьевого состава тканей и изучение их свойств.
Конструирование поясной одежды
Основные теоретические сведения
Виды поясной одежды. Юбка в народном костюме. Виды тканей, используемых для пошива
юбок. Конструкции юбки (прямая, клиньевая, коническая). Мерки, необходимые для
построения основы чертежа прямой юбки. Правила снятия мерок для построения чертежа
юбки. Правила построения основы чертежа прямой юбки в масштабе 1:4 и в натуральную
величину (по своим меркам).
Способы моделирования прямой юбки. Выбор модели с учетом особенностей фигуры.
Моделирование юбки расширением к низу, со складками (односторонние складки,
двусторонние (встречные) складки).
Получение выкройки швейного изделия из пакета готовых выкроек, журнала мод или
Интернета. Определение индивидуального размера (российский и европейский размерный
ряд). Чтение чертежа и перенос контура чертежа на кальку.
Практические работы
17
Снятие мерок и запись результатов измерений. Построение чертежа юбки в масштабе 1:4 и в
натуральную величину по своим меркам. Моделирование юбки в соответствии с выбранным
фасоном. Получение выкройки швейного изделия из журнала мод и подготовка ее к раскрою.
Швейные ручные работы
Основные теоретические сведения
Инструменты, приспособления для выполнения ручных работ. Правила и техника
безопасности при работе с иголками, булавками, ножницами. Терминология ручных работ.
Подшивание: прямыми, косыми, крестообразными стежками.
Практическая работа Изготовление образцов ручных швов.
Творческий проект «Праздничный наряд»
Основные теоретические сведения
Проектирование праздничного наряда: выбор лучшей идеи (модели юбки) и обоснование.
Организация рабочего места для работ. Последовательность и приемы раскроя поясного
швейного изделия. Подготовка ткани и выкройки к раскрою. Подготовка выкройки к
раскрою. Раскрой изделия: правила раскладки выкроек на ткани, раскладка выкроек на
ворсовой ткани, на ткани в клетку, в полоску, обмеловка, контрольные надсечки.
Обработка деталей кроя. Дублирование деталей с использованием флизелина, дублерина,
клеевой прокладки.
Сборка поясного швейного изделия. Технология обработки вытачек, складок. Технология
притачивания застежки-молнии. Технология обработки боковых срезов, пояса, нижнего
среза юбки.
Влажно-тепловая обработка швейного изделия. Подготовка доклада к защите проекта.
Практические работы
Подготовка ткани к раскрою и раскрой проектного изделия. Обработка среднего (бокового)
шва юбки с застежкой-молнией. Обработка складок, вытачек. Примерка изделия и
устранение дефектов. Обработка верхнего среза прямым притачным поясом. Обработка
нижнего среза юбки (потайными стежками). Влажно-тепловая обработка изделия. Контроль,
оценка и самооценка качества готового изделия.
Защита проекта.
КУЛИНАРИЯ
Блюда из молока и кисломолочных продуктов
Основные теоретические сведения
Пищевая ценность молока. Значение молока, молочных и кисломолочных продуктов в
питании человека. Блюда из молока, молочных и кисломолочных продуктов. Виды тепловой
обработки молока. Определение качества молока и молочных продуктов. Технология
приготовления молочных супов и каш. Технология приготовления блюд из творога:
сырников, вареников, запеканки.
Практическая работа
Приготовление молочного супа, молочной каши или блюда из творога.
Изделия из теста
Основные теоретические сведения
Изделия из жидкого теста (блины, блинчики, оладьи, блинный пирог). Виды разрыхлителей.
Технология приготовления изделий из жидкого теста.
18
Виды теста и выпечки. Качество продуктов для выпечки, их функция в составе теста. Виды
ароматизаторов теста. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для
приготовления различных видов теста.
Технология приготовления изделий из пресного слоеного (готового или скороспелого) теста.
Виды изделий из слоеного теста.
Технология приготовления изделий из песочного теста. Виды изделий из песочного теста.
Способы формования печенья из песочного теста.
Практические работы
Приготовление изделий из жидкого теста. Приготовление изделий из слоеного и песочного
теста.
Технология приготовления сладостей, десертов, напитков
Основные теоретические сведения
Сладкие блюда в питании человека. Виды десертов. Сахар и его виды, заменители сахара,
пищевая ценность.
Технология приготовления цукатов.
Десерты из шоколада и какао-порошка, технология приготовления «Шоколадных
трюфелей».
Различные сладкие блюда (безе, суфле, желе, мусс, самбук), технология их приготовления,
подача готовых блюд. Продукты и желирующие вещества, используемые для приготовления
сладких блюд.
Сладкие напитки. Технология приготовления компота, морса, киселя.
Практическая работа
Приготовление сладких блюд и напитков.
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет
Основные теоретические сведения
Составление меню сладкого стола. Правила подачи десерта. Эстетическое оформление стола.
Правила использования столовых приборов при подаче десерта, торта, мороженого, фруктов.
Правила этикета на торжественном приеме: приглашение, поведение за столом.
Практическая работа
Разработка приглашения на торжество в редакторе MicrosoftWord
Творческий проект «Праздничный сладкий стол»
Возможная проблемная ситуация. Разработка меню для праздничного сладкого стола. Расчет
расхода продуктов. Выполнение эскизов украшения праздничного стола. Оформление
сладких блюд и подача их к столу.
Практическая работа
Выполнение и защита проекта «Праздничный сладкий стол». Самооценка и оценка проекта.
Содержание учебного предмета 8 класс
Раздел Технологии домашнего хозяйства
«Экология жилища» Характеристика основных элементов систем энергоснабжения,
теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах.
Правила их эксплуатации. Понятие об экологии жилища. Лабораторно-практические и
практические работы. Ознакомление с приточно-вытяжной естественной вентиляцией в
помещении.
19
Современные системы фильтрации воды. Система безопасности жилища. «Водоснабжение и
канализация в доме» Схемы горячего и холодного водоснабжения в многоэтажном доме.
Система канализации в доме. Мусоропроводы и мусоросборники. Работа счётчика расхода
воды. Способы определения расхода и стоимости расхода воды. Экологические проблемы,
связанные с утилизацией сточных вод.Лабораторно-практические и практические работы.
Ознакомление со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома.
Определение расхода и стоимости горячей и холодной воды за месяц.
«Бюджет семьи» Источники семейных доходов и бюджет семьи. Способы выявления
потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи.
Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Способы
защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей
предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета.
Современное производство и профессиональное самоопределение
«Сферы производства и разделение труда» Сферы и отрасли современного производства.
Основные составляющие производства. Основные структурные подразделения
производственного предприятия. Уровни квалификации и уровни образования. Факторы,
влияющие на уровень оплаты труда. Понятие о профессии, специальности, квалификации и
компетентности работника «Профессиональное образование и профессиональная карьера»
Виды массовых профессий сферы производства и сервиса в регионе. Региональный рынок
труда и его конъюнктура. Профессиональные интересы, склонности и способности.
Диагностика и самодиагностика профессиональной пригодности. Источники получения
информации о профессиях, путях и об уровнях профессионального образования. Здоровье и
выбор профессии
Технологии исследовательской и опытнической деятельности
«Исследовательская и созидательная деятельность» Проектирование как сфера
профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Банк идей.
Реализация проекта. Оценка проекта.
Электротехника
«Бытовые электроприборы» Электронагревательные приборы, их безопасная эксплуатация.
Электрическая и индукционная плиты на кухне. Принцип действия, правила эксплуатации.
Преимущества и недостатки. Пути экономии электрической энергии в быту. Правила
безопасного пользования бытовыми электроприборами. Назначение, устройство, правила
эксплуатации отопительных электроприборов. Устройство и принцип действия
электрического фена. Общие сведения о принципе работы, видах и правилах эксплуатации
бытовых холодильников и стиральных машин- автоматов, электрических вытяжных
устройств. Электронные приборы: телевизоры, DVD, музыкальные центры, компьютеры,
часы и др. Сокращение срока службы и поломка при скачках напряжения. Способы защиты
приборов от скачков напряжения. «Электромонтажные и сборочные технологии» Общее
понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников
тока и приёмников электрической энергии. Условные графические изображения на
электрических схемах. Понятие об электрической цепи и о её принципиальной схеме. Виды
проводов. Инструменты для электромонтажных работ; приёмы монтажа. Установочные
изделия. Приёмы монтажа и соединений установочных приводов и установочных изделий.
Правила безопасной работы. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и
наладочных работ. «Электротехнические устройства с элементами автоматики» Схема
20
квартирной электропроводки. Работа счётчика электрической энергии. Элементы автоматики
в бытовых электротехнических устройствах. Устройство и принцип работы бытового
электрического утюга с элементами автоматики. Влияние электротехнических и
электронных приборов на здоровье человека.
Лабораторно-практические и практические работы. Оценка допустимой суммарной
мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке и в квартирной (домовой) сети.
Изучение устройства и принципа действия стиральной машины-автомата, электрического
фена для сушки волос. Изучение способов защиты электронных приборов от скачков
напряжения.
Лабораторно-практические и практические работы. Чтение простой электрической схемы.
Сборка электрической цепи из деталей конструктора с гальваническим источником тока.
Исследование работы цепи при различных вариантах её сборки.
Лабораторно-практические и практические работы. Изучение схем квартирной
электропроводки. Определение расхода и стоимости электроэнергии за месяц. Изучение
устройства и принципа работы бытового электрического утюга с элементами автоматики.
3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№
Тема
1
Технологии домашнего хозяйства.
Интерьер кухни, столовой (2 ч.).
Электротехника.
Бытовые электроприборы (1 ч.).
Кулинария.
Санитария и гигиена на кухне. Физиология питания (1 ч ). Бутерброды и
горячие напитки (1 ч.). Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий (2
ч.). Блюда из овощей и фруктов (3 ч.). Блюда из яиц (2 ч.).
Приготовление завтрака. Сервировка стола к завтраку (1 ч.).
Создание изделий из текстильных материалов.
Свойства текстильных материалов из волокон растительного
происхождения» (4 ч.). Конструирование швейных изделий» (4 ч.).
Швейная машина (5 ч.). Технология изготовления швейных изделий (13
ч.).
Художественные ремёсла.
Декоративно-прикладное искусство» (2 ч.). Основы композиции и
законы восприятия цвета при создании предметов декоративноприкладного искусства» (2 ч.). Лоскутное шитьё» (4 ч.).
Технологии
творческой
и
опытнической
деятельности.
Исследовательская и созидательная деятельность (17 ч.)
Инструктаж по ТБ и ПБ
Резерв
2
3
4
5
6
кол-во
часов
2
1
10
26
8
17
2
4
21
6 класс
№
Тема
1
Технологии домашнего хозяйства.
Интерьер жилого дома» (1 ч.). Комнатные растения в интерьере (2 ч.).
2
Кулинария.
Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря (2 ч.). Блюда из мяса» (2 ч.).
Блюда из птицы (2 ч.). Заправочные супы (2 ч.) Приготовление обеда.
Сервировка стола к обеду. Этикет (2 ч.).
Создание изделий из текстильных материалов.
Свойства текстильных материалов (2 ч.). Конструирование швейных
изделий (4 ч.). Моделирование швейных изделий (2 ч.). Швейная машина
(2 ч.). Технология изготовления швейных изделий (12 ч.).
Художественные ремёсла.
Вязание крючком (4 ч.). Вязание спицами (2ч.).
Технологии творческой и опытнической деятельности.
Исследовательская и созидательная деятельность (22 ч.).
Инструктаж по ТБ и ПБ
Резерв
3
4
5
кол-во
часов
3
10
23
6
22
2
4
7 класс
№
Тема
1
Технологии домашнего хозяйства.
Освещение жилого помещения (1 ч.). Предметы искусства и коллекции в
интерьере» (2 ч.). Гигиена жилища (1 ч.).
Электротехника.
Бытовые электроприборы (1 ч.).
Кулинария.
Блюда из молока и кисломолочных продуктов (2 ч.). Изделия из жидкого
теста (2 ч.). Изделия из пресного слоеного теста (2 ч.). Изделия из
пресного песочного теста (2 ч.). Сладости, десерты, напитки (4 ч.).
Сервировка сладкого стола. Праздничный этикет (2 ч.).
Создание изделий из текстильных материалов.
Свойства текстильных материалов (3 ч.). Конструирование швейных
изделий (2 ч.). Моделирование швейных изделий (2 ч.). Получение
выкроек из журналов мод (1 ч.). «Швейная машина (1 ч.). Технология
изготовления швейных изделий (14 ч.).
2
3
4
5
6
Художественные ремёсла. Ручная роспись тканей (1 ч.). Вышивание (8
ч.).
Технологии
творческой
и
опытнической
деятельности.
кол-во
часов
4
1
14
22
9
14
22
Исследовательская и созидательная деятельность (14 ч.).
Инструктаж по ТБ и ПБ
Резерв
2
4
8 класс
№
Тема
1
Технологии домашнего хозяйства.
Экология жилища (2 ч.). Водоснабжение и канализация в доме (2 ч.).
Электротехника.
Бытовые электроприборы (1 ч.). Цифровые приборы (1 ч.).
Семейная экономика.
Бюджет семьи (5 ч.)
Современное производство и профессиональное самоопределение.
Сфера производства и разделения труда (1ч.). Профессиональное
образование и профессиональная карьера (3 ч.).
2
3
4
5
Технологии
творческой
и
опытнической
Исследовательская и созидательная деятельность(15 ч.).
Инструктаж по ТБ и ПБ
Резерв
деятельности.
кол-во
часов
4
2
5
4
15
2
3